Суда на воздушной подушке

Алан-э-Дейл       10.11.2022 г.

Энергосбережение для вентиляции своими руками

Сберечь тепло и электроэнергию при работе естественной или принудительной вентиляции можно. Особенно это касается работы принудительных систем.

  • Так, используя рекуператор, можно существенно сэкономить на нагреве подаваемого воздуха. Правда, стоит отметить, что стоимость вентиляции с рекуперацией воздуха гораздо выше.
  • Автоматизация работы вытяжек и нагнетателей также может сделать процесс проветривания помещения более эффективным.
  • Даже простой процесс проветривания при естественной вентиляции может сэкономить энергию. Так, через открытую форточку в комнате на полное обновление воздуха уйдет примерно 40 минут. При сильном холоде за это время успеют остыть стены возле окна и откосы. Это увеличит расход теплоэнергии на нагрев, а также может стать причиной образования конденсата на окнах. В свою очередь, при открытом окне обновление воздуха проходит гораздо быстрее, что не дает стенам и откосам остыть.

Насколько надежным может быть СВП?

Как показывает практика, заводские судна на воздушной подушке (СВП) приходится ремонтировать где-то один раз в полгода. Но это неполадки несущественные и не требуют серьезных затрат. В основном, отказывает подушка и система подачи воздуха. Вообще-то, вероятность того, что самодельное устройство развалится в процессе эксплуатации, очень мала, если “ховеркрафт” собран грамотно и правильно. Чтобы это случилось, нужно на большой скорости налететь на какое-нибудь препятствие. Несмотря на это, воздушная подушка все же способна защитить устройство от серьезных поломок.

Спасатели, работающие на подобных аппаратах в Канаде, ремонтируют их быстро и грамотно. Что касается подушки, то ее реально отремонтировать в условиях обычного гаража.

Подобная модель будет надежной, если:

  • Используемые материалы и детали были надлежащего качества.
  • На аппарате установлен новый двигатель.
  • Все соединения и крепления выполнены надежно.
  • Изготовитель обладает всеми необходимыми навыками.

Если СВП изготавливается как игрушка для ребенка, то в данном случае желательно, чтобы присутствовали данные хорошего конструктора. Хотя и это не показатель для того, чтобы детей сажать за руль этого транспортного средства. Это ведь не автомобиль и не лодка. Управлять СВП не так просто, как кажется.

С учетом этого фактора, нужно сразу приступать к изготовлению двухместного варианта, чтобы контролировать действия того, кто будет сидеть за рулем.

https://youtube.com/watch?v=tf5-uJ_pn-o

Варианты вентиляции: преимущества и недостатки каждого типа вентиляции

Существует несколько видов вентиляционных систем, которые устанавливаются в частных домах:

  • Система естественной вентиляции.
  • Система принудительной вентиляции.
  • Смешанный тип, которые имеет как участки с естественной, так и с принудительной вентиляцией.

Рассмотрим подробнее характеристики:

Принцип действия естественной вентиляции основан на разнице температур на улице и в помещении, а также на разнице в давлении. Для функционирования системы в помещении устанавливаются вентиляционные каналы, по которым обеспечивается движение воздуха. Преимуществом естественной вентиляции является ее автономность. Движение воздуха по элементам обеспечивается только физическими процессами, поэтому происходит практически всегда. Благодаря этому в помещении обеспечиваются комфортные для человека условия. Недостатком данной системы можно считать зависимости от погодных условий. При сильном ветре тяга в вентиляционных каналах пропадает, и движение воздуха прекращается. Также на снижение тяги в каналах может повлиять жара. В таких условиях приток свежего воздуха в помещение может вообще прекратиться, что негативно скажется на здоровье находящихся в нем людей.

  • Принудительная вентиляция. В основном применяется в общественных местах, где естественная вентиляция не может обеспечить нормальный приток свежего воздуха. Состоит из двух частей. Первая из них отвечает на доставку воздуха в помещение, а вторая – за откачку его наружу. Преимущество систем принудительной вентиляции заключается в их высокой производительности, независимости от погодных условий, возможности использовать фильтры для очистки воздуха. Среди недостатков следует отметить зависимость от поставки электроэнергии (вентиляторы и калориферы без нее просто не будут работать), большое энергопотребление, шумность при работе. Самым главным недостатком систем принудительной вентиляции является их стоимость.
  • Смешанные системы. Они комбинируют в себе естественную и принудительную системы. Например, при нормальном оттоке воздуха, но недостаточном его притоке (за счет герметизации помещения) можно установить систему нагнетания воздуха, а удаление старого может происходить через вентиляционный канал. Если же приток воздуха через естественные отверстия (окна, двери) нормальный, а отток плохой, можно воспользоваться вытяжкой.

Составление проекта: выбор рабочей схемы

Для изготовления действующего макета СВП необходимо выбрать эффективную для заданных условий конструкцию корпуса. Чертежи судов на воздушной подушке можно найти на специализированных ресурсах, где размещены патенты с подробным описанием разных схем и способов их реализации. Практика показывает, что одним из самых удачных вариантов для таких сред, как вода и твердый грунт, является камерный способ формирования воздушной подушки.

Предлагаем ознакомиться: Скользящий поплавок для дальнего заброса: монтаж и оснастка удочки

В нашей модели будет реализована классическая двухмоторная схема с одним нагнетающим силовым приводом и одним толкающим. Малоразмерные суда на воздушной подушке своими руками изготовленные, по сути, являются игрушками-копиями больших аппаратов. Однако они наглядно демонстрируют преимущества использования таких средств передвижения перед остальными.

Потребность государственных структур

Помимо активного отдыха и развлечений средства на воздушной подушке нашли своё предназначение в Министерстве внутренних дел и чрезвычайных ситуаций. Например, плавсредство «Север» применяется транспортной полицией для поиска и задержания подозреваемых в совершении преступления. Аппарат на воздушной подушке не только показывает прекрасные скоростные характеристики (150 км/час на воде), но и способен преодолевать затяжные уклоны до 30 градусов. Данное судно было замечено на вооружении у рыбинспекции

Прекрасные тактико-технические характеристики всегда сумеют привлечь к себе внимание

Для ремонта мостов и сооружений, обслуживания нефтедобывающих платформ, проведения всевозможных водолазных работ, а также если необходим ремонт катеров, яхт и грузовых судов, стоящих на рейде, используют плавсредство на воздушной подушке серии «Шельф». Огромная мощность двигателя и большие размеры позволяют размещать на судне до двух тонн груза без учёта 20 рабочих. Разворот на 360 градусов без смещений позволяет легко маневрировать в любом труднодоступном месте.

Выше только звезды

Самым лучшим плавающим средством на воздушной подушке признан катер серии «Пегас». В первую очередь, он отличается от конкурентов возможностью использования в любое время года. Все новые катера имеют салон закрытого типа. Выполнен он с системой отопления и позволяет сохранять комфортные условия даже в тридцатиградусный мороз. В летнюю жару кабина легко трансформируется, позволяя улучшить циркуляцию свежего воздуха. В зависимости от модификации плавсредство способно принимать на борту от 5 до 8 человек со снаряжением 350-500 кг.

Если учесть малый расход топлива и хорошие показатели дальности хода и скорости, то можно сделать вывод, что это самый лучший катер. Цена такого устройства способна смутить обычного человека – 30 000 условных единиц. Однако если суммировать стоимость вместе взятой техники – моторной лодки, квадроцикла и снегохода, станет ясно, что средство на воздушной подушке имеет очень привлекательную цену.

Если интересен корпоративный сегмент, то лидером здесь признано судно серии «Нептун». Имея в распоряжении множество модификаций, устройство в первую очередь позиционируется как транспорт высокой проходимости для перевозки пассажиров.

Роль КБ «Алмаз»

Так, в ленинградском КБ «Алмаз» стали зарождаться идеи – монтировать ракетные установки на мелкие быстроходные катера. Во всем мире к новшеству русских отнеслись сдержано-скептически. Но шестидневная война 1967 года перевернула взгляды, после того как египетский катер (производства СССР) единым ракетным залпом отправил на дно израильский эскадренный миноносец. Началась новая эпоха на флоте. В 70-х годах инженерами КБ «Алмаз» под руководством В. И. Королева стали выдвигаться идеи по созданию легких катеров-катамаранов на воздушных подушках. Это повышало скорость передвижения, маневренность, неуязвимость. Задача – неожиданное появление, удар и такое же быстрое исчезновение. Так зародился малый корабль «Бора» на воздушной подушке.

Непотопляемость СВП

Использование двойных обшивок заполненных воздухонасыщенным материалом или просто наполненных воздухом обеспечивает непотопляемость пластиковым СВП. В нашем опыте были случаи насыщения пенопласта водой, что приводило к увеличению веса всей конструкции.

Стеклопластики

Плюсы стеклоплстиков: Возможность производства сложных геометрических форм., хорошие показатели прочности, стойкость к коррозии.

Минусы: чувствительность к концентрации напряжений ,небольшой модуль норм. упругости, зависимость качества от способа хранения материалов, горючесть.

Надстройка СВП

Существует два способа создания надстройки: так называемый “сендвич” и слоистый тип в котором используются стекломаты. Использование стекломатов увеличивает вес конструкции и показывает худшую прочность, теплоизоляцию и шумоизоляцию. “Сендвич” имеет меньший вес, хорошие прочностные характеристики и способность проведения электропроводки, отличные шумо и теплоизоляционные показатели.

Движущий винт

Воздушные винты используются в качестве движущих винтов в большинстве амфибийных судов на воздушных подушках. Этот лопастной движитель приводится в движение двигателем, предназначенным для получения тяги. Втулка и лопасти – главные составляющие конструкций воздушных винтов. Лопасть состоит из 2-х частей: комель и перо. Комель используют для крпепежа лопасти во втулке.

В катерах на воздушных подушках используют два типа винтов: изменяемого шага (ВИШ) и фиксированного шага (ВФШ). Характерной особенностью ВИШ является способность его лопастей вращаться вокруг своих осей, устанвливая при этом необходимый оператору угол.В ВФШ же напротив во время работы угол лопастей изменять нельзя.

Существует три основных типа лопастей: веслообразная, суживающаяся и саблевидная. Наиболее важные показатели винта: угол поворота лопасти, диаметр окружности, крутка лопасти и винтовой шаг.

Материалы лопастей

Лопасти изготавливают из следующих материалов: алюминий, дерево, пластик. Трудоёмкость и дороговизна деревянных и алюминиевых лопастей достаточно велики по сравнению с пластиком.

Предлагаем ознакомиться: Охота с СКС описание особенности советы и рекомендации

Шведские лопасти

Компания MULTIWING является лидером по изготовлению лопастей из полиамидного пластика. Их лопасти имеют меньшую прочность нежели стеклопаслтик, но более низкую себестоимость и упрощённые аэродинамические характеристики.

Кольцевые насадки

Для увеличения тяговых характеристик используют аэродинамические кольцевые насадки. Насадка выполняется по специальному аэродинамическому профилю, если профиль подобран не верно, насадка будет работать как защитное кольцо.

Расположение винтов

Конструкции большинства катеров на воздушных подушках предусматривают размещение винтов в кормовой части судна. Только очень смелые проектировщики размещают винт в носовой части, что как правило приводит к дополнительным сложностям и дискомфорту пассажиров.

Гибкое ограждение

ГО – Гибкое ограждение воздушной подушки. Расположено между поверхностью и металлическим корпусом судна на воздушной подушке. ГО даёт возможность увеличить расстояние между поверхностью и основанием корпуса, что позволяет преодолевать волны и достаточно высокие препятствия. Существует два основных типа ограждений: двухъярусное, сегментное.

Новое в блогах

Турецкий веб-ресурс turkishnavy.net сообщил, что 21 сентября 2014 года через проливы Босфор и Дарданеллы в Средиземное море проследовал ракетный корабль «Самум» проекта 1239 Черноморского флота ВМФ России.

———————————————

Известно, что «Самум» вышел из Севастополя на боевую службу в Средиземное море 20 сентября. Это первый дальний поход скегового ракетного корабля на воздушной подушке проекта 1239 (шифр «Сивуч»).

В состав 41-й бригады ракетных катеров ЧФ входят два ракетных корабля на воздушной подушке проекта 1239 («Бора» и «Самум»), построенных Зеленодольским судостроительным заводом имени А.М. Горького в 1980-е и в начале 1990-х годов сооответственно. До настоящего времени эти необычные «катамаранные» скеговые корабли, оснащенные противокорабельным ракетным комплексом «Москит», не совершали дальних походов и не выходили за пределы Черного и Балтийского морей.

Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» проекта 1239 Черноморского флота проходит пролив Босфор, следуя в Средиземное море. 21 сентября 2014 г.

Ракетный корабль «Самум» — малый ракетный корабль на воздушной подушке Черноморского флота, проекта 1239.

Построен на Зеленодольском судостроительном заводе (Татарстан) и после опытной эксплуатации вошёл в 1999 году в состав сил постоянной готовности Черноморского флота,в начале 2000-х переведен на Черное море ,где уже служил однотипный корабль «Бора». По ударному потенциалу этому ракетному кораблю на Черноморском флоте нет равных,при большой скорости и ударному вооружению эквивалентному эсминцу проекта 956 он по габаритам остается в классе МРК. Он является крупнейшим в своем подклассе в практике российского и мирового кораблестроения быстроходным боевым кораблем, использующим гидродинамическую платформу — катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой.

Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой 64 м длины и 18 м ширины. Впереди находится эластичный экран. Два газотурбинных двигателя мощностью по 60 тысяч л.с. позволяют развить скорость до 55 узлов даже при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) — более 40 узлов. Высокая скорость позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет, по той же самой причине его не успевает догнать торпеда. Для экономичного хода установлены два дизеля. Мореходность — до 8 баллов. При этом корабль может поражать любого противника ракетами типа «Москит» (8 противокорабельных ракет), по НАТОвской классификации — «Слепящее солнце». Название отражает суть: в полете они невидимы для радаров.

Кроме того, здесь имеется сильная система ПВО, которая представлена зенитно-ракетным комплексом «Оса» (20 зенитных управляемых ракет), 76,2-мм и 30-мм автоматическими орудиями. Автономность плавания — 10 суток. Экипаж — 68 человек, из них 9 — офицеры. Стоимость корабля — 40-45 млн. долларов. Специалисты ЦМКБ “Алмаз” расценивают проект корабля как этапный проект. На его основе отрабатываются гидродинамические платформы из алюминиево-магниевых сплавов.

П-270 «Москит» (Индекс УРАВ ВМФ — 3М80, по классификации НАТО SS-N-22 Sunburn, буквально «Солнечный ожог») — советская / российская сверхзвуковая низковысотная противокорабельная крылатая ракета с прямоточной воздушно-реактивной двигательной установкой, создана в МКБ «Радуга».

ПКР «Москит» входит в состав ракетных комплексов, предназначенных для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 000 тонн из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей, как водоизмещённых, так и на подводных крыльях и воздушной подушке в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия современными и перспективными средствами противника. Дальность стрельбы — от 10 до 120 км по низковысотной траектории, 250 км при высотном профиле полёта.

Лётные данные Скорость полёта: крейсерская — 2,35 М максимальная — 2,8 М Дальность пуска: 3М-80 — 10-90 км (до 250) 3М-80Е — 120 км Высота полёта: 7-20 м Темп стрельбы при залповом пуске: 5 сек.

Стартовая масса: 3М-80 — 3950 кг 3М-80Е — 4150-4500 кг

Боевая часть: Тип: проникающая Масса БЧ: 300 кг (320) Масса взрывчатого вещества: 150 кг

Физические принципы работы СВП

Высокая проходимость транспортных средств такого типа обеспечивается низким удельным давлением, которое оно оказывает на поверхность. Это объясняется довольно просто: площадь контакта транспортного средства равна или даже превышает площадь самого транспортного средства. В энциклопедических словарях СВП определяются как суда с динамически создаваемой опорной тягой.

Крупные и

на воздушной подушке зависают над поверхностью на высоте от 100 до 150 мм. В специальном устройстве под корпусом создается

воздуха. Машина отрывается от опоры и теряет с ней механический контакт, в результате чего сопротивление движению становится минимальным. Основные затраты энергии идут на поддержание воздушной подушки и разгон аппарата в горизонтальной плоскости.

Тактико-технические характеристики катеров «Бора», «Самум»

Водоизмещение……………………1050 т.

Габаритные размеры Бора, Самум

Длина……………………65,6 м Ширина……………………17,2 м Осадка……………………3,3 м (>1 м при работе нагнетателей)

Двигатели Бора, Самум

2 ГТУ М10-1 36 000 л. с. (на винты-тандем, в опускаемых колонках), два дизеля М-511А 20 000 л. с. (на 2 винта) Мощность……………………2 × 36 000 л. с. и 2 × 20 000 л. с. Движитель……………………2 Скорость хода……………………55 узлов (101,9 км/ч) Дальность плавания……………………полная: 800 миль (45 узлов), экономическая: 2500 миль (12 узлов) Экипаж……………………68

Вооружение Бора, Самум

Артиллерия……………………1 × 76-мм артустановка АК-176, две 6-ствольных 30-мм АУ АК-630 Ракетное вооружение……………………2 × 4 пусковые установки ПКР «Москит» (8 ракет 3М80); 1 × 2 ПУ ЗРК «Оса-М» (20 ракет)

Отечественная альтернатива

Помимо «Пегаса» на российском рынке хорошо зарекомендовали себя судна на воздушной подушке «Марс», «Неотерик», «Стрелец», «Мираж», а также морские катера для перевозки до 15 человек серии «Аэроджет». Все они относятся к туристическому классу, из-за чего имеют ряд ограничений, в первую очередь касающихся режимов эксплуатации. Например, судно «Мираж» можно использовать круглый год, включая сильные морозы, однако перемещение его по волнам и неровным поверхностям ограничено из-за некоторых особенностей конструкции. А вот малыш «Неотерик» способен пройти там, где не ступала нога человека, не говоря уже про низкий расход топлива (5 литров в час) и огромную скорость катера. А вот с грузоподъёмностью и эксплуатацией при отрицательных температурах у него большие проблемы.

Чудом российской промышленности считают средство на воздушной подушке, носящее название «Жук». После просмотра СВП на фото ни у кого не повернётся язык назвать его плавсредством. Он больше напоминает мотоцикл на воздушной подушке. Двухместное устройство малых размеров показывает высокие характеристики проходимости на разных поверхностях и под большими углами.

«Бора» в турецком порту Синоп

В 2013 году в Турции, на активации ЧВМГ «Блэксифор», Российскую Федерацию представлял «Бора» – ракетный корабль на воздушной подушке. Боевые корабли Румынии, Турции, Болгарии, Украины приняли участие в шестидесяти учениях и тренировках. На что делался упор? Отражение отрядов воздушных атак, проводка за тралами, отражение атак малоразмерных целей, организация связи, совместное маневрирование, контроль за движением торгового судна, спасение и поиск на море потерпевших.

Экипаж корабля «Бора» показал себя с лучшей стороны. Все действия под командованием капитана 2-го ранга Транковского выполнялись слаженно, четко, организованно, — это подтверждают восхищенные отзывы всех тех, кто наблюдал за учениями.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.