Оглавление
Вооружение танка Т-34
Так как первоначальную пушку Л-11 достаточно быстро сменила Ф-34, остановимся на характеристиках именно Ф-34.
Масса орудия, кг – Около 1700 Боекомплект, сн. — 77 Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 662 Начальная скорость полета подкалиберного снаряда, м/с, — 950 Начальная скорость полета Оскол.-Фугас. снаряда, м/с, — 680 Прицельная дальность, м, — 1500 Углы вертикальной наводки, град.: -5° +28° Бронепробиваемость: Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности. Бронебойный, На расстоянии 500 м, мм/град. — 84/90° Бронебойный, На расстоянии 1,5 км, мм/град. — 69/90° Подкалиберный, На расстоянии 500 м, мм/град. — 100+/90° Скорострельность, выстр./мин – до 5 Дополнительное вооружение: Два пулемета ДТ. Один спарен с орудием, второй — курсовой.
Технические характеристики ТТХ Т-34 57
Масса | 26000 кг |
Экипаж, чел. | 4 |
Габариты | |
Длина, мм | 5920 |
Ширина, мм | 3000 |
Высота, мм | 2400 |
Клиренс, мм | 400 |
Вооружение | одна 57-мм противотанковая пушка ЗИС-4 или ЗИС-4М и два 7,62-мм пулемета ДТ |
Боекомплект | |
Приборы прицеливания | телескопический прицел ТМФД-41перископический ПТ 4-14командирская панорама ПТК-5 |
Бронирование | лоб корпуса – 45 ммборт корпуса – 40-45 ммкорма корпуса – 40-42 ммлоб башни – 45 ммборт башни – 45 мм корма башни – 45 мм
маска пушки – 40 мм крыша – 16-20 мм днище – 13-16 мм |
Двигатель | В-2-34, дизельный, мощностью 500 л.с. |
Трансмиссия | механического типа |
Ходовая часть | (на один борт) 5 сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, заднее ведущее и переднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков |
Скорость | 54 кмч по шоссе25 кмч по проселку |
Запас хода | 300 км по шоссе230 км по проселку |
Преодолеваемые препятствия | |
Угол подъёма, град. | 36° |
Высота стенки, м | 0,75 |
Глубина брода, м | 1,30 |
Ширина рва, м | 3,40 |
Средства связи | радиостанция 71ТК-3 |
обслуживание
ЗиС-2 были наняты противотанковых артиллерийских взводов стрелковых подразделений и противотанковых артиллерийских частей Резерва Главного Командования, наиболее многочисленной из которых являются противотанковых артиллерийских полков (русский истребительный Противотанковый Артиллерийский Полк, сокращенно ИПТАП). Оружие , захваченные немцами было дано обозначение 5,7 см Pak 208 (R)
Самоходные крепления
ЗИС-2 модели 1943 в Познани Цитадели, Польша.
ЗИС-2 также был установлен на несколько автомобилей. В 1941 около ста ЗиС-2 орудия были установлены на Комсомолец бронированного тягача шасси для создания ЗиС-30 истребитель танков.
ЗиС-2 пистолет был также установлен , по меньшей мере , трех различных прототипов на основе СУ-76 штурмового орудия (СУ-74, СУ-76D и СУ-57B). Ни один не был принят к производству.
Был также танковая пушка версия ЗИС-2 называется ЗИС-4. В 1941 году в попытке улучшить характеристики противотанковых из танка Т-34 членов конструкторского бюро Морозова экспериментально оснастили его ЗИС-4. Только были построены и использовались в качестве охотников танков небольшое количество этих Т-34-57 танков. Идея всплыла в 1943 году после битвы на Курской дуге , потому что Германия выставила тяжелобронированные Tiger и Panther танков . Было произведено только ограниченное число Т-34 , снабженный слегка модифицированной версией пушки ЗИС-4М с новым казенной , чтобы упростить производство. Хотя высокая скорость пушка имела превосходную бронепробиваемость к F-34 малого вес его оболочки означает , что он не может стрелять адекватный фугасной раунд для общего пользования. Окончательное решение для танка было спроектировать новую башню , позволяющую использовать 85 – мм пушки; новая модель была названа Т-34-85.
Модернизированная версия ЗИС-2 был использован в послевоенный самоходного противотанкового орудия в воздухе , известный как ВРУ-57 ,
История Послевоенное
Захваченные ЗИС-2, обороны Израиля Музей истории .
Благодаря усовершенствованиям в броневой защите танка ЗИС-2 быстро потерял свое значение противотанкового. В советских противотанковых артиллерийских сил в середине 1950-х годов, ЗИС-2 была заменена более мощной 100-мм пушкой. Тем не менее, его небольшой размер и вес держали его на действительной службе с советскими десантниками гораздо дольше.
С 15 июля 2013 г. северокорейское судно было перехвачено в контрабанде оружия с Кубы ; было обнаружено, перевозил ЗиС-2 боеприпасов среди другого старого оружия о том , что некоторые примеры остаются активными в северокорейских силах. До этого инцидента Намибия считалась последним оператором ЗИС-2; Силы обороны Намибии продолжали поддерживать шесть примеров хорошо в 1990 – е годы. Хотя уже не в действительной службе большое количество ЗИС-2 остался в памяти как часть резервных запасов различных национальных армий около 2008 года.
Description
The T-34-57 is a rank III Soviet medium tank
with a battle rating of 4.3 (AB) and 4.7 (RB/SB). It was introduced during the Closed Beta Test for Ground Forces before Update 1.41. The 57mm ZiS-4 gun can prove to be formidable at its battle rating, providing a noticeable improvement in penetration power, better aerodynamics and faster fire rate than the 76mm caliber T-34’s of the similar Battle Rating, with a slight sacrifice in post-penetration damage and a higher chance of ricochet on angled surfaces compared to guns of higher calibre. The tank’s armaments make fighting at long and short range a boon.
Operational and visual characteristics of the T-34-57 are as similar and as common to previous 76mm-armed T-34 lineage of tanks as they come, with the exception of a gun of smaller caliber and higher penetration power. Players experienced in operating previous models of the T-34 in Rank II should have little to no difficulty in adjusting to this vehicle. Due to the similarities, however, the tank inevitably inherits both its predecessors’ strengths and weaknesses. It is to be noted that armour is ineffective against the occasional Rank III guns; usage of speed and agility to move quickly, to avoid enemy fire and moving cover-to-cover will prove advantageous.
The T-34-57 works very well with other allied tanks (British and American) that it is often paired with in RB and SB. It retains high mobility and an effective main gun, allowing it to quickly reach capture points or tactical firing positions, usually following M18s and other T-34 tanks, which are often first at the scene.
Ненужный танк-истребитель
В производство орудий танковых орудий ЗИС-4 свои коррективы внесла война, добавились и трудности производственного характера (заводы эвакуировались), поэтому к 1 декабря 1941 г. выпуск 57-мм пушек был прекращен. В итоге только 21 танковая пушка была отправлена на ХПЗ до эвакуации и 20 досталось СТЗ.
Также выпуском танков-истребителей, как окрестили Т-34 с 57-мм орудием военные, должен был заниматься . План для предприятия составлял 100 танков в месяц, но в его отчетах этих машин не обнаружено.
Фото: wio.ru
Сколько было выпущено Т-34−57, до сих пор неизвестно, впрочем, в сводках с фронтов упоминаются эти танки.
Например, 10 таких машин воевали в составе 21-й танковой бригады, которая прибыла на фронт 14 октября. Во время удара во фланг немецкой группировке в районе Калинина экипажами тридцатьчетверок было уничтожено 34 немецких танка, 25 противотанковых орудий и 210 автомашин. Но уже к 25 ноября все «танки-истребители» в бригаде были потеряны, в боях погибли командир танкового полка бригады Герой Советского Союза майор Лукин и командир 1-го батальона, Герой Советского Союза капитан Агибалов.
Подбитый Т-34−57 майора Лукина из состава 21-й танковой бригады. Фото: wio.ru
Также известно, что восемь танков Т-34−57 поступили 19 октября 1941 г. в состав 8-й танковой бригады Калининского фронта.
Выпуск Т-34−57 был свернут в 1941 году, одной из главных причин стала избыточная мощность орудий. Снаряды 57-мм пушек пробивали броню любого немецкого танка, а для борьбы с пехотой и противотанковой артиллерий фугасное действие снаряда ЗИС-4 было недостаточным.
С фронтов приходили донесения, что порой 57-мм снаряды пробивали легкие немецкие и чешские танки насквозь, не причиняя им существенного вреда.
амуниция
Доступные боеприпасы
Тип | модель | Вес | Его наполнение, г |
Бронебойный снаряд (дульная скорость до 990 м / с) | |||
APhe | BR-271K | 3.14 кг (6,9 фунта) | 18 |
бронебойный снаряд с бронебойным наконечником | BR-271 | 3.14 кг (6,9 фунта) | 14 |
Бронебойный снаряд с бронебойным наконечником (улучшенное проникновение) | BR-271 млн | 2,80 кг (6,2 фунта) | 13 |
AP (сплошная линия) | BR-271SP | 3.14 кг (6,9 фунта) | никто |
Композитный бронебойный снаряд (дульная скорость до 1250 м / с) | |||
типа «Катушка» | BR-271P | 1,79 кг (3,9 фунта) | никто |
«Гладкий» тип APCR | BR-271N | 2,4 кг (5,3 фунта) | N / A |
Другие снаряды (дульная скорость до 700 м / с) | |||
фрагментация | O-271U (O-271G) | 3,75 кг (8,3 фунта) | 204 или 220 |
канистра | Щ.-271 | 3,66 кг (8,1 фунта) | никто |
Бронепробиваемость
APhe снарядом БР-271K | ||
Расстояние, м | Угол Встреча 60 °, мм | Угол Встреча 90 °, мм |
100 | 91 | 112 |
300 | 84 | 103 |
500 | 76 | 94 |
1000 | 60 | 74 |
1500 | 46 | 57 |
2000 | 35 | 44 |
Бронебойный снаряд с бронебойным наконечником снаряд БР-271 | ||
Расстояние, м | Угол Встреча 60 °, мм | Угол Встреча 90 °, мм |
100 | 93 | 114 |
300 | 89 | 109 |
500 | 84 | 103 |
1000 | 74 | 91 |
1500 | 64 | 79 |
2000 | 56 | 69 |
APCR снарядом БР-271P | ||
Расстояние, м | Угол Встреча 60 °, мм | Угол Встреча 90 °, мм |
100 | 155 | 190 |
300 | 137 | 168 |
500 | 120 | 147 |
1000 | 83 | 101 |
Эти данные были получены советскими методами измерения проникновения брони (вероятность проникновения составляет 75%). Они не сопоставимы с западными данными аналогичного типа |
Двигатель ЗИС-32
На Ульяновском автозаводе (в то время УльЗиС — эвакуированный частично московский ЗиС, ныне — УАЗ) был создан еще один необычный ЗиС-32. Уже в эвакуации завод занимался автомашиной ЗиС-253. И ее прототип был создан на основе одного из эвакуированных из Москвы ЗиС-32 (несколько машин шли в колонне в качестве обычных грузовиков — перевозили оборудование и людей во время эвакуации).
На ЗиС-32 поставили американский 3-х цилиндровый дизель GMC-3-71, который хотели использовать для ЗиС-253. Крутящий момент дизеля был на 10 % выше, чем мотора ЗиС-5 (его предполагалось использовать ранее), и из-за этого иного «кандидата», чем ЗиС-32, на заводе не нашлось.
Дизель был не только «сильнее», но и гораздо больше небольшого 73-сильного мотора ЗиС-5, поэтому на прототип установили длинную кабину от грузовика Шевроле модели G7107, после чего ЗиС-32 внешне стал совершенно другим. Уже после войны эта автомашина (индекса ей не присвоили) вместе с уже созданным, но не пошедшем в серию ЗиС-253 совершила пробег из Москвы в Ульяновск, и это все, что известно об этом автомобиле.
Большинство ЗиС-32 было потеряно во время войны — некоторые в ходе боев, некоторые были подорваны зимой 1942 года во время окружения печально известной 2-й ударной армии (несколько грузовиков попали туда по распределению). Оставшиеся автомашины работали в основном в армии и на самом автозаводе. До наших дней ни один из грузовиков не сохранился, во всяком случае, никакой информации об этом я не обнаружил.
Полноприводный ЗИС-32 1940 г.
ЗИС-32 — серийный полноприводный советский грузовой автомобиль. Производство начато в 1940 году на автозаводе имени Сталина. Прототипом ЗиС-32 явился НАТИ-К2 (НАТИ-ЗИС-К2), разработанный и испытанный в 1939 году в Научном автотракторном институте и представлявший собой переработанную под полный привод модификацию серийного заднеприводного трехосного грузовика ЗиС-6.
Несмотря на то, что фактически еще в конце зимы 1939 года НАТИ-2К был принят на вооружение как полноприводный грузовик для армии, предстояло довольно много проблем. Самой большой была зависимость от другого автозавода — ГАЗ, который производил часть комплектующих ЗиС-32, в частности, главную передачу. На ЗиСе произвести такой же агрегат не получилось, а по тогдашним технормам ставить главную передачу от ГАЗ-АА на мост ЗиС-5 на серийном автомобиле было нельзя.
В результате пришлось монтировать на передний мост ЗиС-32 главную передачу от ЗиС-5, которая изначально предназначалась для заднего, нагруженного, моста и поэтому весила больше, чем облегченная «передняя» от ГАЗ-АА. А это, как вы понимаете, увеличивало вес автомобиля, причем вес этот был бесполезный — десятки килограммов железа.
Мощность в 73 л. с., которую ЗиС-32 сохранил еще с экспериментальных моделей, была явно недостаточной. Но не только это тормозило приемку: у ЗиС-32 не было буксирных крюков, а между тем военному грузовику они полагались непременно. Не хватало и некоторых других «деталей», но самой трудноустранимой была нехватка мощности. В 1940 году уже появился форсированный двигатель ЗиС-16, но их количества для оснащения всех ЗиСов не хватало, а мощности по их производству быстро увеличить было невозможно. Между тем приближалась Великая Отечественная война, и уже шла война с Финляндией.
Осенью 1940 года были созданы и испытаны две промежуточных модели ЗиС-32Р и ЗиС-32С (первый — со ШРУСами «Рцеппа», а второй — со ШРУСами «Спайсер» и поднятой платформой). Комиссиями было признано, что к серийному производству годны опытный ЗиС-32Р и полугусеничный транспортер ЗиС-22-52 (модифицированный ЗиС-22, который к тому времени уже был выпущен в количестве 200 единиц).
Массовое производство решено было начать уже с 1941 года, но на заводе не хватало производственных мощностей для этого, так как они были заняты серийными ЗиС-22 и ЗиС-33. Главную проблему представляло отсутствие оборудования для производства ШРУСов типа «Рцеппа». Под давлением всех этих обстоятельств производство ЗиС-32 было отложено до конца Финской войны, затем было возобновлено, причем ударными темпами.
По ходу сборок постоянно возникали проблемы, приходилось ликвидировать различные недоработки. Чтобы увеличить производство, за каждую собранную машину персоналу выплачивали премии. Но в конце июля началась война, и на завод пошли военные заказы — времени дорабатывать автомобиль не было. Поэтому выпущенные 197 грузовиков ЗиС-32 были отправлены на фронт, а производство было закрыто. С середины октября началась эвакуация завода — войска Гитлера неуклонно подбирались к Москве.
Достижения Т 34 57
В начале октября 1941 года 10 машин с 57-мм орудием вошли в состав 21-танковой бригады во Владимире, которая 14 октября прибыла на фронт. Бригаде была поставлена задача наступления в направлении Турчиново и Пушкино. Цель похода — нанесение удара во фланг группировки немецких войск . Бои продолжались 4 дня и за эти дни было уничтожено 34 фашистских танка, 25 противотанковых орудий, 210 автомашин. С нашей стороны также были потери – погиб командир танкового полка бригады В. Лукин и командир батальона Михаил Агибалов.
Еще один пример успешного использования танков истребителей Т-34 57 – рейд по немецким тылам под командованием старшего политрука Гмыря. Тогда он практически в упор расстрелял колонну немецких автомобилей с солдатами на Волоколамском шоссе, после чего двинулся дальше и выехав на немецкий аэродром полностью уничтожил их бомбардировщик при помощи Т 34 57.
На данный момент официально не осталось ни одного Т -34 57, однако есть информация, что один вариант сохранился в Нижнем Тагиле, еще один на площадке «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме и один экземпляр был воссоздан из обломков в Подмосковье, в Пушкино.
Конструктор М. И. Кошкин создатель танка Т-34
Однако, без непосредственного контроля верховного главнокомандующего, еще в октябре 1937 года, на территории Харьковского паровозостроительного завода, глава конструкторского бюро Михаил Ильич Кошкин совместно с А. А. Морозовым и Н. А. Кучеренко, начал создание нового танка, не опираясь на аналоги западных конструкторов. В основе боевой машины лежал дизельный двигатель. Толстые листы брони толщиной 4-7 см. располагались под крутым углом в 60⁰, чтобы снаряды противника, в случае лобовой атаки, рикошетили от корпуса. 76 мм-вая пушка имела дальность стрельбы до 1 км.
Михаил Ильич Кошкин главный конструктор танка Т-34
В марте 1940 года 2 опытных образца нового танка совершили пробег от г. Харькова до г. Москвы. Дорога вела в обход городов проселочными дорогами. Целью было не только привезти образцы танков к начальству, но и испытать боевые машины
Задача была первостепенной важности, глава конструкторского бюро М. И
Кошкин вызвался сам вести один из танков.
Машины были доставлены в Москву в установленный срок, танки были удостоены всестороннего изучения и в начале 1941 года начался массовый выпуск новой боевой машины Т-34. К сожалению, перегон танка по маршруту Харьков – Москва негативно отразился на здоровье его изобретателя и в сентябре 1940-го года М. И. Кошкин скончался от пневмонии.
Немаловажной причиной перехода на новые танки стали результаты войны с Финляндией (1939-1940 гг.). Именно она показала недостатки уже имеющихся машин
Легкие танки БТ-5 и БТ-7, а также танки Т-26 с бензиновым двигателем, успешно выиграли оба танковых сражения, развернувшиеся в период этой войны. Однако сотни танков просто замерзли, так и не вступив в бой.
Легкий танк БТ-5
Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 года застало врасплох танковые подразделения. Многие машины были сожжены прямо на платформах. Те, что остались, не могли дать достойный отпор: не хватало снарядов, новые машины некому было вести в бой, танкисты не были обучены управлению новыми машинами. Так, из примерно тысячи танков, оборонявших западные границы страны, почти все были потеряны в первые две недели боев. А осенью 1941 года был разрушен Харьковский паровозостроительный завод, на котором выпускалась основная масса Т-34.
Начало производства.
Зимой 1940 года, три серийных Т-34 отправились в пробег Харьков-Кубинка-Смоленск для выявления конструктивных недоработок. Офицеры НИИ БТ проводившие испытания обнаружили столько недостатков, что представленный ими отчет не оставил замнаркома обороны маршалу Г.К. Кулику ничего иного как отдать приказ остановить изготовление и приемку Т-34. Взамен было решено ускорить разработку нового среднего танка А-43, с торсионной подвеской и улучшенным бронированием.
Начальник АБТУ Я.Федоров, с которым был согласен Г.К. Кулик, вовсе предлагал оставить в производстве БТ-7M и ускорить работы по Т-50. Руководство харьковского завода, было несогласно со столь нелесной оценкой и предложением поставить крест на своем детище и настояло на продолжении производства, предложив временно снизить втрое гарантийный пробег машины, которая должна была составить тысячу километров. Спор прекратил Ворошилов, который хотя на тот момент и лишился высокой должности наркома, но как будучи членом Политбюро ЦК и как старый большевик не утратил своего влияния, как Сталина, так и на председателя совнаркома Молотова. Именно его рекомендация позволила продолжить производство Т-34, пока его не в производстве сменит Т-43М.
Не прошло и полгода, как вторая мировая война показала правильность этого решения. Т-34, производство которых было развернуто в Сталинграде и Харькове, позволило в короткое время организовать их выпуск на предприятиях в тыловых районах в военный период. Начиная с момента освоения в производстве и вплоть до начала войны, новый Т-34 был изготовлен в количестве около 1225 штук. С началом мобилизации промышленности, производство танка подключился горьковский завод «Красное Сормово» (зав. №112 ).
Описание
Это автомат с вертикальным затвором. При стрельбе блок открывается и закрывается автоматически, заряжающему остается только пустить снаряд в ствольную коробку. Благодаря этой особенности скорострельность может достигать 25 выстрелов в минуту. Сплит-Трейл каретку с бронещаете разделяли с ЗиС-3 дивизионной пушкой. У тележки подвеска с винтовой пружиной, которая позволяет буксировать со скоростью до 50 км / ч (31 миль / ч) по шоссе, 30 км / ч (19 миль / ч) по грунтовым дорогам и 10 км / ч (6,2 миль / ч) по бездорожью. . Орудие также может быть прикреплено к передку и буксируется упряжкой из шести лошадей. ЗиС-2 оснащены панорамным прицелом ПП1–2.
Модификации и машины, созданные на базе Т-34
Т-34М — Начал создаваться по причине сравнения с немецким танком Pz III Ausf.G, превосходившем 34-ку по некоторым параметрам. Для улучшения плавности хода разработали новый двигатель, но мощность при этом оставили прежнюю. После переработки расположения внутренних компонентов уменьшилась масса и длина машины, а также увеличился боекомплект до 100 снарядов. Танк был принят на вооружение 5 мая 1941 года на замену тогда стоящему на вооружении стандартному Т-34 обр.1940 г. Однако производство организовать не удалось в связи начавшейся войной.
Т-34-57 — Установлена новая 57-мм пушка ЗиС-4. Обладала более лучшими характеристиками, чем Ф-34. Танк позиционировался как “Танк-истребитель”. Официально танк не был принят на вооружение из-за избыточной мощности пушки (для 41-42 гг.). В 1943 году появились уже 85-мм пушки большей мощности. Однако было произведено 50 штук.
Т-34-57 на испытаниях
Т-34-76 обр.1941 г. — Новая башня со стенками толщиною 52 мм и двумя люками на крыше башни. Но одно из самых главных нововведений — это установка новой 76-мм пушки Ф-34.
Т-34-76 обр 1941 — первый справа
Т-34-76 обр.1942 г. — Разработана новая форма башни. Благодаря новой башне боекомплект увеличился до 100 снарядов, а также повысилась снарядостойкость.
Т-34-76 обр 1942
Т-34-76 обр.1943 г. — Новые воздухоочистители для двигателя. Новые амортизаторы. Новые гусеницы. Новая коробка передач. На танк впервые установлена командирская башенка от КВ-1С. А также танк дополнен всевозможными мелочами для “улучшения качества машины”. Принят на вооружение 15 июня 1943 года.
Т-34-76 обр 1943
ПТ-34 — минный трал ПТ-3 установленный на Т-34.
ПТ-34
Т-34-85 — Смотреть основную статью.
Т-34-100 — Установлено 100-мм орудие Д-10Т. Также была разработана 100-мм пушка ЛБ-1 специально под Т-34. За счет увеличения калибра орудия увеличилась башня и немного переделана ходовая часть. Не принят на вооружение по причине начала работ над более совершенным Т-54.
Т-34-100 зимой 1945
Прочая техника на на базе Т-34:
ОТ-34 — Огнеметный танк. Экипаж сокращен до 3 человек. Убран стрелок-радист. Принят на вооружение в 1942 году.
ОТ-34 на вид мало чем отличался от серийного Т-34
СУ-122 — Самоходная артиллерийская установка. В “самоходку” установлена 122-мм гаубица М-30С. Принята на вооружение в конце 1942 года.
СУ-122 с десантом около Харькова. Август, 1943
Т-43 — Смотреть основную статью.
СУ-85 — Истребитель танков. Орудие калибра 85 мм Д-5С. Принят на вооружение в августе 1943 года.
Колонна СУ-85М в Восточной Пруссии. Январь, 1945.
СУ-100 — Истребитель танков. Орудие 100 мм Д-10С. Принят на вооружение 3 июля 1944 года.
СУ-100 около Берлина. На заднем плане Т-34-85. 30 апреля, 1945.
СУ-101 и СУ-102 — Истребители танков. Разработаны для замены СУ-100. СУ-101 комплектовалась 100-мм орудием Д-10С, а СУ-102 — 122-мм Д-25-44С. Отличались от СУ-100 более сильным бронированием. Не приняты на вооружение по причине сильной тесноты внутри машины и уже закончившейся войны.
СУ-101 на полигоне. Осень, 1942.
Т-34Т — Тягач. Принят на вооружение в 1942 году.
СПК-5 — Самоходный поворотный кран. Принят на вооружение в 1952 году.
ТМ-34 — Мостоукладчик. Принят на вооружение в 1942 году.
Т-100 — Египетская модернизация танка Т-34. Превращен в истребитель танка с орудием 100 мм БС-3. Принят на вооружение в 1967 году.
Т-100 в Египетском музее.
Type 65 (Не точно) — ПВО установка. Оборудована двумя 37-мм пушками. О принятии на вооружение ничего неизвестно.
Type 65
История появления танка Т-34-57
Производство данной модели началось в 1941 году, после возникновения необходимости улучшить боевые возможности КВ-1 и Т-34. Основная проблема старых моделей заключалась в слабом 76-мм орудии, поэтому в новую модель было решено внедрить орудие калибра 55-60 мм. В это же время ОКБ №92 уже занимался разработкой 57-мм противотанковой пушки большой мощности, после чего ими же был выпущен эскизный проект для Т-34. В сентября 1941 был выпущен первый прототип.
До 1940 года разработка новой модификации танка шла крайне медленно из-за занятости завода работой по производству 76-мм танкового орудия Ф-34. Первые испытания начались в конце 1940 года, в начале декабря. Заводские испытания пушки проходили до марта 1941 года, после чего в апреле она была установлена в башню Т-34, вместо изначально планируемого Ф-34. Однако когда танк поступил на испытания в АНИОП, орудие показало малую живучесть, а именно был замечен разгар ствола после производства 100-150 выстрелов. Кроме того кучность стрельбы была недостаточной – в 2 раза ниже на дальности 1км, чем у пушки 76-мм.
Все же, в конечном итоге, танк Т-34 с пушкой 57-мм (ЗИС-4) был сильнее танков противника, поэтому было принято решение о доработке дефектов и последующем серийном выпуске. После доработки были проведены испытания на Софринском полигоне, которые показали удовлетворительные результаты по кучности боя и поражению целей даже на дистанции более 2 км.
Производство ЗИС-4 было приостановлено в декабре 1941 года, в виду трудностей производственного характера и недостатка боеприпасов. Всего же было выпущено 133 57-мм танковых орудия. Для вооружения серийных танков до эвакуации ХПЗ получил 21 шт. ЗИС-4, еще 20 орудий досталось СТЗ. Начиная с 1 октября 1941 г. производством танков-истребителей с планом выпуска 100 шт. до конца года должен был заниматься , но в его отчетах данной продукции не обнаружено.
В начале 1942 года после заморозки изготовления ЗИС-4, ОКБ №92 занялось производством нового 57-мм орудия под названием ИС-1, которое пришло на замену старому. О ЗИС-4 вспомнили 1943 году, так как в то время пушки 57-мм были единственными артсистемами, которые могли эффективно противостоять немецким тяжелым танкам «Пантера» и «Тигр».
Технические характеристики Т-34 76 в сравнении с аналогами
Конечно, главными противниками Т-34 76 на полях сражений были немецкие танки. Самые массовые из них — средние Т-III и Т-IV. Американский же «Шерман» считается очень похожим на советский танк, но с рядом собственных решений.
Т-34 76 | Pz.Kpfw.IIIAusf.J | Pz.Kpfw.IVAusf.F2 | M4A2 Sherman | |
Длина, м | 5,92 | 5,495 | 5,89 | 5,918 |
Ширина, м | 3 | 2,95 | 2,88 | 2,616 |
Высота, м | 2,41 | 2,5 | 2,5 | 2,68 2,743 |
Вес, т | 25,6 | 21,6 | 23,6 | 31,87 |
Лобовая броня, мм | 45, поздние версии – 52 | 30+20 | 50 | 51 |
Вооружение | Пушка 76 мм и 2 пулемета ДТ, 7,62 мм | Пушка 50 мм и 2 пулемета Mg-347,92 мм | Пушка 75 мм и 2 пулемета Mg-34, 7,92 | Пушка 76 мм, 1 пулемет 12,7 мм и 2 пулемета 7,62 мм |
Двигатель, мощность, л.с. | 500 | 285 | 250 | 375 |
Максимальная скорость, км/ч | 55 | 40 | 40 | 48 |
Дальность хода, км | 300 | 155 | 210 | 241 |
Экипаж, чел. | 4 | 5 | 5 | 5 |
Главным козырем Т-34 и отечественные, и зарубежные эксперты считают удачную пушку, которая отличалась оптимальным сочетанием надежности, пробивной силы и скорострельности.
Также советская машина обладала удачными габаритами и меньшей броней, чем аналоги, отчего оставалась маневренной на поле боя. Хороших слов заслужил двигатель, который из-за своей экономичности и тяги позволял развивать большую скорость.
Боевое применение
Танк с данным орудием был назван Т-34-57. Производство планировалось начать летом 1941 года, но начало войны изменило эти планы. ХПЗ получил 21 орудие, СТЗ получил 20 пушек. Осенью 1941 года харьковский завод был эвакуирован, а часть работы передали заводу № 112, где в октябре надлежало построить 100 танков с новым орудием. Однако всего такие пушки получили только 10 машин, которые вошли в состав 21-й танковой бригады из Владимира. 14 октября 1941 года она прибыла на фронт и начала наступление на Калинин. За 4 дня боёв танки уничтожили 1000 солдат и офицеров, подбили 34 немецких танка, 210 автомашин, 25 противотанковых и 6 «термитных» орудий, а также разрушили 3 штаба группы армий «Центр». Но при этом погибли командир 21-го танкового полка 21-танковой бригады Михаил Лукин и командир 1-го танкового батальона Михаил Агибалов. 25 ноября 1941 года танковую бригаду Т-34-57 всё же уничтожили.
- Старший политрук Гмыря был командиром танка-истребителя Т-34-57, который осенью 1941 года вышел из Тургиново к Волоколамскому шоссе. Завидев колонну грузовых автомобилей с немецкими солдатами, Гмыря открыл огонь и почти полностью уничтожил колонну, посеяв панику среди выживших. Продолжая боевые действия, он двинулся к аэродрому, где несколькими выстрелами уничтожил бомбардировщик. Совместными усилиями авиации и артиллерии танк удалось подбить, однако Гмыря и его помощник сержант Ищенко прорвались к своим войскам.
- 8 танков также находились в распоряжении 8-й танковой бригады Калининского фронта. Эти машины прибыли 19 октября 1941 г. и не имели боеприпасов, так что использовать их в боях не представлялось возможным.
Выпуск танков был приостановлен ввиду «избыточной мощности» пушек класса ЗИС. Только во время Курской битвы пушки вновь начали воевать ввиду того, что на фронте появился тяжёлый немецкий танк PzKpfw VI, известный как «Тигр». В принципе его возможно было подбить при помощи обычного 76-мм танкового орудия Ф-34, но вести бой с этим танком было слишком тяжело. Для уничтожения «Тигров» требовалось приблизиться на дистанцию до 200 метров и вести огонь по бортам или корме противника, причем используя подкалиберные боеприпасы. Обычно требовалось 5-6 попаданий в борт, чтобы вывести из строя «Тигр», в нижний бронелист подкалиберным снарядом он поражался на дистанции до 50-ти метров, что делало его практически неуязвимым при лобовой дуэли.
Потери со стороны средних советских Т-34 при столкновении с тяжелыми «Тиграми» были очень большими, хотя это и не принято было афишировать. Показательный пример — бой под Октябрьским, в котором около 30-ти Т-34 и 10-ти КВ-1 были направлены для того, чтобы окружить, подбить, а по возможности — и захватить новые немецкие танки, которые немецкое руководство по скоропалительному приказу Гитлера бросило в бой. Фюрера отговаривали от этого многие генералы, считая риск «неоправданным», ведь «Тигры» должны были стать «сюрпризом для русских» в готовящейся операции «Цитадель». По некоторым данным, в этом противостоянии советской танковой группы против немецкой танковой бригады (три танка «Тигр», 2 штурмовые установки «StuG» и два бронетранспортера) потери с нашей стороны составили — 16 средних танков Т-34 и 4 тяжелых КВ-1, что говорит об огромном техническом превосходстве «Тигров» в огневой мощи и бронировании, особенно учитывая что сражались они в условиях флангового охвата.
В 1943 году последовало распоряжение вновь начать серийное производство танков-истребителей Т-34-57. В этот раз использовалось модифицированное орудие ЗИС-4М (от начального оно отличалось унифицированным затвором, более простым механизмом полуавтоматики и измененным креплением муфты в люльке орудия). Также ввели в боекомплект более мощный снаряд, пробивавший на расстоянии 1000 м броню толщиной 96 мм. Несколько орудий были уничтожены в результате выстрелов, однако производство не свернули. Всё же только три танка были отправлены на фронт в 100-ю особую танковую роту. С 15 августа по 5 сентября 1943 года танки проходили фронтовые испытания.
Серийное производство модифицированных Т-34-57 развернуто так и не было. Осенью 1943 года больший приоритет получили 85-мм орудия, так что все работы по 57-мм ЗИСам вскоре свернули. Тем не менее, производство самих 57-мм противотанковых пушек ЗИС-2 продолжалось и в 1944 году.
Достижения Т 34 57
В начале октября 1941 года 10 машин с 57-мм орудием вошли в состав 21-танковой бригады во Владимире, которая 14 октября прибыла на фронт. Бригаде была поставлена задача наступления в направлении Турчиново и Пушкино. Цель похода — нанесение удара во фланг группировки немецких войск . Бои продолжались 4 дня и за эти дни было уничтожено 34 фашистских танка, 25 противотанковых орудий, 210 автомашин. С нашей стороны также были потери – погиб командир танкового полка бригады В. Лукин и командир батальона Михаил Агибалов.
Еще один пример успешного использования танков истребителей Т-34 57 – рейд по немецким тылам под командованием старшего политрука Гмыря. Тогда он практически в упор расстрелял колонну немецких автомобилей с солдатами на Волоколамском шоссе, после чего двинулся дальше и выехав на немецкий аэродром полностью уничтожил их бомбардировщик при помощи Т 34 57.
На данный момент официально не осталось ни одного Т -34 57, однако есть информация, что один вариант сохранился в Нижнем Тагиле, еще один на площадке «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме и один экземпляр был воссоздан из обломков в Подмосковье, в Пушкино.
Вооружение
Основное орудие
Основным вооружением Т-34-57 является 57-мм орудие ЗиС-4 с боекомплектом в 77 снарядов. Орудие обладает отличной баллистикой, а также хорошим бронепробитием снарядов. К недостаткам орудия можно отнести плохие УВН (-5°/28°), но это не столь критично.
В состав боекомплекта орудия ЗиС-4 входят:
- БР-271 — бронебойный тупоголовый каморный снаряд.
- БР-271К — бронебойный остроголовый каморный снаряд.
- О-271 — осколочно-фугасный снаряд.
Пулемётное вооружение
Т-34-57 оснащён спаренным с орудием 7,62-мм пулеметом ДТ с боекомплектом в 1890 патронов. Пулемет отлично подойдет пристрелки орудия в РБ и СБ, а также для поражения небронированной техники.
Поле боя. Т-34-57 — редкий танк, который спас Сталина и мог бороться с «Тиграми»
Принято считать, что основными орудиями для Т-34 были 76-мм в первый период войны и 85-мм — во второй. Тем не менее, в металле существовала модификация тридцатьчетверки, вооруженная 57-мм пушкой, которая запросто могла бороться с любыми танками вермахта.
История этого танка началась после зимней кампании в Финляндии, горькие уроки которой заставили руководство РККА задуматься о реформировании армии, в частности, о вооружении танков, которое прежде считалось достаточным. Работы подтолкнула разведывательная информация о разработке в Германии тяжелобронированных танков, полученная советским военным руководством весной 1940 года.
В это время разработкой нового 57-мм противотанкового орудия с высокой начальной скоростью снаряда занималось конструкторское бюро № 92 под управлением талантливого советского конструктора Василия Грабина. Поэтому КБ поручили создать аналогичное орудие, которое бы поместилось в башню Т-34 без существенных переработок последней.

Эта тема закрыта для публикации ответов.