Оглавление
Модификации Т-72
Т-72 выпускался во множестве модификаций, причем не только в СССР, но и в других странах. Стоит отдельно упомянуть только некоторые из них.
Советские модификации
В СССР был создан целый ряд опытных модификаций этого танка, в основном с другими орудиями и различным дополнительным оборудованием. Большинство их них так и остались опытными танками, и на вооружение приняты не были. Однако было и несколько серийных модификаций:
- Т-72К – командирский вариант с дополнительной навигационной аппаратурой, радиостанцией и автономными питанием;
- Т-72А – основная модернизация после 1979 с лазерным прицелом и другими технологическими нововведениями;
- Т-72АК – командирский Т-72А;
- Т-72М – вариант Т-72А на экспорт с броневой башней, системой коллективной защиты и особой комплектацией боеприпасов;
- Т-72Б – модернизированный Т-72А с комплексом управляемого вооружения, динамической защитой «Контакт», двигателем В-84;
- Т-72БА – вариант Т-72Б с несколькими серьезными модификациями, ставший результатом капитального ремонта нескольких Т-72;
- Т-72Б2 «Рогатка» — более точный танк с силовой защитой и множеством камер для дополнительной точности наведения.
- Т-72Б3 — модернизация танка, направленная на повышение его боевых качеств и приближение к уровню Т-90
Иностранные модификации
- Т-72АГ – украинский экспортный вариант танка;
- Т-72-120 – украинская модернизация, экспортировавшаяся в страны НАТО;
- Т-72KZ — казахстанско-израильская модернизация;
- Т-72KZ «Шыгыз» — совместная модернизация Казахстана, Украины и Израиля, впервые выпущенная в 2012 году;
- Т-72 Т 21 – совместная словацко-французская модификация с французской башней Т 21;
Также несколько модернизаций было выпущено в Израиле и ряде других стран.
Применение в бою
Т-72 активно применялся во многих вооруженных конфликтах, например в:
- Ирано-иракской войне;
- Ливанской войне;
- Чадско-ливийском конфликте;
- Миротворческой миссии на Шри-Ланке и миротворческой операции ООН в Сомали;
- Войне в заливе;
- Чеченских войнах;
- Гражданской войне в Таджикистане;
- Иракской войне;
- Войне в Южной Осетии;
- С 2014 и до сих пор Т-72 участвуют в вооруженном конфликте на востоке Украины.
Память о танке
Т-72 пока достаточно активно применяется в современных конфликтах, так что на памятниках он представлен мало. Его можно увидеть на постаменте в Нижнем Тагиле, в месте производства, а также в целом ряде музеев по всему миру:
- В Танковом музее Бовингтона;
- В музее в Кубинке;
- В музее истории Т-34;
- В музее Израильских танковых войск;
- В Техническом музее в Тольятти;
- В Техническом музее Вадима Задорожного;
- В танковом музее Верхней Пышмы;
- В немецком танковом музее.
Танку Т-72 посвящена целая серия игр, которые танк и называются «Т-72» и являются танковыми симуляторами.
Сравнительные характеристики автоматических пушек.
№ пп |
Технические характеристики |
С-60 БМПТ-72А ПТ-76Б |
2А42 БМПТ БМПТ-72 |
Основные данные |
|||
1 |
Калибр пушки |
57 мм |
30 мм |
2 |
Длина ствола |
76,6 клб |
80 клб |
3 |
Длина выстрела (снаряд с гильзой) |
535 мм |
291 мм |
4 |
Носители пушек |
ЗСУ-57-2, ПТ-76Б |
БМП-2, БМД-2, Ка-50 Ка-52, Ми-28, Т-72 «Модерна-2» |
5 |
Начальная скорость снаряда |
1000 м/с |
960 м/с |
6 |
Скорострельность пушки |
100-120 выстр./мин |
200-300/550 выстр./мин |
7 |
Масса снаряда |
2,8 кг |
0,4 кг |
8 |
Возможность применения снарядов с дистанционным подрывом |
Да |
Нет |
9 |
Питание пушки |
Автомат заряжания или обоймы по 5 выстрелов |
Ленточное |
10 |
Дальность стрельбы по наземным целям |
8000 м |
4000 м |
11 |
Наклонная дальность стрельбы по возд. целям |
6000 м |
2500 м |
12 |
Высота поражения цели |
4000 м |
2000 м |
Бронепробиваемость мм/60 град. |
|||
13 |
Марка снаряда |
УБР281 (У; СП) |
БП 3УБР8 |
14 |
На дальности 100 м |
Нет данных |
45 мм |
15 |
На дальности 300 м |
Нет данных |
40 мм |
16 |
На дальности 500 м |
90 мм (106 мм при 90 град.) |
33 мм |
17 |
На дальности 1000 м |
80 мм (96 мм при 90 град.) |
28 мм |
18 |
На дальности 1500 м |
70 мм |
25 мм |
19 |
На дальности 2000 м |
60 мм |
22 мм |
Абсолютно очевидно, что сравнение этих двух артсистем не может быть справедливым – 30-мм пушка не конкурент 57-мм по мощности снаряда и дальности стрельбы, соответственно – 57-мм уступает 30-мм по скорострельности и количеству возимого боекомплекта.
Установить сразу две пушки (57-мм и 30-мм) в довольно ограниченное БО танка Т-72 не получилось. Соответственно, выбор сделан в сторону зенитной пушки С-60, которая имеет более широкий диапазон поражаемых целей, чем 30-мм пушка:
Рис.10. Поражаемые БМПТ-72А цели
Важным преимуществом 57-мм пушек является возможность использования дистанционно взрываемых ОФ и осколочных снарядов, применение новых зенитных и кумулятивных снарядов.
Эскизные углы вертикального наведения пушки -5…+60 град. Пушка и пулемет стабилизированы в двух плоскостях. Предусматривается установка модернизированных прицелов наводчика и командира, обеспечивающих наведение пушки на цель в вертикальном диапазоне -5…+60 град.
Боекомплект пушки состоит из 182 выстрелов, расположенных в автомате заряжания и дополнительных отсеках.
Оптика и прицел
На вопрос: «Танк боевой Т-72Б3 — что это за зверь?» — можно ответить по-разному. Имеются и у него слабые места. Например, разработчики оснастили машину допотопным комбинированным перископическим прицелом, который не изменился с 1991 года. Его характеристики оставляют желать лучшего.
Об этом свидетельствует тот факт, что уже на первых полевых испытаниях были зафиксированы травмы глаз у членов экипажа. Связано это с тем, что, если при выстреле вовремя не убрать голову от прицела, то кратковременная контузия наводчику обеспечена, поскольку система имеет большую отдачу. К плюсам ТКН-ЗМК можно отнести возможность перестраиваться в автоматическом режиме, в зависимости от положения башни. При этом загорается индикатор «командир», который свидетельствует о том, что прицеливание переходит под управление старшего по званию члена экипажа.
Здесь снова возникает дилемма. Если ночью наводчик будет наблюдать цель на дистанции до трех с половиной километров, то командир сможет координировать действия лишь на пять сотен метров. В аспекте наводки и видимости, особенно в ночное время, модернизированный Т-72Б3 – не самый лучший пример для подражания.
Снаряды
В автомате заряжания АЗ 42 выстрела. Используются все современные выстрелы, те же что и у Т-90СМ:
- Бронебойно-подкалиберный БПС с выстрелом ЗВБМ22 и 3ВБМ23 – снаряд «Свинец-1» ЗБМ59 или «Свинец-2» ЗБМ60. Уничтожает 70 т. танки на расстоянии 2 – 3,2 км.
- Бронебойно-кумулятивный БКС – выстрел ЗВБК16 со снарядом ЗБК18М для поражения легкобронированных целей с личным составом и для тяжелобронированных есть выстрел ЗБК29М.
- Осколочно-фугасный ОФС – ЗВОФ77В поражает хорошо бронированные цели, укреплённые в поле, и живую силу.
- Противотанковая управляемая ракета ПТУР — 9М119М1 поражает танки и другие цели, а также низколетящие вертолёты на расстояние 5000 м.
Автомат заряжания для 57-мм пушки БМПТ-72А
Рис.11. Автомат заряжания БМПТ-72А
На рисунке 11 представлен один из возможных вариантов автомата заряжания для 57-мм выстрелов. Одним из главных ограничений при моделировании автомата заряжания является высота боевого отделения Т-72 (если посмотреть на фотографии ПТ-76Б с БМ «Буревестник» – его башня выше стандартной башни ПТ-76 с 76-мм пушкой), так как казенная часть пушки С-60 довольно габаритная и необходимо предусмотреть ее нормальное опускание вниз при максимальном угле возвышения пушки. Синим цветом показан ориентатор выстрелов – он жестко закреплен в башне и обеспечивает транспортировку выстрела к пушке в любом ее вертикальном положении. Учитывая увеличенное количество операций заряжания пушки, ее скорострельность, предположительно, снизится до 100 выстрелов в минуту.
Заключительные замечания
В ходе модернизации трех основных боевых танков России за
прошедшие годы, прежде всего, значительно улучшены огневая мощь и защита. С
введением прицельного устройства «Сосна-У» с мощным французским
тепловизором ликвидировано более, чем десятилетнее отставание в ведении ночного
боя. Особенно модели Т-72Б3/Б4 и Т-90М с новой 125 мм гладкоствольной пушкой 2
А46М-5 и современной системой управления огнем «Калина» по уровню
огневой мощи почти догнали танк Т-14 «Армата». Целенаправленно
улучшена защищенность, среди прочего, благодаря использованию самой мощной динамической
брони типа «Реликт».
Динамическая броня «Реликт»
С другой стороны, в настоящей статье также показано, что
правительство России не смогло реализовать объявленное в 2015 г. полноценное
восстановление сухопутных войск путем введения разнообразных новых боевых машин.
Вместо этого оно инициировало комплексную программу модернизации представленных
моделей основных боевых танков. Возможно, это решение обусловлено множеством
причин – как, например, стоимость.
Новые боевые машины, представленные в 2015 г. частично
характеризуются значительным увеличением сложности, из-за чего, вероятно, будут
иметь цену за единицу порядка 6-7 млн. евро. С сокращающимся оборонным бюджетом
удалось бы достигнуть только минимальных показателей норм производства – в результате
поступление в войска значительного количества отложено на длительный срок.
Возможно, с одной стороны, российская оборонная
промышленность была не в состоянии, изготавливать особенно сложные опто-электронные
комплектующие с необходимым стабильным качеством и в требуемом количестве.
После распада Советского Союза в военной промышленности имели место
многочисленные распады производств, а также приватизации компаний со
значительным сокращением производственных мощностей. В пользу этого говорит,
например, обращение к современному прицельному устройству из Беларуси (с
тепловизором из Франции).
Прицельный комплекс «Сосна-У»
С другой стороны, очевидно стремление к сохранению всех возможных
производств танков. Даже деактивированный танковый завод в Омске снова
обеспечен новыми заказами. Как следствие, за обозримый промежуток времени
произошло оснащение ВС России относительно современными боевыми машинами.
Реактивация Омского танкового завода может быть также связана
с сильным влиянием местных политиков, нацеленных на возрождение промышленности
в этом регионе. Повышение боевой ценности нескольких типов танков в
относительно большом количестве позволяет сохранять больше рабочих мест. Напротив,
очень сложные системы изготавливаются крайне ограниченными партиями.
В целом, снова упущен шанс использовать паузу в планировании
для упрощения логистики и стандартизации. В ближайшие 10-15 лет снова потребуется
обеспечивать три типа ОБТ различными комплектующими в таких логистически
критических областях, как привод и трансмиссия. Но также весьма вероятно, что
дизельные модели имели бы значительные проблемы в арктическом климате,
например, при холодном старте.
Российская система активной защиты «Арена-Е»
демонстрировалась на каждой выставке вооружений, начиная с 1992 г. Недостатками
этой версии, среди прочего, были размер и расположение сенсорной головки. С
2012 г. представляется новая версия «Арена-2» со значительно меньшими
компонентами. Примечательно, что ни в одном из модернизированных боевых танков
России эта система защиты не установлена. Не обнаружены на обновленных боевых
танках и компоненты системы активной защиты «Афганит», представленные
в 2015 г. на новых боевых машинах. О вероятных причинах можно только дискутировать.
Хотя в течение многих лет в России, как и на Западе.
разрабатывается информационная система боевого управления (СБУ) для сухопутных
войск, ни в одной статье (в Интернете) не упоминается, что такая система установлена
в модернизированных версиях. О возможных причинах можно только догадываться: затраты,
техническая зрелость, доступность всех необходимых компонентов и т. д. Остается
открытым вопрос, разработана ли новая радиостанция Р-168-25 У-2 также и для обмен
данными в будущей СБУ.
Возможно для российской стороны основанием для принятия
решения служит то, что в настоящее время на Западе также предпринимаются усилия
по повышению боевой эффективности старых танков. Но только в отдельных случаях присутствуют
конкретные планы по разработке боевых машин будущего. Запланированное введение
в строй имеет перспективу около 16-20 лет, а будут ли в итоге эти проекты
успешно введены в серию, по опыту, довольно сомнительно.
По материалам журнала
«Europäische Sicherheit & Technik»
Двигатель и трансмиссия
Танк Т-72 приводится в движение четырехтактным дизелем многотопливного типа с V-образной компоновкой двенадцати цилиндров и номинальной мощностью 760 л.с. Рабочий объем силовой установки В-46 составляет 38,88 л. Двигатель машины имеет продольное расположение. Он устанавливается в моторном отделении кормовой части.
Девять топливных баков образуют единую топливную систему. При этом пять из них имеют наружное исполнение, а четыре — внутреннее. Общая емкость внутренних баков составляет 705 л. Наружные же способны разместить в себе 495 л топлива. При необходимости также возможно прикрепить две дополнительные бочки.
Мощный двигатель агрегатируется семидиапазонной коробкой передач, представленной в механическом исполнении. КПП оснащается опцией фрикционного включения. Используемые гидравлические приводы облегчают процесс переключения передач.
Что такое Т-72Б3, чем он отличается от Т-72 и его модификаций?
Каким образом получить 70% современного оружия и 100% современной армии? Именно такая задача стоит перед Россией. А касательно конкретного вопроса о танках, то дело обстоит следующим образом. Было принято сделать ремонт всех танков Т-72 (Т-72Б, Т-72Б1 и Т-72Б2) с одновременной модернизацией. В итоге получается полное восстановление усталого металла с установкой нового и современного оборудования. Могут быть и сюрпризы, модернизация официально продлена до 2016 года, это засекреченная боевая машина только для России.
В отличие от Т-72 Т-72Б3 имеет другую форму динамической защиты башни, новую пушку, встроенную защиту ВДЗ, более мощный двигатель, новый тепловизор, улучшенную радиосвязь. Кардинально изменилась система управления огнём, широко применяется программное обеспечение. Танк в состоянии вести эффективные боевые действия в современных условиях в любую погоду и в любое время суток. На переподготовку срочников требуется 1 -3 мес.
Какого качества будет исполнение «капитального ремонта»?
Работу поручено ОАО «ОмскТрансмашу». Капитальный ремонт будет произведён там, откуда впервые узнали о газотурбинном двигателе, встроенной динамической защите ВДЗ, комплексе активной защиты КАЗ «Арена» и прорезиненных гусеницах (применяются и в семействе Т-90). У предприятия с 1958-го года собственное конструкторское бюро и большие производственные мощности с 1896 г. А главное есть амбиции и традиции, свои танки Т-80 и «Чёрный орёл». Омские сибиряки в танкостроении с весны 1942 г., когда в Омск был эвакуирован «Завод им. Ворошилова» для производства Т-34.
Ремонт
Вначале осмотр и проверка на отсутствие взрывчатых веществ и мойка. Первый этап – разборка, от корпуса отделяются башня и шасси, затем разбираются и моются все детали танка (примерно 20 000 шт.). Основная часть узлов и деталей списываются и ставятся новые согласно модернизации.
Корпус погружается на 20 мин. в антикоррозийный раствор на 2,5 м. и изнутри простукивается молотком (по звуку определяются места для ремонта). Сразу на сварных стыках может появиться течь (как результат коррозии), тогда будут проведены сварочные работы. Операция повторяется, пока все дефекты не устранятся. Корпус уже из чистого металла проходит отдельную приёмку. Устанавливаются новые торсионы и бортовые коробки передач, обтягиваются катки гусеницами. После выполнения всех видов работ, получив новую комплектацию, вес танка составляет 46 т.
Технические характеристики
С учетом многочисленных модификаций и модернизации танка Т-72, технические характеристики могут отличаться в зависимости от варианта и образца. В данном контексте за основу берут ТТХ базовой модели, выпущенной в серийное производство первой.
Габариты и вес
По габаритам танк Т-72 имеет следующие характеристики:
- длина корпуса — 6,67 м;
- общая длина с повернутой вперед пушкой — 9,53 м;
- ширина по бортовым экранам — 3,46 м, по гусеницам — 3,37 м;
- ширина колеи — 2,79 м;
- высота — 2,19 м;
- клиренс — 0,428-0,47 м.
Устройство управления и экипаж
Экипаж танка Т-72 состоит из трех человек — механика-водителя, командира и наводчика. С учетом ограниченности автомата заряжания, рассчитанного на 22 выстрела, функции заряжающего выполняет командир.
Управление танком обеспечивается механиком-водителем в передней части корпуса. Для этого его место имеет доступ к соответствующим рычагам и педалям, слева располагаются щитки контрольных приборов. Место механика-водителя находится по центру, с обеих сторон располагаются топливные баки, для внешнего наблюдения есть прибор ТНПО-168 с гидропневматической очисткой стекол.
Наводчик ведет наблюдение преимущественно через многоканальный комбинированный прицел. Имеются оптический и тепловизионный канал, а также лазерное целеуказание для управляемых ракет. Предусмотрено и ночное прицеливание, позволяющее распознавать цели в пределах 3-3,5 км.
Для командира предусмотрен прицельно-наблюдательный комплекс типа ПНК-4СР или Т01-04. Дневная дальность распознавания — 4 км, ночная — 1 км. Также имеются два прибора ТНП-160 и один ТКН-3.
Для внешней связи танк комплектовался радиостанцией Р-123М, внутренние переговоры обеспечиваются устройством Р-124. Предусмотрен аппарат А-4 для связи с десантом, располагаемым на танке.
Двигатель и внутреннее устройство
Советская схема устройства Т-72 На Т-72 устанавливались V-образные двенадцатицилиндровые четырехтактные двигатели В-46. Они относятся к категории многотопливных дизельных с жидкостным охлаждением и приводным центробежным нагнетателем. Допустимая мощность — 780 л. с. при 2000 оборотах в минуту.
Двигатель монтируется в моторном отделении поперек корпуса. Для него предусмотрено 9 топливных баков: один в полу задней части боевого отделения, три по обеим сторонам от механика-водителя и пять внешних на правой надгусеничной полке.
Трансмиссия танка включает мультипликатор, две механические семиступенчатые (7+1) коробки передач планетарного типа, бортовые одноступенчатые передачи. Включение фрикционное, управление обеспечивается гидравлическими приводами.
Моторесурс и расход топлива
Двигатель В-46 обеспечил танку Т-72 хороший моторесурс. По скоростным характеристикам машина способна развивать скорость до 50 км/ч по шоссе и до 45 км/ч на пересеченной местности. Расход топлива составляет 260-450 л при смешанном цикле, на трассе — 240. Общий объем топливных баков — 1600 л, что обеспечивает дальность хода до 700 км по шоссе и 320-650 км по пересеченной местности.
ТТХ танка Т-72 позволяют ему преодолевать подъемы в 30 градусов, барьеры в 0,85 м и рвы до 2,8 метров шириной. С ходу танк способен преодолевать ров в 1,2 м глубиной, с подготовкой — 1,8 м. При наличии оборудования подводного вождения танков (ОПВТ) Т-72 способен погружаться на 5 метров.
Вооружение Т-72Б3
- Пушка. В башню устанавливается высокоточная пушка 2А46М-5 (увеличена скорость попадания на 30%), благодаря увеличению количества люфтовыбирающих устройств и длины люльки. Что даёт возможность применять «длинные» подкалиберные снаряды Свинец-1 и Свинец-2. Уменьшился эффект изгибания ствола, т.к. уменьшилась разностенность. На стволе есть термозащитный кожух – защита от воздействия внешних температур на точность стрельбы. Откат орудия современный – работают два тормоза отката и накатник.
- Пулемёты. Вместе с орудием расположен пулемёт ПКТМ 7,62 мм. с боекомплектом на 2000 патронов. А для борьбы с низколетящими вертолётами на башне установлен 12,7 мм пулемёт СНВ, его боекомплект 750 патронов.
- Система управления огнём СУО. Прицел «Сосна-У» расположен на башне в бронированном кожухе. Он с разным режимом наблюдения, стабилизируется в вертикальной и горизонтальной плоскости, для стрельбы днём есть оптический канал. Дальность обнаружения цели 5 км. Без наводчика-операторатора система прицеливания может захватить и проводить, просчитывая действия цели наперёд. Скрывшийся из виду объект будет автоматически сопровождаться АСЦ, обнаруживаться тепловизором, а расстояние замеряться лазером. На случай выхода из строя Сосны-У есть прицел ТПД-К1, доставшийся от Т-72Б .
Израильский взгляд на Т-55
Современные тенденции строительства как бронетранспортеров, так и БМП диктуют простые правила: впереди располагается моторное отделение, а в корме просторная аппарель для высадки десанта.
У танка двигатель находится сзади. Проводить перекомпоновку не только сложно, но и дорого.
Израильтяне, когда превращали трофейные Т-55 в тяжелые «Ахзариты», решили проблему не идеально, но изящно: заменили двигатель на современный, более мощный и компактный, поставив его боком. Благодаря этому вдоль правого борта появился коридор, через который бойцы, располагаясь в средней части танка, и высаживаются. Чтобы солдатам не приходилось мучительно выползать через узкий люк, была не только оборудована аппарель, но и разработана гидравлическая система подъема части крыши.
Нам вряд ли что-то мешает повторить этот трюк.
Бронезащита
Броня корпуса создавалась сильно дифференцированной, комбинированного типа. Верхняя лобовая деталь представляла собой лист трёхслойной комбинированной брони, состоящий из 80 мм стального наружного, 105 мм среднего стеклотекстолитового и 20 мм стального внутреннего слоёв. Этот лист располагался под углом в 68 градусов, благодаря чему его приведённая толщина достигала 550 мм. Нижняя лобовая деталь — лист обычной катанной гомогенной броневой стали толщиной 85 мм под углом 60 градусов.
Борта корпуса, расположенные вертикально, имели толщину 80 мм в области обитаемого объема и 70 мм в области моторно-трансмиссионного отсека.
Так же на боках корпуса имелись противокумулятивные бортовые экраны, состоящие из алюминиевого сплава, которые в походном состоянии можно было складывать, прижимая к пылевым щиткам для того, чтобы избежать случайных повреждений.
Башня изначально создавалась и производилась с монолитным бронированием, что большинство считало главным и наиболее критичным недостатком ОБТ, поэтому в 1979 году на модификации под обозначением Т-72А была установлена башня с комбинированной современной бронезащитой.
Так же у всех современных модификаций лобовые и боковые части корпуса с башней имеют дополнительную навесную или встроенную динамическую защиту.
Особенности моделиорования Т-72
Башня танка литая, сложной конфигурации. На ее крыше имеются люки и лючки для приборсз наблюдения и прицеливания, антенны и механизма выброса несгораемых поддонов гильз, входа и выхода экипажа. Снаружи на башню привариааются кронштейны для крепления трубы и ящиков ОПВТ, для фар и прожекторов — осветителей прицелов, скобы для крепления танкового брезента и четыре крюка для демонтажа башни. На вращающемся погоне командирской башенки установлен крупнокалиберный зенитный пулемет НСВ. Спаренный пулемет ПКТ расположен в овальной амбразуре справа от пушки. Маска пушки уплотняется специальным водонепроницаемым материалом. На ее ствол надет теплоизоляционный кожух, исключающий влияние температурного изгиба канала ствола на точность стрельбы. В отличие от всех других современных советских танков, иа Т-72 в походном положении пушка стопорится не по оси машины, а развернутой иа левый борт. Это вызвано тем, что место мехаиика-водитепя размещено по центру машины и ствол пушки не позволил бы ему сидеть в положении «по-походному».
Корпус танка сварной, из катаных бронелистов. Днище корпуса корытообразной формы, с продольными и поперечными выштамповкемн для увеличения жесткости. На переднем ниж( ем лобовом листе по оси корпуса имеется выштамповка для размещения педалей и тяг управления. На верхнем лобовом листе приварены кронштейны «крыльев». укладки троса, крепления грязеот-боиных досок и ограждения фар. В нижней части листа прикреплены буксирные крюки, а в верхней — прибор наблюдения мехаинка-водителя, перед которым приварены защитные броневые планки. Крышка корпуса в кормовой части имеет съемные броневые листы для доступа н двигателю и агрегатам силовой передачи. На кормовом листе корпуса располагаются кронштейны крепления бочек, бревен дпя самовытаскиваикя, запасных траков и буксирные крюки. В середине листа выполнен пюк дпя доступа к вентилятору системы охлаждения.
Ходовая часть Т-72 состоит из двенадцати опорных катков, шести поддерживающих, двух направляющих и двух ведущих. Гусеницы имеют по 96 траков. Подвеска тайка торсионная, в связи с чем опорные катки левого борта смещены вперед относительно правого на 110 мм. На подвесках 1, 2 и 6-го опорных катков установлены гидроамортизаторы н упоры балансиров. Направляющие, опорные н ведущие катки литые, двухдискосые. Опорные катки снабжены резиновыми бандажами. Поддерживающие катки однодисковые, с внутренней амортизацией, установлены иа коротких осях. Сзади ведущих копес на бортах корпуса болтами крепятся очистители гусениц, предохраняющие от повреждения над-гусеничные попки. Ходовая часть закрывается резиновыми фальшбортами. На левом фальшборте под выхлопными патрубками закреплен металлический экран.
Модель танка окрашивается в защитный цвет. Бандажи опорных катков черные. Дульный срез пушки, буксирный трос и гусеничные цепи цвета некрашеного металла. Запасные траки черные (под битумный лак). Приборы наблюдения имитируются кусочками оргстекла. Осветитель прицела и прожектор командира закрыты щитками защитного цвета. Левая головная фара имеет светомаскировочную насадку. Трехзначные номера и опознавательные знаки белого цвета, наносятся на передних скулах башни.
1 — амортизатор, 2 прицел-дальномер, 3 — ночной прицел, 4 — фара командирского прибора наблюдения, 5 – – командирская башенка, 6—-труба ОПВТ, , и мтный пулемет, 8 — задняя фара, 9 — фальшборт, 10 — бочки с запасом топлива, 11 — бревно для самовытаскивания, 12 — цок механика-водителя, 13 — наружное топливные баки, 14 — лючок ОПВТ, 15 – люк наводчика, 16 — люк для выбросов поддонов гильз, 17— Ящик укладки ОПВТ, 18 — ящики ЗИП, 19 — спаренный пулемет, 20 – осветитель и иного придела, 21 — прибор наблюдения механика-водителя, 22 — фары головною света, 23 — кронштейны крепления бочек, 24 — кронштейны крепления бревна 25 — задний фонарь, 26 — запасные траки, 27 – очиститель гусеницы. На виде Б бочки с запасом топлива и бревно для самовытаскивания условно не показаны.
О недостатках
Сразу на критику напрашивается прицел и система наводки. Кроме того что используемый узел давно устарел, он еще и получил дополнение в виде французского тепловизора. В нынешнем политическом свете, такое решения является, мягко говоря, странным. К этому нужно добавить, что совершенствуя систему наведения, разработчики попытались максимально сэкономить. Об этом свидетельствует следующее:
- Установка хорошо зарекомендовавшего себя в девяностые, но устаревшего на это время прицела.
- Монтаж системы «Сосна» и «Вихрь» (не отличаются особой актуальностью).
- Ручной привод у зенитного пулемета.
- Недоработанное смотровое видеоустройство.
В итоге линия прицеливания канала ствола сильно сместились по отношению к самому прицелу, что в реальных боевых условиях существенно усложняет наводку орудия на цель.
Сами танкисты говорят о том, что наводчику стало сложнее пользоваться прицелом. Чтобы «Сосну» вывести в нормальное положение, приходится сгибаться влево, чрезмерно напрягая спинной отдел. Видеоприспособление размещено крайне неудачно. При посадке экипажа его часто разбивают ногой. Внешний оптический узел не просто закрыт крышкой, но и прикручен четырьмя болтами. В полевых условиях это реальная угроза всему экипажу танка Т-72Б3.
Это интересно
Танк отечественного производства Т-72Б3, характеристики которого указаны выше, создавался как бюджетный, но модернизированный вариант машины Т-72Б. Неудивительно, что у них много общего. Стоимость усовершенствования предшественника составила около пятидесяти двух миллионов рублей на одну единицу. Примерно половина из них идет на капитальную переделку машины, а вторая часть – на закупку и монтаж нового оборудования.
В ходе капитального ремонта и модернизации серийный танк модели Т-72Б получает ряд новых приборов. К основным из них относится:
- Многоуровневый прицел с оптическим и тепловизорным наведением «Сосна-У».
- Возможность использования лазерного дальномера и системы управления бронебойными ракетами.
- Многофункциональность операций наводчика.
- Улучшенный силовой агрегат.
К сожалению, при внедрении в жизнь проекта Т-72Б3, танкостроители применили неоднозначное техническое решение. Наружные части прицела «Сосна-У» расположены внутри легкобронированного кожуха, предохраняющего их от пуль и осколков. В походном положении переднее окно кожуха закрывается крышкой и фиксируется болтами, что предусматривает перед боем выход механика из кабины и отвинчивание крепления вручную. Стоит отметить, что существует несколько вариаций, позволяющих отбрасывать крышку, не покидая рабочего отсека. Они активно применяются как во всем мире, так и в России. Почему разработчики выбрали непрактичный вариант – остается только догадываться.
Основное вооружение
Основное орудие Т-72 — гладкоствольная пушка калибром 125 мм. В дополнение к ней используются два пулемета — НСВТ (Никитина-Соколова-Волкова танковый) «Утес» 12,7 мм и ПКТ (пулемет Калашникова Танковый) 7,62 мм. Первый применяется в качестве зенитного вооружения, может направляться только вручную при открытом люке. ПКТ спарен с пушкой.
Гладкоствольная пушка 125 мм
На Т-72 применяется гладкоствольная пушка Д-81ТМ с индексом 2А26М. Длина ствола составляет 48 калибров. В горизонтальной плоскости танк способен вести огонь по всей окружности. Вертикальный диапазон наведения варьируется от –6°13′ до +13°47′.
Дальность стрельбы и боекомплект
Дальность стрельбы орудия Т-72 рассчитана на 9,4 км. Боекомплект танка составляет 39 снарядов. Из них 22 подаются с автоматической перезарядкой, остальные заряжаются вручную командиром.
Танк Т-80 БВМ (объект 219 РВМ)
Реактивация ОБТ типа Т-80Б и инициирование программы
модернизации этой модели удивило многих западных наблюдателей. Поскольку еще в
2011 г. Министерство обороны России объявило, что для дальнейшего развития боевых
танков России будут рассматриваться только дизельные модели Т-72 и Т-90. Из-за
высоких эксплуатационных расходов танк T-80Б/T-80У постепенно бы выводился из
эксплуатации, производство в Омске оставило бы только экспортные заказы.
Однако, в 2016 г. появилось неожиданное объявление о том,
что определенная часть из около 3,5 тыс. законсервированных ОБТ Т-80Б снимут с
хранения и подвергнут комплексной программе модернизации. Первые машины версии,
обозначенной как T-80БВМ, появились в Ленинградской области уже в 2017 г.
Боевой танк России T-80БВМ
На Т-80БВМ сохранена прежняя 125 мм гладкоствольная пушка 2
A46M 4. Оружие позволяет осуществлять пуск управляемой ракеты 9М119М «Инвар»
с тандемной кумулятивной боевой частью. Подобно Т-72Б3, этот танк также
получает новую систему управления огнем с аппаратом сопровождения цели и цифровым
вычислителем. Наводчик также
дополнительно получил новый прицел «Сосна-У» с французским
тепловизором. Аналогичным образом в механизм заряжания внесены изменения,
позволяющие вести огонь современными подкалиберными боеприпасами с удлиненным
сердечником. Кроме того, установлена новая радиостанция Р-168-25 У-2.
Радиостанция Р-168-25 У-2
Особенности трансмиссии
В прошлом ОБТ T-80Б являлся лучшим моторизированным
российских танком со специфической удельной мощностью двигателя (20 кВт/т, или
27 л.с./т). Благодаря чему, машина демонстрировала наилучшие показатели
ускорения и развивала максимальную скорость около 80 км/ч. Причина была в
установке газовой турбины с мощностью в 1000 кВт/1360 л.с., позднее 1250 кВт/1700
л.с., выше среднего для российских условий.
Обратной стороной медали, ожидаемо, стал значительный расход
топлива, тем более что, газовая турбина не имела теплообменника. При движении
по дороге расход топлива достигал не менее 750 л на 100 км. Расход газовой
турбины на холостом ходу был около 50 кг/час. Тут подразумевается использование
современной газовой турбиной GTD 1250 TF с цифровым управлением, при котором расход значительно снижен.
Кроме того, были предприняты меры по обеспечению уверенного
пуска газовой турбины вплоть до температуры минус 50 градусов. В связи с этим, танки
Т-80БВМ должны дислоцироваться преимущественно в холодных/арктических регионах:
в районе Мурманска, в Сибири и в дальневосточных областях, вдоль Амура.
У машины сохранена старая чугунная башня, хотя она не
является оптимальной для установки специальных элементов брони. Защиту ОБТ
T-80БВМ должны улучшить элементы динамической брони типа «Реликт».
Боевой вес снова вырос до 46,5 т.
Что дала модернизация?
Переделка серийных танков Т-72Б в модернизированную версию Т-72Б3 позволила усилить боевой потенциал машины. Однако такое решение вызывает массу споров и рассуждений. С одной стороны, капитальный ремонт и частичное усовершенствование позволяет усилить армию при минимальных затратах. Другая точка зрения основана на том, что неэффективно и непрактично совмещать нелогичные вещи, включая крышку оптики на болтах и открытую пулеметную площадку.
В итоге недочеты могут свести на нет все объективные преимущества. Похоже на то, что разработчики просто пытались уложиться в определенную смету, поэтому и оставили столько «черных дыр». А пока только остается ждать и верить, что конструкторы учтут все ошибки и смогут их нивелировать в последующих проектах.
Создание
Т-72 эпохи Холодной войны не стал исключением из правил и был создан как простая, надёжная и неприхотливая боевая машина, которая способна на равных конкурировать с любым другим вражеским танком. То, что ОБТ удался, подтверждает количество произведенных экземпляров, составившее более 30000 и уступившее лишь Т-54/55.
Изначально создавался Объект 172, который постепенно развился в Объект 172М, поступивший в производство под названием Т-72. 7 августа 1973 года он был принят на вооружение решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, после чего производился в нашей стране с 1974 по 1992 годы.

Эта тема закрыта для публикации ответов.