Танк «булат»: технические характеристики, вооружение. украинские танки. т-64бм «булат»

Алан-э-Дейл       29.06.2022 г.

Основные данные танков семейства Т-64

Тип танка

«Объект 430»

Т-64А

Боевая масса, т

35.48

38

Экипаж, чел.

4

3

Длима, мм

8785″

9225:’

Ширина, мм

3120

3415

Высога, мм

2160

2170

Клиренс, мм

435

450

Колея, мм

2570

Бронирование: мм

противоснарядное комбинированное

прот ивоснарядное комбинированное

Вооружение

нарезная 100-мм пушка Д-54ТС, 50 выстрелов;

нарезная 125-мм пушка Д-81. 50 выстрелов;

7,62-мм пулемёт СГМТ, 3000 патронов;

7,62-мм пулемёт СГМТ. 3000 патронов;

14,5-мм пулемёт КПВТ, 300 патронов

14,5-мм пулемёт КПВТ. 300 патронов

Двигатель

дизель 5ТД

дизель 5ТДФ

Мощность, л.с.

580

700

Максимальная скорость, км/ч

55

65

Запас хода, км

450 600

500

Преодолеваемые препятствия, м:

высота стенки

0,8

ширина рва

2.85

— глубина брода

1.4″

— угол подъёма, град

30

 Примечание: 1 — с пушкой вперёд, длина корпуса — 6540 мм; 2- с пушкой вперёд, длина корпуса — 6048 мм: 3-е ОПВТ -5м

В. БОРЗЕНКО

«Моделист-конструктор» № 5’2012

Востребованность в войсках

Некоторые скептики зачастую спорят о необходимости разработки новых видов легких бронемашин. Но опыт современных военных конфликтов показывает необходимость развития этого направления. Ведь зачастую в городских боях тяжелая техника и БТРы становятся легкой мишенью для противника, им просто не хватает мобильности.

Именно бронемашины способны не только перевозить личный состав, но так же могут стать универсальной платформой для установки современных средств подавления огня. Создание на их базе машин эвакуации раненых и передвижных командных пунктов, делает развитие этой ветки бронетехники вполне актуальным.

Многофункциональность этой техники позволяет применять ее для оснащения подразделений полиции и ОМОНа. Не стоит забывать и о развитии технологий. На сегодняшний день рассматривается усиление таких спецмашин керамической броней. А существующие виды армидной ткани способны существенно повысить надежность бронемашин.

Источник

Ходовая часть и двигатель

К этим вопросам харьковские инженеры тоже решили подойти нестандартно, установив на танк торсионную подвеску и оппозитный двигатель.

Ходовая часть состоит из ведущего колеса сзади, шести опорных катков, четырёх поддерживающих роликов и направляющего колеса спереди на каждой из сторон. Такая конструкция обеспечивает увеличенную проходимость и хорошую надёжность, но взамен приходится расплачиваться раскачкой танка, большой вероятностью потери гусеницы при резком повороте на пересечённой местности или недостаточном натяжении и большой сложностью транспортировки потерявшего гусеницу танка, поскольку опорные катки небольшого диаметра буквально закапываются в мягкий грунт.

Чтобы в очередной раз не спорить о том, какая конструкция лучше, и присущи ли перечисленные выше недостатки харьковской подвеске, попробуйте подумать сами, в каком количестве современных ОБТ применяется подобная подвеска и почему.

Ещё в 1946 году были начаты работы над созданием нового дизельного двигателя, который должен был иметь малые габариты и, особенно, высоту. Поэтому было принято решение расположить цилиндры горизонтально.

На Т-64 был установлен оппозитный 5ТДФ, имеющий мощность 700 л.с. Позже, на Т-64БМ, появился 6ТД мощностью 1000 л.с., а на Т-64Е 5ТДФЕ мощностью 900 л.с.

Трансмиссия представляет собой две бортовые планетарные механические коробки передач с сервоприводами, имеющих семь передач переднего хода и одну заднего.

Такая конструкция обеспечивает легкость и малые габариты двигателя, лёгкость замены и ремонта в полевых условиях. При этом двигатель имеет тяжёлый тепловой режим и высокие обороты, что негативно сказывается на возможности применения в условиях повышенной температуры и требует подогрев до запуска при температурах ниже 10°С.

Бронезащита

Т-64 стал первым в мире танком, обладающим комбинированной многослойной бронёй корпуса, состоящей из стальных листов толщиной 80 мм и 20 мм с двумя стеклопластиковыми по 52 мм между ними.

Башню производили с помощью литья, оставляя особые полости спереди, позже заполняемые специальными вставками. Испытывались различные материалы, например, алюминий, ультрафарфор, уралит и стеклопластики.

Это обеспечило защиту от большинства западных боеприпасов при стрельбе с дальности более 500 метров и выигрыш в весе около 20% по сравнению с аналогичной монолитной бронёй.

В 1975 году наполнитель башни изменили на корундовый, её лобовая защита достигла величины около 450 мм.

Многослойная броня ОБТ позволила одновременно решить несколько задач, а именно достичь максимальной прочности защиты при достаточной её вязкости и минимальном весе.

В 1985 году появились новые Т-64, оснащённые более чем 200 блоками реактивной защиты, довольно похожей на израильскую «Блейзер». Довольно правдоподобной кажется теория о заимствовании технологий у захваченных сирийцами М-48, М-60 и Центурионов.

Геометрия брони

В результате тестовых подрывов, инженеры разработали оптимальную геометрию бронирования нижней части машины. Имея V-образную форму, днище автомобиля рассеивает взрывную волну и препятствует проникновению осколков.

Боковые листы брони также имеют наклон, что придает броневику немного угловатую форму, но благодаря такой геометрии, качество бронирования увеличивается. Класс защиты 6 по ГОСТу способен защитить личный состав от наиболее распространенного оружия.

Десанту, находящемуся под прикрытием брони, не страшны попадания обычных и бронебойных пуль калибра 7,62, а так же попадания зарядов из подствольного гранатомета. Крыша и днище легко выдерживают взрывы гранат РГД-5 и Ф-1. Днище защищает от взрывных устройств массой до 1 кг в тротиловом эквиваленте. По классу защищенности он несколько превосходит БТР-80.

С каждого борта бронеавтомобиль «Булат» имеет по три смотровых окна, защищенных бронестеклом, которое тоже имеет класс защиты 5. Кабина закрыта цельным бронестеклом, что позволило улучшить обзор водителя и командира отделения десанта. Лобовое стекло оснащено системой обогрева и не запотевает. В корпусе предусмотрены специальные отсеки для ЗИПа.

Бензобаки, а их тут два, получили от разработчиков защитные кожухи и также вписываются в общий класс защиты. Каждый бензобак имеет вместимость 125 л, а общий объем топлива дает запас хода в 800 км.

В качестве дополнительных опций предусмотрены:

  • система спутниковой навигации GLONASS/GPS;
  • тепло- и шумоизоляция;
  • радиостанция;
  • ФВУ;
  • электромеханические запоры дверей;
  • переговорное устройство «автомобиль — улица»;
  • колесные вставки безопасности RunFlat;
  • светосигнальное громкоговорящее устройство (СГУ);
  • сигнализация; аудиосистема;
  • цветографическое оформление.

По согласованию может быть установлено иное дополнительное оборудование.

Надежное шасси

При разработке техники инженеры должны были добиться не только повышенной проходимости, но и хорошей маневренности. Именно поэтому их выбор пал на проверенное шасси 6×6 грузовых машин КамАЗ. Высокая надежность узлов и агрегатов этих грузовиков доказана не только временем, но и многочисленными победами в престижных мировых гонках.

Проект получил безрамную конструкцию, рессорная подвеска крепится непосредственно к корпусу. Как и в КамАЗах, имеется система аварийной подкачки колес. Это дает возможность передвигаться на расстояние до 50 км даже на поврежденных колесах.

Применение в качестве «донорской» машины серийных КамАЗов позволило значительно упростить ремонт и обслуживание этих бронетранспортеров. Для водителей не требуется проводить дополнительное обучение, а механики в полной мере изучили шасси и агрегаты на более ранних версиях армейских грузовиков.

МОДИФИКАЦИИ ТАНКА Т-64

Т-64 («объект 432», 1967 г.) — исходный базовый образец.Т-64А («объект 434», 1969 г.) -125-мм пушка Д-81, усиленное бронирование, новая система управления огнём, изменённый автомат заряжания, зенитный пулемёт с дистанционным управлением, теплозащитный кожух ствола пушки, многотопливный двигатель, новая система ППО, навесное инженерное оборудование, система высокогорья, дорожная сигнализация. Танк был укомплектован комплексом дымовых завес 902А «Туча», радиостанцией Р-123М и переговорным устройством Р-124.Т-64АК («объект 446», 1973 г.) -командирский танк с радиосвязью до 350 км. У него имелись: дополнительная рация, навигационная аппаратура, бензоэлектрическое зарядное устройство АБ-1 П/30, артиллерийская буссоль.Т-64 Б («объект 447А», 1976 г.) — модификация Т-64А. Отличия: комплекс управляемого ракетного вооружения «Кобра», новая СУО 1АЗЗ с прицельным комплексом 1А34, система защиты от напалма, система пуска дымовых гранат «Туча», усиленное бронирование корпуса и башни, сплошные боковые экраны, увеличение динамического хода опорных катков. Т-64БК (1976 г) — командирский танк Т-64Б с дополнительной радиостанцией и навигационной аппаратурой.Т-64Б1 («объект 437А», 1976 г.) -модификация Т-64Б без КУРВ «Кобра».Т-64БМ (1983 г.) модификация Т-64Б с шестицилиндровым двухтактным турбопоршневым многотопливным дизельным двигателем 6ТД.Т-64БВ («объект 447АВ», 1985 г.) -модификация Т-64Б с комплексом навесной динамической защиты.

История создания Т-64

В 1950-е годы было решено разработать новый средний танк вместо уже устаревших Т-54 и Т-55. Работы вели во множестве конструкторских бюро, и их результатом стала принципиально новая машина – «Объект 430». Постепенно проект был доработан, и под именем «Объект 432» такой танк в 1966 году был принят на вооружение и обозначен Т-64.

Т-64 был очень хорош, однако прогресс не стоял на месте, и конструкторы нашли способ существенно его улучшить. В  итоге в 1968 году появился Т-64А- серьезная модификация Т-64 с толстой броней и мощной пушкой. Т-64А стал первым основным боевым танком, и в основном именно о нем обычно говорят, когда имеют в виду Т-64.

история производства

Основной боевой танк Т-84 Оплот-М, Киев, Украина, 2018 г.

Разработка Т-84 началась в конце -х годов, что совпало с событиями , которые позже привели к распаду Советского Союза.Из-за медленной, но прогрессирующей деградации дипломатических отношений между Россией и Украиной разработка танка, прототип которого был представили форсированным в 1994 г., его проектной организацией было ХКБМ в Харькове , и он был принят в эксплуатацию в 1999 г. Наиболее примечательной особенностью этого танка является его высокая удельная мощность 26 л.с. на тонну (по сравнению с 22 л.с. Т-90С из России, который, можно сказать, является его экспортным конкурентом), что делает его одним из основных ОБТ.самый быстрый в мире. Танк предназначен для эксплуатации в экстремальных климатических условиях и включает в себя систему кондиционирования воздуха для экипажа (по данным ХКБМ ее рабочий диапазон составляет от -40°С до 55°С).

Такое развитие было мотивировано необходимостью сделать свою военную промышленность независимой от российской. Один из таких примеров произошел в августе 1996 года, когда Пакистан решил закупить у Украины 320 Т-80УД (из своих запасов) на сумму 580 миллионов долларов. После отгрузки 15 единиц в феврале 1997 года Россия опротестовала продажу танков, утверждая, что их конструкция была сделана из некоторых компонентов российского производства (когда еще существовал Советский Союз) и поэтому не могла быть продана. Украина отправила еще 20 единиц до мая 1997 года и была вынуждена построить оставшиеся 285 танков, которые были отправлены под названием « Обьект 478БЭх» с характеристиками, аналогичными Т-84 , хотя другие источники сообщают, что это Т-80У.

Из-за распада Советского Союза завод имени Малышева не мог закупать модули керамической брони из России, и с ними были произведены только первые серии Т-84, более поздние модели композитной брони Т-84 сделаны из резины. между листами легированной стали. Исключение керамических модулей приводит к ухудшению брони не только по сравнению с текущими танками, но и со старыми моделями Т-80 .

Технические характеристики

Новые танки Украины в сравнении с аналогичными образцами бронетехники России выглядят вполне достойно. Но если заявления украинской стороны о примерном соответствии «Булата» по боевым возможностям танкам Т-90А вызывают обоснованные сомнения экспертов, то танк «Оплот» оценивается как весьма серьёзная машина, по совокупности характеристик уступающая лишь новейшим версиям Т-90СМ. Для «Булата» более объективным выглядит сопоставление с Т-72Б-3.

Двигатель и трансмиссия

На танке «Булат» установлен многотопливный, пятицилиндровый дизельный двигатель 5ТДФМ объёмом 13,6 литра и мощностью 850 л.с. Этот двигатель имеет один из самых «холодных» выхлопов в мире, что делает данную боевую машину менее уязвимой для оружия, наводящегося по тепловому следу.

Танк «Оплот» получил в оснащение шестицилиндровый многотопливный дизельный двигатель 6ТД-2Е объёмом 16,3 литра и мощностью 1200 л.с., с наддувом, прямоточной продувкой и непосредственным впрыском топлива. Благодаря компактности силового агрегата и особенностям его конструкции, он размещается соосно с бортовыми КПП. Благодаря этому не требуется центровка двигателя при его замене, значительно упрощается трансмиссия танка и обеспечивает небольшие размеры МТО.

Коробка передач

Оба новых танка оснащены коробкой передач планетарного типа с 7 передачами вперёд. В то же время «Оплот», помимо автоматического переключения передач, обладает редкой для танка способностью 4-скоростного регулирования передач назад. Комплексная система управления движением этого танка работает при помощи штурвала вместо рычагов.

Запас и расход топлива

Параметры Значения
Т-64БМ «Булат» БМ «Оплот»
Запас топлива во внутренних баках 730 л 575 л
Запас топлива в наружных баках 540 л 570 л
Расход на 100 км 406 л 300-370 л
Запас хода 385 км 350-400 км

На корме корпуса танков могут устанавливаться две дополнительные топливные бочки, вмещающие 380 литров топлива.

БМ «Оплот»

Стоимость танков

По состоянию на 2004 год стоимость модернизации одного Т-64Б/БВ до уровня танка «Булат» оценивалась в 470 тысяч долларов. Осенью 2014 года эта сумма заявлялась уже на уровне 1 миллиона долларов за танк.

Габариты и вес

Параметры Значения
Т-64БМ «Булат» БМ «Оплот»
Боевая масса 45 тонн 51 тонна
Длина корпуса, мм 6540 мм 7075 мм
Длина с пушкой вперёд, мм 9295 мм 9720 мм
Ширина, мм 3560 мм 3400 мм
Высота, мм 2184 мм 2285 мм
Клиренс, мм 500 мм 470-500 мм

Габариты БМ «Оплот» в боевом положении увеличиваются: ширина по съёмным защитным экранам — до 4176 мм, высота по командирскому прицелу — до 2800 мм.

Создание

Всё началось со среднего экспериментального танка «Объект 430», созданного в 1957 году. Его особенностями были сильно дифференцированная бронезащита, новый дизельный оппозитный двигатель 5ТД и общие улучшения традиционной компоновки.

Чуть позже началась разработка Т-64, которая к 1964 году переросла в серийное производство. Его отличительной чертой стала очень плотная компоновка и маленький забронированный объём. Это стало возможным благодаря применению механизма заряжания, нового двигателя и трансмиссии.

Изначально Т-64 классифицировался как средний танк и выпускался вместе с Т-55 и Т-62, но в 1968 году появилась модификация под названием Т-64А, получившая пушку калибром 125 мм и улучшенную броню, что превратило её в симбиоз среднего и тяжёлого танка. Это привело к устареванию такой классификации и появлению понятия ОБТ.

Вооружение

Первая модификация получила 115 мм пушку 2А21 и механизм заряжания, позволяющий выбирать тип снарядов. Благодаря ему стало возможно уменьшить экипаж до 3 человек, повысив при этом скорострельность практические до 10 выстрелов в минуту.

В 1968 году было принято решение установить на танк Т-64 пушку 2А26 калибром 125 мм, что превратило его в ОБТ, а, появившийся в 1976 году Т-64 с комплексом управляемого вооружения, стал первым в мире танком с возможностью ведения огня как снарядами, так и ракетами. В 1979 году орудие сменили на 2А46 такого же калибра.

Механизм заряжания с гидравлическим приводом является предметом частых споров, поскольку имеет как неоспоримые преимущества, так и недостатки.

В него уложено 28 выстрелов, а сам он находится в башне. Это уже создаёт опасность взрыва БК в случае попадания снаряды, ракеты или гранаты в башню и последующего пробития брони. Однако этот недостаток присущ всем советским и даже современным российским танкам, поскольку является неприятной особенностью всех автоматов заряжания, тянущейся ещё со времён СССР.

В то время, как Т-72 и Т-90 имеют электрический привод АЗ, Т-64 оснащён гидравлическим, который требует периодических регулировок и является пожароопасным.

Ещё одна особенность харьковского механизма заряжания может стоить жизни механику-водителю, поскольку своими лотками он перекрывает путь из отделения управления в боевое. То есть, при блокировании люка водителя, человек оказывается в ловушке и не способен выбраться. Теоретически можно убрать несколько лотков, освободив путь, но на практике это почти невозможно.

Дополнительное вооружение Т-64 состоит из спаренного с пушкой 7,62 мм пулемёта ПКТ и управляемого дистанционно 12,7 мм НСВТ. Также имеется 8 дымовых гранатомётов для постановки завес.

Модернизация вторая. Основные характеристики

Преимущества

► Т-64 оборудовали современными ночными приборами наблюдения.

► Кроме того, прицельный комплекс пополнился тепловизором, который в любое время суток и при любых погодных условиях мог обнаруживать и распознавать противника. А если же он использует специальные помехи в инфракрасном диапазоне, для новенького Т-64 это не становилось преградой.

Т-64 на параде ко Дню Независимости

► На этом харьковчане не остановились и добавили еще систему спутниковой навигации, которая позволяет обмениваться зашифрованными данными в режиме онлайн.

► Обновленная цифровая радиостанция защищала связь от помех и перехвата на расстоянии до 70 километров.

Какие танки состоят на вооружении Украины

Вооружённые силы Украины (ВСУ) унаследовали от СССР колоссальное количество бронетехники, находившейся на вооружении Киевского, Прикарпатского и Одесского военных округов. По размеру танкового парка в 1992 году (около 7 тысяч единиц) Украина в Европе уступала только России и совсем немного Германии. Основу украинских танковых сил составили весьма современные танки Т-64, Т-72 и Т-80 в достаточно современных на то время модификациях.

Излишки танкового парка широко распродавались Украиной по всему миру, а бремя содержания собственных танковых частей стабильно снижалось за счёт их периодических сокращений. К 2014 году страна располагала около 700 танками в составе вооружённых сил (причём многие из них были небоеспособными) и примерно 1450 машинами на базах хранения.

С целью унификации основным танком ВСУ признан Т-64, причём не только в силу его количественного преобладания. «Шестьдесятчетвёрки» в различных модификациях и их «прямые наследники» Т-80, как и двигатели к ним, производились в Харькове, танковые пушки — в Сумах. Танки семейства Т-72 на Харьковском заводе не собирались, их изначально имелось относительно небольшое количество.

Т-64БМ «Булат» ВСУ, подбитый в районе Луганского аэропорта

После событий 2014 года и активных боевых действий в районе Донбасса украинская сторона безвозвратно потеряла как минимум 230 танков. Множество остальных машин получили основательные повреждения либо оказались сильно изношены. Командованию ВСУ для компенсации потерь пришлось проводить масштабные изъятия с баз хранения бронетехники, существенная часть которой уже представляла собой фактически металлолом.

В итоге к настоящему времени ВСУ располагает 680 танками, согласно штатному оснащению своих частей, хотя значительная часть из них и сейчас находится в небоеспособном состоянии. По типам машины распределяются следующим образом:

  • 475 танков Т-64Б, Т-64БВ, Т-64БМ;
  • 143 танка Т-72АВ, Т-72Б1;
  • 62 танка Т-80БВ, Т-80УД.

Боевые возможности всех украинских танков считаются достаточно высокими. Восстановление, ремонт и пополнение действующего танкового парка Украины применительно к Т-64 производится по стандартам так называемой «модернизации образца 2020 года», в рамках которой танки по своим параметрам представляют собой версию Т-64БВ с более новыми тепловизорами, цифровыми радиостанциями, средствами спутниковой навигации и модулями динамической защиты. По данным Укроборонпрома, подобная модернизация технiки к настоящему времени проведена для более чем 150 танков, а с начала 2020 года аналогичные системы начали устанавливать на танки Т-80.

Конструкция

По общему устройству «новый танк» принципиальных отличий от старых образцов не имеет. Сохранена классическая компоновка с расположением мотора и трансмиссии в корме. Осталось неизменным размещение экипажа – механик-водитель в носовой части по центру корпуса, наводчик в левой половине башни, а командир машины — в правой. Да и подвеска танка «Оплот» по-прежнему торсионная, как и на Т-80УД.

Корпус сварен из листов катаной брони, верхняя деталь лобовой брони – из многослойной комбинированной брони, в которую входят элементы из керамики (подробная конструкция не оглашалась). Зато изменилась конструкция башни танка – вместо литой применяется сварная, из катаной брони с цельноштампованной крышей.

Борта «Оплота» почти полностью закрывают большие противокумулятивные резинометаллические экраны

Важное отличие от российских танков – конструкция системы динамической защиты «Нож» (по другим данным – «Дуплет»). Её элементы сами используют кумулятивный принцип действия

При попадании в модуль «Ножа» снаряд разрезается кумулятивными струями. Так обеспечивается защита не только от кумулятивных, но и от «кинетических» бронебойных снарядов.

Она обнаруживает облучение танка лазером и даёт команду на постановку дымовой завесы. Другая система активной защиты – «Заслон» — отличается от аналогичных тем, что каждый её модуль оснащён собственным радаром, а поражающие снаряд боеприпасы не отстреливаются, а выдвигаются.

Двигатель танка БМ «Оплот» — многотопливный 2-тактный дизель модели 6ТД-2Е. Он ведёт «родословную» от мотора 5ТД, впервые установленного на танке Т-64. 6ТД-2Е имеет 6 горизонтально расположенных цилиндров, в каждом из которых находится по 2 поршня, двигающихся в противоположных направлениях. Мотор имеет рабочий объём в 16,3 литра, развивает мощность в 1200 сил. Топливные баки расположены внутри корпуса (в боевом отделении) и на надгусеничных полках. На правой надгусеничной полке, кроме того, размещена вспомогательная силовая установка.

Трансмиссия «Оплота» включает в себя 7-скоростную планетарную коробку передач, ступени которой переключаются автоматически. Управление танком — при помощи штурвала с сервоприводами.

Прочее оборудование включает прибор ночного видения у механика-водителя (модели ТВН-5). Для связи используется радиостанция Р-030У, работающая в диапазоне ультракоротких волн. Дальность её действия – до 35 км. Командирская коротковолновая радиостанция Р-163 позволяет держать связь на дальности в 250 км. Также «Оплот» оснащён спутниковой навигацией.

История[править | править код]

Булат производили в Индии (под названием вуц), в Средней Азии и в Иране под названиями табан, хорасан, фаранд, в Сирии — дамаск. Аль-Бируни приводил некоторые сведения об его производстве: «Второй сорт получается, когда в тигле указанные вещества плавятся неодинаково и между ними не происходит совершенного смешения. Отдельные частицы их располагаются вперемешку, но при этом каждая из них видна по особому оттенку. Называется это фаранд. В мечах, которые их (два оттенка) соединяют, он высоко ценится». На Руси были знакомы с восточным булатом и изделиями из него, есть также сведения о закупке булата для производства оружия. Для его классификации использовались такие термины, как красный и синий булат, красное железо. В России литой булат, аналогичный старинным восточным образцам, был получен на Златоустовском заводе под руководством русского горного инженера, начальника Златоустовских заводов генерала-майора Павла Петровича Аносова. Аносов начал заниматься булатом в  г. по поручению Горного ведомства. После огромного числа опытов были получены образцы булатных клинков и слитки булатной стали. В отчётах Аносова описываются и воспроизведённые им способы получения классической кованой дамасской стали, но делается вывод о том, что это нетехнологично. В  г. оружие и другие изделия из русского булата демонстрировались в Санкт-Петербурге, в 1841 году работа Аносова «О булатах» была представлена на Демидовскую премию.

Булат — собирательное название для твёрдых и вязких сплавов железа и углерода. Химически булат отличается от стали количественным содержанием углерода. По этому показателю булат близок чугунам. Но физически он сохраняет ковкость низкоуглеродистых сталей и ощутимо превосходит последние по твёрдости после закалки. Такие свойства более связаны со структурой металла, нежели с химическим составом (по аналогии с чистым без примесей графитом и алмазом, у которых химический состав идентичен, но физические свойства различны). Таким образом, один только химический анализ не позволяет определить отношение металла к булатам.
Булат требует отличных от стали способов обработки (ковки, закалки) и может быть повреждён неправильной термической обработкой, обратившись обычной сталью или нековким чугуном. Тем не менее булат может быть доведён до расплавления и после остывания остаться булатом, или, как в случае с дамаском, может быть многократно прокован и сварен кузнечной сваркой сам с собой или с другими булатами и сталями. Из множества сталей (но далеко не из всех) может быть получен булат практически без изменения химического состава исходного материала, но способность сплава приобрести в процессе кристаллизации характерную для булатов структуру сильно зависит от лигатуры сплава и булаты не получатся из высоколегированных сталей, а из легированных, если получаются, то только низшие сорта булатов.

Из-за особенностей приготовления и обработки булаты в производстве существенно дороже большинства обычных сталей. Поэтому изделия из булатов, которые можно купить или заказать, в большинстве своём представляют из себя в лучшем случае низкосортные, а в худшем — декоративные (или псевдо-) булаты[Источник?].

Многие современные стали превосходят булаты по твёрдости, многие — по износостойкости, но ни одна не превосходит по совокупности параметров[Источник?], таких как упругость, хрупкость, способность затачиваться до бритвенной остроты и долго ее держать, сопротивление коррозии, ковкость и т. д. Высокого сорта булат является непревзойдённым образцом совершенства металла, поэтому до сих пор сохранились немногочисленные энтузиасты, владеющие искусством его приготовления и обработки.

Отечественные стали

Углеродистые:

  • У8 (или У8А). Сталь с содержанием углерода около 0,8 %. Самая простая и распространенная в ножеделии, находит массовое применение в кустарном изготовлении ножей. Высокопрочная, хорошо принимает и держит заточку. Буква «А» в ее названии означает сталь высокого качества очистки.
  • У10 (или У10А). Аналогичная предыдущей, но с содержанием углерода около 1 %. Прочность чуть ниже, но зато твердость и удержание режущей кромки лучше. Используется при изготовлении ножей для тяжелых работ, в т. ч. армейских и боевых.
  • 65Г. Углеродистая пружинно-рессорная сталь. Содержание углерода около 0,65-0,7 %. В отличие от простых «углеродок», данная сталь легирована марганцем и содержит долю процента хрома, благодаря чему у нее отличная прочность, ударная вязкость и упругость, а также большой диапазон показателей рабочей твердости. Ножи из такой стали хорошо держат заточку и являются весьма прочными. Ржавеет она не так активно, как стали марки «У».
  • ШХ15. Шарикоподшипниковая сталь. Легирована марганцем и небольшим количеством хрома (1,5 %). Содержание углерода — около 1 %. Является одной из самых сбалансированных углеродистых сталей: легко точится, сохраняет высокую прочность при высокой твердости, хорошую износостойкость и способна держать режущую кромку на малых углах.
  • ХВ5 («Алмазная» сталь). Содержит около 1,35 % углерода и довольно много вольфрама (около 5 %). Достаточно прочная, но при этом с плохой ударной вязкостью сталь, способная сломаться при динамических нагрузках. Отличается колоссальной твердостью (до 68 ед. HRc) и износоустойчивостью. Создана только для долгого и агрессивного реза, без поперечных и ударных нагрузок. Довольно интенсивно ржавеет.
  • Р6М5 («быстрорез»). Сталь, применяемая для изготовления пил по металлу. Содержит около 0,8 % углерода, 4 % хрома, немного ванадия и большое количество вольфрама (около 6 %). Также легируется молибденом. Довольно интересная сталь, обладающая огромной жаропрочностью, стойкостью удержания режущей кромки и износостойкостью.
  • 9ХС. Инструментальная легированная сталь. Содержание углерода — 1 %. Содержание хрома — 1,2 %. Дополнительно сталь легируется кремнием и марганцем. В небольших количествах содержатся никель, ванадий и даже вольфрам (до 0,25 %). Благодаря удачной совокупности элементов сталь обладает выдающимися характеристиками по удержанию заточки, износостойкости и прочности.
  • Х12МФ. Инструментальная легированная сталь. Ее часто называют «полунержавеющей». Является одной из лучших сталей для изготовления ножей. Содержит 12 % хрома и 1,5 % углерода. Имеет довольно богатый состав легирующих элементов — молибден, ванадий, марганец, никель и фосфор. Обладает отличной прочностью, износостойкостью, великолепно держит заточку и ударную вязкость на приемлемом уровне. Один из лучших выборов по соотношению цены-качества.

Нержавеющие:

  • 40Х13. Легированная сталь нижнего ценового уровня. Содержит 0,4 % углерода и 13 % хрома, как следует из ее названия. Нож из нержавеющей стали такого класса действительно почти никогда не будет ржаветь, но удержание режущей кромки у нее весьма посредственное.
  • 65Х13. Из недорогих сортов эта сталь — очень неплохой выбор. Содержит 0,65 % углерода и все те же 13 % хрома. Из-за такой балансировки состава чуть более подвержена коррозии, чем предыдущая. Зато она гораздо лучше держит заточку и в целом является очень неплохой сталью, особенно при хорошей закалке.
  • 95Х18. Эта сталь, хоть все еще и относится к среднему уровню цены, по качеству уже существенно выше двух предыдущих. Количество углерода приближается к 1 %, а хрома в этом сплаве уже существенно больше — 18 %, что поднимает как коррозионную стойкость, так и общую прочность клинков.
  • 110Х18 МШ-Д. Очень редкая, но особо ценимая среди мастеров сталь. Отличается высочайшим уровнем чистоты, благодаря методике электрошлаковой переплавки. Содержит до 1,1 % углерода и около 19 % хрома. Долгое время сохраняет заточку и показывает высокую прочность благодаря равномерной структуре.
  • 40Х10С2М (ЭИ-107). Еще ее называют «клапанной» сталью. Несмотря на невысокое содержание угля (0,4 %), данная сталь является очень хорошим выбором. В ней немного хрома (около 10 %), однако дополнительно она легирована кремнием (около 2,5 %), марганцем и молибденом, что самым положительным образом сказывается на ее прочности и износостойкости.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.