Россия начинает разрабатывать сверхтяжелую ракету

Алан-э-Дейл       09.09.2022 г.

Особенности конструкции крылатой ракеты Tomahawk Block I

Следует отметить, что американцы практично подошли к созданию нового оружия. Достигнутый с Советским Союзом в середине 70-х годов XX века ядерный паритет требовал создания новых средств доставки ядерных боеприпасов, поэтому изначально новая крылатая ракета — новый боевой топор разрабатывался в нескольких модификациях. Основной, стратегический вариант ракетного комплекса «Томагавк» имел три модификации(А, С , D) и был рассчитан для нанесения ударов по наземным целям в глубине территории вероятного противника. Ко второму, к тактическому варианту ракеты относились модификации B и E. Эти крылатые ракеты должны были уничтожать любые наводные цели.

Конструкция крылатой ракеты имела все свойственные этому виду оружия характерные черты. Корпус представлял собой моноплан цилиндрической формы, снабженный в носовой части обтекателем. Устойчивость снаряда в полете обеспечивали выпускающиеся крылья, расположенные в центральной части корпуса. В хвостовой части ракета имела крестообразный стабилизатор. Основным конструктивным материалом являлся авиационный алюминий и прочный пластик. Использование в конструкции корпуса защитных материалов обеспечили существенное снижение радиолокационной заметности ракеты. В качестве основного двигателя на новую ракету сначала ставились турбореактивные двигатели Williams F107-WR-400 с тягой в 2,7 кН. Позже на другие модификации устанавливались более мощные двигатели. Для модификаций ракет воздушного базирования использовались двигатели ТРД Тeledyne CAE J402-CA-401, способные давать тягу в 3,0 кН.

Мощный маршевый двигатель обеспечивал ракете — снаряду скорость полета свыше 800 км/ч. Дальность полета варьировалась в диапазоне 800- 2500 км, в зависимости от модификации ракеты и варианта базирования. Как правило, крылатые ракеты с ядерной боеголовкой обладали большей дальностью. Тактические модификации способны были летать на меньшее расстояние. Сведенные тактико-технические характеристики для крылатых ракет «Томагавк» выглядят следующим образом:

  • дальность полета для ракет наземного (надводного) пуска 1250 — 2500 км;
  • дальность полета ракет (подводный пуск) базирующихся на подводных лодках до 1000 км;
  • маршевая скорость полета 885 км/ч;
  • максимальная скорость полета на завершающем участке полета при определенных углах атаки — 1200км/ч;
  • корпус ракеты имел длину 6,25 м;
  • размах крыльев 2,62 м;
  • вес снаряженной ракеты варьировался в диапазоне 1450-1500 кг, в зависимости от типа боеголовки;
  • ракета могла быть оснащена ядерной боеголовкой, осколочно-фугасным зарядом или кассетной боеголовкой.

В процессе разработки и последующего серийного выпуска ракеты оснащались тремя типами системы наведения:

  • инерциальной;
  • корреляционной;
  • корреляционной электронно-оптической.

Последняя модификация крылатых ракет Tomahawk Block IV, которая сегодня должна поступить на вооружение армии США уже оснащается совершенно новой электронно-оптической системой наведения DSMAC корреляционного действия. В процессе маршевого полета курс ракеты может быть скорректирован с учетом метеорологической обстановки в районе цели и боевой обстановки. В нынешних условиях оружие представляет собой полностью автоматизированный боевой комплекс, способный принимать решения самостоятельно в зависимости от особенностей боевого применения.

Больше ракет богу ракет!

Но это же старые ракеты, — воскликнут читатели. — А как же новые, упоминаемые автором?»

На ту же тему Древнерусская ракета. Почему мы до сих пор летаем насоюзах»

Да, действительно, диаметрСтаршипа» — 9000 мм, и по железной дороге его не увезти. Так же, как и создаваемую в Китае ракету CZ-9, предназначенную для лунных миссий. Её диаметр вообще 10000 мм. Илон Маск создаёт прототипыстаршипов» прямо на том же месте, где проводятся испытания, а будущие готовые экземпляры будут перевозиться по морю. Примерно так же поступает и Китай.

Как же мы будем возить свойЕнисей»? Ответ простой — по железной дороге.Енисей» собирается по пакетной схеме из нескольких ступеней ракетИртыш» /Союз-5», которые соединяют в общую конструкцию, — это предусмотрено проектом. Примерно так же, как и Falcon Heavy собирается из трёх ракет Falcon 9. А диаметр одногоИртыша» — правильно, 4100 мм.

И да, в истории СССР были случаи, когда нужно было собирать ракету из частей, никак не помещавшихся на железнодорожную платформу. Речь идёт о сборке сверхтяжёлой ракетыЭнергия» — диаметр её средней части(блокаЦ») был 7700 мм. Для его доставки из стратегического бомбардировщика 3М создали специальный самолёт 3М-ТАтлант», превосходно справившийся с задачей.

(Фото: Буран)

Что сказать по итогу. О том, что у современногоРоскосмоса» много проблем, давно всем известно. Их надо решать, и от того, насколько это получится, зависит будущее всей российской космонавтики. Ситуация очень сложная, чего греха таить.

Но бороться с проблемамиРоскосмоса» на эмоциях, передёргивая факты, привирая и на ходу сочиняя сказки, — очень плохой вариант. Не надо так.

Летные автомобили

Никогда не выходил на орбиту

N1, Советская ракета Луна. Разработан в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Совершил 4 попытки запуска на орбиту, но ни в одном из этих полетов не вышел на орбиту. После 4 неудачных запусков проект был закрыт в 1976 году.

На пенсии

  • Сатурн V, с Программа Аполлон полезная нагрузка командный модуль, сервисный модуль, и Лунный модуль. Все три имели общую массу 45 т (99 000 фунтов). Когда была включена третья ступень и топливо для вылета на околоземную орбиту, Сатурн V фактически вывел 140 тонн (310 000 фунтов) на низкую околоземную орбиту. Последний запуск Сатурна V осуществлен Скайлаб, полезная нагрузка 77 111 кг (170 001 фунт), на НОО.
  • В Космический шатл на орбите комбинированный шаттл и масса груза 122 534 кг (270 142 фунта) при запуске Чандра Рентгеновская обсерватория на СТС-93.Чандра и его двухступенчатый Инерционный разгонный блок Ракета-носитель весила 22 753 кг (50 162 фунта).
  • В Энергия Система была разработана для вывода на низкую околоземную орбиту массой до 105 тонн (231 000 фунтов). До отмены программы «Энергия» дважды запускалась, но на орбиту вышел только один полет. В первом полете запуск Полюс платформы вооружения (примерно 80 т (180 000 фунтов)), аппарат не смог выйти на орбиту из-за ошибки программного обеспечения на кик-ступени. Второй полет успешно запустил Буран орбитальный аппарат.

Space Shuttle отличался от традиционных ракет тем, что орбитальный аппарат был, по сути, многоразовой ступенью, на которой находился груз. «Буран» тоже был многоразовым космическим самолетом, но не ракетной «ступенью», так как не имел ракетного двигателя (кроме маневров на орбите). Для выхода на орбиту он полностью полагался на одноразовую пусковую установку «Энергия».

Работоспособен, но не доказал свою эффективность в качестве сверхтяжелых

Falcon Heavy рассчитан на запуск 63,8 т (141 000 фунтов) на низкую околоземную орбиту (НОО) в полностью одноразовой конфигурации и около 57 т (126 000 фунтов) в частично многоразовой конфигурации, в которой восстанавливаются только два из трех его ускорителей. По состоянию на сентябрь 2020 г. последняя конфигурация планируется запустить в начале 2021 года, но с гораздо меньшей полезной нагрузкой, которая будет выведена на геостационарную орбиту. Первый испытательный полет состоялся 6 февраля 2018 года в конфигурации, в которой была предпринята попытка восстановления всех трех ускорителей с небольшой полезной нагрузкой 1250 кг (2760 фунтов), отправленной на орбиту. за Марсом. Второй и третий полеты запустили 6 465 кг (14 253 фунта) и 3700 кг (8200 фунтов) полезная нагрузка. Поскольку аппарат находится в эксплуатации, но еще не продемонстрировал возможность вывода на орбиту полезной нагрузки массой более 50 тонн (110 000 фунтов), он еще не испытан как сверхтяжелая ракета-носитель.

Финансирование и стоимость разработки

В 2015 году стоимость создания сверхтяжелого носителя, имеющего грузоподъемность 70-80 т оценили в 600-700 млрд рублей, а версию с облетом Луны на пилотируемом транспортном корабле – в 1 трлн (это без высадки).

24 марта 2015 года Ю. Коптев, глава Научно-технического совета Роскосмоса заявил журналистам, что разработка сверхтяжелой ракеты грузоподъемностью 70-80 т обойдется в 700 млрд рублей.

29 ноября 2016 года А.Иванцов, первый замглавы Роскосмоса, оценил стоимость разработки сверхтяжелого носителя, а также инфраструктуры под него на космодроме «Восточный» в 1,5 трлн рублей.

17 июля 2017 года по словам источника из ракетно-космической отрасли, стоимость создания сверхтяжелого носителя, а также инфраструктуры для него эксперты оценивают в 1 трлн рублей, причем цена на разработку РН сверхтяжелого класса до самой разработки первого летного изделия была оценена в 700 млрд рублей.

3 октября 2017 года В. Солнцев (глава РКК «Энергия) рассказал журналистам о том, что предварительная оценка стоимости работ по разработке РН сверхтяжелого класса осуществлена, но не назвал, сколько ушло денег.

В декабре 2018 года источник в ракетно-космической отрасли рассказал СМИ, что Роскосмос должен был внести к 15 января 2019 года на согласование федеральным органам власти проект ФЦП на 2020-2030-е годы по разработке сверхтяжелой РН. ФЦП по сверхтяжелой ракете станет частью государственной программы, которая посвящена освоению Луны. Это касается разработки ракеты, производства опытного образца и проведение беспилотного запуска в облет Луны. Предварительно ФЦП оценивается в 1,5 трлн рублей. При этом создание космического корабля или аппарата, который будет запускаться и финансироваться по другой программе. Также предусматривается проведение в эти сроки пилотируемого облета Луны, но на это требуется дополнительное финансирование.

В январе 2019 года источник в ракетно-космической отрасли рассказал журналистам, что руководство Роскосмоса поставило задачу уложиться при разработке и производстве первого летательного экземпляра «Энисей» в 1 трлн рублей или немного больше. По словам другого источника, точной суммы пока нет, так как головной финансовый институт «Агат» не провел расчетов по предложенному основному, а также дополнительным вариантам компоновки ракеты.

&

Зачем нужны тяжелые ракеты

Сверхтяжелые ракеты-носители необходимы для изучения
дальнего космоса. Обычные системы могут поднимать на орбиту спутники или
оправлять на другие планеты небольшие зонды, однако серьезные экспедиции
реальны только при наличии гиганта грузоподъемностью более 100 тонн, отмечают
эксперты.

При этом программа Роскосмоса может косвенно указывать на
то, что у российского правительства появилось понимание долгосрочной программы
освоения дальнего космоса. Например, сверхтяжелая ракета позволит России
осуществить собственную пилотируемую лунную или марсианскую программу.

Кроме этого, возможно активное участие России в
международном проекте. Например, строительстве окололунной станции — Deep Space
Gateway. Пока есть договоренность о том, что российские специалисты изготовят для
проекта шлюз для выходов в открытый космос, однако в будущем участие нашей
страны в проекте может расшириться.

Официальная задача для будущей «царь-ракеты» в программе «Роскосмоса»
— изучение Солнечной системы, планет Солнечной системы, Луны и окололунного
пространства, выведение пилотируемых кораблей и автоматических космических
аппаратов на околоземную орбиту. Проект дорогой, однако на кону — космическое
будущее России.

Использование

Ракету тяжелого класса планируют использовать в рамках российской лунной программы, так как грузоподъемность РН «Ангара-А5В» (37,5 т на НОО) будет недостаточной для подобных целей. К тому же, создание пилотируемой «Ангары» (модификация «Ангара-А5П») в средине 2017 года отменена в пользу создания родственного проекта сверхтяжелой ракеты – ракеты среднего класса Иртыш/ «Союз-5».

Летом 2017 года РКК «Энергия» создала схему осуществления пилотируемой экспедиции на Луну. Она подразумевает 2 пуска сверхтяжелой ракеты и 1 пуск ракеты «Союз-5». Новый проект, как и прошлый (четыре запуска «Ангары), подразумевал сборку на низкой околоземной орбите лунного экспедиционного комплекса. Сборка предполагается на протяжении несколько месяцев с осуществлением запусков ракет с интервалом между пусками в 1 месяц. К тому же, корабль «Федерация» в лунной модификации с экипажем запустят ранее на МКС, где он будет ждать сборки лунного экспедиционного комплекса. При этом сам комплекс будет включать Межорбитальный буксир, Лунный взлетно-посадочный корабль, разгонный блок ДМ с дополнительными блоками и корабль «Федерация».

Вначале осени 2017 года глава Роскосмоса И. Комаров рассказал журналистам о том, что кроме луной программы сверхтяжелый носитель собираются использовать для исследования дальнего космоса, в том числе и в совместных программах с США, к примеру, Deep Space Gateway.

В ноябре 2017 года вице-премьер Д. Рогозин сообщил журналистам, что сверхтяжелый носитель будет применяться в миссия к Луне, Юпитеру и Марсу.

Весной 2018 года Игорь Комаров рассказал журналистам, что сверхтяжелый носитель будут применять в пилотируемой экспедиции на Марс.

Осенью 2018 года Д. Рогозин сообщил в своем твиттер-аккаунте, что сверхтяж выведет модули лунной станции не просто на орбиту спутника, но и на поверхность.

28 ноября 2018 года Лев Зеленый (научный руководитель Института космических исследований) по результатам состоявшегося заседания Совета РАН по космосу и Роскосмоса, где рассматривали концепцию исследования Луны, поделился СМИ, что основная задача этой сверхтяжелой ракеты заключается в доставке космонавтов на Луну, но перед этим нужно пройти промежуточный этап – облет Луны.

Частота пусков

Производительность КРК СТК не должна быть меньше двух пусков в год с одной пусковой установки. Причем длительность совместной подготовки ракеты-носителя, межорбитального буксира и разгонного блока к пуску не должна превышать 500 часов при односменном 8 часовом рабочем дне.

Районы падения отработавших ступеней

На этапе эскизного проектирования КРК СТК для трассы на орбиту с наклонением ~51,7° рассматривается способ размещения РП для блоков 1 ступени РН в Охотском море на удалении не меньше 1370 километров от точки старта. Кроме того, в эскизном проекте должна быть выполнена оценка возможности использования районов падения, которые согласованы в ходе ОКР «РПОЧ-Восток», в т.ч для РКН «Союз-2» (в Охотском море и на побережье Татарского пролива). Но для всех вариантов выведения полезной нагрузки (помимо выведения на замкнутые орбиты) должно обеспечиваться падение верхних ступеней ракеты-носителя в безопасные районы Мирового океана для того, чтобы исключить вероятность засорения околоземного пространства.

Летные автомобили

Никогда не выходил на орбиту

N1, Советская ракета Луна. Разработан в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Совершил 4 попытки запуска на орбиту, но ни в одном из этих полетов не вышел на орбиту. После 4 неудачных запусков проект был закрыт в 1976 году.

На пенсии

  • Сатурн V, с Программа Аполлон полезная нагрузка командный модуль, сервисный модуль, и Лунный модуль. Все три имели общую массу 45 т (99 000 фунтов). Когда была включена третья ступень и топливо для вылета на околоземную орбиту, Сатурн V фактически вывел 140 тонн (310 000 фунтов) на низкую околоземную орбиту. Последний запуск Сатурна V осуществлен Скайлаб, полезная нагрузка 77 111 кг (170 001 фунт), на НОО.
  • В Космический шатл на орбите комбинированный шаттл и масса груза 122 534 кг (270 142 фунта) при запуске Чандра Рентгеновская обсерватория на СТС-93.Чандра и его двухступенчатый Инерционный разгонный блок Ракета-носитель весила 22 753 кг (50 162 фунта).
  • В Энергия Система была разработана для вывода на низкую околоземную орбиту массой до 105 тонн (231 000 фунтов). До отмены программы «Энергия» дважды запускалась, но на орбиту вышел только один полет. В первом полете запуск Полюс платформы вооружения (примерно 80 т (180 000 фунтов)), аппарат не смог выйти на орбиту из-за ошибки программного обеспечения на кик-ступени. Второй полет успешно запустил Буран орбитальный аппарат.

Space Shuttle отличался от традиционных ракет тем, что орбитальный аппарат был, по сути, многоразовой ступенью, на которой находился груз. «Буран» тоже был многоразовым космическим самолетом, но не ракетной «ступенью», так как не имел ракетного двигателя (кроме маневров на орбите). Для выхода на орбиту он полностью полагался на одноразовую пусковую установку «Энергия».

Работоспособен, но не доказал свою эффективность в качестве сверхтяжелых

Falcon Heavy рассчитан на запуск 63,8 т (141 000 фунтов) на низкую околоземную орбиту (НОО) в полностью одноразовой конфигурации и около 57 т (126 000 фунтов) в частично многоразовой конфигурации, в которой восстанавливаются только два из трех его ускорителей. По состоянию на сентябрь 2020 г. последняя конфигурация планируется запустить в начале 2021 года, но с гораздо меньшей полезной нагрузкой, которая будет выведена на геостационарную орбиту. Первый испытательный полет состоялся 6 февраля 2018 года в конфигурации, в которой была предпринята попытка восстановления всех трех ускорителей с небольшой полезной нагрузкой 1250 кг (2760 фунтов), отправленной на орбиту. за Марсом. Второй и третий полеты запустили 6 465 кг (14 253 фунта) и 3700 кг (8200 фунтов) полезная нагрузка. Поскольку аппарат находится в эксплуатации, но еще не продемонстрировал возможность вывода на орбиту полезной нагрузки массой более 50 тонн (110 000 фунтов), он еще не испытан как сверхтяжелая ракета-носитель.

В чем тут трагедия «Роскосмоса»

«А зачем нам лететь на Луну? Что мы там можем найти полезного?»

Или

«Прежде чем лететь на Марс или на Луну, надо сначала разобраться в собственном доме и привести в порядок собственную Землю». (Отличный демагогический прием, поскольку, как показывает вся история человеческого вида, навести порядок на Земле нельзя и за сотни тысяч лет — то есть под этим предлогом можно не летать в дальний космос вообще никогда.)

«И если в Америке сказали, что можно производить жвачку на Луне, то это вовсе не означает, что к этому надо относиться с серьезной миной и делать то же самое. Не надо делать то же самое, что и они, у нас должен быть свой, очень прагматичный выбор, у нас денег намного меньше, ресурсов меньше, надо тратить их с большим умом»

Смысл этих заявлений достаточно прозрачен: непропагандистское значение высадок людей на Луну и Марс руководству нашей космической отрасли действительно неясно. О перспективах открытия на Марсе жизни и значении такого открытия оно не то чтобы в курсе.

Поэтому, чтобы избежать пиар-провала в момент западной высадки на Луну, «Роскосмос» пытается подстелить себе соломку: объяснить, что он и не хотел там высаживаться, поэтому якобы Штаты его и опередили.

Starship создан для высадки на планетах с атмосферой: именно там он может повернуться брюхом поперек набегающего потока воздуха и тем самым сэкономить топливо для посадки без перегрева части конструкции. Именно такой перегрев был бичом шаттлов

Источник изображения: SpaceX

Но эта пиар-катастрофа, неизбежная для российского космического агентства в 2020-х, — не самая большая его проблема. На деле она станет для него благом. После нее руководство «Роскосмоса» неизбежно зачистят. И новый руководящий состав будет прекрасно понимать, что он либо создаст сверхтяжелый носитель, либо вылетит с работы. Американская высадка на Марсе автоматически заставит создавать сверхтяжелую ракету — так что мы должны ждать ее, как соловей — лета.

Беда в том, что если вы не разрабатываете новые ракеты постоянно, то неоткуда взяться людям, которые смогут разработать их и в будущем. Именно поэтому нынешний отказ от хотя бы эскизного планирования «Енисея» — большая ошибка «Роскосмоса». Лучше чертить ракету, которая никогда не полетит, чем ничего не чертить десять лет, внедрять исходно неконкурентоспособную «Ангару», а потом спохватиться и начать срочно копировать Starship. Без тренировки на «бумажном» «Енисее» копия Starship будет даваться очень тяжело.

Сравнение

Ракета Конфигурация Организация Национальность Полезная нагрузка НОО Первый полет Первый> 50т полезной нагрузки Оперативный Многоразовый Стоимость запуска
Сатурн V Аполлон НАСА  Соединенные Штаты 140 т (310 000 фунтов) 1967 1967 На пенсии Нет 1,23 миллиарда долларов США (2019)
N1 L3 Энергия  Советский союз 95 т (209000 фунтов) 1969 (провал) Нет данных Отменено Нет 3,0 миллиарда (1971)
Космический шатл НАСА  Соединенные Штаты 27,5 т (61000 фунтов) 1981 1981 На пенсии Частично От 576 млн долларов США (2012 г.) до 1,64 млрд долларов США (2012 г.)
Энергия Энергия  Советский союз 100 т (220 000 фунтов) 1987 1987 На пенсии Нет 764 миллиона долларов США (1985)
Falcon Heavy Израсходовано SpaceX  Соединенные Штаты (частный) 63,8 т (141000 фунтов) Еще нет Еще нет Не доказано Нет 150 миллионов долларов США (2018)
Восстанавливаемые боковые бустеры 57 т (126000 фунтов) 2021 (планируется) Еще нет Не доказано Частично 130 миллионов долларов США (2018)
Звездолет SpaceX  Соединенные Штаты (частный) 150 т (330 000 фунтов) 2021 г. (планируется) Нет данных Разработка От корки до корки 2 миллиона долларов США (2019)
SLS Блок 1 НАСА  Соединенные Штаты 95 т (209000 фунтов) 2021 (планируется) Нет данных Разработка Нет От 500 миллионов долларов США (2019) до 2 миллиардов долларов США (2019)
Блок 1Б 105 т (231000 фунтов) TBA Нет данных Разработка Нет Неизвестный
Блок 2 130 т (290000 фунтов) TBA Нет данных Разработка Нет Неизвестный
CALT  Китай 70 т (150 000 фунтов) TBA Нет данных Разработка Нет Неизвестный
9 марта CALT  Китай 140 т (310 000 фунтов) 2028 г. (планируется) Нет данных Разработка Нет Неизвестный
Енисей Енисей ООО НИЦ Прогресс  Россия 103 т (227000 фунтов) 2028 г. (планируется) Нет данных Разработка Нет Неизвестный
Дон 130 т (290000 фунтов) 2030 г. (планируется) Нет данных Разработка Нет Неизвестный

Включает массу командных и служебных модулей Apollo, лунный модуль Apollo, , Приборный блок Saturn V, S-IVB ступень и топливо для транслунная инъекция; Масса полезной нагрузки на НОО составляет около 122,4 т (270 000 фунтов) Не включает массу орбитального аппарата; Полезная нагрузка, включая орбитальный аппарат во время STS-93, составляет 122,5 т (270 000 фунтов) Требуется разгонный блок или полезная нагрузка для окончательного вывода на орбиту Falcon Heavy летал только в полностью извлекаемой конфигурации, теоретический предел полезной нагрузки которой составляет около 45 тонн; Первый плановый полет в частично одноразовой конфигурации запланирован на начало 2021 года. Боковые сердечники ускорителя могут быть извлечены, а центральный сердечник намеренно расширен. Первое повторное использование боковых ускорителей было продемонстрировано в 2019 году, когда те, которые использовались на Арабсат-6А запуск были повторно использованы при запуске СТП-2. Без учета сухой массы космического корабля. Поскольку масса полезной нагрузки всех полетов включает массу орбитального аппарата, первый полет имел полезную нагрузку более 50 тонн, несмотря на отсутствие полезной нагрузки, которая может быть развернута.

Что такое баллистическая ракета

Много вопросов возникает в отношении отличий баллистических и крылатых ракет. Отвечая на эти вопросы, можно сказать, что отличия сводятся к траектории полета.

Как это часто бывает, особенности кроются в названии. Так и название крылатой ракеты говорит само за себя. Большую часть пути крылатая ракета держится в воздухе за счет крыльев, представляя из себя по сути самолет. Наличие крыльев обеспечивает ей очень высокую маневренность, позволяющую не только менять траекторию движения, отклоняясь от средств ПВО, но даже лететь на высоте нескольких метров от земли, огибая рельеф. Так ракета и вовсе сможет остаться незамеченной для ПВО.

Это не самолет, а крылатая ракета.

Этот тип ракет имеет меньшую, в сравнении с баллистических, скорость, которая обусловлена, в том числе, более высоким лобовым сопротивлением. Тем не менее, они подразделяются на дозвуковые, сверхзвуковые и гиперзвуковые.

Первые развивают скорость, близкую к скорости звука, но не превышают ее. Примером таких ракет может быть знаменитая американская крылатая ракета ”Томагавк”. Сверхзвуковые ракеты могут развивать скорость до 2,5-3 скоростей звука, а гиперзвуковые, над которыми сейчас работает очень много стран, должны набирать 5-6 скоростей звука.

Еще один пример крылатой ракеты.

Баллистические ракеты летают немного иначе. Они имеют баллистическую траекторию и большую часть своего пути находятся в неуправляемом полете. Грубо говоря, это похоже на то, что ракету просто бросили в противника, как камень. Конечно, есть точный расчет и системы наведения, но именно такой относительно простой способ позволяет нести очень большой заряд, размер и вес которого существенно превышают то, что возьмет ”на борт” крылатая ракета.

Первые научные труды и теоретические работы, связанные с баллистическими ракетами, описаны еще в 1896 году К.Э. Циолковским. Он описал такой тип летательных аппаратов и вывел зависимость между многими компонентами ракеты и ее полета. Формула Циолковского до сих пор составляет важную часть математического аппарата, используемого при проектировании ракет.

Во многом именно этому человеку мы обязаны не только военными, но и мирными ракетами. К.Э. Циолковский.

Примечания

  1. Орбитальный аппарат Space Shuttle является частью ступени ракеты-носителя (вместе с Внешний бак Space Shuttle), но сам по себе также является космическим кораблем, способным длительное время работать с экипажем на низкой околоземной орбите. Следует ли учитывать массу орбитального аппарата как «полезную нагрузку» или как полезную нагрузку следует учитывать только груз и экипаж, перевозимые на орбитальном аппарате, может зависеть от используемого операционного определения и, следовательно, является спорным. Действительность его включения на эту страницу зависит от этого определения.
  2. Конфигурация, в которой все три ядра предназначены для восстановления, классифицируется как тяжелая ракета-носитель поскольку его максимально возможная полезная нагрузка на НОО составляет менее 50 000 кг.

Летные автомобили

Никогда не выходил на орбиту

N1, Советская ракета Луна. Разработан в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Совершил 4 попытки запуска на орбиту, но ни в одном из этих полетов не вышел на орбиту. После 4 неудачных запусков проект был закрыт в 1976 году.

На пенсии

  • Сатурн V, с Программа Аполлон полезная нагрузка командный модуль, сервисный модуль, и Лунный модуль. Все три имели общую массу 45 т (99 000 фунтов). Когда была включена третья ступень и топливо для вылета на околоземную орбиту, Сатурн V фактически вывел 140 тонн (310 000 фунтов) на низкую околоземную орбиту. Последний запуск Сатурна V осуществлен Скайлаб, полезная нагрузка 77 111 кг (170 001 фунт), на НОО.
  • В Космический шатл на орбите комбинированный шаттл и масса груза 122 534 кг (270 142 фунта) при запуске Чандра Рентгеновская обсерватория на СТС-93.Чандра и его двухступенчатый Инерционный разгонный блок Ракета-носитель весила 22 753 кг (50 162 фунта).
  • В Энергия Система была разработана для вывода на низкую околоземную орбиту массой до 105 тонн (231 000 фунтов). До отмены программы «Энергия» дважды запускалась, но на орбиту вышел только один полет. В первом полете запуск Полюс платформы вооружения (примерно 80 т (180 000 фунтов)), аппарат не смог выйти на орбиту из-за ошибки программного обеспечения на кик-ступени. Второй полет успешно запустил Буран орбитальный аппарат.

Space Shuttle отличался от традиционных ракет тем, что орбитальный аппарат был, по сути, многоразовой ступенью, на которой находился груз. «Буран» тоже был многоразовым космическим самолетом, но не ракетной «ступенью», так как не имел ракетного двигателя (кроме маневров на орбите). Для выхода на орбиту он полностью полагался на одноразовую пусковую установку «Энергия».

Работоспособен, но не доказал свою эффективность в качестве сверхтяжелых

Falcon Heavy рассчитан на запуск 63,8 т (141 000 фунтов) на низкую околоземную орбиту (НОО) в полностью одноразовой конфигурации и около 57 т (126 000 фунтов) в частично многоразовой конфигурации, в которой восстанавливаются только два из трех его ускорителей. По состоянию на сентябрь 2020 г. последняя конфигурация планируется запустить в начале 2021 года, но с гораздо меньшей полезной нагрузкой, которая будет выведена на геостационарную орбиту. Первый испытательный полет состоялся 6 февраля 2018 года в конфигурации, в которой была предпринята попытка восстановления всех трех ускорителей с небольшой полезной нагрузкой 1250 кг (2760 фунтов), отправленной на орбиту. за Марсом. Второй и третий полеты запустили 6 465 кг (14 253 фунта) и 3700 кг (8200 фунтов) полезная нагрузка. Поскольку аппарат находится в эксплуатации, но еще не продемонстрировал возможность вывода на орбиту полезной нагрузки массой более 50 тонн (110 000 фунтов), он еще не испытан как сверхтяжелая ракета-носитель.

Что такое габарит

Теперь о царских тоннелях. На железнодорожном транспорте есть очень сложное понятие габарита, относящееся как к подвижному составу, так и к грузу, — что требуется, чтобы нужный груз прошёл везде без проблем.

Чтобы не заваливать кучей цифр, можно упростить. Габарит заканчивается на ширине 3250 мм. Дальше начинаются виды негабаритности, допущенные к перевозке. Что касается ракет, — максимальный диаметр негабаритного груза, разрешённого к перевозке, — 3900 миллиметров, а если поезд будут пускать без встречных, то 4100. Груз, соответствующий этим параметрам, пройдёт везде, в любом тоннеле, даже если его строили ещё при Александре III.

И да, советские конструкторы всё время были вынуждены держать максимальный габарит при создании крупных турбин, парогенераторов, ступеней ракет. Очень многие из них имеют такой странный диаметр — 3900 мм. Диаметр ракетыЗенит» — 3900 мм, тяжёлой ракетыПротон» — 4100 мм в центральной части(«сосиски» боковых ускорителей монтируются уже на космодроме).

(Фото: КЦВосточый»/ЦЭНКИ)

НаВосточном» пока предполагается использовать две ракеты —Союз» иАнгара».Союз» — 2,7 м в диаметре, он вообще узкий, а универсальный ракетный модуль(УРМ), из которых собираетсяАнгара», — 2900 мм. Да, их и создавали, чтобы возить по железной дороге, и даже в тоннелях, построенных при Николае II.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.