Оглавление
Тигр
Немецкий Тигр был предназначен в первую очередь для атаки танков противника. По крайней мере, это мнения сейчас придерживаются многие западные историки. Сначала стратегической задачей Германии было наступление, затем ситуация была переломлена не в их пользу, и бронетехника использовалась уже для устранения прорех в собственной обороне.
В строении и функционале ощущается, что это средство для борьбы в первую очередь с танками, противодействие пехоте отводилось на второй план. Тигры могли вступить в бой с себе подобными на расстоянии более двух километров. Это впечатляет, хоть и известно, что для боя лучше сблизиться на километр. Тигры могли себе это позволить, ощутимо не страдая от встречного нападения. Толщина брони борта составляла 80 миллиметров, лобовой части – 100 миллиметров. Это один из самых мощных противников, с которым доводилось иметь дело советским войскам.
Подводные Танки Вермахта
Немцы хотели научить свои танки не только плавать, но и нырять. В том же 1940 году в рамках подготовки к «Морскому льву», 168 танков Pz III модификаций F, G, H, а также некоторые командирские были переоборудованы в так называемые Tauchpanzer III («ныряющий танк»), танки, оборудованные оборудованием для подводного вождения танка (ОПВТ). Предполагалось доставить танки баржами к побережью Великобритании, опустить их на дно Ла-Манша, откуда они уже своим ходом достигнут заветного берега и вступят в бой. Для этого закрывались воздухозаборники, выхлопная труба снабжалась клапаном, а все щели уплотнялись специальными резиновыми накладками. Воздух в танк поступал через шнорхель – специальная трубка с поплавком. Радиоантенна оставалась над водой. Для навигации под водой имелся гидрокомпас. Танк мог ехать по дну на глубинах до 15 м, причем перед погружением необходимо было провести разведку дна. Во время погружения заряжающий был обязан следить за содержанием окиси углерода в воздухе внутри танка. В случае превышения концентрации СО в боевом отделении экипаж должен был покинуть машину через люки и всплыть, предварительно затопив машину, дабы уравнять давление внутри и снаружи. С июля 1940 четыре отделения проходили усиленную подготовку на этих машинах на острове Зильт. С отказом от высадки в Великобритании было принято решение использовать эти танки для преодоления рек по дну в ходе предстоящей войны с СССР. На заводе в Миловицах в Чехии танки переоборудовали для форсирования рек, установив неподвижный шнорхель на крышу командирской башенки. В октябре 1940 года три из четырех подготовленных отделений вошли в состав 18-го танкового полка 18-й танковой дивизии, и еще одно в 6-й танковый полк 3-й танковой дивизии. В день нападения на СССР в 4 часа 45 минут машины 18-й танковой дивизии форсировали по дну реку Западный Буг неподалеку от Бреста. Этот момент показан в киноэпопее «Освобождение». По информации взятого в плен американцами 1 декабря 1944 в Саарбрюккене немецкого танкиста, «ныряющие» Pz III применялись также при форсировании Днепра. В том месте Днепр был 3 км шириной и 10-15 метров в глубину. Два танка увязли в грязи и временно вышли из строя.
Tauchpanzer III на испытаниях
По тому же образцу были переделаны 42 танка Pz IV (Tauchpanzer IV). Вместе с «ныряющими» Pz III они принимали участие в форсировании Западного Буга. В дальнейшем все «ныряющие» танки, как правило, использовались как обычные или же в целях исследования технологий форсирования водных преград по дну.
Исходя из успешного, но не массового применения танков, оборудованных ОПВТ, было принято решение устанавливать его на все серийные танки Германии. Танки становились все тяжелее, соответственно сокращалось число выдерживавших их мостов. Однако к моменту создания первого серийного танка Pz V «Пантера» ОПВТ для него готово не было, хотя и без него танк мог преодолевать броды глубиной до 1,9м . Командование разрешило поставить первые 50 танков без ОПВТ, пока соответствующее оборудование создавалось. Двигательное отделение герметизировалось фланцем, забор воздуха производился через телескопическую трубу. Однако вскоре выяснилось, что труба имеет протечки, а стандартный 16-тонный саперный мост вполне мог выдержать «Пантеру» и с июля 1943 года в целях удешевления эти танки стали производить без ОПВТ.
Еще более тяжелые Pz VI «Тигр» также были оборудованы ОПВТ. Воздух поступал через шнорхель, расположенный на корме танка справа, все щели герметизировались резиновыми прокладками, а перед входом в воду демонтировались радиаторы охлаждения, а радиаторные отсеки заливались водой. С таким оборудованием были выпущены первые 495 из общих 1355 машин. Двигатель и так был не в состоянии эффективно тянуть массу танка, а ОПВТ лишь ухудшало ситуацию. Многие экипажи сами демонтировали это оборудование в полевых условиях. Танк “Тигр” с оборудованием для подводного вождения
Производство танков.
С первых дней Второй Мировой Войны, противоборствующие государства сконцентрировали силы собственной индустрии на организации изготовления громадного числа танков. Обширное воспроизводство танков в период войны стало реальным условием триумфа над врагом. Самым значительным парком танков началу войны владел СССР. Развернутое огромное строительство боевой техники предоставило в итоге более 22 тыс. танков разных типов к началу войны.
Что дало возможность создать в предвоенное время организовать впечатляющие по размерам танковые войска. Танковые войска Советского союза на начало Второй мировой войны бесспорно были наиболее многочисленными в мире. Хотя большинство танков была легкими по классу машинами, но без малого вся эти танки были сравнимы по боевым с немецкой техникой, а иногда опережали ее.
Третий рейх сумел создать к этому времени только 5639 танков. И отнюдь не все взяли участие в Восточном походе. В результате советская промышленность, организовав массовую сборку танков, обеспечила КА превосходство в танках более чем в четверо! Что не избавило русские войска от погрома в процессе блицкрига первых месяцев войны. От немалого превосходства, вскорости ничего не осталось. Англия в это время впопыхах приумножала количество армейской техники, поскольку ее танковые войска были очень невелики — около 600 машин.
На протяжении Второй мировой войны строительство танков в Англии не не набрала такого размаха как в СССР либо США. Америка первоначально производила только легкие танки в ограниченном количестве, но очень быстро осмыслив ценность танков, американцы скоро начали их выпуск в значительных объемах, строительству передовых, мобильных танковых войск.
В общем, союзникам посчастливилось основательно превзойти промышленное производство своих врагов. Помимо Германии в союзе держав Оси никто не смог похвастаться солидным индустриальным потенциалом. Первый тихоокеанский партнер немцев — Япония, несопоставима в этом плане, с державами антигитлеровской коалиции.
Германия непоправимо уступала по производству бронетехники собственным противникам. Не нужно выпускать из виду, что против Германии бились два промышленных гиганта — СССР и США, объединенный ресурс каковых был несоизмерим. Единственный восточный соперник Германии — СССР выпустил более 100 тыс. бронетехники.
Америка только танков «Шерман» собрала более 48 тысяч штук, а Великобритания за военные годы изготовила свыше 25тыс. танков. Не считая иную военную технику, кроме именно танков, становиться ясно насколько Германия уступала врагам. Немецкая промышленность смогла дать войскам лишь 89 тысяч штук бронетехники. Большое отставание от СССР в выпуске танков сделалось одним из факторов проигрыша немцев во Второй Мировой Войне. Танковые войска СССР на финальной стадии войны попросту рвали германский фронт быстрыми и могучими ударами, каким Вермахт не смог ничего противопоставить. В течении войны противоборствующими странами было изготовлено больше 200 тысяч танков разных видов.
США | СССР | Германия | Англия | Канада | Япония | Италия | |
Производство танков и САУ в годы войны. | 148410 | 105251 | 46857 | 27893 | 5678 | 2515 | 2473 |
Танк воюет не в одиночку
Если представить себе картину из 1941 года, когда рота советских КВ встречается с немецким лёгкими танками, то исход, казалось бы, один: немцы обречены. Их пушки броню КВ не пробьют даже с близкого расстояния, и советские танкисты могут расстреливать немецкие машины как в тире. Но это если судить по кинофильмам, и считать, что немцы пойдут атаковать в лоб.
В реальности немецкие танки просто уйдут, воспользовавшись преимуществом в скорости. А ещё они вызовут авиацию, и в роли мишеней уже окажутся советские танки, которым бороться с пикирующими на них «Юнкерсами» просто нечем.
В вермахте была не просто отличная во всех отношениях техника, но и налаженное взаимодействие между различными родами войск.
А если бы погода была нелётная, то борьбой с танками занялась противотанковая артиллерия. Конечно, противотанковые пушки 1941 года не могли бороться с КВ, но и в этом случае опять выручали люфтваффе, правда, уже не пикирующие бомбардировщики, а зенитные пушки (они находились в подчинении авиационного командования). Впервые использовать 88-мм зенитные орудия немцы стали, столкнувшись с толстой броней французских танков. На Восточном фронте этот опыт пригодился.
Всё вышеперечисленное позволяло немецким танкистам, сражаться в меньшинстве и одерживать победы. В пользу качества немецких танков говорит тот непреложный факт, что на Восточном фронте их в целом всегда было в три-четыре раза меньше, а казалось, что наоборот.
«Тигр I» (Германия)
Tiger I — немецкий тяжелый танк, разработанный в 1942 году. Он обладал мощной 88-мм пушкой с боекомплектом 92–120 снарядов. Успешно применялся против воздушных и наземных целей. Полное немецкое название этого зверя звучит как Panzerkampfwagen Tiger Ausf.E, тогда как союзники называли эту машину просто «Тигр».
Он разгонялся до 38 км / ч и имел противокачную броню толщиной от 25 до 125 мм. Когда он был создан в 1942 году, он страдал от некоторых технических проблем, но вскоре избавил их, превратившись в безжалостного механического охотника в 1943 году.
«Тигр» был грозной машиной, которая заставляла союзников разрабатывать лучшие танки. Он символизировал силу и мощь нацистской военной машины, и до середины войны ни у одного танка союзников не было достаточно силы и мощи, чтобы противостоять «Тигру» в прямом противостоянии. Однако на заключительных этапах Второй мировой войны правлению Тигра часто бросали вызов лучше вооруженные Sherman Fireflies и советские танки ИС-2.
Оптика, трансмиссия и др.
Мощная и дальнобойная пушка бесполезна, если невозможно хорошо прицелиться. Немецкая оптика тогда была лучшей в мире. И хотя советские прицелы были копией немецких, они всё-таки уступали: копия всегда хуже оригинала.
Любое преимущество в количестве танков сводится на нет, если большинство танков сломается по дороге.
В книге Игоря Небольсина «Любимая Сталиным. 2-я гвардейская танковая армия в бою», приводятся данные об участии 2-й танковой армии в Севской наступательной операции. Имея на 1 февраля 408 танков, армия начала наступление 27-го февраля с 187 исправными танками. То есть больше половины танков вышли из строя до участия в боях.
Конечно, и немецкие танки ломались тоже.
В своей статье «Бой у Нестерного» Андрей Уланов приводит данные по составу 23-й немецкой танковой дивизии. На 1 июня (1942 год) в дивизии было 138 исправных танков, к 18 июня осталось 107, а к 29 — 93. Боевые же потери дивизии в тяжелейшем сражении 1 июля составили 45 машин, то есть примерно столько же, сколько сломалось на дорогах за месяц.
Едва ли нужно кого-то убеждать, что техника немецкого производства если и не первая в мире по качеству, то уж точно не вторая. В тридцатые-сороковые годы это преимущество чувствовалось особенно сильно. Советская промышленность после тяжелейшей разрухи не достигла достаточного уровня производительности, многие образцы вооружения так и не доводились до приемлемого уровня надежности, иные просто не удавалось освоить.
В военное время и из-за спешки, и из-за того, что значительную часть квалифицированных рабочих сменили у станков женщины и дети, качество продукции упало ещё больше.
Немецкая промышленность сумела создать и наладить производство значительно более совершенных машин, чем имелись на вооружении советской, английской и американской армий. Но и это было не единственным преимуществом немецких танкистов.
M4 «Шерман» (США)
Второй по величине танк Второй мировой войны. Он был произведен в Соединенных Штатах и некоторых других странах западной антигитлеровской коалиции в основном благодаря американской программе ленд-лиза, которая обеспечивала военную поддержку иностранным союзным державам. Средний танк Sherman имел стандартную 75-мм пушку с боезапасом 90 снарядов и был оснащен относительно тонкой (51 мм) лобовой броней по сравнению с другими машинами того времени.
Созданный в 1941 году, танк назван в честь известного генерала времен Гражданской войны в США Уильяма Т. Шермана. Машина принимала участие в многочисленных сражениях и кампаниях с 1942 по 1945 год. Относительная нехватка огневой мощи компенсировалась их огромным количеством: во время Второй мировой войны было произведено около 50 000 «Шерманов.
Советские танки
Впервые танки советской разработки появились в 1919 году. Это был Танк-М, созданный по французской модели “Рено FT-17”, захваченный Красной Армией во время войны с Деникиным. Вскоре на этой основе начали создавать танки Т-16, Т-17 и Т-18. В 1930-е выпустили еще 4 модели “Т”.
Кроме этого, активно разрабатывался “боевой трактор”, например “Фордзон” или “ХТЗ-16”, выпускаемый на Харьковском тракторном заводе. Но после опыта участия в Гражданской войне в Испании, в оккупации Польши в 1939 и войне с Финляндией, советское руководство начало разработку новых танков. Именно этот танк стал самой успешной машиной Второй мировой и стал одним из секретов победы СССР над Германией.
Речь, конечно же, о Т-34. С начала 1940 года Харьковский завод имени Малышева получил приказ готовиться к серийному выпуску новой модели танка. Еще в 1938 году в Москве был представлен проект Харьковского конструкторского бюро. Автором проекта был конструктор Михаил Кошкин.
Т-34 с литой шестигранной башней.
В 1939 году были дописаны последние рекомендации, например о дополнительных пулеметах и толщине броневого листа. Вскоре на Харьковском заводе выпустили первые танки Т-34, а затем их отправили на показ в Москву.
Кстати, во время этого пробега один из танков застрял в снегах и его помогал вытаскивать лично главный создатель Кошкин. По прибытию в Москву у него сильно поднялась температура. Вскоре началась пневмония, а в сентябре 1940 года он умер, так и не узнав о том, какую роль сыграет его танк в будущей войне.
К моменту нападения Германии было выпущено более тысячи танков Т-34: в Харькове, Нижнем Тагиле, Сталинграде и Горьком. Вскоре большую часть производства перенесли на Урал. Один из создателей этого танка, Александр Морозов вспоминал:
Сборка Т-34 на заводе №183 в Нижнем Тагиле.
Кроме огневой мощи Т-34 дал возможность массового производства на многих машиностроительных заводах, в то время как “Тигр” или “Пантера” требовали большего времени, ресурсов и специальных рабочих.
Но история Т-34 не была закончена. В будущем он станет основой для других моделей “Т” в СССР. А еще Т-34 до сих пор имеется на вооружении у более чем 8 стран мира, например во Вьетнаме и на Кубе.
Самые большие танки в России
Российская Федерация превосходит ведущие армии мира по количеству танков. Некоторые из них считаются лучшими в мире. Рассмотрим самые большие современные модели.
Т-80
Боевая машина разрабатывалась в СССР и до сих пор стоит на вооружении российской армии. Имеется 4 модификации с газотурбинными и дизельными двигателями. В число недочетов включены:
- большой расход топлива;
- высокая стоимость производства;
- небольшая огневая мощь.
Танк Т-80
Применялся в чеченской компании. В свое время стал конкурентом немецкого «Леопарда-2».
Т-90 «Владимир»
Разработанный в советское время, он стал наиболее продаваемым на внешний рынок после распада СССР. Боевой вес 46,5 т., комбинированная прочная броня, 12-цилиндровый дизельный двигатель и современная гладкоствольная пушка делали Т-90 универсальной техникой при ведении боя.
Т-90 на соревнованиях
Ходовая часть подвижна, заимствована у Т-72Б. Единственным минусом объекта считается уязвимость топливной системы.
Армата Т-14
Новейшая боевая машина России с необитаемой башней. Это первая мировая модификация, которая может использоваться в разведке и корректировке огня. Оснащен:
- ультрафиолетовыми камерами с кругозором 360 градусов;
- доплеровским радаром;
- беспилотным разведывательным аппаратом;
- перехватчиком ракет и снарядов;
- защитной системой «Малахит», отражающей удары по машине из РПГ.
Т-14 принимает участие в репетиции парада на Красной площади
Серийно выпускается с 2017 года. Первые модели должны показать недостатки инженерного толка для своевременного исправления ошибок.
Другие модификации советских танков
Конструкторы Советского Союза любили экспериментировать с разными видами вооружений, именно поэтому мир увидел разнообразные разработки и модификации танков. Например, в 1941 году в то время, когда уже началась Великая Отечественная война, в Ленинграде на заводе были разработаны танки с огнеметами, которые получили неофициальное название “химические”.
На базе Т-26 в эти годы начали разрабатывать первые в Советском Союзе самоходные артиллерийские установки. Также разрабатывали специальные танки местоукладчики и саперные, которые должны были разминировать местность. На базе танка Т-26 также были созданы так называемые “плавучие” боевые машины. Для того, чтобы это орудие могло плавать, были придуманы специальные надувные поплавки. В случае необходимости из поплавков извлекался воздух и танк мог ездить по дну реки, или озера. В нём присутствовала специальная труба, то есть своеобразный подводный ход.
Уменьшенная модель «Химического» танка с огнеметом
Нужно отметить, что советские конструкторы иногда додумывались до совершенно фантастических вещей. Так, например, конструктор Олег Антонов изобрел летающий танк. Это был специальный аппарат, своеобразный гибрид планера и танка. Он был изготовлен на базе Т-60. Не смотря на свою массивность боевая машина всё же смогла подняться в воздух,но двигатели перегрелись и танк был аварийно посажен на землю. Он так и не был поставлен на конвейер и изготовлен только в количестве одного пробного образца.
https://youtube.com/watch?v=p3hqIlcwrjo
Т-34
Одной из самых известных моделей среднего танка является, несомненно, Т-34.
В самом начале войны немцы, надеясь на блицкриг, бросали в бой новые и свежие войска; советская армия под таким натиском вынуждена была отступать. В начале зимы бои проходили уже в 80 километрах от Москвы. В условиях выпавшего снега у легких танков типа Т-60 и Т-40 С резко упала маневренность, а у тяжелых танков страдала трансмиссия. Вопрос о выпуске танков среднего веса встал как никогда остро — тянуть было уже некуда.
Так основным танком Великой Отечественной войны с 1941 года стал Т-34
Высокая проходимость, скорость и артиллерия, равной которой в тот период не было ни у кого, сделали его самым массовым, самым универсальным танком. Противоснарядная броня, надежно защищающая экипаж, дизельный двигатель, возможность скоростной стрельбы — именно на этих пунктах было сосредоточено внимание инженеров. Последующие изменения в устройстве танка проводились уже после того, как показатели вышеупомянутых характеристик были доведены до необходимого предела
Танк — это боевая машина, в равной степени сочетающая артиллерию, броню и маневренность. Потеря или ослабевание хотя бы одной из характеристик ведет к уязвимости танка и, как следствие, проигрышу в бою. Коммерческий и военный успех Т-34 был обусловлен именно тем, что советским инженерам удалось достичь необходимого баланса в скоростных и боевых характеристиках. До сих пор Т-34 является ярчайшим символом Великой Отечественной войны, а память о нем хранят монументы и музейные экспонаты.
Однако и у этой модели были недостатки. Танк был недостаточно маневренный, а экипажу требовалось пройти обучение, чтобы управлять не самой простой в эксплуатации машиной — этот факт, тем не менее, нисколько не умаляет заслуг советских инженеров и танкистов.
О книге
Всё, происходящее в настоящем, имеет под собой историческую основу, у всего есть первопричина, и эти факты нельзя игнорировать. Без этой информации не будет четкой картины, насколько тесно всё в нашем мире взаимосвязано
Можно изучать литературу, дающую общий взгляд на ход истории, но также полезно рассматривать каждый частный случай, каждое важное событие в мировой или отечественной истории
Книга Рестена Жана «Танки второй мировой войны, 1939 — 1945 гг.. Энциклопедия в цвете» позволит с пользой провести время за чтением, произведение относится к жанру история войн. Книга написана доступным языком, без излишнего усложнения, но дано все самое необходимое для понимания темы и добавлены интересные факты, которые не всегда упоминаются в учебниках истории. По мере чтения всё глубже вникаешь в тему, всё лучше разбираешься в исторических процессах и находишь ответы на вопросы.
Английские танки
Родина танка после окончания Первой мировой продолжила разработку своих боевых машин. В 1930-е успешной была целая серия разных моделей под название “Mk”. В конце 1930-х приступили к разработке новых танков, которые и сыграли важную роль во Второй мировой.
Валентайн
В 1938 году начали разработку нового танка, позже получившего название “Валентайн”. Изначально его выпускали только в Британии, но с 1940-го лицензию на его выпуск получило несколько предприятий Канады. Большая часть этих канадских танков отправлялась в СССР по программе ленд-лиз.
Позже появлялись различные модификации “Валентайна”: с трехместной башней, с усиленным вооружением и другие. Впервые “Валентайн” поучаствовал в битве в Африке в конце 1941 года (операция “Крестоносец”). На восточном фронте танки “Валентайн” принимали участие в обороне Москвы, а также в битве за Кавказ в 1942-1943 годах.
«Валентайн» «Сталин» идёт в СССР по программе ленд-лиза
Кромвель
В 1941 году начали разработку нового крейсерского танка. Новая машина была оборудована мощным двигателем компании Rolls-Royce. Боевое крещение “Кромвель” получил только во время Нормандской операции 1944 года.
Подбитый британский танк «Cromwell»
Самый большой немецкий танк
Машиностроение и танкостроение в Германии с 30-х годов XX века привлекало внимание мира. Многие САУ и бронированные модели входили в топ самых надежных в мире
Ответ немцев. Sturmpanzerwagen A7V
Впечатлённые применением бронированных машин на Сомме, немецкие инженеры ускорили работы по созданию собственных танков. В октябре 1917 на базе трактора «Holt» свет увидел первый серийный немецкий танк A7V.
Всего выпустили 20 машин, и они ограниченно участвовали в боях последнего периода Первой мировой войны. Размерами походил на британский аналог, но был в два раза быстрее и мог преодолеть расстояние на 15 км больше, чем британский Mark.
Экипаж немецкого 30-тонника состоял из 18 человек. Почти все боевые машины имели имена собственные и были утрачены в боях или сданы на слом после краха Германской империи.
Е-100
Это самый большой из разработанных немецкий танк в мире, фото и краткое описание представлено выше. Для модели было характерно расположение двигателя в корме, а ведущих колес — в передней части корпуса. Разработчик был нацелен на увеличение скорости движения до 40 км/ч, что было невозможным при весе в 140 т.
Первые танки Первой мировой
Британский Mark I
Mark I выпускался в двух вариантах – «мужском» и «женском». Отличие – в вооружении. «Мужчины» имели на вооружении две пушки калибром 57 мм и 4 пулемета. «Женская» версия была представлена пятью пулеметами – 1 «Гочкинс» и 4 «Викерса». Во всем остальном – никаких различий: вес порядка 30 тонн, размеры 8,05 х 4,26 х 2,24 м, средняя скорость около 6 км/ч при запасе хода не более 20 км, экипаж во главе с офицером – 8 человек.
В ответ немцы создают 30-тонный А7V на базе трактора Holt. Работы по его созданию были поручены группе инженеров, возглавляемых Йозефом Фойлером. Своими размерами танк не многим отличался от Mark I (7350 х 3060 х 3300 мм), но был в 2 раза быстрее и мог проехать на 15 км больше. Впечатляюще выглядел экипаж из 18 человек. А7V был вооружен 57-мм пушкой и пятью пулеметами MG-08.
Немецкий танк A7V с экипажем
Другие страны
Бронетехника других стран значительно отставала в развитии. Японские танки не обладали серьёзной защитой и вооружением, как и итальянские с французскими и выглядели гостями из прошлого.
Великобритания, помимо Черчилля, отличившегося великолепной бронёй, но плохими подвижностью и надёжностью, также выпускала и другие машины. Массовый Кромвель отличался хорошей подвижностью, мощным орудием, и мог противостоять Пантерам. Комета, появившаяся под конец войны в результате модификации Кромвеля, была ещё удачнее и удачно сочетала в себе необходимые характеристики.
США создали 49 234 средних Шерманов, оставивших заметный след во Второй мировой войне. Не отличающийся защитой или огневой мощью танк стал самым массовым после Т-34 благодаря своей удачной конструкции и простоте производства.
Интересны экспериментальные танки Второй мировой войны вроде построенного Мауса, ставшего самым большим танком Второй мировой войны или гигантского Ратте, так и оставшегося на чертежах.
За годы войны было выпущено огромное количество бронетехники, часть которой малоизвестна и находится в тени истории.
Легкий танк Т-70
Слабость Т-60 была видна с самого начал разработки, поэтому уже осенью 1941 года в конструкторском бюро Горьковского автозавода был разработан более мощный танк Т-70. Вместо 20-мм пушки, установленной на Т-60, Т-70 приобрел орудие калибром 45 мм. Было увеличено лобовое борирование (45 мм. против 35 мм. Т-70), увеличена длина танка.
Соответственно выросла и масса машины, которая теперь составляла 9,2 тонны (Т-60 имел массу в 6,4 тонны). Как и в танке Т-60, экипаж составлял 2 человека. Т-70 был принят на вооружение в январе 1942 года, а первое боевое применение танков состоялось на Юго-Западном фронте в ходе Второй битвы ха Харьков, закончившейся поражением наших войск.
Наибольшее количество этих машин было задействовано в битве на Курской дуге. Так, части Центрального фронта накануне сражения насчитывали 1653 танка, 369 из них являлись Т-60. Курская битва показала нецелесообразность применения легких танков в открытом бою.
К весне 1944-го Т-70 практически исчезли из танковых частей. В дальнейшем они использовались в качестве командирских машин в самоходно-артиллерийских дивизионах. Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях. На базе танка была изготовлена самая массовая самоходная установка СУ-76. Всего же с марта 1942-го по осень 1943 было изготовлено 8226 машин. Таким образом, Т-70 стал вторым танком по количеству выпущенных машин после знаменитого Т-34.
Немецкие танки
Впервые в истории танки были задействованы 15 сентября 1916 года в битве на Сомме. Немцы тогда подверглись британской атаке, но среди руководства Германии возникла идея создания своих боевых машин. Но по окончанию Первой мировой проигравшей Германии запрещено было заниматься производством какой-либо военной техники.
Британский тяжелый танк Mk.1 в битве на Сомме, 1916 год (первый танк, который был применен в боевых условиях)
Panzerkampfwagen I
С 1930 по 1934 годы компания “Даймлер-Бенц” разработала для Гитлера новый танк — Panzerkampfwagen I или Pz.Kpfw.I. Чтобы скрыть от Лиги Наций производство, танк назвали “малый трактор”. В 1936 году Гитлер создал Панцерваффе — немецкие танковые войска и немецкие танки перестали быть тайной.
Первое боевое крещение Pz.Kpfw.I прошел в Испании, во время Гражданской войны 1936-1939 годов. Вскоре было разработано еще несколько вариантов танка Pz.Kpfw.I. Именно они составляли основу блицкрига Германии на начальном этапе войны. Но вскоре немцы создали два своих два самых известных танка.
Новейшие Pz.Kpfw.I на марше
Тигр
С нападением на СССР в июне 1941 года, Гитлер рассчитывал к зиме попасть на Урал. Но вскоре план “Барбаросса” сорвался. Фюрер понимал, что необходимо модернизировать танковые войска. Проект фирмы Хеншель выиграл и его итоги были представлены к 20 апреля 1942 года, к дню рождения фюрера.
Танк получил название “Тигр”. Уже летом началось производство, а в августе 4 танка были отправлены под Ленинград, где приняли участие в битве у станции Мга. Массово использовали “Тигр” при втором взятии Харькова в 1943 году, а позже и на африканском, западном и итальянском театре боевых действий.
Танк «Тигр» на Восточном фронте, 1943 год
Пантера
В 1942 году Гитлер дал указ разработать немецкий ответ советскому Т-34. Новый проект представили две фирмы: “Даймлер-Бенц” и MAN. Первый был полной копией Т-34, а также работал на дизельном топливе, которое из-за затягивания войны становилось в большом дефиците в Германии.
MAN представила вариант на бензине, с улучшенной подвеской. Эта модель и получила название “Пантера”. Ее серийный выпуск начался с января 1943 года, а впервые на фронте она поучаствовала в Курской битве. До 1945 было произведено около 6 тысяч танков “Пантера”.
Танки «Пантера» Ausf. D, 1943 год.
Сравнение танкеток Германии и СССР
К «танкеткам» отнесем немецкие танки T-I и T-II и советские Т-26, Т-37, Т-38 . Для сравнения возьмем немецкий «пушечный» танк T-II и наш устаревший, снятый к началу войны с производства Т-26.
Хотя толщина брони танка T-II в 2 раза больше, чем у танка Т-26, он от этого не превратился в танк с противоснарядным бронированием. Пушка советского танка Т-26 типа 20К 45-мм калибра уверенно пробивала такую броню на дальности 1200 м, в то время как снаряд 20-мм пушки KwK-30 сохраняет необходимую пробиваемость только на дальности 300–500 м. Такое сочетание параметров брони и вооружения позволяло советскому танку при грамотном его использовании практически безнаказанно расстреливать немецкие танки, что подтверждалось в боях в Испании. Танк T-II был негодным и для выполнения основной задачи — уничтожения огневых средств и живой силы противника, поскольку снарядик 20-мм пушки был совершенно не эффективен для выполнения этой задачи. Для поражения цели требовалось прямое попадание, как от винтовочной пули. В то же время под нашу пушку был разработан «нормальный» осколочно-фугасный снаряд весом 1,4 кг. Таким снарядом поражались цели типа пулеметное гнездо, минометная батарея, бревенчатый блиндаж и др.

Эта тема закрыта для публикации ответов.