Танк т-72 «урал»: история разработки, назначение, модификации

Алан-э-Дейл       05.11.2022 г.

Устройство боевого модуля

Т-72Б3 оснащается модернизированной пушкой 2А45 М5, которая представляет собой усовершенствованную модификацию ствола Д-81М. Орудие имеет повышенную жесткость конструкции, лучшую точность.

Обоймы цапфенного типа теперь имеют клинообразное крепление. Опора откатных приспособлений расположена в задней части люльки с увеличенной горловиной на сто шестьдесят миллиметров. Этот элемент также стал на порядок жестче, а его направляющие выполнены в форме призмы. Такое решение дало возможность уменьшить фактор рассеивания при выстреле на пятнадцать процентов. Разброс снарядов при стрельбе на ходу понизился в два раза. В итоге танк Т-72Б3 стал намного точнее и быстрее поражать мишени.

Боевая машина оснащена фиксатором отражателя, позволяющего высчитать угол изгиба ствола. Информация передается на панель наводчика в цифровом формате. Это дополнительно повышает точность, отсеивая последствия всевозможных помех, периодически возникающих при боевой эксплуатации танка. Все сведения поступают в числитель баллистики, который существенно упрощает работу наводчика, позволяя быстрее навести орудие на предполагаемую цель.

Бронезащита

Броня корпуса создавалась сильно дифференцированной, комбинированного типа. Верхняя лобовая деталь представляла собой лист трёхслойной комбинированной брони, состоящий из 80 мм стального наружного, 105 мм среднего стеклотекстолитового и 20 мм стального внутреннего слоёв. Этот лист располагался под углом в 68 градусов, благодаря чему его приведённая толщина достигала 550 мм. Нижняя лобовая деталь — лист обычной катанной гомогенной броневой стали толщиной 85 мм под углом 60 градусов.

Борта корпуса, расположенные вертикально, имели толщину 80 мм в области обитаемого объема и 70 мм в области моторно-трансмиссионного отсека.

Так же на боках корпуса имелись противокумулятивные бортовые экраны, состоящие из алюминиевого сплава, которые в походном состоянии можно было складывать, прижимая к пылевым щиткам для того, чтобы избежать случайных повреждений.

Башня изначально создавалась и производилась с монолитным бронированием, что большинство считало главным и наиболее критичным недостатком ОБТ, поэтому в 1979 году на модификации под обозначением Т-72А была установлена башня с комбинированной современной бронезащитой.

Так же у всех современных модификаций лобовые и боковые части корпуса с башней имеют дополнительную навесную или встроенную динамическую защиту.

Двигатель и трансмиссия

Танк Т-72 приводится в движение четырехтактным дизелем многотопливного типа с V-образной компоновкой двенадцати цилиндров и номинальной мощностью 760 л.с. Рабочий объем силовой установки В-46 составляет 38,88 л. Двигатель машины имеет продольное расположение. Он устанавливается в моторном отделении кормовой части.

Девять топливных баков образуют единую топливную систему. При этом пять из них имеют наружное исполнение, а четыре — внутреннее. Общая емкость внутренних баков составляет 705 л. Наружные же способны разместить в себе 495 л топлива. При необходимости также возможно прикрепить две дополнительные бочки.

Мощный двигатель агрегатируется семидиапазонной коробкой передач, представленной в механическом исполнении. КПП оснащается опцией фрикционного включения. Используемые гидравлические приводы облегчают процесс переключения передач.

Необходимое усиление

Напомним, 201-я база в Таджикистане — крупнейший российский военный объект за пределами РФ. Она располагается в двух городах — Душанбе и Бохтаре. В её состав входят в том числе мотострелковые, танковые, артиллерийские, разведывательные подразделения, подразделения ПВО, РХБЗ и связи.

В конце 2019 года база получила зенитные ракетные комплексы С-300ПС и другую технику, включая передвижной командный пункт, пусковые установки, радиолокатор, системы наведения, а также машины обеспечения.

  • В Таджикистане состоялись учения по защите объектов 201-й российской военной базы

В 2020 году на вооружение базы для замены устаревшей техники в мотострелковые подразделения поступили модернизированные боевые машины пехоты БМП-2М, оснащённые автоматической системой управления огнём, приборами панорамного и ночного прицеливания и наблюдения, новой радиостанцией Р-168 «Акведук», а авиагруппа была вооружена современными модификациями транспортно-боевых вертолётов Ми-8МТВ5-1.

Также по теме


«Купировать любые провокации»: как Россия укрепляет свою военную базу в Таджикистане на фоне афганского обострения

Российская военная база в Таджикистане будет усилена современной бронетехникой. Об этом сообщил журналистам командующий войсками…

Командующий войсками ЦВО генерал-полковник Александр Лапин в начале ноября 2021 года также заявил, что подразделения базы до конца года получат более 60 единиц современного вооружения.

Кроме того, в ЦВО сообщили, что с 1 декабря база вдвое увеличит интенсивность боевой подготовки по сравнению с прошлым годом.

«С начала нового учебного года, который стартует 1 декабря, в два раза увеличен объём часов дневных и ночных занятий с военнослужащими. Для водителей и экипажей боевых машин будет проведено около 1 тыс. занятий по вождению, более 3 тыс. занятий по огневой, тактической и специальной подготовкам», — сообщили в округе.

Кроме того, для экипажей авиационной группы добавлены дополнительные часы налёта с отработкой сложных элементов пилотирования в условиях горной местности. Также подразделения 201-й военной базы в Таджикистане в ходе зимнего периода обучения проведут около 40 учений.

Сравнительные характеристики

Проведем аналогию базового танка и боевой машины Т-72Б3. Экипаж также состоит из трех человек, ходовые качества остались на том же уровне, присутствует встроенная динамическая защита формата «Контакт-5».

Подверглись изменениям ходовые элементы (гусеницы оснастили шарнирным параллельным элементом). Дальность и точность выстрела хоть и не кардинально, но выросла. Преодоление водных препятствий увеличилось до показателя 2,8 метра, при условии использования специальных приспособлений. Однако общий уровень защиты танка Т-72Б3 стал немного лучше. В отличие от предшественника, на котором использовался прожектор и активно-пассивный прицел, в рассматриваемой модели место светового элемента занял прибор ночного видения с тепловизором. Часть лобового корпуса, где находился прожектор, закрыта дополнительным бронированным модулем, что увеличивает фронтальную защиту.

Система вооружения боевой машины Т-72Б3 изменилась частично. Появился новый заряжающий автомат, агрегирующий с новыми типами снарядов. Канва основного орудия осталась прежней, как и зенитный пулемет. Также имеется турель с крупнокалиберным орудием НСВ. На нем также сказалась экономия, поскольку пулемет лишен дистанционного управления, что дополнительно снижает безопасность членов экипажа.

Заключительные замечания

В ходе модернизации трех основных боевых танков России за
прошедшие годы, прежде всего, значительно улучшены огневая мощь и защита. С
введением прицельного устройства «Сосна-У» с мощным французским
тепловизором ликвидировано более, чем десятилетнее отставание в ведении ночного
боя. Особенно модели Т-72Б3/Б4 и Т-90М с новой 125 мм гладкоствольной пушкой 2
А46М-5 и современной системой управления огнем «Калина» по уровню
огневой мощи почти догнали танк Т-14 «Армата». Целенаправленно
улучшена защищенность, среди прочего, благодаря использованию самой мощной динамической
брони типа «Реликт».

Динамическая броня «Реликт»

С другой стороны, в настоящей статье также показано, что
правительство России не смогло реализовать объявленное в 2015 г. полноценное
восстановление сухопутных войск путем введения разнообразных новых боевых машин.
Вместо этого оно инициировало комплексную программу модернизации представленных
моделей основных боевых танков. Возможно, это решение обусловлено множеством
причин – как, например, стоимость.

Новые боевые машины, представленные в 2015 г. частично
характеризуются значительным увеличением сложности, из-за чего, вероятно, будут
иметь цену за единицу порядка 6-7 млн. евро. С сокращающимся оборонным бюджетом
удалось бы достигнуть только минимальных показателей норм производства – в результате
поступление в войска значительного количества отложено на длительный срок.

Возможно, с одной стороны, российская оборонная
промышленность была не в состоянии, изготавливать особенно сложные опто-электронные
комплектующие с необходимым стабильным качеством и в требуемом количестве.
После распада Советского Союза в военной промышленности имели место
многочисленные распады производств, а также приватизации компаний со
значительным сокращением производственных мощностей. В пользу этого говорит,
например, обращение к современному прицельному устройству из Беларуси (с
тепловизором из Франции).

Прицельный комплекс «Сосна-У»

С другой стороны, очевидно стремление к сохранению всех возможных
производств танков. Даже деактивированный танковый завод в Омске снова
обеспечен новыми заказами. Как следствие, за обозримый промежуток времени
произошло оснащение ВС России относительно современными боевыми машинами.

Реактивация Омского танкового завода может быть также связана
с сильным влиянием местных политиков, нацеленных на возрождение промышленности
в этом регионе. Повышение боевой ценности нескольких типов танков в
относительно большом количестве позволяет сохранять больше рабочих мест. Напротив,
очень сложные системы изготавливаются крайне ограниченными партиями.

В целом, снова упущен шанс использовать паузу в планировании
для упрощения логистики и стандартизации. В ближайшие 10-15 лет снова потребуется
обеспечивать три типа ОБТ различными комплектующими в таких логистически
критических областях, как привод и трансмиссия. Но также весьма вероятно, что
дизельные модели имели бы значительные проблемы в арктическом климате,
например, при холодном старте.

Российская система активной защиты «Арена-Е»
демонстрировалась на каждой выставке вооружений, начиная с 1992 г. Недостатками
этой версии, среди прочего, были размер и расположение сенсорной головки. С
2012 г. представляется новая версия «Арена-2» со значительно меньшими
компонентами. Примечательно, что ни в одном из модернизированных боевых танков
России эта система защиты не установлена. Не обнаружены на обновленных боевых
танках и компоненты системы активной защиты «Афганит», представленные
в 2015 г. на новых боевых машинах. О вероятных причинах можно только дискутировать.

Хотя в течение многих лет в России, как и на Западе.
разрабатывается информационная система боевого управления (СБУ) для сухопутных
войск, ни в одной статье (в Интернете) не упоминается, что такая система установлена
в модернизированных версиях. О возможных причинах можно только догадываться: затраты,
техническая зрелость, доступность всех необходимых компонентов и т. д. Остается
открытым вопрос, разработана ли новая радиостанция Р-168-25 У-2 также и для обмен
данными в будущей СБУ.

Возможно для российской стороны основанием для принятия
решения служит то, что в настоящее время на Западе также предпринимаются усилия
по повышению боевой эффективности старых танков. Но только в отдельных случаях присутствуют
конкретные планы по разработке боевых машин будущего. Запланированное введение
в строй имеет перспективу около 16-20 лет, а будут ли в итоге эти проекты
успешно введены в серию, по опыту, довольно сомнительно.

По материалам журнала
«Europäische Sicherheit & Technik»

Особенности моделиорования Т-72

Башня танка литая, сложной конфигурации. На ее крыше имеются люки и лючки для приборсз наблюдения и прицеливания, антенны и механизма выброса несгораемых поддонов гильз, входа и выхода экипажа. Снаружи на башню привариааются кронштейны для крепления трубы и ящиков ОПВТ, для фар и прожекторов — осветителей прицелов, скобы для крепления танкового брезента и четыре крюка для демонтажа башни. На вращающемся погоне командирской башенки установлен крупнокалиберный зенитный пулемет НСВ. Спаренный пулемет ПКТ расположен в овальной амбразуре справа от пушки. Маска пушки уплотняется специальным водонепроницаемым материалом. На ее ствол надет теплоизоляционный кожух, исключающий влияние температурного изгиба канала ствола на точность стрельбы. В отличие от всех других современных советских танков, иа Т-72 в походном положении пушка стопорится не по оси машины, а развернутой иа левый борт. Это вызвано тем, что место мехаиика-водитепя размещено по центру машины и ствол пушки не позволил бы ему сидеть в положении «по-походному».

Корпус танка сварной, из катаных бронелистов. Днище корпуса корытообразной формы, с продольными и поперечными выштамповкемн для увеличения жесткости. На переднем ниж( ем лобовом листе по оси корпуса имеется выштамповка для размещения педалей и тяг управления. На верхнем лобовом листе приварены кронштейны «крыльев». укладки троса, крепления грязеот-боиных досок и ограждения фар. В нижней части листа прикреплены буксирные крюки, а в верхней — прибор наблюдения мехаинка-водителя, перед которым приварены защитные броневые планки. Крышка корпуса в кормовой части имеет съемные броневые листы для доступа н двигателю и агрегатам силовой передачи. На кормовом листе корпуса располагаются кронштейны крепления бочек, бревен дпя самовытаскиваикя, запасных траков и буксирные крюки. В середине листа выполнен пюк дпя доступа к вентилятору системы охлаждения.

Ходовая часть Т-72 состоит из двенадцати опорных катков, шести поддерживающих, двух направляющих и двух ведущих. Гусеницы имеют по 96 траков. Подвеска тайка торсионная, в связи с чем опорные катки левого борта смещены вперед относительно правого на 110 мм. На подвесках 1, 2 и 6-го опорных катков установлены гидроамортизаторы н упоры балансиров. Направляющие, опорные н ведущие катки литые, двухдискосые. Опорные катки снабжены резиновыми бандажами. Поддерживающие катки однодисковые, с внутренней амортизацией, установлены иа коротких осях. Сзади ведущих копес на бортах корпуса болтами крепятся очистители гусениц, предохраняющие от повреждения над-гусеничные попки. Ходовая часть закрывается резиновыми фальшбортами. На левом фальшборте под выхлопными патрубками закреплен металлический экран.

Модель танка окрашивается в защитный цвет. Бандажи опорных катков черные. Дульный срез пушки, буксирный трос и гусеничные цепи цвета некрашеного металла. Запасные траки черные (под битумный лак). Приборы наблюдения имитируются кусочками оргстекла. Осветитель прицела и прожектор командира закрыты щитками защитного цвета. Левая головная фара имеет светомаскировочную насадку. Трехзначные номера и опознавательные знаки белого цвета, наносятся на передних скулах башни.

1 — амортизатор, 2 прицел-дальномер, 3 — ночной прицел, 4 — фара командирского прибора наблюдения, 5 – – командирская башенка, 6—-труба ОПВТ, , и мтный пулемет, 8 — задняя фара, 9 — фальшборт, 10 — бочки с запасом топлива, 11 — бревно для самовытаскивания, 12 — цок механика-водителя, 13 — наружное топливные баки, 14 — лючок ОПВТ, 15 – люк наводчика, 16 — люк для выбросов поддонов гильз, 17— Ящик укладки ОПВТ, 18 — ящики ЗИП, 19 — спаренный пулемет, 20 – осветитель и иного придела, 21 — прибор наблюдения механика-водителя, 22 — фары головною света, 23 — кронштейны крепления бочек, 24 — кронштейны крепления бревна 25 — задний фонарь, 26 — запасные траки, 27 – очиститель гусеницы. На виде Б бочки с запасом топлива и бревно для самовытаскивания условно не показаны.

Без пушки не обойтись

Если мы захотим получить БМП согласно последним российским тенденциям, начнутся сложности. Башня от БМП-3 своим боекомплектом и автоматом заряжания вгрызается во внутреннее пространство корпуса, уменьшая вместимость десанта. А ведь по штатному расписанию отделение на БМП насчитывает девять бойцов, которые скорее всего не поместятся в Т-72. С необитаемым боевым модулем «Байкал» ситуация аналогичная, хотя у производителя имеются гораздо более компактные усеченные варианты модуля.

Если нам нужен БТР, то при реалистичной вместимости семь бойцов десанта плюс три члена экипажа можно установить боевой модуль с дистанционно управляемыми пулеметами калибров 14,5 и 7,62 миллиметра. И добавить 30-мм гранатомет.

Хотя с учетом российских тенденций последних лет без 30-мм пушки тут не обойтись. Тогда лучше всего подойдет «Бумеранг-БМ» с пушкой 2А42 на 500 выстрелов и четырьмя установками ПТУР «Корнет». Удобно и легкобронированную технику, огневые точки подавлять, и от танков противника обороняться.

При понимании, что перед нами тяжелая, высокозащищенная машина, не нужно ничего компенсировать излишне мощным вооружением, так что «Бумеранга-БМ» вполне достаточно, чтобы получить не БТР, а отличную БМП.

Безусловно, перекройка Т-72 на БМП или бронетранспортеры – удар по имиджу. Страна, которая создала «Армату», «Бумеранг» и «Курганец», продолжает перекраивать советскую технику, словно какие-то ближневосточные государства.

Предназначение и система защиты

Т-72Б3 предназначен для выполнения различных боевых операций. Среди них:

  • ликвидация бронированной техники противника;
  • уничтожение личного вражеского состава;
  • разрушение различного типа укреплений и огневых точек;
  • сопровождение и поддержка сухопутных войск при наступлении и в обороне.

Поставленную боевую задачу машина может выполнять в любое время суток, независимо от погодных условий.

Тип брони рассматриваемой модификации обеспечивает надежную защиту экипажа. Корпус и башня изготовлены из комплексной катаной стали, в состоянии противостоять большинству бронебойных и подкалиберных снарядов, а также любым видам бронебойных пуль.

От кумулятивного поражения танк защищает специальный комплекс «Контакт-5». На башне имеется восемь гранатометов «Туча», а также может монтироваться система «Штора», защищающая от противотанковых ракет лазерного наведения.

Авторы Гайдпарка

  • Elka

    Что делать с мультфильмом, в котором советский пионер называет букву Z фашистской маркировкой?

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Люди

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Талантливейший но слишком исполнительный Лютов

    Читать полностью

  • Дежурный модер

    Новая версия сайта newsland.com доступна для посещения

    Читать полностью

  • Григорий Сибиряк

    Свобода выбора

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    О любимом фанатичном шефе студентов ЛИАПа. Свидетельствую

    Читать полностью

  • Sova

    Что делать однофамильцам?

    Читать полностью

  • Лаврентий Павлович

    В освобождённом Мариуполе налаживается мирная жизнь

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    А вы считаете латинскую Z символом поддержки армии?

    Читать полностью

  • Аксёненко Сергей

    Смогли бы муравьи создать цивилизацию

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Приоритет силы

    Читать полностью

  • Леонид Магит

    Прогнозы по Украине. Взгляд обывателя.

    Читать полностью

Танк Т-90М (объект 188 М)

Из тройки рассматриваемых здесь моделей боевых танков России
Т-90 имеет наименьшее время эксплуатации. Он поступил в войска в 1993 г. и,
таким образом, используется максимум 26 лет. Из-за относительно высоких
производственных затрат с начала 1990-х гг. для ВС России произведено только от
350 до 400 ОБТ Т-90. В принципе, Т-90 по многим показателям базируется на модели
Т-72. Прототип самой современной версии 1989 г. имел обозначение Т-72БУ. По
маркетинговым соображениям и в силу отсутствия успеха Т-72 во второй войне в
Персидском заливе машину переименовали в Т-90.

Боевой танк Т-90М «Прорыв-3»

Новая версия Т-90М «Прорыв-3» также получила
современную 125 мм гладкоствольную пушку 2 А46М-5, которая выдерживает гораздо
более высокое давление газов. Из орудия возможен пуск управляемой ракеты
«Инвар». От танка Т-14  также
взята современная система управления огнем «Калина» с цифровым
вычислителем и аппаратом сопровождения цели.

По-видимому, для Т-90М разработана новая оружейная станция с
дистанционным управлением, которая объединена с панорамным перископом
командира. Аналогичное решение применено и в ОБТ Т-14, однако на Т-90М намного
эффективнее используется 12,7 мм пулемет «Корд». На некоторых снимках
явно распознается вытянутый хвост башни в версии Т-90М. Возможно это потому,
что танк получил новую сварную башню, в задней части которой может быть
размещена часть боекомплекта.

Мобильность и защищенность

Для улучшения мобильности использовавшийся до сих пор
двигатель W92 S2 (698 кВт/949 л.с.) заменен
более мощной моделью W92
S2F (830 кВт/1128 л.с.). На снимках в
передней части башни видны два лазерных датчика, известные по системе защиты
«Штора-1». По бокам башни за дополнительной броней с каждой стороне
расположены пусковые установки дымовых гранат системы «Туча». В
некоторых сообщениях речь идет о том, что версии Т-90М должна получить
некоторые элементы комплекса активной защиты «Афганит» (установлен на
танке Т-14). На имеющихся фотографиях, однако, таких элементов пока не обнаружено.

Лазерный датчик системы «Штора-1»

Защищенность улучшена за счет использования современной динамической
брони типа «Реликт». С той же целью в башенной зона с разных сторон установлено
сетчатое бронирование от переносного противотанкового оружия. Кроме того, для
того же боковая и задняя части шасси прикрыты дистанционной пластинчатой броней
(типа Slat-Armor). Улучшение защищенности также привело к увеличению
боевого веса Т-90М до 46,5 т.

В ходе модернизации основного боевого танка Т-90 не сделан
решающий шаг к значительному снижение уязвимости: хранение боеприпасов
основного оружия в автоматическом аппарате заряжания локализовано в башне. Вместе
с тем, в прошлом уже имели место несколько разработок, которые даже дошли до
стадии прототипа.

Так, в Нижнем Тагиле на Уралвагонзаводе была разработана и
испытана так называемая башня «Бурлак». А в Омске новая башня испытывалась
на демонстраторе «Черный орел» (объект 640). Причинами отказа от этих
разработок могут быть большой вес, высокая сложность и в результате системные
технические недостатки, а также высокая стоимость.

Объект 640 «Черный орел»

Что такое Т-72Б3, чем он отличается от Т-72 и его модификаций?

Каким образом получить 70% современного оружия и 100% современной армии? Именно такая задача стоит перед Россией. А касательно конкретного вопроса о танках, то дело обстоит следующим образом. Было принято сделать ремонт всех танков Т-72 (Т-72Б, Т-72Б1 и Т-72Б2) с одновременной модернизацией. В итоге получается полное восстановление усталого металла с установкой нового и современного оборудования. Могут быть и сюрпризы, модернизация официально продлена до 2016 года, это засекреченная боевая машина только для России.

В отличие от Т-72 Т-72Б3 имеет другую форму динамической защиты башни, новую пушку, встроенную защиту ВДЗ, более мощный двигатель, новый тепловизор, улучшенную радиосвязь. Кардинально изменилась система управления огнём, широко применяется программное обеспечение. Танк в состоянии вести эффективные боевые действия в современных условиях в любую погоду и в любое время суток. На переподготовку срочников требуется 1 -3 мес.

Какого качества будет исполнение «капитального ремонта»?

Работу поручено ОАО «ОмскТрансмашу». Капитальный ремонт будет произведён там, откуда впервые узнали о газотурбинном двигателе, встроенной динамической защите ВДЗ, комплексе активной защиты КАЗ «Арена» и прорезиненных гусеницах (применяются и в семействе Т-90). У предприятия с 1958-го года собственное конструкторское бюро и большие производственные мощности с 1896 г. А главное есть амбиции и традиции, свои танки Т-80 и «Чёрный орёл». Омские сибиряки в танкостроении с весны 1942 г., когда в Омск был эвакуирован «Завод им. Ворошилова» для производства Т-34.

Ремонт

Вначале осмотр и проверка на отсутствие взрывчатых веществ и мойка. Первый этап – разборка, от корпуса отделяются башня и шасси, затем разбираются и моются все детали танка (примерно 20 000 шт.). Основная часть узлов и деталей списываются и ставятся новые согласно модернизации.

Корпус погружается на 20 мин. в антикоррозийный раствор на 2,5 м. и изнутри простукивается молотком (по звуку определяются места для ремонта). Сразу на сварных стыках может появиться течь (как результат коррозии), тогда будут проведены сварочные работы. Операция повторяется, пока все дефекты не устранятся. Корпус уже из чистого металла проходит отдельную приёмку. Устанавливаются новые торсионы и бортовые коробки передач, обтягиваются катки гусеницами. После выполнения всех видов работ, получив новую комплектацию, вес танка составляет 46 т.

Силовая установка перспективного танка Т-14 “Армата”

Силовая установка представляет собой единый 1200-сильный дизельный турбопоршневой двигатель А-85-3А (иногда обозначается как 2А12-3, 12ЧН15/16 или 12Н360) для передне- и задне-расположенным МТО. Моторесурс не менее 2000 часов. Масса до 5 тонн. Объем МТУ до 4 м3. Имеется возможность модернизации. По габаритно-массово-силовым характеристикам новинка должна превосходить лучшие зарубежные образцы моторно-трансмиссионных установок. необходимо отметить, что номинальная мощность двигателя 1500 л.с., до 1200 л.с. введено ограничение, что значительно увеличило моторесурс.

Разработкой двигателя занимался челябинский ГСКБ «Трансдизель», а производится будет на Челябинском Тракторном Заводе. Дизельный четырехтактный, Х – образный, 12 –цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха, жидкостного охлаждения двигатель 12Н360 прошел весь ряд испытаний, от ресурсных до ходовых ещё в 2011 году.

Технические характеристики двигателя А-85-3А (12Н360) для перспективной российской платформы Армата:

  • Тип двигателя – четырехтактный, Х – образный, 12 –цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха.
  • Система смесеобразования – непосредственный впрыск топлива
  • Мощность двигателя без сопротивления на впуске и выпуске, кВт (л.с.) – 1103 (1500)
  • Частота вращения, с-1 (об/мин) – 33,3 (2000)
  • Запас по крутящему моменту, % – 25
  • Удельный расход топлива, г/кВт*ч (г/л.с.*ч) – 217,9 (160)
  • Масса, кг – 1550
  • Удельная мощность, кВт/кг (л.с./кг) – 0,74 (1,0)
  • Габаритная мощность, кВт/кг (л.с./кг) – 1026 (1395)
  • Удельная масса, кг/кВт – 1,32
  • Длина, мм – 813
  • Ширина, мм – 1300
  • Высота, мм – 820

Двигатель 12Н360 – это вполне освоенный мотор, отнюдь не стендовый, он точно такие же стоял на наших перспективных танках (объект 195), проходивших не так давно Государственные испытания. В части силовой установки ГИ завершились успешно, двигатель претензий не имел – несмотря на то, что испытания были очень жесткие.

Система связи

В этой сфере основной боевой танк под маркой 72Б3 во многом превосходит предшественника и многие мировые аналоги. В комплектации радиостанция на ультракоротких волнах, система «Акведук», а также независимые каналы транспортировки информации.

Благодаря подобной комплектации, танк может выполнять сеансы в трех режимах, а именно:

  • скрытом;
  • открытом;
  • секретном.

Стандартная боевая машина оснащается парой независимых передатчиков.

Отдельно стоит отметить возможности кодированной связи. Система разработана в Рязани, включает в себя выносной пульт для набора данных, правда не всегда радует стабильностью.

Тангентные элементы с индивидуальным регулятором громкости зарекомендовали себя не с самой лучшей стороны. Связано это с их хрупкостью и ненадежностью. Танкисты, тестирующие машины, нарекают на то, что старые элементы выдерживали значительные механические нагрузки, а новые образцы даже после падения с невысокой дистанции могут выйти из строя.

Создание

Т-72 эпохи Холодной войны не стал исключением из правил и был создан как простая, надёжная и неприхотливая боевая машина, которая способна на равных конкурировать с любым другим вражеским танком. То, что ОБТ удался, подтверждает количество произведенных экземпляров, составившее более 30000 и уступившее лишь Т-54/55.

Изначально создавался Объект 172, который постепенно развился в Объект 172М, поступивший в производство под названием Т-72. 7 августа 1973 года он был принят на вооружение решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, после чего производился в нашей стране с 1974 по 1992 годы.

Практические испытания

Отечественный современный танк Т-72Б3 на недавних соревнованиях по танковому биатлону в Алабино принял активное участие

Внимание специалистов акцентировалось на эксплуатационных и боевых возможностях машины. Стоит отметить, что на этих испытаниях данная модификация была впервые представлена широкой общественности

Как это ни печально, но новинка не вызвала большого ажиотажа у очевидцев. Во-первых, по внешнему виду сложно отличить модернизированную модель и предшественника. Во-вторых, многих заинтересовал прототип Т-90А, который предположительно будет следующим образцом на вооружении российской армии.

На практике, рассматриваемая боевая машина показала неплохие результаты. Однако нельзя сказать, что она на сто процентов оправдала ожидания специалистов. Во многом это связано с конструктивными элементами в части прицеливания и наводки. Что касается тяговых качеств и маневров, здесь вопросов практически нет.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация — основной боевой танк;
  • Боевая масса – 41 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Годы разработки — с 1967 по 1973;
  • Годы эксплуатации — с 1974;
  • Количество выпущенных – около 30 тысяч штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6670 мм;
  • Длина с пушкой вперёд – 9530 мм;
  • Ширина корпуса — 3590 мм (по бортовым экранам) / 3370 мм (по гусеницам);
  • Высота – 2190 мм;
  • База — 4270 мм;
  • Клиренс — 428-470 мм.

Бронирование

  • Тип брони — катаная и литая стальная и стально-текстолито-стальная комбинированная;
  • Лоб корпуса — от 310(450)до 750(1100) мм в различных модификациях;
  • Лоб корпуса (верх) — суммарно 205 / 68°  мм/град и второй слой 60°, комбинированная;
  • Лоб корпуса (низ) — 85 / 60° мм/град;
  • Лоб башни — от 410(500) до 800(1200) мм в различных модификациях.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 125-мм 2А26;
  • Тип пушки — гладкоствольная пушка;
  • Длина ствола – 48 калибров;
  • Боекомплект пушки – 39;
  • Углы ВН: -6°13’…+13°47′;
  • Углы ГН – 360 градусов;
  • Дальность стрельбы — до 9,4 км;
  • Прицелы — прицел-дальномер ТПД-2-49, перископический ночной ТПН-1-49-23;
  • Пулемёты — 1 × 12,7 НСВТ, 1 × 7,62-мм ПКТ.

Подвижность

  • Тип и марка двигателя – В-46 V-образный дизельный 12-цилиндровый с жидкостным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 780 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 60 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 35-45 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 500-650 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 320-650 км;
  • Тип подвески — индивидуальная торсионная;
  • Удельное давление на грунт — 0,83кг/см² ;
  • Преодолеваемый подъём – 30 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,85 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,6-2,8 м;
  • Преодолеваемый брод – 1,2 м.

В Нижнем Тагиле после ролика про танк на перекрестке вспоминают другие случаи «разгула» военных.

Полицейские из Нижнего Тагила, а вместе с ними тысячи пользователей Рунета изучают видеоролик, который больше напоминает компьютерную игру, а не запись обычного видеорегистратора. На одной из городских дорог, не сбавляя скорость ни перед метровым сугробом, ни перед потрясенными водителями легковушек, выскакивает танк.

Водитель, к счастью, боевую машину заметил и дорогу танку предусмотрительно уступил. И, как уверяют теперь местные военные, послушался не только инстинкта, но и правил дорожного движения, так как выехавший наперерез потоку танк, говорят, ничего не нарушил: был чем-то вроде «помехи справа».

Корреспондент НТВ Инна Осипова впечатлилась и поняла, что все-таки не зря танк Т-90С называют летающим. В этом теперь убедились и автомобилисты, в которых бронированная махина едва не влетела на полном ходу на оживленной трассе.

Вряд ли у Алёны после этого останутся сомнения в том, что танки наши быстры. Форсирование трассы у Т-90С заняло чуть больше секунды. Ролик тут же стал хитом Интернета. Все заинтересовались, насколько уместны танковые маневры на проезжей части?

Как прокомментировал владелец транспортного средства, «Уралвагонзавод», танк направлялся на полигон и ехал на «зеленый сигнал» светофора, а значит, правил не нарушал. В этом месте, оказывается, проходит танковая трасса. В автоинспекции тем не менее начали проверку.

Сергей Плешко, управление ГИБДД ГУ МВД РФ по Свердловской области: «Поставлена также задача совместно с сотрудниками ГИБДД Нижнего Тагила проверить все имеющиеся выезды с „Уралвагонзавода“, проверить и провести рабочие встречи со всеми руководителями завода, дабы исключить несанкционированные переезды проезжей части».

Военная техника на уральских трассах не редкость. Случались и ДТП с участием бронетанковых войск. Несколько лет назад в поселке Октябрьском танк не вписался в поворот и снес угол жилого дома. Очевидцы уверяли, что танкист был нетрезв.

За несколько минут до ДТП танк припарковался возле местного сельпо. На видеокадрах видно, как солдат с двумя бутылками водки садится в боевую машину, но даже тронуться ему удается далеко не с первой попытки. Хозяин дома, павшего под натиском танка, сам офицер запаса, долго не мог прийти в себя после таких небоевых маневров.

Олег Петров, хозяин дома: «Просто я немножко растерян. Жена в шоке. И, слава богу, она хоть жива».

А осенью прошлого года автомобилисты были напуганы появлением вертолета Ми-8, который пронесся буквально в полутора метрах над машинами. Вертолет, как выяснилось, принадлежит Военно-воздушным силам. Летчики отрабатывали над трассой приемы пилотажа. Никаких нарушений не выявлено.

Автоинспекторам остается только призывать водителей гражданского транспорта быть бдительнее на дорогах. Никогда не знаешь, откуда нагрянет боевая техника  с земли или с воздуха.

Похожие новости

9 апреля 2013Тагил больше не рулит: полиция взялась за водителей «блуждающих» танков

Мне понравился этот материал8

Спасибо за голос!

Новости СМИ2

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.