Оглавление
Советская бронетехника
Обычно вооружение танка состоит из пушки и пулеметов. Иногда огневая мощь танка увеличивается за счет противотанковой ракетной установки.
Наличие башни с пушкой является одним из основных отличий танка. В подавляющем большинстве танковые пушки гладкоствольные. Применение этого типа пушек позволяет увеличить начальную скорость снаряда, что повышает бронебойные качества орудия. Недостаток таких пушек — низкая точность на больших расстояниях. Калибр большинства современных пушек — 120-125 миллиметров.
Кроме пушки, для вспомогательных целей танки оснащают пулеметами. Существует три основные точки размещения пулемета.
Спаренный пулемет называется так потому, что расположен в башне рядом с пушкой и наводится на цель вместе с ней. Его основным назначением является обстрел живой силы противника и небронированной техники.
Пулемет, расположенный в лобовой части корпуса танка, называется курсовым. В настоящее время такие пулеметы не применяются, так как их установка серьезно уменьшает мощность лобовой брони.
Легкий танк Т-80
Перейдем к следующей ступени развития легкого танка. Осенью 1942 года в конструкторском бюро ГАЗа был спроектирован трехместный вариант Т-70. В декабре 1942 года танк был принят на вооружение Красно армии.
Всего было выпущено только 77 экземпляров этого танка, получившего индекс Т-80. Вооружение танка осталось прежним, был лишь увеличен угол возвышения пушки и пулемета до 65, что позволило использовать машину в уличных боях. Опыт эксплуатации первых танков показал, что машины нуждаются в доработке, однако от его усовершенствования отказались в пользу более необходимых СУ-7.
Танк имел достаточно слабое вооружение на момент 1943 года (все та же 45-мм пушка и пулемет Дегтярева), отличался ненадежностью работы двигателя, имел небольшой запас хода в 165 километров (455 у Т-60). Таким образом, танк Т-80 стал последним легким танком отечественной разработки военного времени.
Боевой опыт применения легких танков во Второй мировой войне показал, что далеко не всегда применение машин такого типа отвечает поставленным задачам. Слабо защищенные, не обладавшие приемлемым вооружением, позволявшем поражать более тяжелый машины, легкие танки, несмотря на преимущество в скорости, не смогли стать полноценными участниками танковых дуэлей. Однако они нашли широкое применение как разведывательные средства, на базе легких танков разрабатывались самоходные орудия.
Бронетехника России
Уязвимость танка на поле боя повышают атаки с воздуха. Для обеспечения защиты от самолетов и особенно вертолетов применяют зенитный пулемет.
Одним из отличий танка от артиллерии является его подвижность, позволяющая быстро маневрировать, то есть менять свое местоположение. Маневренность танка обеспечивается мощным дизельным, а в последнее время и реактивным двигателем, а также является одной из основных характеристик живучести танка.
Хотя влияние на живучесть оказывают и подвижность танка, и способность маскироваться, другими словами, все то, что мешает попадать противнику по машине, все же главный элемент защиты — бронирование.
Бронирование подразумевает наличие броневого корпуса танка и башни. Самый толстый слой брони находится спереди, он называется лобовой броней. Такая броня должна выдержать попадание вражеских снарядов во время боя.
Военная наука разработала специальную защиту против такого типа снарядов, называемую активной или динамической. Динамическая защита состоит из элементов реактивной брони.
Броневое вооружение
- Броневое вооружение (БВ) —существовавшее ранее наименование БТТ и понятие (и распространенное и ныне и в интернете), включавшее боевые бронированные машины, в том числе и такие как: бронепоезда,
- моторные броневые вагоны,
- броневые летучки,
- бронедрезины,
- бронеавтомобили,
- бронированные мотоциклы
и некоторые другие.
- Реплика бронепоезда типа БП-43. Самые совершенные советские бронепоезда времён ВОВ. Вооружение: 4 76-мм пушки Ф-34, 2 37-мм зенитных пушки, 1 зенитный пулемёт ДШК и 12 7,62-мм пулемётов ДТ
- Мотоброневагон № 2. Ленинградский фронт, май 1942 года. Машина вооружена 76-мм танковыми пушками Л-11 образца 1938/39 годов, также видны зенитные турели с пулеметом ДТ на башнях
- Броневая дрезина «Стрела» во время гражданской войны в России. Применялась с 1915 года и во время Первой мировой войны
- Реплика бронеавтомобиля времён гражданской войны в России Остин-Путиловец в бронетанковом музее в Кубинке. 2010 год
Другие
Также, к БТТ относятся другие типы техники, в том числе:
- самоходные артиллерийские установки (САУ) на базе танков, БМП, БТР и БМД,
- Машины технической помощи (МТП), в том числе и на базе небронированных автомобилей,
- Подвижные танкоремонтные мастерские (ТРМ) на базе небронированных автомибилей,
- Ходовые тренажёры вождения, созданные на базе танков, БТР и БМП,
- Инженерные бронированные машины: инженерные (сапёрные) танки,
- инженерные машины разграждения (ИМР) на базе танков и БМП,
- мостоукладчики на базе танков (МТУ) и БМП.
- Т-34 − основной танк Красной Армии во время Великой Отечественной войны
- Боевая машина пехоты БМП-3
- Гусеничный бронетранспортёр OT-62C TOPAS пр-ва ЧССР — версия советского БТР-50 (1958-1972)
- Сербская (БРЭМ) VIU-55 Munja на базе Т-55
- Cамоходный стреловой поворотный кран СПК-12Г на базе танка Т-54
- ХТВ-64. Ходовой тренажёр вождения на базе танка Т-64А
- Сапёрный танк M728
- Инженерная машина разграждения ИМР-1 (Объект 616) на базе танка Т-55
- Танковый мостоукладчик МТУ
- Мотоцикл М-72 с пулемётом ДП
- Мотоцикл МВ-650М — военная модификация «Днепра»
Легкий танк Т-50
В связи с этим было принято решение о создании нового танка, который должен был заменить уже устаревшие к том времени легкие танки Т-26. Новая машина должна была обладать такой же проходимостью, как и предыдущие танки БТ, однако ее броня должна была быть непробиваемой для 37-мм противотанковой пушки на всех дистанциях.
С целью снижения стоимости танки и повышения проходимости, масса машины не должна была превышать 14 тонн. При проектировании нового танка, получившего индекс Т-50, был учтен опыт постройки Т-34, позаимствованы некоторые конструктивные особенности проходившего в то время испытания немецкого танки Pz. Kpfw III.
Как и у Т-34, броневые листы были расположены под большими углами наклона, что значительно повышало сопротивляемость брони, несмотря на сложность технологии. Экипаж танка состоял из четырех человек. В отделении управления размещался механик-водитель. Сварная башня обтекаемой формы могла вместить трех человек: наводчика, заряжающего и командира танка, который размещался в командирской башенке.
Новый танк был принят на вооружение в феврале 1941 года, а его производство началось в июле на заводе им. Ворошилова в Ленинграде. Завод успел выпустить только 50 машин, после чего был эвакуирован в Оренбург. После наладки оборудования на новом месте было выпущено 25 танков, затем производство было окончательно остановлено.
К причинам остановки производства довольно успешного на тот момент танка относят как нехватку двигателей, так и колоссальные трудности, неизбежно возникающие в связи с разворачиванием производства на новом месте. Кроме того, одной из причин прекращения выпуска Т-50 называют его высокую стоимость. Однако точно такие же проблемы возникали и в ходе производства уже упомянутых КВ-1 и Т-34, которые, тем не менее, продолжали активно выпускать.
Если же говорить о высокой стоимости производства боевых машин, то можно утверждать, что она постепенно снижалась в ходе совершенствования процесса производства. В ходе летней кампании 1941 года РККА потеряла большую часть не только бронетанковых сил, но и средств их производства.
Так как эвакуированные предприятия только начинали свою работу, армия остро нуждалась в дешевом, технологически простом танке, могущем использовать автомобильные агрегаты. Такой танк (Т-60) и был создан в достаточно короткий срок. Кроме того, поставки английских танков «Валлентайн», довольно близких по ТТХ, позволили частично покрыть потребности армии. Когда же были созданы условия для производства Т-50, этот легкий танк оказался уже устаревшим, к тому времени более востребованными являлись средние танки.
Комментарии
- До Великой Отечественной и в ходе неё мотоциклы входили, в основном, в танковые соединения и части — на 22 июня 1941 в РККА насчитывалось 29 мотоциклетных полков, в которых было положено по штату более 300 мотоциклов (но полки были укомплектованы далеко не полностью). Все они находились в составе двадцати девяти механизированных корпусов (мехкорпусов) по одному на корпус, а также находились в разведывательных подразделениях и подразделениях связи двух танковых (по 380 мотоциклов) и одной моторизованной дивизии каждого мехкорпуса (всего в мехкорпусе полагалось иметь 1710 мотоциклов). Вне автобронетанковых войск мотоциклов было гораздо меньше — в стрелковой дивизии на 22 июня 1941 года по штату военного времени было положено 14 мотоциклов: 7 в разведывательном батальоне, 4 в автомобильном батальоне и 3 в батальоне связи. В ходе войны мотоциклы, в основном, находились в мотоциклетных батальонах танковых и механизированных корпусов и в мотоциклетных полках танковых армий, вероятно, поэтому их отнесли к БТТ.
- До 1931 года в Русской императорской Армии и, после неё, в РККА бронированные машины называли по-разному — бронемашинами, броневиками, блиндироваными машинами и т. д. (в том числе и бронепоезда и бронедрезины). С 1931 года называли обычно автобронетанковая техника, хотя были варианты из-за малого военного образования командиров и начальников (до 1917-го и с февраля 1943 года офицеров), в частности из-за ускоренной подготовки и частого перемещения в разные рода войск, особенно в Гражданскую и Великую Отечественную войны
Легкий танк Т-70
Слабость Т-60 была видна с самого начал разработки, поэтому уже осенью 1941 года в конструкторском бюро Горьковского автозавода был разработан более мощный танк Т-70. Вместо 20-мм пушки, установленной на Т-60, Т-70 приобрел орудие калибром 45 мм. Было увеличено лобовое борирование (45 мм. против 35 мм. Т-70), увеличена длина танка.
Соответственно выросла и масса машины, которая теперь составляла 9,2 тонны (Т-60 имел массу в 6,4 тонны). Как и в танке Т-60, экипаж составлял 2 человека. Т-70 был принят на вооружение в январе 1942 года, а первое боевое применение танков состоялось на Юго-Западном фронте в ходе Второй битвы ха Харьков, закончившейся поражением наших войск.
Наибольшее количество этих машин было задействовано в битве на Курской дуге. Так, части Центрального фронта накануне сражения насчитывали 1653 танка, 369 из них являлись Т-60. Курская битва показала нецелесообразность применения легких танков в открытом бою.
К весне 1944-го Т-70 практически исчезли из танковых частей. В дальнейшем они использовались в качестве командирских машин в самоходно-артиллерийских дивизионах. Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях. На базе танка была изготовлена самая массовая самоходная установка СУ-76. Всего же с марта 1942-го по осень 1943 было изготовлено 8226 машин. Таким образом, Т-70 стал вторым танком по количеству выпущенных машин после знаменитого Т-34.

Эта тема закрыта для публикации ответов.