«новелла» морского охотника: как ил-38н ищет вражеские подлодки

Алан-э-Дейл       28.07.2022 г.

«Бешеный огурец»

Самолет был сложным и ненадежным. Использование двух отдельных
подъемных двигателей с поворотными соплами приводило к риску потери
стабильности при любых случайных отклонениях направления тяги. При
вертикальном взлете, посадке или висении машина могла неожиданно рухнуть на землю и при
этом пилот даже не успевал среагировать.

#Армия
Как «Кузнецов» российский флот опозорил

Чтобы избежать гибели летчиков в подобных ситуациях, специально для Як-38 разработали уникальную систему автоматического катапультирования.
Она в случае опасной ситуации в мгновения принудительно выбрасывала летчика из кабины.

Советская «вертикалка» ставила рекорды по аварийности, но
система автоматического катапультирования спасала жизни пилотов. Был случай,
когда она выбросила двух летчиков из-под воды. У учебного Як-38 с авианесущего
крейсера «Минск» отказали двигатели, он упал в море и начал быстро тонуть. Система
сработала моментально, и экипаж успешно сел на парашютах прямо на палубу
корабля.

Большой сложностью стал психологический барьер у летного
состава: далеко не все могли привыкнуть, что машина может летать и как самолет,
и как вертолет. За сложность в управлении летчики дали Як-38 еще одно прозвище
— «бешеный огурец».

Variants

US Navy DT-38A at United States Navy Fighter Weapons School „Top Gun“ (1974)

  • N-156T: Northrop company designation.
  • YT-38: Prototypes, two built with YJ85-GE-1 engines, later designated YT-38A and four pre-production aircraft with YJ-85-GE-5 engines, later designated T-38A.
  • T-38A: Two-seat advanced training aircraft, production model, 1,139 built.
  • T-38A(N): Two-seat astronaut training version for NASA. See T-38N below.
  • AT-38A: A small number of T-38As were converted into weapons training aircraft.
  • DT-38A: A number of US Navy T-38As were converted into drone directors.
  • GT-38A: Permanently grounded aircraft, often due to flight or ground mishap, converted into ground procedural trainers or aircraft maintenance trainers.
  • NT-38A: A small number of T-38As were converted into research and test aircraft.
  • QT-38A: Unmanned target drone aircraft.
  • AT-38B: Two-seat weapons training aircraft.
  • T-38C: A T-38A with structural and avionics upgrades.
  • T-38M: Modernized Turkish Air Force T-38As with full glass cockpit and avionics, upgraded by Turkish Aerospace Industries under the project codename «ARI» (Turkish: Arı, for Bee).
  • T-38N: Former USAF T-38As bailed to NASA and T-38As directly assigned to NASA that received an Avionics Upgrade Program (AUP), modernizing communications and navigation systems, replacing outdated avionics, and adding a weather radar, flight management system, altitude alert systems, and modern controls and displays.
  • N-205: «Space trainer» variant proposed in May 1958, with triple rocket engines for vertical launch, and capable of Mach 3.2 and a maximum altitude of 200,000 feet (61,000 m).
  • ST-38 or N-205B: Revised proposal in April 1963 for the new Aerospace Research Pilot School, with a rolling takeoff, top speed of Mach 3.3 and a ceiling of 285,000 feet (87,000 m), high enough to qualify its pilots for astronaut wings.[citation needed]
  • T-38 VTOL Proposed vertical takeoff variant with four lift nozzles behind the pilot.[citation needed]

Operators

A T-38 Talon in Thunderbirds livery at the Alliance Air Show in 2014

A T-38 Talon at the Fort Worth Alliance Air Show in 2019

Current

Germany

German Air Force — 46 T-38A in 1968, now upgraded to T-38C. All aircraft are stationed at Sheppard AFB, Texas and are painted in US markings.

Turkey

Turkish Air Force — 33 T-38M in service.

United States
United States Air Force — 500 T-38 trainers in service as of September 2018.

1st Fighter Wing – Langley AFB, Virginia

71st Fighter Training Squadron

9th Reconnaissance Wing – Beale Air Force Base, California

1st Reconnaissance Squadron

12th Flying Training Wing – Randolph Air Force Base, Texas

435th Fighter Training Squadron
560th Flying Training Squadron

14th Flying Training Wing – Columbus Air Force Base, Mississippi

49th Fighter Training Squadron
50th Flying Training Squadron

47th Flying Training Wing – Laughlin Air Force Base, Texas

87th Flying Training Squadron

71st Flying Training Wing – Vance Air Force Base, Oklahoma

25th Flying Training Squadron

80th Flying Training Wing – Sheppard Air Force Base, Texas

88th Fighter Training Squadron
90th Flying Training Squadron
469th Flying Training Squadron

96th Test Group – Holloman Air Force Base, New Mexico

586th Flight Test Squadron

325th Fighter Wing – Tyndall Air Force Base, Florida

2d Fighter Training Squadron

340th Flying Training Group – Randolph Air Force Base, Texas

43d Flying Training Squadron (Columbus AFB)
96th Flying Training Squadron (Laughlin AFB)
97th Flying Training Squadron (Sheppard AFB)

412th Test Wing – Edwards Air Force Base, California

445th Flight Test Squadron

413th Flight Test Group – Randolph Air Force Base, Texas

415th Flight Test Flight

509th Bomb Wing – Whiteman Air Force Base, Missouri

13th Bomb Squadron

United States Navy — 10 aircraft in use as November 2008.

United States Naval Test Pilot School

NASA — approximately 32 aircraft transferred from USAF[citation needed]

Former

Portugal

Portuguese Air Force — 12 aircraft in 1977. Initially operated by 201 Sqn. «Falcões» (Falcons) at Air Base No. 5, in 1980 they were transferred to 103 Sqn. «Caracóis» (Snails) being stationed in Air Base No. 11. They were retired in 1993 replaced by Dassault/Dornier Alpha Jet

South Korea

Republic of Korea Air Force — 30 T-38A from the US in April 1999. All units were returned to the US by 2009 after near completion of production of T-50 Golden Eagle supersonic trainer.

Taiwan (Republic of China)

Republic of China Air Force — former operator, all aircraft returned to the US in 1998.

Тактико-технические характеристики танка PzKpfw 38(t)

Экипаж, чел.: 3—4Разработчик: ЧКДПроизводитель: ехословакия Škoda, ČKDГоды производства: 1939—1942Годы эксплуатации: 1939 — начало 1950-хКоличество выпущенных, шт.: 1406Компоновочная схема: моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди

Вес танка PzKpfw 38(t)

— 9,7 тонн

Размеры танка PzKpfw 38(t)

— Длина корпуса, мм: 4619- Ширина корпуса, мм: 2135- Высота, мм: 2252- Клиренс, мм: 400

Броня танка PzKpfw 38(t)

— Тип брони: стальная катаная- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 25- Лоб корпуса (середина), мм/град.: 12- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 25- Борт корпуса, мм/град.: 15 / 0°- Корма корпуса, мм/град.: 15- Днище, мм: 8- Крыша корпуса, мм: 8- Лоб башни, мм/град.: 25- Маска орудия, мм/град.: 25- Борт башни, мм/град.: 15- Корма башни, мм/град.: 15- Крыша башни, мм: 8

Вооружение танка PzKpfw 38(t)

— Калибр и марка пушки: 37-мм A7- Тип пушки: нарезная- Длина ствола, калибров: 50,0- Боекомплект пушки: 72- Пулемёты: 2 × 7,92-мм ZB vz.37

Двигатель танка PzKpfw 38(t)

— Тип двигателя: рядный- 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения- Мощность двигателя, л. с.: 125

Скорость танка PzKpfw 38(t)

— Скорость по шоссе, км/ч: 48- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 15- Запас хода по шоссе, км: 230- Запас хода по пересечённой местности, км: 160- Удельная мощность, л. с./т: 12,9- Тип подвески: сблокированная попарно, на листовых рессорах- Преодолеваемый подъём, град.: 29- Преодолеваемая стенка, м: 0,8- Преодолеваемый ров, м: 2,1- Преодолеваемый брод, м: 0,8

Design and development

The basic airframe was used for the light combat aircraft F-5 Freedom Fighter family. In the 1950s Northrop began studying lightweight and more affordable fighter designs. The company began with its single-engine Northrop N-102 «Fang» concept. The N-102 was facing weight and cost growth, so the project was canceled and the company N-156 project was begun.

Although the USAF had no need for a small fighter at the time, it became interested in the trainer as a replacement for the T-33 Shooting Star it was then using in that role. The first of three prototypes (designated YT-38) flew on 10 March 1959. The type was quickly adopted and the first production examples were delivered in 1961, officially entering service on 17 March that year, complementing the T-37 primary jet trainer. When production ended in 1972, 1,187 T-38s had been built. Since its introduction, it is estimated that some 50,000 military pilots have trained on this aircraft. The USAF remains one of the few armed flying forces using dedicated supersonic final trainers, as most, such as the US Navy, use high subsonic trainers.

The T-38 is of conventional configuration, with a small, low, long-chord wing, a single vertical stabilizer, and tricycle undercarriage. The aircraft seats a student pilot and instructor in tandem, and has intakes for its two turbojet engines at the wing roots. Its nimble performance has earned it the nickname white rocket. In 1962 the T-38 set absolute time-to-climb records for 3000, 6000, 9000 and 12000 meters, beating the records for those altitudes set by the F-104 in December 1958. (The F-4 beat the T-38’s records less than a month later.)

USAF Thunderbirds flying T-38 Talons in formation.

The F-5B and F (which also derive from the N-156) can be distinguished from the T-38 by the wings; the wing of the T-38 meets the fuselage straight and ends square, while the F-5 has leading edge extensions near the wing roots and wingtip launch rails for air to air missiles. Under the paint the T-38 wing is constructed of honeycomb material while the wing of the F-5 family uses conventional skin over underlying support structure.

Most T-38s built were of the T-38A variant, but the USAF also had a small number of aircraft that had been converted for weapons training. These aircraft (designated AT-38B) had been fitted with a gunsight and could carry a gunpod, rockets, or bombs on a centerline pylon. In 2003, 562 T-38s were still operational with the USAF and are currently undergoing structural and avionics programs (T-38C) to extend their service life to 2020. Improvements include the addition of a HUD, GPS, INS (Inertial Navigation System), and TCAS as well as PMP (a propulsion modification to improve low-altitude engine thrust). Many USAF variants (T-38A and AT-38B) are being converted to the T-38C standard.

Two T-38 Talon chase planes follow Space Shuttle Columbia as it lands at Northrop Strip in White Sands, New Mexico, ending its mission STS-3.

The fighter version of the N-156 was eventually selected for the US Military Assistance Program and produced as the F-5 Freedom Fighter. Many of these have since reverted to a weapons training role as various air forces have introduced newer types into service. The F-5G was an advanced single engine variant later renamed the F-20 Tigershark.

Ил-38 характеристики:

Модификация   Ил-38
Размах крыла, м   37.42
Длина самолета,м   39.60
Высота самолета,м   10.16
Площадь крыла,м2   140.00
Масса, кг  
  пустого самолета   33700
  максимальная взлетная   63500
Внутреннее топливо, л   30000
Тип двигателя   4 ТВД Прогресс АИ-20М
Мощность, э.л.с.   4250
Максимальная скорость, км/ч   650
Крейсерская скорость, км/ч   456
Перегоночная дальность, км   9500
Практическая дальность, км   7100
Боевой радиус действия, км   2500
Практический потолок, м   10000
Экипаж, чел   10
Вооружение:   Боевая нагрузка — 5000 кг в отсеке оружия
  Противолодочные 450-мм торпеды АТ-1 или АТ-2,  глубинные бомбы ГБ, осветительные бомбы ОАБ, маркеры

Почти край света

Поселок городского типа Палана, административный центр Корякского округа, расположен на западном побережье Камчатки, на правой надпойменной террасе реки Паланы, в 7 км от места её впадения в Охотское море. Аэропорт поселка находится в 4 км западнее Паланы.

Дорога наземным транспортом от Петропавловска-Камчатского до Паланы имеет протяженность чуть менее 1000 км, поэтому для местных жителей авиация является главным средством связи с внешним миром.

Основанный в XVII веке поселок стал более активно развиваться после того, как 15 октября 1937 года Постановлением № 88 Президиума ВЦИК административный центр Корякского национального округа Камчатской области Дальневосточного края был переведён из Корякской культбазы в село Палана.

В 1955 году решением № 60 Корякского окрисполкома в Палане был организован лесхоз, который стал отвечать за ведение лесного хозяйства на территории всего округа. В 7 км от Паланы есть пункт рейдовой разгрузки морских судов, находящийся в устье реки Паланы. Портпункт обеспечивает разгрузку судов с топливом, продовольствием и промтоварами из Петропавловска-Камчатского, Владивостока, Находки и Магадана.

Лучшие времена Паланы пришлись на конец 1980-х, когда численность населения достигала более 4300 человек. Для поселка, находящегося вдали от основных благ цивилизации, это был весьма внушительный показатель. Сегодня в Палане проживают менее 2900 человек.


Крушение самолета Ан-26 на Камчатке. Главное Подробнее

Конструкция

Самолёт Як-141– высокоплан, аэродинамическая схема выбрана «нормальная». Планер истребителя собирался из композитов, а так же алюминиевых и литиевых сплавов, в отдельных случаях применяли титановые сплавы и сталь (закалённую). Фюзеляж истребителя типа «усиленный монокок», прямоугольный в сечении, складывающееся крыло трапециевидное, стреловидное.

Два киля самолёта установлены на консольных балках, между ними – поворотное сопло подъёмно-маршевого двигателя. Прямоугольные воздухозаборники расположены по бокам фюзеляжа, они регулируются с помощью клина, отклоняющегося по горизонтали.

Он оснащён форсажной камерой, которую можно задействовать не только в горизонтальном полёте, но и на вертикальном режиме. Два подъёмных двигателя РД-41 – эти моторы одноконтурные – стояли за пилотской кабиной. РД-41 тоже имели регулируемые воздухозаборники и отклоняемые сопла. На стоянке и при переходе на горизонтальный полёт сопла и воздухозаборник автоматически закрывались.

Тяга подъемных двигателей при этом тоже снижалась в автоматическом режиме. Питание топливом у всех трёх двигателей общее. В фюзеляже и внутри хвостовых балок разместили топливные баки. Дополнительный запас топлива мог храниться в подвесных (под фюзеляжем и крыльями) баках.

Управление самолётом в режиме вертикального полёта осуществлялось с помощью струйных рулей, причём их конструкция на разных экземплярах истребителя Як-141 могла отличаться. Самолёт №75 получил струйные рули в хвостовых балках, а №77 – в носовой части. Самый первый самолёт вообще не имел струйных рулей (так как для полётов и не предназначался).

И хвостовое оперение, и струйные рули истребителя управляются электродистанционной системой, с тройным резервированием. Предусматривалась на случай отказа ЭДСУ и аварийная механическая система управления.

Пушка размещалась под фюзеляжем самолёта с левой стороны, боезапас – 120 выстрелов. Для атаки наземных целей на Як-141 можно было дополнительно установить четыре подвесных пушечных контейнера с орудиями ГШ-23Л.

Для выполнения функций собственно истребителя самолёт мог нести до четырёх ракет Р-77 средней дальности, с активной радиолокационной ГСН. Дальность пуска ракет – до 110 км. Для ближнего боя должны были применяться ракеты Р-60 или Р-73 с инфракрасным наведением. Р-60 запускается с дальности до десяти, а Р-73 – до 60 км. Бороться с кораблями противника истребитель Як-141 мог при помощи противокорабельных ракет Х-35 с проникающей боевой частью массой в 145 кг. Четыре такие ракеты подвешивались под крыльями.

Прочие мишени на поверхности уничтожались с помощью ракет Х-25 (дальность пуска до 40 км – малая) и Х-31 средней дальности (до 250 км). Масса боевой части Х-25 – до 140 кг, а Х-31 – до 110 кг. Неуправляемое ракетно-бомбовое вооружение Як-141 состояло из авиабомб различного назначения (от фугасных до бетонобойных и зажигательных) и блоков неуправляемых ракет. Максимально допустимый калибр бомб – 500 кг.

Боеголовки ракет С-8 (80мм) и С-13 (122мм) осколочно-фугасного, термобарического и объемно-детонирующего типов. Ракеты С-8 с кумулятивной боевой частью могут поражать бронетехнику, а С-13 с проникающей или бетонобойной БЧ – уничтожать укреплённые сооружения. НАР С-24 калибра 240мм существуют в осколочно-фугасном «исполнении», но их осколки могут поражать даже лёгкую бронетехнику.

Основа системы управления огнём – бортовая РЛС «Жук», подобная установленным на истребителях МиГ-29 и Су-27. Конкретная модификация имела щелевую антенную решётку, позволяла сопровождать десять целей и обстреливать – до четырёх. Приёмопередатчик системы «свой-чужой» находится в носу истребителя. Средства активной защиты (устройства для отстрела ИК-ловушек и отражающей фольги) на построенные самолёты не устанавливались. Смонтировать лазерный дальномер на самолёт Як-141 тоже не успели.

На существующих прототипах Як-141 в кокпите имелись только аналоговые приборы. Позже их дополнили индикатором на лобовом стекле. В перспективе на серийных истребителях предполагалось применить многофункциональные дисплеи и нашлемную индикацию. Як-141 оснастили автоматической системой катапультирования, обеспечивающую безопасность лётчика при внезапных отказах двигателя. Истребитель взлетал на форсаже, что могло вызвать повышенный износ покрытия взлётных полос аэродромов.

Внешнее оформление

Фюзеляж модернизированного Ил-38 темно-серого цвета. Бортовой номер самолета указан желтыми цифрами. Ил-38Н комплектуется новым навесным оборудованием, которое представляет собой систему РТР, осуществляющую радиотехническую разведку.

Местом расположения навесного оборудования стал специальный контейнер над фюзеляжем. Существует предположение, что система РТР в дальнейшем будет использоваться для поддерживания связи с морской космической системой разведки и целеуказания РТР «Лиана». Однако достоверность данной информации, ставшей известной СМИ, пока не проверена.

Местом для расположения обзорно-поисковой системы является носовая часть фюзеляжа. Для системы разработан специальный сферический контейнер.

Группы инвалидности

В этом классе могут участвовать люди с различными видами инвалидности. В этот класс входят люди с церебральным параличом, инсультом или черепно-мозговой травмой.

Церебральный паралич

CP8

В спортивных соревнованиях участники CP8 участвуют в классах T38 / F38. В легкой атлетике форма, используемая в гонках, похожа на форму спортсменов здорового тела, но должна иметь некоторую видимую хромоту. Класс участвует в соревнованиях по прыжкам в воду.

Церебральный паралич — Международная ассоциация спорта и отдыха определила этот класс в январе 2005 года как: «Минимальное поражение 27 Этот класс предназначен для минимально пораженной диплегической спастичности 1 степени; гемиплегической спастичности 1 степени: моноплегия; минимально атетоидный / атаксический спортсмен. Согласно пункту 1.2. у спортсмена должно быть явное функциональное нарушение, очевидное во время классификации. Этот спортсмен может казаться почти нормальным во время бега, но спортсмен должен продемонстрировать ограничение функций классификаторам на основании свидетельств спастичности (повышенного тонуса), атаксических, атетоидных или дистонических движений. во время выступления на игровом поле или на тренировке ». Обычно это проявляется как спастичность по крайней мере в одной конечности. Они могут свободно заниматься различными видами спорта, включая прыжки. Они также имеют хороший баланс и минимальные проблемы с координацией. Люди этого класса, как правило, расходуют столько же энергии, что и люди без церебрального паралича.

Люди с инвалидностью, связанной с Les Autres, также соревнуются в этом классе из-за их гипертонии, атаксии и / или атетоза.

Фольклендские ветераны

К началу 70-х годов выявились мировые лидеры в новой сфере. Ими стали всего две страны – Великобритания и Советский Союз, которые сумели наладить серийное производство самолетов вертикального (короткого) взлета и посадки (СВКВП). Головным конструкторским бюро по развитию этого класса авиации в Советском Союзе стало ОКБ А. С. Яковлева.

Отечественный первенец Як-38 был несовершенен и рассматривался как переходная модель. Ему на смену шел качественно новый самолет – Як-141. Этот первый в мире сверхзвуковой СВКВП по своим тактико-техническим данным значительно превзошел британского конкурента – «Харриер» самых последних модификаций, приблизившись к уровню развития американской палубной авиации. Он мог на равных бороться с новейшим на тот момент истребителем-бомбардировщиком F/A-18А. При максимальной скорости 1800 километров в час боевой радиус Як-141 при вертикальном взлете и полете к цели на дозвуковой скорости мог достигать 400 километров, а при взлете с коротким разбегом – до 700 километров. Самолет оснащался многорежимной РЛС «Жук», используемой на истребителях МиГ-29.

Самолет вертикального (короткого) взлета и посадки Як-38

Помимо встроенной 30-мм пушки Як-141 располагал современным подвесным вооружением, в том числе ракетами воздушного боя средней и малой дальности (Р-27 различных модификаций, Р-73), класса «воздух-земля» (Х-29, Х-25), противокорабельными (Х-35) и противорадиолокационными (Х-31), мог нести корректируемые авиабомбы. Однако распад Советского Союза и последующие экономические реформы пресекли развитие отечественных СВКВП. С 1992 года финансирование этого направления в ОКБ им. А. С. Яковлева было прекращено.

Великобритания, создав «Харриер», пошла по пути поэтапной его модернизации. Первоначальный вариант был почти равноценен советскому Як-38: при сопоставимом радиусе боевого применения он также не имел бортовой РЛС, нес только неуправляемое оружие. Однако в дальнейшем подвергся глубокой модернизации. И уже к началу войны за Фолклендские острова принятый на вооружение британского флота «Си Харриер» FRS.1 стал полноценной боевой машиной и как истребитель, и как штурмовик. 28 машин этого типа, действуя с авианосцев «Инвинсибл» и «Гермес», в воздушных боях сбили 22 аргентинских самолета. Работая с палубы и наскоро оборудованных площадок на берегу, «Харриеры» оказывали эффективную поддержку морскому десанту в глубине обороны противника. Это наглядно показало большое значение самолетов подобного класса как важнейшего средства воздушной поддержки при проведении морских десантных операций.

В настоящее время «Харриер» различных модификаций остается единственным серийно выпускающимся СВКВП и состоит на вооружении во многих странах, в частности в Великобритании, Индии, Испании, Италии, Соединенных Штатах. Везде, за исключением США, в качестве палубного.

Установлено, что самолеты этого класса будут использовать в качестве основного режима короткий взлет и вертикальную посадку. Это вполне понятно: когда вес самолета наибольший, лучше взлет с небольшим разбегом. Поэтому сегодня утвердился термин: самолет короткого взлета и вертикальной посадки – СКВВП.

СКВВП не просто продолжают оставаться на вооружении, но и активно развиваются наиболее «продвинутой» в отношении военного авиастроения страной – США, которые разработали F-35B.

Specifications (T-38A)

Data from USAF factsheet

General characteristics

  • Crew: 2: student and instructor
  • Length: 46 ft 4.5 in (14.14 m)
  • Wingspan: 25 ft 3 in (7.7 m)
  • Height: 12 ft 10.5 in (3.92 m)
  • Wing area: 170 ft² (16 m²)
  • Empty weight: 7,200 lb (3,270 kg)
  • Loaded weight: 11,820 lb (5,360 kg)
  • Max. takeoff weight: 12,093 lb (5,485 kg)
  • Powerplant: 2 × General Electric J85-5A (J85-5R after PMP modification) afterburning turbojets
    • Dry thrust: 2,050 lb (9.1 kN) each
    • Thrust with afterburner: 3,850 lbf (17.1 kN) each

Performance

  • Maximum speed: Mach 1.3 (858 mph, 1,381 km/h)
  • Range: 1,140 mi (1,835 km)
  • Service ceiling: 50,000 ft (15,240 m)
  • Rate of climb: 33,600 ft/min (170.7 m/s)
  • Wing loading: 70 lb/ft² (340 kg/m²)
  • Thrust/weight: 0.65

варианты

Н-156Т
Обозначение компании Northrop.
ЮТ-38
Прототипы, два с двигателями YJ85-GE-1, позже обозначенные как YT-38A , и четыре предсерийных самолета с двигателями YJ85-GE-5, позже получившие обозначение T-38A .
Т-38А
Двухместный усовершенствованный учебно-тренировочный самолет, серийная модель, построено 1139 штук.
Т-38А(Н)
Двухместная версия для подготовки астронавтов для НАСА. См. Т-38Н ниже.
АТ-38А
Небольшое количество Т-38А было переоборудовано в учебно-боевые самолеты.
ДТ-38А
Несколько Т-38А ВМС США были переоборудованы в наводчики дронов.
ГТ-38А
Самолеты постоянно заземлены, часто из-за авиационных или наземных происшествий, переоборудованы в тренажеры по обслуживанию самолетов или наземным процедурам.
НТ-38А
Небольшое количество Т-38А было переоборудовано в исследовательские и испытательные самолеты.
КТ-38А
Беспилотный летательный аппарат, используемый в качестве воздушной мишени.
АТ-38Б
Двухместный учебно-боевой самолет.
Т-38С
Т-38А с модернизацией конструкции и авионики.
Т-38М
Т-38А ВВС Турции, модернизированный компанией Turkish Aerospace Industries с полностью стеклянными кабинами и авионикой, под кодовым названием проекта «ARI» ( пчела на турецком языке).
Т-38Н
Бывшие Т-38А ВВС США, утилизированные НАСА, и Т-38А, назначенные непосредственно ему, которые получили Программу модернизации авионики (AUP), модернизируя системы связи и навигации, заменяя устаревшую авионику и добавляя метеорологический радар, системы управления полетом, системы оповещения о высоте. , а также современные элементы управления и дисплеи.
Н-205
Предложенный в мае 1958 года вариант «космического тренажера» с тройными ракетными двигателями для вертикального запуска. Способен развивать скорость 3,2 Маха на высоте 60 960 м (200 000 футов).
СТ-38 или Н-205Б
Пересмотренное в апреле 1963 года предложение о новой Школе пилотов аэрокосмических исследований с обычным взлетом, максимальной скоростью 3,3 Маха и потолком полета 86 868 м (285 000 футов), что достаточно для квалификации ее пилотов с его крыльями космонавтов.
Т-38 СВВП
Предлагается вариант вертикального взлета с четырьмя подъемными соплами за пилотом.

Specifications (T-38A)

Data from USAF factsheet

General characteristics

  • Crew:2
  • Length:46 ft 4.5 in (14.135 m)
  • Wingspan:25 ft 3 in (7.70 m)
  • Height:12 ft 10.5 in (3.924 m)
  • Wing area:170 sq ft (16 m)
  • Empty weight:7,200 lb (3,266 kg)
  • Gross weight:11,820 lb (5,361 kg)
  • Max takeoff weight:12,093 lb (5,485 kg)
  • Powerplant:2 × General Electric J85-5A afterburning turbojet engines, 2,050 lbf (9.1 kN) thrust each dry, 2,900 lbf (12,899.84 N) with afterburner.
(J85-5R after PMP modification)

Performance

  • Maximum speed:746 kn (858 mph, 1,382 km/h)
  • Maximum speed:Mach 1.3
  • Range:991 nmi (1,140 mi, 1,835 km)
  • Service ceiling:50,000 ft (15,000 m)
  • Rate of climb:33,600 ft/min (171 m/s)
  • Wing loading:69.53 lb/sq ft (339.5 kg/m)
  • Thrust/weight :0.65

Прочий афтемаркет

Flightpath 1/72 T-38/F-5 access ladder

Артикул производителя: 72126

Фотообзоры

  • Фотообзор Т-38 на сайте ARC

  • Фотообзор Т-38 на сайте Cybermodeler

  • Фотообзор Т-38А на сайте Primeportal

  • Фотообзор Т-38А на сайте SVSM

  • Фотообзор Т-38C на сайте Primeportal

  • Фотообзор Т-38C на сайте SVSM

  • Фотообзор Т-38C на сайте ARC

  • Фотообзор Т-38 NASA на сайте ARC

  • Willy Peeters. «Uncovering the Northrop T-38A/AT-38/T-38C Talon». Daco Publications #21
  • «T-38, F-5A/B». Famous Airplanes #95
  • «Cessna T-37B & Northrop T-38A Talon». Flugzeuge der Bundeswehr #40
  • «T-38 Talon Pilot’s Flight Operating Instructions». Periscope
  • Don Logan. «Northrop`s T-38 Talon. A Pictorial History». Schiffer

История операций [ править ]

Военные править

USAF Стратегическое авиационное командование (САК) не имело T-38s в эксплуатации с 1978 года до инактивации ВАС РФ 1991 года. Эти самолеты использовались для повышения квалификации вторых пилотов бомбардировщиков и танкеров в рамках «Программы ускоренного повышения квалификации второго пилота». Позже они использовались как профессиональные самолеты для всех пилотов B-52 , B-1 , Lockheed SR-71 , U-2 , Boeing KC-135 и KC-10 . Преемники SAC, Воздушное боевое командование (ACC) и Глобальное ударное командование ВВС (AFGSC), продолжают использовать Т-38 в качестве профессиональных самолетов для пилотов U-2 и пилотов B-2 соответственно.

Training Command Air (ATC) преемник «s, то воздуха Образование и обучение команд (AETC), использует T-38C для подготовки пилотов для F-15C Eagle и F-15E Strike Eagle , на F-16 Fighting Falcon , B -52 Stratofortress , B-1B Lancer , B-2 Spirit , A-10 Thunderbolt , F-22 Raptor и F-35 Lightning II. AETC получила Т-38С в 2001 году в рамках программы модернизации авионики. На Т-38С, принадлежащих AETC, была проведена модернизация силовой установки, в ходе которой были заменены основные компоненты двигателя для повышения надежности и ремонтопригодности, а также модификация впускного / инжекторного двигателя для увеличения доступной взлетной тяги. Эти обновления и модификации с программой Pacer Classic должны продлить срок службы Т-38 после 2020 года. Т-38 имеет целевой показатель готовности 75%, который он поддерживал в 2011 году, однако в 2015 году доступность составляет 60%. .

Кроме того, USAF, USN и НАСА, другие Т-38 операторы , включенные в немецком ВВС ( Люфтваффе ), в ВВС Португалии , в Республике Китай ВВС , и турецкая ВВС .

Замена править

В 2010 году ВВС США запустили программу TX для замены Т-38. Претенденты включали: совместное предприятие BAE Systems и Rolls Royce, предлагающее учебно-тренировочный самолет Hawk , оснащенный двигателем Rolls Adour Mk951 с FADEC ; Lockheed Martin и Korea Aerospace Industries , предлагающие Т-50 ; и Raytheon и Alenia Aermacchi предлагают Т-100 , самолет, конструкция которого берет свое начало с М-346 . Boeing и Saab предложили новый технологический дизайн, основанный наТРДД General Electric F404 . Boeing / Saab ставки первый полет 20 декабря 2016 года и 27 сентября 2018 был объявлен победителем конкурса ТХ.

НАСА править

НАСА управляет флотом из тридцати двух самолетов Т-38 и использует их в качестве реактивного учебного самолета для своих астронавтов, а также в качестве самолета для преследования . Его флот размещен в основном на Эллингтон Филд в Хьюстоне , штат Техас. Согласно внутренним прогнозам НАСА, к 2015 году количество действующих реактивных тренажеров сократится до 16. Ежегодно агентство тратит 25–30 миллионов долларов на полеты и техническое обслуживание Т-38.

В эпоху космических шаттлов в НАСА было принято, что астронавты прибывают в Космический центр Кеннеди на T-38 Talons.

В США семь частных Т-38 . Боинг владеет двумя Т-38, которые используются в качестве истребителей . Корпорация Торнтон владеет двумя Т-38 и тремя F-5, а Национальная школа летчиков-испытателей владеет одним Т-38. Кроме того, два других находятся в частной собственности.

использованная литература

  1. Джонсен 2006, стр. 5–6.
  2. Иден 2004, с. 344
  3. Из-за удлиненного фюзеляжа (в руководстве по эксплуатации двухместной версии есть указания по предотвращению штопора).
  4. «Northrop отмечает 50-летие первого полета T-38 Talon». defencetalk.com, 14 апреля 2009 г. Дата обращения: 21 августа 2011 г.
  5. ^ «Информационный бюллетень T-38 TALON» . ВВС США . 2 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 1 августа 2013 г.
  6. TO 1T-38A-4, Технический заказ ВВС США на Т-38
  7. Андраде 1979, с. 167
  8. «Модификации и модернизация Т-38 Программа модернизации авионики». Архив от 15 августа 2011 г. в Wayback Machine . Турецкое международное сотрудничество и экспортная деятельность. Проверено 21 августа 2011 г.
  9. Авиалайнеры.нет
  10. «Космический инструктор Northrop». Самолет , 3 апреля 1959 г., с. 393
  11. Статья из Utrechts Nieuwsblad , 12 ноября 1959 г.
  12. «ВВС в цифрах и фактах». Журнал ВВС, май 2012 г.
  13. «Справочник: ВВС мира». Flight International , 11–17 ноября 2008 г.
  14. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 12 мая 2016 года . Проверено 17 июля 2016 г. .
  15. «Результаты по марке/модели самолета: Northrop T-38». Реестр ФАС. Проверено 21 августа 2011 г.

1/48

Academy 1/48 T-38A Talon

Производитель: Academy

Артикул производителя: 1617

Технология: ЛВД

Перепаковка модели от Fujimi. Пресс-форма середины или второй половины 1970-х годов, внешняя расшивка, простая деталировка, большие проблемы с геометрией. Модель выполнена в масштабе 1/52. Есть облой.

Fujimi 1/48 T-38A Talon

Производитель: Fujimi

Артикул производителя: 5A2

Технология: ЛВД

Варианты:

  • T-38A, 00503, TF-503, USAF.
  • T-38A, 88095, USAF, 1000th T-38A.
  • T-38A, 8200, BuNo 158200, Modex 200, USN Test Pilot School.

Пресс-форма середины или второй половины 1970-х годов, внешняя расшивка, простая деталировка, большие проблемы с геометрией. Модель выполнена в масштабе 1/52. Есть облой.

Ссылки:

Fujimi 1/48 T-38A Talon Thunderbirds

Производитель: Fujimi

Артикул производителя: 35154

Технология: ЛВД, limited_edition

Варианты:

T-38A, Thunderbirds Demonstration Team

Пресс-форма середины или второй половины 1970-х годов, внешняя расшивка, простая деталировка, большие проблемы с геометрией. Модель выполнена в масштабе 1/52. Есть облой.

Ссылки:

Fujimi 1/48 T-38 Talon NASA

Производитель: Fujimi

Артикул производителя: 35256

Технология: ЛВД, limited_edition

Релиз 2003 г. Пресс-форма середины или второй половины 1970-х годов, внешняя расшивка, простая деталировка, большие проблемы с геометрией. Модель выполнена в масштабе 1/52. Есть облой.

Артикул производителя:

Технология: resin

Смоляная модель.

Sword 1/48 T-38 Talon

Производитель: Sword

Артикул производителя: 48004

Технология: ЛНД

Варианты:

  • T-38A, 61-3263, Air Training Command
  • T-38A, 61-0836, TAC, Holloman AFB, NM

Внутренняя расшивка, деталировка кокпита, шасси, тормозных щитков, сопел из смолы. Хорошая деталировка. Релиз 2008 г.

Ссылки:
  • Обзор на сайте Flevoaviation

  • Обзор на сайте Cybermodeler

  • Обзор на сайте Modelingmadness

  • Обзор на сайте Kitreview

  • Модель на сайте Cybermodeler

  • Модель на сайте ARC

  • Модель на сайте ARC

  • Модель на сайте ARC

  • Модель на сайте Modelingmadness

  • Модель на сайте Modelingmadness

  • Модель на сайте Modellversium

  • Модель на сайте Modellversium

Производитель: Sword

Артикул производителя: 48008

Технология: ЛНД

Модель заявлена, но еще не вышла.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.