История создания танков

Алан-э-Дейл       30.07.2022 г.

Тяжелые танки MK. IV и MK. V (Великобритания)

Танк Mk. V

Пара трофейных Mk. IV, принадлежавшая РККА. Эти машины под названием «Ricardo» принимали участие в боях в период Гражданской войны в России. Небольшое их количество использовалось в Красной Армии вплоть до 1930 г.

Первый же опыт боевого применения танков Mk. I выявил у них ряд существенных недостатков, требовавших немедленного устранения. В начале 1917 года свет увидели танки модификаций Mk. II и Mk. III (их было построено по 50 машин), отличавшиеся от своего предшественника лишь отсутствием хвостовых колес и противогранатных сеток на крыше, немного улучшенной конструкцией люков и смотровых щелей, а также слегка усиленным бронированием. Однако появление модификаций Mk. II и Мк. III всех проблем не устранило, и было принято решение продолжить модернизацию боевых машин этого типа.

На машинах следующей модификации — Mk. IV, заказ на которые был выдан в сентябре 1916 года, сразу после сражения на Сомме, бронирование еще более усилили (толщина лобовой брони достигла 16 мм, бортовой — 12 мм, крыши — 8 мм), спонсоны для облегчения транспортировки сделали выдвижными, а орудия укоротили (с 40 до 23 калибров). Теперь во время преодоления танком препятствий они не утыкались в землю и не цеплялись за деревья и стены домов. Топливные баки были вынесены наружу — в отсек между задними ветвями гусениц, которые, кстати, в целях повышения проходимости стали шире

Но что более важно — топливо стало подаваться к двигателю принудительно. В результате внесения в конструкцию всех этих изменений боевые характеристики танка заметно повысились и Mk

IV не случайно стал самым массовым английским танком. С апреля по декабрь 1917 г. их было выпущено около 1200 штук.

Атака пары британских танков Mk. V. В Первую мировую войну не существовало специализированной противотанковой артиллерии, которая эффективно противостояла бы танкам. Поэтому танки часто ходили в атаку, что называется, «стадами»

Танк Mk. V, сменивший в производстве Мк. IV в декабре 1917 г., явился дальнейшим развитием линии английских тяжелых танков. Правда, на этот раз внесенные изменения были хоть и не очень заметными внешне, зато более существенными: на танк установили четырехскоростную планетарную коробку передач системы Вильсона, благодаря чему машиной теперь мог управлять один человек, и специальный танковый двигатель «Ricardo». Первые танки этого типа начали поступать в войска в мае 1918 г., а всего до конца войны было произведено 400 машин — по 200 «самцов» и «самок».

Еще одной модификацией стал Mk. V* (со звездой), удлиненный путем вставки двухметровой секции в разрезанный пополам корпус Mk. IV или Mk. V. Не потеряв продольной жесткости, машина приобрела способность преодолевать более широкие рвы и воронки. Одновременно удалось улучшить сцепление гусениц с грунтом и увеличить внутренний объем, достаточный теперь для перевозки дополнительного снаряжения или 25 пехотинцев. Первая попытка использовать новые возможности танка и высадить десант была предпринята 8 августа 1918 г. под Амьеном и закончилась неудачей — из-за плохой вентиляции солдаты просто угорели от выхлопных газов.

Рубка командира на Mk. V была увеличена, а конструкция смотрового устройства механика-водителя обеспечивала более эффективную защиту от свинцовых брызг при попадании пуль

Всего в удлиненную модификацию было переделано 579 танков.

Танки Mk. IV и Mk. V стали основными английскими танками периода Первой мировой войны. Несмотря на недостатки, они неплохо проявили себя во многих сражениях и широко использовались не только английской армией, но и союзниками — французами и американцами. Трофейные Mk. IV воевали в кайзеровской армии, a Mk. V, имевшиеся в составе войск интервентов и белогвардейцев, приняли участие в боях гражданской войны в России. Небольшое их количество было захвачено красноармейцами, и впоследствии под названием «Ricardo» они использовались в Красной Армии до 1930 года. В Великобритании Mk. V и Мk. V* после окончания Первой мировой войны состояли на вооружении всего несколько лет. Единичные экземпляры Mk. V имелись в Вооруженных Силах Латвии, Эстонии, Польши и Японии. Несколько танков, доставшихся Красной Армии после присоединения к СССР Эстонии, даже использовались при обороне Таллинна в августе 1941 г.

Вооружение и техническое оснащение

На момент реконструкции танковой армии России (начало 2016 года) на ее вооружении состояло порядка 140 наименований техники различных модификаций и назначения. В этом же году российский ОПК модернизировал несколько моделей танков и бронемашин с последующей поставкой в войска. Среди усовершенствованной техники оказались следующие единицы:

  • танки Т-72Б3 и Т-80 (установлены новейшая система защиты и автоматическая коробка передач);
  • бронемашины БМП-2 (на их базе теперь располагается более мощное вооружение).

Параллельно с вводом в эксплуатацию данных единиц идет процесс производства платформ для боевой техники, таких как «Курганец», «Тайфун» и «Бумеранг». Эти платформы отвечают самым современным требованиям к бронетехнике, поэтому на их основе можно строить не только нынешние танки, но и будущие модернизированные стальные машины.

Соотношение сил и средств перед войной и после нее

Артиллерия

Страна

Число орудий

Из них тяжелые орудия

Россия

7088

240

Франция

4300

198

Австро-Венгрия

4088

1000

Германия

9388

3260

По данным из таблицы видно, что по тяжелым орудиям Германия и Австро-Венгрия многократно превосходили Россию и Францию. Поэтому и соотношение сил было в пользу первых двух стран. Более того, немцы, как обычно, перед войной создали отличную военную промышленность, которая ежедневно изготавливала 250 000 снарядов. Для сравнения, Британия производила 10 000 снарядов в месяц! Как говорится, ощутите разницу…

Еще один пример, показывающий значимость артиллерии, это бои на линии Дунаец Горлице (май 1915). За 4 часа армия Германии выпустила 700 000 снарядов. Для сравнения, за всю франко-прусскую войну (1870-71) Германия выпустила чуть более 800 000 снарядов. То есть за 4 часа немного меньше, чем за всю войну. Немцы четко понимали, что решающую роль в войне сыграет тяжелая артиллерия.

Вооружение и военная техника

Производство вооружения и техники в годы первой мировой (тысяч единиц).

Стрелковое

Артиллерия

Танки

АНТАНТА

Россия

3328

11,7

Франция

2812,2

23,2

5,3

Великобритания

4093,4

26,4

2,8

ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ

Германия

8827

64

0,1

Австро-Венгрия

3540,5

15,9

Данная таблица четко показывает слабость Российской Империи в плане оснащения армии. По всем основным показателям Россия сильно уступает Германии, но также уступает и Франции с Великобританией. Во многом из-за этого война оказалась для нашей страны такой сложной.

Численность людей (пехота)

Численность воюющей пехоты (миллионов человек).

В начале войны

К концу войны

Потери убитыми

АНТАНТА

Россия

5,338

7,0

2,3

Франция

3,781

4,43

1,4

Великобритания

1,0

3,9

0,7

ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ

Германия

3,822

7,6

2,0

Австро-Венгрия

2,3

4,43

1,4

Таблица показывает, что наименьший вклад, как в плане воюющих, так и в плане погибших, в войну внесла Великобритания. Это логично, поскольку англичане в крупных сражениях толком и не участвовали. Показателен другой пример из этой таблицы. Нам во всех учебниках рассказывают, что Австро-Венгрия из-за больших потерь не могла воевать самостоятельно, и ей всегда требовалась помощь Германии

Но обратите внимание на Австро-Венгрию и Францию в таблице. Цифры идентичные! Точно также как Германии приходилось воевать за Австро-Венгрию, так и России приходилось воевать за Францию (не случайно русская армия трижды за годы Первой мировой спасала своими действиями Париж от капитуляции)

Также таблица показывает, что фактически война шла между Россией и Германией. Обе страны потеряли убитыми 4,3 миллиона человек, а Великобритания, Франция и Австро-Венгрия вместе потеряли 3,5 миллиона человек. Цифры красноречивы. Но получилось так, что страны, которые больше всего воевали и приложили усилий в войне, оказались ни с чем. Сначала Россия подписала позорный для себя Брестский мир, потеряв множество земель. Потом и Германия подписала Версальский мир, по сути, утратив самостоятельность.

Проект «Звено»

Этот авиационный проект разрабатывался в 30–40-х годах XX века на базе бомбардировщиков ТБ-3. Суть проекта была в создании своеобразного летающего авианосца, где ТБ-3 выступал бы палубой для взлёта, а истребители крепились бы на его фюзеляже и крыльях. В этом случае взлёт был проще, чем с палубы авианосца, ведь бомбардировщик уже давал первоначальный толчок.

По задумке, истребители должны были взлетать с ТБ-3, после чего, отработав по целям, возвращаться на наземную авиабазу. Было построено около десяти самолётов проекта «Звено», и они даже принимали участие в начале Великой Отечественной войны, хорошо справившись со своими задачами. Позже, когда истребители устарели и не могли тягаться с новыми немецкими самолётами, проект было решено закрыть.

Танки

Благодаря появлению танков затянувшаяся окопная война, которая завела армии в тупик, прекратилась. Танки стали движущей силой наступающей пехоты.

Первый танк был построен 9 сентября 1915 года в Великобритании и получил название «Little Willie», но позже получил имя «Mark I». Боевое крещение английские танки провели в битве на реке Сомма (Франция) 15 сентября 1915 года. Они оказались не столь совершенны. Ломались часто, стреляли неточно, внося скорее страх и панику в ряды врага, чем реальный урон.

Рис. 1. Танки на реке Сомма.

В Российской империи также проводился выпуск танков. Самой знаменитой машиной является танк Лебеденко или Царь-танк, созданный в продолжение Царь-колоколу и Царь-пушке. В боевых условиях он показал себя с худшей стороны.

Танковые войска имелись и у французов. Ими выпускались такие модели как «Шнейдер» и «Сен-Шемон».

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Т-14 «Армата»

На сегодняшний день лучшие танки России 2021 это Т-14 «Армата», которые даже называют самыми крутыми во всем мире. Перспективная техника имеет необитаемую башню. Оснащается единой ЕСУ Т3, которые автоматически связывает все объекты воедино программным комплексом. В первую очередь танки России на вооружении «Армата» используются в качестве тактического звена и следуют разведке. Машина способна запустить свой беспилотник, который займется разведкой.  Устанавливается машина на шасси «Армата», впервые был показан в 2015-ом году на параде ко дню Победы.

Оборудованы танки России 2021 «Армата» новейшим поколением комплекса активной защиты «Афганит», которые беспрепятственно перехватывает любые противотанковые снаряды. Имеется и динамическая защита «Малахит» в 4 поколении, которая с точностью до 95% может отразить выстрелы из любых мощных гранатометов.

Современные танки России имеют ряд преимуществ над всеми конкурентами. Например, при их разработке использовали универсальную платформу, применили улучшенную и даже инновационную систему активной защиты, есть возможность использовать Т-14 при необитаемой башне. Танк массой в 48 тонн способен развивать скорость по дорогам в 90 километров в час, с мощным мотором на 1,6 тысяч лошадиных сил. Также установлена инновационная защита Афганит и Малахит. Есть система запуска беспилотников «Птеродактиль». Сколько танков в России Т-14 есть на сегодняшний день? примерно 20 единиц, но контракт подписан на 100.

  • Масса: 55 т.
  • Длина: 8 732 мм
  • Высота: 2 700 мм
  • Ширина: 3 900 мм
  • Калибр пушки: 125 мм
  • Мощность мотора: 1 800 л. с.
  • Скорость: 51 км/ч

Что сегодня происходит на Украине: главные новости на 23 апреля 2022

Основные новости военной спецоперации на Украине за прошедшие сутки на 23 апреля 2022:

В районе населенного пункта Новосёлка уничтожен украинский зенитный ракетный комплекс «С-300».

В районе Александровки нанесено поражение командному пункту и району сосредоточения живой силы и украинской военной техники.

Российскими средствами противовоздушной обороны уничтожено семь украинских беспилотных летательных аппаратов в районах населенных пунктов Старомайорское, Ясиноватая, Старомихайловка и Калиновка Донецкой Народной Республики, а также Александровка и Токарево Херсонской области.

В районе населенного пункта Донецкое расчётом зенитного ракетного комплекса «Бук-М 3» сбита в воздухе украинская тактическая ракета «Точка-У».

Обстрел населенного пункта Шахтерск в Донецкой Народной Республике был произведен из украинской реактивной системы залпового огня «Смерч», ранее считалось, что был применен тактический комплекс «Точка-У». Об этом 21 апреля сообщает представительство ДНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня (СЦКК).

Украинские войска с помощью мин атаковали город Донецк в ДНР. Об этом сообщило представительство республики в СЦКК в своем Telegram-канале.

Минобороны заявило о результатах, достигнутых за сутки в ходе спецоперации по защите Донбасса. Российские военные ударом высокоточных крылатых ракет «Калибр» уничтожили до батальона ВСУ в районе железнодорожной станции н.п. Мелиоративное.

Также выведена из строя одна установка ЗРК С-300 в Новоселке, а рядом с Александровкой удары нанесли по командному пункту и району сосредоточения войск противника, погибли до 80 неонацистов, ликвидированы 23 единицы техники. Целями других ракет стали еще 13 объектов, включая два пункта управления и склад ракет для ЗРК «Оса-АКМ».

Авиация, артиллерия и ракетные войска поразили более 1330 целей, в том числе 44 пункта управления, 12 складов горючего, три склада РАВ и артиллерийская батарея. Также в результате ударов по аэродрому Барвенково уничтожен на земле вертолет Ми-8, станция радиоэлектронной борьбы и ЗРК «Бук-М 1».

Силы ПВО сбили над Донецком тактическую ракету «Точка-У», также на линии соприкосновения с противником уничтожены 10 беспилотников Украины. Еще один БПЛА перехвачен боеприпасом «воздух-воздух».

Тяжелый танк MK. I (Великобритания)

Танк Mk. I

Огромные потери, которые несли сухопутные армии союзников на полях сражений Первой мировой войны, заставили английских военных вплотную заняться вопросом строительства самоходных «блиндированных фортов» — боевых гусеничных машин, способных передвигаться по пересеченной местности и преодолевать окопы, эскарпы, рвы, проволочные заграждения.

Итогом напряженной работы стали прошедшие 12 февраля 1916 г. официальные испытания машины, получившей название «Большой Вилли» и принятой на вооружение под маркой Mk. I. Первые в мире танки выпускались в двух вариантах — с пушечным и пулеметным вооружением. Пушечные назывались «самцами» и вооружались двумя устанавливаемыми в боковых спонсонах пушками и четырьмя пулеметами. Чисто пулеметные танки, или «самки», были вооружены шестью пулеметами. Всего было изготовлено 150 машин: по 75 «самцов» и «самок». Позднее, после сражения под Виллер-Бретонне, состоявшегося 24 апреля 1918 г. и выявившего полную беспомощность «самок» в бою с танками противника, на этих машинах один пулеметный спонсон стали заменять на пушечный.

Толщина брони танка Mk. I не могла защитить экипаж не только от артиллерийского огня, но и от бронебойных пуль. Еще одним очень существенным недостатком было то, что горючее к бензиновому двигателю поступало самотеком, поэтому нередко в самый ответственный момент, когда боевая машина, преодолевая препятствие, задирала носовую часть вверх, мотор глох из-за прекращения подачи топлива. Скорость танка на бездорожье не превышала 2 км/ч, и это зачастую одерживало продвижение пехоты От четырех человек, управлявших танком, — механика-водителя, командира и двух трансмиссионщиков — требовались слаженные действия и немалые физические усилия. Для преодоления широких рвов и траншей на крыше Mk, I приходилось возить фашины, которые сбрасывались в ров перед танком.

Пара колес, крепившихся позади танка, служила для корректировки курса и поворотов с большим радиусом. Считалось, что они способствуют преодолению широких рвов, но из-за громоздкости и уязвимости от них вскоре отказались

Условия работы экипажа были очень тяжелыми из-за высокой температуры, тряски и загазованности, поскольку вентиляция просто отсутствовала

Неважно обстояло дело и со связью: дальняя связь с использованием почтовых голубей была крайне ненадежной, а ближняя осуществлялась с помощью сигналов флажками или семафором, но в дыму сражения увидеть ведущий танк сквозь узкие щели удавалось далеко не всегда

Короче говоря, танки Mk. I были далеко не совершенны даже по меркам своего времени. Их многочисленные недостатки проявились уже в первом бою на Сомме 15 сентября 1916 г., когда из 49 танков, которыми располагали англичане, на исходные позиции сумели выйти только 32. Остальные застряли в грязи или вышли из строя из-за поломок. Но и это не все — из оставшихся машин только 18 смогли поучаствовать в бою: 5 увязли в болоте, а еще у 9 отказали различные механизмы.

Однако, даже несмотря на малое число танков, их техническое несовершенство, труднопроходимую местность и плохое взаимодействие с пехотой, англичане продвинулись в сражении на Сомме на 5 км, причем потери в живой силе оказались в 20 раз меньше обычного. И хотя возлагавшиеся на танки надежды не оправдались — фронт прорвать не удалось — достигнутый успех позволял оценить немалые перспективы новой боевой техники.

Дебют танков на поле боя — британские танки Mk. I в предрассветной мгле идут в атаку при Сомме 24 июня 1916 г.

Несмотря на серьезные недостатки первого английского танка Mk I, английские танкостроители не отказались от заложенных в нем технических решений. За весь период войны они внесли в конструкцию танка лишь весьма незначительные усовершенствования.

Боевая сухопутная машина, брошенная в лесах

Поскольку новый двигатель не сумел сдвинуть танк «Нетопырь» с места, его решили оставить в лесу. Узнав о провале испытаний, Николай II прекратил финансирование проекта. А ещё стало понятно, что, кроме наведения страха на врага своими размерами, машина Лебеденко больше ни на что не годна.

Инженер же ещё некоторое время пытался убедить императора, что его детище вполне жизнеспособно. Но у него ничего не вышло. Попытки вытащить Царь-танк с помощью различной техники также не увенчались успехом. До 1923 года колёсная боевая машина так и простояла под Дмитровом. Ушлые крестьяне быстро разобрали её на металлолом, в первую очередь сняв огромные колёса.

Но полным крахом проект Лебеденко всё-таки считать нельзя. Автор второго двигателя для него Александр Микулин стал выдающимся инженером. Именно он разработал авиамотор для самолётов Ил-2. Благодаря им «летающие танки» могли держаться в воздухе долгое время и наводили ужас на врагов. Сам же Николай Лебеденко в 1917 году переехал в Америку. К сожалению, о дальнейшей его судьбе ничего не известно.

  • Русский «Титаник»: трагедия теплохода «Александр Суворов»
  • Халтурить, врать, горевать: происхождение обычных русских слов
  • Тайная комната в руинах дворца Нерона: свежее открытие археологов
  • Как в дореволюционной России легально покупали детей
  • Как звезда советских детских фильмов Сергей Шевкуненко стал криминальным авторитетом

Авиация

С того момента, как братья Райт запустили свой самолет в воздух, военные умы начали размышлять о военном применении воздушных судов. Наиболее популярным бипланом у британской авиации был самолет Авро-504, принятый на вооружение в 1913 году. Именно этот самолет участвовал в налете на ангары германских дирижаблей, что стало первым военным использованием авиации. Изначально авиацию (в том числе и дирижабли) использовали в разведывательных целях, но позже нашли применение и в качестве бомбардировщиков, используя в качестве сбрасываемого материала небольшие ручные бомбы или острые колющие предметы, которые были эффективны против скопления людей.

Танк Леонардо да Винчи и бронированный поезд на гусеницах

Идеи создания передвижных крепостей приходили людям в головы со времен первых массовых войн. Сначала это были колесницы, потом боевые башни на слонах, а позже появились знаменитые вагенбурги, эффективно использовавшиеся в гуситских войнах. Но, все эти повозки приводили в движение лошади или слоны, которые являлись крайне уязвимыми и непредсказуемыми.

Уже в те времена люди стали задумываться о самодвижущихся огневых укреплениях, и знаменитый изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи также не мог пройти мимо этой темы. Он создал проект машины из дерева и стали, двигающейся на мускульной тяге. Она выглядела как шляпка от гриба, ощетинившаяся пушками. Конечно, для технологий XV века создать подобное было невозможно, и проект остался лишь в виде фантазии автора. Кстати, в 2009 году американские инженеры в рамках научно-популярного фильма все же создали работающий танк Леонадро да Винчи.

Бронепоезд Буйена

Следующим этапом, предшествующим появлению танков стал гусеничный бронированный поезд француза Эдуарда Буйена, который в 1874 году предложил поставить несколько соединенных друг с другом вагонов не на рельсы, а на общую гусеницу, вооружить этого монстра орудиями и снабдить экипажем из двухсот человек. И хотя проект отклонили, сам автор считал, что его изобретение изменит ход войн. Позже так и случилось, хоть и не с его боевой машиной.

Первый советский танк

Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.

Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант. По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки. Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.

В 1925 году запустили в серийное производство танк Т-18 или МС-1 (малый сопровождения первый), его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.

До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.

Итоги Первой мировой войны

В Первой мировой войне участвовали 14 основных стран и в общей сложности 38 держав всего. Это значило, что за 4 года войны было задействовано 1 млрд. человек или 62% населения планеты. За все время войны мобилизовали 74 млн. человек, из которых 10 млн. погибли, а 20 млн. получили ранения.

Политическая карта Европы перекроилась:

  • Появились новые государства, такие как: Литва, Польша, Латвия, Финляндия, Эстония, Албания.
  • Австро-Венгрия прекратила свое существование, разделившись на 3 независимых государства: Австрию, Венгрию и Чехословакию.
  • Границы Франции, Италии, Греции и Румынии расширились.

Проигравшими странами, которые потеряли земли, стали Германия, Австро-Венгрия, Россия, Болгария и Турция. За время войны прекратили свое существование 4 империи: Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.