Стальные монстры: первая танковая атака в истории

Алан-э-Дейл       06.11.2022 г.

Виллер-Бретонне: Танк против танка

Немецкий танк A7V в Рое, 21 марта 1918 года.

Немецкий генеральный штаб не питал энтузиазма по поводу танков, но разрешал разработку противотанкового оружия. Тем не менее, разработка немецкого танка продолжалась. Единственный проект, который был произведен и введен в эксплуатацию, — это A7V , хотя было построено всего двадцать. Большинство из пятидесяти танков, выставленных на вооружение Германией, были трофейными британскими машинами. A7V были захвачены союзниками, но не использовались, и большинство из них было отправлено на слом.

Первые бои танков против танков произошли 24 апреля 1918 года. Это была неожиданная схватка между тремя немецкими A7V и тремя британскими Mk. IV в Вилле-Бретонне.

Fuller «s Plan 1919 , включая массовое использование танков для наступательной, никогда не использовалась , так как блокада Германии и вступление США положило конец войне.

Mark I — первый танк, участвоваший в боевых дейстиях

1916 — 1917 гг.

Британский Mark I стал первым в истории танком, участвовавшим в военных действиях. Это случилось во время Первой мировой войны 15 сентября 1916 года в битве на Сомме, в которой британская и французская армии противостояли немецкой. Новый вид вооружений показал свою перспективность и сильно повлиял на развитие всего воинского дела.

Танк Mark I во время битвы на Анкре

В январе 1915 года, через полгода после начала, Первая мировая война перешла в позиционную стадию. В результате по обе стороны фронта противники организовали надежные укрепления, преодолеть которые было крайне сложно. Любая атака приносила крупные потери, которые были несоизмеримы с получаемыми выгодами. В такой ситуации многие командующие осознавали, что боевые бронированные машины должны были бы решить данную проблему и продвинуть наступление. В то время на фронтах уже работали разнообразные бронированные автомобили, достижения которых лишь подтверждали это предположение. Вместе с этим проходимость тяжёлых бронеавтомобилей была достаточно ограниченной. Таким образом, в 1915 году в Британии было официально принято решение о разработке нового типа вооружения. Танком, т.е. «баком» британцы его назвали, чтобы дезинформировать немецкую армию при транспортировке бронированных машин по железной дороге. Первый танк Mk.1 появился в 1916 году и после проведенных испытаний, военные сделали первый заказ на изготовление ста экземпляров. На тот момент это была весьма несовершенная боевая машина, которая изготовлялась в двух версиях — «самка» вооружалась исключительно пулемётным вооружением, а «самец» был оборудован пулемётами, а также двумя 57-мм пушками Six Pounder, Single Tube. Предельная скорострельность этих орудий достигала 20 выстрелов в минуту.

Стоит отметить, что Mark I отличался нестандартной для современных танков ромбовидной формой, которая была призвана обеспечить наибольшую длину гусеницы. Подобное решение предоставляло возможность справляться с широкими окопами, которых было много на полях Первой мировой войны. Использование такой конструкции исключало возможность установки оружия в башнях по причине чрезмерно высокого силуэта. Поэтому 57-мм пушки размещались на бортах машины. Главным средством наблюдения за окружающей местностью были смотровые лючки, расположенные в верхнем фронтальном листе корпуса. Они защищались броневыми панелями с возможностью полного открывания, либо закрывания. Кроме этого при необходимости можно было оставлять небольшую смотровую щель.

Mark I оснащался карбюраторным мотором фирмы Daimler/Knight, работающем на бензине. С объёмом в 13 л. он обладал максимальной мощностью в 105 лошадиных сил при 1000 оборотов в минуту. По шоссе Mark I разгонялся до 6,4 км/ч.

Mark I во время Первой мировой войны

Танк поступил на вооружение британской армии летом 1916 года, а впервые его применили против войск Германии 15 сентября 1916 года во Франции, в сражениях на реке Сомме. Во время боя оказалась, что конструкция бронированной машины сделана недостаточно качественно. Так, из 49 танков, подготовленных британцами для наступления, на исходные позиции вышли лишь 32 машины – из них пять застряли в болоте и еще девять сломались. Однако даже оставшимся восемнадцати танкам удалось успешно продвинуться вглубь обороны противника на пять километров

Важно отметить, что потери британцев в данном наступлении были в 20 раз меньше обычных. Mark I преодолевал без лишних трудностей проволочные заграждения, а также траншеи общей шириной до трех метров

Броня успешно выдерживала попадания пуль, а также осколков снарядов, однако не справлялась с прямым попаданием снаряда. По причине недостаточного числа танков у британцев не получилось полностью прорвать фронт, но новый тип боевой машины показал, что обладает большим потенциалом. В первые месяцы танки на полях боевых действий вызывали у немецких солдат панику.

В 1917 г. танки Mark I прошли модернизацию, после чего они были перевезены в Палестину. Немецкие союзники проинформировали турецкие войска о новом виде вооружения британцев, и те смогли найти средства борьбы с бронированными машинами — с помощью артиллерии уничтожили несколько танков. Теперь уже британцы вынуждены были в срочном порядке менять тактику использования Mk.1, что им удалось сделать. И хотя эти танки не имели существенного влияния на ход Синайско-Палестинской кампании, после изменения подхода британцев эффективность действий танков увеличилась.

#танки #история вооружений #Mark #Mk I #битва на Анкре #битва на Сомме #Первая мировая #Британия

Ход войны

1914 год

Война состояла из пяти кампаний. В ходе первой кампании в г. Германия вторглась в Бельгию и северные районы Франции, но потерпела поражение в сражении на Марне. Россия захватила часть Восточной Пруссии и Галиции (Восточно-прусская операция и Галицийская битва), но затем потерпела поражение в результате немецкого и австро-венгерского контрнаступления. В итоге произошел переход от маневренных к позиционным формам борьбы.

Первая мировая война. Европа в 1914-1915 годах.

1915 год

Кампания г. связана с вступлением в войну Италии, срывом германского плана вывода России из войны и кровопролитными безрезультатными сражениями на Западном фронте.

В ходе этой кампании Германия и Австро-Венгрия, сосредоточив основные усилия на русском фронте, осуществили, так называемый Горлицкий прорыв и вытеснили русские войска из Польши и части Прибалтики, но в Виленской операции потерпели поражение и вынуждены были перейти к позиционной обороне.

На Западном фронте обе стороны вели стратегическую оборону. Частные операции (у Ипра, в Шампани и Артуа) не имели успеха, несмотря на применение отравляющих газов.

На Южном фронте итальянские войска предприняли неудачную операцию против Австро-Венгрии на реке Изонцо. Германо-австрийским войскам удалось разбить Сербию. Англо-французские войска успешно провели Салоникскую операцию в Греции, но не смогли овладеть Дарданеллами. На Закавказском фронте Россия в результате Алашкертской, Хамаданской и Сарыкамышской операций вышла на подступы к Эрзуруму.

1916 год

Кампания г. связана с вступлением в войну Румынии и ведением изнурительной позиционной войны на всех фронтах. Германия вновь перенесла усилия против Франции, но в Верденском сражении не добилась успеха. Безуспешным оказались и операции англо-французских войск на Сомне, несмотря на применение танков.

На Итальянском фронте австро-венгерские войска предприняли Трентинскую наступательную операцию, но были отброшены контрнаступлением итальянских войск. На Восточном фронте войска Юго-Западного русского фронта провели в Галиции успешную операцию на широком фронте протяженностью до 550 км (Брусиловский прорыв) и продвинулись на 60-120 км, заняли восточные районы Австро-Венгрии, что вынудило противника перебросить на этот фронт до 34 дивизий с Западного и Итальянского фронтов.

Первая мировая война. Европа в 1916-1918 годах.

На Балтийском море произошло решающее Ютландское сражение. В итоге кампании создались условия захвата Антантой стратегической инициативы.

1917 год

Кампания г. связана с вступлением в войну США, революционным выходом России из войны и ведением на Западном фронте ряда последовательных наступательных операций (операция Нивеля, операции в районе Мессин, на Ипре, под Верденом, у Камбре). Эти операции, несмотря на использование в них крупных сил артиллерии, танков и авиации, практически не изменили общей обстановки на Западно-Европейском театре военных действий. На Атлантике в это время Германия развернула неограниченную подводную войну, в ходе которой обе стороны несли большие потери.

1918 год

Кампания г. характеризовалась переходом от позиционной обороны к общему наступлению вооруженных сил Антанты. Вначале Германия предприняла мартовское наступление союзников в Пикардии, частные операции во Фландрии, на реках Эна и Марна. Но из-за недостатка сил они не получили развития.

Со второй половины г. с вступлением в войну США союзники подготовили и развернули ответные наступательные операции (Амьенская, Сен-Мийельская, Марнская), в ходе которых ликвидировали результаты германского наступления, а в сентябре г. перешли в общее наступление, вынудив Германию к капитуляции (Компьенское перемирие).

Роль «самцов» и «самок» в войне

Как уже стало понятно из вышесказанного, британские боевые машины были далеки от идеалов. Они были тяжелыми, медленными и, в некоторых случаях, даже неподвижны.

Мнение эксперта
Эксперт Даниил Родионов

историк, лауреат Госпремии СССР, доктор исторических наук

Особенно категория самки отличалась своим несовершенством. Но это не помешало военным с каждым боем дорабатывать детали, что весьма эффективно устрашающе действовало на противника.

Машины получили неоднозначное место в Первой Мировой. С одной стороны, особой пользы они не приносили, один только труд и затраты. Но с другой стороны это давало желание усовершенствовать железного монстра и с его помощью получить такую желанную победу, а также принесло возможность совершенствовать уже готовую модель военным в будущем!

Все решится через четыре недели?

В свою очередь высокопоставленные чиновники администрации президента США Джо Байдена отметили, что следующие четыре недели окажут влияние на конечный результат войны в Украине, передала газета The New York Times 22 апреля.

Фото: Генштаб ВСУ

Однако, по мнению американцев, долговременные последствия войны повлияют на карту Европы на десятилетия. Они считают, что война будет долгой и изнурительной.

В администрации Байдена заявили, что очень важно доставить Украине большое количество нового вооружения, особенно дальнобойной артиллерии и контр артиллерийских радаров, чтобы отразить наступление России на востоке Украины. Они уверены, что если РФ сможет захватить Восток, то у Путина будет больше шансов преподнести это как успех своей «специальной военной операции» и сказать, что он «защитил русскоязычных»

Что позволит использовать Донбасс как рычаг давления на всех переговорах

Они уверены, что если РФ сможет захватить Восток, то у Путина будет больше шансов преподнести это как успех своей «специальной военной операции» и сказать, что он «защитил русскоязычных». Что позволит использовать Донбасс как рычаг давления на всех переговорах.

Тем не менее, если украинцы смогут остановить продвижение России на Донбассе, то перед Путиным предстанет выбор – направить туда еще больше сил на войну, которая может затянуться на годы, или сесть за стол переговоров.

«Сухопутные линкоры»

В павильоне № 1 стоят серийные и опытные советские тяжелые танки и САУ, созданные в период с 1930-х по 1960-е годы

Недалеко от входа сразу же обращает на себя внимание пятибашенный Т-35. В начале 1930-х годов такие обильно вооруженные «сухопутные линкоры» использовались в армии для усиления танковых соединений и пехоты при штурме подготовленной обороны противника

Это была вполне оригинальная машина, хотя в процессе ее создания конструкторы и использовали отдельные, уже существующие, зарубежные разработки. Т-35 символизировал в то время военную мощь нашей армии, не случайно на медали «За отвагу» выбито именно его изображение. Но наряду с достоинствами у этой машины были и серьезные недостатки. Например, сложности координации стрельбы из пяти пушек; танком было сложно управлять во время движения, а множество башен и большие размеры делали его уязвимым для огня противника. Всего была выпущена 61 машина. Музейный Т-35 единственный сохранившийся образец. Надо сказать, что вопреки встречающимся иногда утверждениям в Советско-финляндской войне эти танки не участвовали, а к началу Великой Отечественной войны считались полностью устаревшими. Последний раз два Т-35 вышли в бой во время контрнаступления под Москвой в 1941 году.

В конце 1930-х годов началась разработка нового типа тяжелого танка. Главная задача усиление противоснарядного бронирования. Три разработанных опытных образца однобашенный КВ и двухбашенные СМК и Т-100 прошли испытания в ходе Советско-финляндской войны, на одном из шасси Т-100 выполнили стоящую в этом же павильоне музея 130-мм самоходную артиллерийскую установку СУ-100Y. Но на вооружение попал только КВ («Климент Ворошилов»), сконструированный на ленинградском Кировском заводе под руководством Николая Леонидовича Духова и Жозефа Яковлевича Котина.

На начало войны КВ был наиболее защищенным серийным танком и единственным тяжелым танком с торсионной индивидуальной подвеской опорных катков. Однако изначально КВ не отличались высокой технической надежностью, и пришлось приложить немало усилий для их усовершенствования. Эти работы велись уже в Челябинске (куда был эвакуирован Кировский завод). На челябинском Кировском заводе (ЧКЗ), ставшем базой для знаменитого «Танкограда», и был создан более надежный «скоростной» КВ-1С. Но танк по-прежнему был вооружен 76-мм пушкой, которая не могла с требовавшихся в бою дальностей «пробить» появившиеся на фронте тяжелые германские танки. В сентябреоктябре 1943 года выпустили (также представленные в Музее) КВ-85 с 85-мм пушкой в литой башне. Этот самый удачный вариант семейства КВ завершил работу конструкторов над данным семейством танков.

Требования времени диктовали необходимость появления танков с качественно лучшей защитой и большей огневой мощью

При этом важно было не увеличивать их массу, чтобы не снижать подвижность и скорость передвижения, и сохранить способность переходить мосты особенно временные. Эту задачу решили в Челябинске под руководством Котина и Афанасия Семеновича Ермолаева

Используя литые корпус и башню, в широких пределах меняя углы наклона и толщину брони в зависимости от вероятности попадания снарядов, конструкторы создали тяжелый танк ИС («Иосиф Сталин»), положивший начало новому танковому семейству. Вслед за ИС-1 с 85-мм пушкой в январе 1944 года появился ИС-2 в его башню удалось установить мощную 122-мм пушку, позволявшую на дальности до 1 000 м бороться даже с «королевским тигром» (при том, что ИС-2 был на 22 тонны легче не намного превосходившего его по боевым качествам «королевского тигра»). Правда, скорострельность и боекомплект пушки все равно оставляли желать лучшего. На открытой площадке Музея посетители могут увидеть уже послевоенную модификацию ИС-2.

Тяжелый танк A7V (Германия)

Тяжелый танк A7V

В октябре 1916 г. военное ведомство Германии, озабоченное весьма успешным применением на фронте английских и французских танков, поручило специальной технической комиссии, состоявшей из таких представителей ведущих немецких компаний, как «Daimler», «Bussing», NAG, «Benz», «Opel», «Holt-Caterpillar», во главе с начальником 7-го отделения Общего управления Военного министерства (по-немецки сокращенно A7V — отсюда появилось название боевой машины) разработать проект собственного тяжелого танка.

Работы по проектированию велись в большой спешке и завершились к концу года. 16 января 1917 г. в Берлин-Мариенфельде было продемонстрировано готовое шасси с деревянным макетом бронекорпуса, а уже 20 января Военное министерство подготовило заказ на постройку 100 машин, причем предполагалось, что бронированными будут только 10 из них.

В результате испытаний опытных образцов танка A7V выявился целый ряд серьезных недостатков в системе охлаждения двигателей, трансмиссии и ходовой части, которая, как и у французских танков, была выполнена на базе трактора «Holt». Их устранение в условиях постоянно ухудшающегося экономического положения Германии и острого дефицита различных материалов сильно затянуло работы, поэтому первый серийный A7V удалось завершить только в октябре 1917 г.

Наклонная установка листов и «корабельная» форма носовой и кормовой частей несколько повышали степень бронезащиты

Для обеспечения требуемой скорости из-за нехватки мощных двигателей конструкторам пришлось применить двухдвигательную силовую установку с работой каждого мотора на гусеницу одного борта. Броневой корпус одного из двух вариантов, отличавшихся лишь количеством броневых деталей, устанавливался на раме. При этом толщина и качество брони позволяли противостоять не только бронебойным винтовочным пулям, но даже осколочно-фугасным снарядам легкой артиллерии.

Поскольку в основу компоновочной схемы машины легла симметрия в продольной и поперечной плоскостях, то в целом танк A7V представлял собой, скорее, «подвижный форт», хорошо приспособленный для ведения круговой обороны, чем средство для прорыва обороны противника и поддержки наступающей пехоты. Бронирование ходовой части и подвешенные над днищем спереди и сзади наклонные бронелисты вместе с высоким расположением центра тяжести заметно снижали проходимость машины. Танк уверенно двигался по рыхлому грунту только на ровной местности и легко опрокидывался даже при самом незначительном боковом крене.

До конца войны удалось построить всего 20 танков A7V (каждому из которых присваивалось собственное имя), успевших принять с переменным успехом участие в ряде важных сражений заключительного этапа Первой мировой войны. Если танковые атаки, предпринятые 21 марта 1918 г. под Сен-Кантеном и 24 апреля под Виллер-Бретонне, завершились успешно, то 15 июля под Реймсом все 20 участвовавших в наступлении танков (A7V и трофейные) были подбиты артиллерией противника. Но справедливости ради нужно сказать, что неудачи, постигавшие танки A7V, были обусловлены не столько недостатками конструкции, сколько малочисленностью машин и плохой подготовкой их экипажей — у немцев просто не было времени и возможности проводить должное обучение.

Период между двумя мировыми войнами

После окончания Первой мировой войны статья 171 Версальского договора, среди прочего, запрещала производство и ввоз бронеавтомобилей и танков в Германию. Это означало конец молодых механизированных войск. Вплоть до 1929 г. началось время без танков. Однако, это вызвало серьезную обеспокоенность командующего сухопутными войсками рейхсвера генерал-майора Ханса фон ЗЕЕКТА (Hans von SEECKT). Благодаря ему, оперативная и тактическая подготовка в кадрированных частях развивалась.

Ханс фон ЗЕЕКТ

В оставшихся отделениях механизированных войск (Kraftfahrabteilungen) наряду с теоретической подготовкой практиковались альтернативные практические тренировки на местности с макетами. Реальное обучение экипажей и приобретение конкретных навыков в этих условиях были невозможны. Здесь оказал помощь заключенный в 1922 г. в Рапалло (Rapallo) договор с Советским Союзом. Он, среди прочего, открыл возможность для взаимопомощи в военной области. Так, Советский Союз в 1928 г. под Казанью предоставил в распоряжение рейхсвера учебный и тренировочный полигон Кама.

Тренировки на местности с макетами

С целью сделать возможным обучение экипажей по основным дисциплинам вождения, радиосвязи, стрельбы, обслуживания и ремонта техники уже в 1925 г., при строгом сохранении секретности, заключаются договора на строительство шести «больших тракторов» («Großtraktoren») с компаниями «Крупп» (Krupp), «Райнметалл» (Rheinmetall) и «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz). Боевую технику после сборки в Германии без каких-либо тестовых прокатов в июле 1929 г. перевезли в танковую школу Кама, где и испытали.

«Большой трактор» производства компании «Крупп»

В этот период, как и в ходе Первой мировой войны, Германия снова хотела иметь (наряду с более тяжелой штурмовой и предназначенной для прорыва боевой машиной) более легкий и более быстрый «кавалерийский танк». В этой связи компании «Крупп» и «Райнметалл» в 1928 г. получили контракт на строительство «легкого трактора». До 1930 г. четыре «легких трактора» («Leichttraktor») были изготовлены и сразу же перевезены в танковую школу Кама.

«Легкий трактор»

Позднее данная серия разработок не получила продолжения. Вместо этого в 1932 г. принимается решение о развитии концепции «большого трактора». Из этих соображений последовало развитие «строительства нового бронированного автомобиля» («Neubaufahrzeug«). Пять новых «автомобилей» были отправлены в 1936 г. Концептуально к этому моменту они уже устарели, поэтому использовались преимущественно для учебных целей.

Neubaufahrzeug

В отношении развития оперативно-тактической мысли.  Передовой концепцией боевого применения бронетехники с 1922 г. занимался Гайнц ГУДЕРИАН (Heinz GUDERIAN). В начале 1930-х годов ему удалось провести многочисленные выступления в различных организациях. Быстрое продвижение вперед в строительстве новых танковых войск согласно взглядам Гудериана стало возможным после захвата власти национал-социалистами в 1933 г.

Гайнц ГУДЕРИАН

Немецкое танкостроение в предвоенный период

Для оснащения танковых войск в начале 1930 гг. потребовались два типа боевых машин в классе 20 т. Вместе с тем, немецкой танковой промышленности потребовалось определенное количество времени для закупки оборудования и начала серийного производства этого вида крупной военной техники. В этой связи, было найдено промежуточное решение: как можно скорее начать производство учебной техники.

Panzerkampfwagen I

Временные решения изначально заключались в разработке и строительстве легких боевых бронированных машин «Панцеркамфваген» (Panzerkampfwagen, PzKpfWg) в классе 5 т (PzKpfWg I) и более тяжелых в классе 10 т (PzKpfWg II). Благодаря этому стало возможным проводить интенсивное обучение.

Panzerkampfwagen II

В 1934 г. тогдашнее ведомство по вооружению выдало заказы на разработку двух средних боевых машин в классах 15 т и 18 т. Эти типы боевых машин должны были позднее образовать основу оснащения танковых дивизий. При этом, более легкий вариант предполагалось оснащаться оружием для поражения танков, а 18-ти тонная машина предназначалась для использования в качестве поддерживающего средства. Она оснащалась оружием большего калибра.

Panzerkampfwagen III

Первая боевая техника, модели PzKpfWg III и IV, начала поступать в войска с 1936 г. Уже в первых боях проявились их недостатки. Приходилось проводить постоянные улучшения вооружения и защиты, что привело к неизбежному увеличению их веса.

Panzerkampfwagen IV

Самые большие танки в России

Российская Федерация превосходит ведущие армии мира по количеству танков. Некоторые из них считаются лучшими в мире. Рассмотрим самые большие современные модели.

Т-80

Боевая машина разрабатывалась в СССР и до сих пор стоит на вооружении российской армии. Имеется 4 модификации с газотурбинными и дизельными двигателями. В число недочетов включены:

  • большой расход топлива;
  • высокая стоимость производства;
  • небольшая огневая мощь.

Танк Т-80

Применялся в чеченской компании. В свое время стал конкурентом немецкого «Леопарда-2».

T-90

Как ни странно, представитель российского танкостроения отличается своей компактностью и лёгкостью, гарантирующими манёвренность, свойственную танкам советского производства. Помимо техники противника, благодаря двум мощным пулемётам, танк не испытывает трудностей с артиллерией, к которой, ввиду малого веса, и, соответственно, высокой скорости передвижения, он способен добраться практически молниеносно. Т-90 по праву считается одним из самых лучших танков в мире с большой огневой мощью и высокими скоростными характеристиками. Бронирование корпуса выполнено с использованием композитной стали, что не даёт Т-90 стать лёгкой мишенью для пехоты противника, вооруженной противотанковым орудием, даже на близком расстоянии.

Армата Т-14

Новейшая боевая машина России с необитаемой башней. Это первая мировая модификация, которая может использоваться в разведке и корректировке огня. Оснащен:

  • ультрафиолетовыми камерами с кругозором 360 градусов;
  • доплеровским радаром;
  • беспилотным разведывательным аппаратом;
  • перехватчиком ракет и снарядов;
  • защитной системой «Малахит», отражающей удары по машине из РПГ.

Т-14 принимает участие в репетиции парада на Красной площади

Серийно выпускается с 2017 года. Первые модели должны показать недостатки инженерного толка для своевременного исправления ошибок.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.