§ 3. классификация кораблей военно-морских сил

Алан-э-Дейл       09.11.2022 г.

ВВЕДЕНИЕ

Эскадренные миноносцы проекта 956 – это советские эсминцы третьего поколения, постройка которых продолжалась с 1976 по 1992 год. Шифр проекта 956 – «Сарыч». Стандартное водоизмещение эсминца проекта 956 около 6 600 тонн, полное — около 8 000 тонн. Схема общего вида представлена на иллюстрации ниже:

Всего построен 21 корабль, из которых 13 кораблей построено по проекту 956, 4 корабля по проекту 956-А, 2 корабля по проекту 956-Э и 2 корабля по проекту 956-ЭМ.

По состоянию на 2020 год в строю ВМФ РФ находятся два корабля — «Адмирал Ушаков» на Северном Флоте и «Быстрый» на Тихоокеанском флоте. Числятся в ремонте еще два эсминца этого проекта — «Настойчивый» и «Бурный». И, дополнительно, в резерве ВМФ РФ три корабля — «Беспокойный», «Безбоязненный» и «Боевой». Списано и утилизировано 10 кораблей. В строю ВМС Китая – 4 корабля проектов 956Э и 956ЭМ, поставленных в эту страну в рамках военно-технического сотрудничества в период с 1999 по 2006 годы.

6.

Линейный крейсер «Гебен»
Этот линкор стал последним судном дредноутного типа, и самым «долгожителем» среди других кораблей-коллег. «Гебен» был спущен на воду в 1914 году в Германской империи и весь период Первой мировой войны служил на море, принимая участие в основном в кампаниях против России.

Будучи поначалу «грозой» для врагов на Черном море, в конце войны ситуация кардинально изменилась, и судно оказалось у Турции. Отказавшись выплатить линкором часть репараций Британии, турки его ввели в состав флота под названием «Явуз Султан Селим». Вплоть до 1950 года бывший «Гебен» считался флагманом. А в 1973 году он был признан морально устаревшим и порезан на метал.
Интересный факт: первоначально турецкие власти предлагали Германии выкупить корабль, чтобы превратить его в музей, но немцы отказались.

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Корабль создан по проекту 11435. Является тяжелым авианесущим крейсером (ТАВКР). Местом выпуска корабля стал Черноморский судостроительный завод. Мореходные испытания были проведены в 1985 г. Свое название военный корабль России носит в честь советского военно-морского деятеля адмирала Н. Г. Кузнецова. Как утверждают специалисты, некоторые время данный крейсер был известен как «Тбилиси», «Леонид Брежнев» и «Рига».

С 1991 года судно используется в составе Северного флота. Эксплуатируется в Средиземном море. Для корабля через три года запланирована модернизация. 302-метровое судно с полным водоизмещением 55 тыс. т способно развивать максимальную скорость до 29 морских узлов. В экипаже 1960 человек. В автономном режиме ТАВКР может пребывать не более полутора месяцев. Военный корабль Росси (фото крейсера представлено в статье) вооружен противокорабельными ракетами «Гранит» в количестве 12 единиц, ракетами «Удав-1» — 60 штук. Кроме того, судно комплектуется 24 зенитно-ракетными комплексами, стрельба из которых осуществляется ракетами «Клинок» численностью 192 штуки и «Каштан» — 256 единиц. ТАВКР транспортирует 24 вертолета Ка-27, сверхзвуковые самолеты Як-41 М (16 авиаединиц) и истребители Су-27, численностью до 12 штук.

«Clemenceau» R 98

Во Франции самый большой военный корабль в мире это «Клемансо», являющийся авианосцем. Основной его задачей является поддержка действий всего флота и даже десанта с воздуха. Легкое в своем классе судно оснащено палубой для размещения летательных аппаратов. Максимально садиться сюда могут самолеты или вертолеты с массой не больше 18 тонн. Никакие другие военные корабли Франции не могут похвастаться его значением во флоте. Впервые на воду его спустили в 1957 году, а в 1961 приняли на вооружение. Приписан к порту в Бресте.

  • Страна: Франция
  • Тип: Авианосец
  • Водоизмещение: 32800 т
  • Длина: 265 м
  • Ширина: 51,2 м
  • Вместительность техники: 40 единицы
  • Скорость: 32 узла

Период навигации маломерных судов

Понятие маломерного судна включает в себя и такой момент, как период навигации. Под этим словосочетанием скрывается официально разрешенный ГИМС диапазон дат для эксплуатации водного транспорта на местных реках, озерах, водохранилищах и т.п.

Как правило, судоходный период начинается с приходом весны и длится до поздней осени, но конкретные даты всегда разные. Например, в одних регионах России сроки навигации маломерных судов в 2020 году стартовали с 1 марта, в других – с 1 апреля, а для третьих госинспекция официально разрешила выход на воду только с наступлением мая. Точно также и закрытие навигации где-то приходится на 1 октября, а где-то «сушат весла» только по окончанию этого месяца: что поделать, ведь правит бал матушка-природа. В любом случае, до установленной госинспекцией даты открытия судоходного сезона на воду лучше не выходить.

Внимание! Подробнее узнать про начало и конец навигации можно в специальной статье!

Общая характеристика и виды судов 4 ранга

Корабли 4 ранга представляют собой линейные суда и боевые катера. Водоизмещение в данном классе от 100 до 500 тонн. Эти морские единицы ВМФ также не имеют гюйса. В задачи кораблей входит патрулирование и иные охранительные действий в прибрежной зоне морей страны, зоне Военно-Морских Баз и на рейдах. Причем выполнять свои задачи они могут как в составе соединений, так и самостоятельно.

Тральщик (базовый и рейдовый) предназначен для поиска, обнаружения, траления и уничтожения якорных и донных мин, выставления минных заграждений на рейдах, в акваториях ВМБ и прибрежной морской зоне в целях охраны водного района. Основным вооружением тральщика являются различные виды поисковых аппаратов и тралов.

Десантный катер — малый надводный корабль с дизельной установкой водоизмещением 60-280 тонн, предназначенный для выгрузки десанта и техники на необорудованный берег.

Боевой ракетный, артиллерийский и противодиверсионный катер — малый боевой корабль, в задачи которого входит нанесение ударов по боевым и транспортным кораблям противника в стесненных прибрежных акваториях. Также корабли служат для охраны водного района и для несения дозорной службы на рейдах и во внутренних морских водах страны. На боевых катерах в основном размещается артиллерийское и ракетное вооружение разного калибра.

Парусный военный корабль времени военно-морского флота

Модель Бретани , французский военный корабль на вооружении с по 1796 год . Это в первую очередь линейный корабль со 100 орудиями на трех палубах .

Рабочие характеристики лесовозного линейного судна сильно меняются в течение его срока службы. Этот срок службы составляет в среднем от 12 лет минимум до 20 лет для лучших построек с возможностью продления путем реконструкции, которая может добавить десять лет. В результате у действующего флота имеется набор корпусов с очень неоднородными характеристиками.

Реконструкция касается только лучших кораблей, и характеристики не обязательно сохраняются, особенно в практике стрельбы залпом, которая в любом случае невозможна после десяти лет службы, так как конструкции быстро устают под этим чрезвычайно ограниченным образом. Но реконструкция необходима, так как она стоит на 20-30% дешевле нового строительства.

В XVIII — го  века , стоимость строительства, оборудования и вооружения здания 1 — го  ранга (более 100 орудий, 3 палубы) представляет в среднем 1 миллион ливров . 2 — го  ранга ( корабль из 74 орудий и 92 орудий) стоит в среднем 750000 фунтов. 3 й  ряд ( около 64 орудий ) стоит около 540 000 фунтов, и 4 — й  рангу около 430000 фунтов. В течение «первого» срока эксплуатации, составляющего от 10 до 20 лет (без учета реконструкции), все корабли обходятся почти в 150% стоимости строительства на их техническое обслуживание (по сути, 3 основных ремонта, которым они будут подвергаться в среднем).

По самому большому счёту

И если пересчитать современный российский ВМФ не по натовской, а по более понятной и удобной традиционной классификации, то мы получим совсем другую картину, чем та, которую рисует нам не в меру ориентированный на Запад «новорусский» менталитет.

Конечно, мне могут возразить, что и понятие «эскадренный миноносец» нынче сильно устарело. И действительно, те времена, когда основным оснащением эсминцев было минно-торпедное вооружение, давно канули в вечность.

Однако этот класс кораблей всё равно остаётся историческим достоянием отечественного флота, а верность военно-морским традициям следует поощрять. И, во-вторых и в-главных, эсминец, по самой своей природе — универсальный боевой корабль среднего класса, был есть и будет основой российского ВМФ. И присваивать этому самому массовому классу боевых единиц множество других классификаций, разделяя весьма сходные по функционалу и назначению боевые корабли импортными обозначениями типа «фрегат» и «корвет», значит вносить лишнюю путаницу.

Эти различия не столь существенны, чтобы выделяться в отдельный класс, но вполне достаточны для сохранения, уже в рамках общего класса «эсминец», проверенных временем и оправдавших себя «видовых» наименований. Таких, например, как «большой противолодочный корабль», или «сторожевой корабль». И в то же время, БПК и СКР должны иметь некий международный и одновременно наш собственный понятийный эквивалент для лучшего понимания того, чем мы располагаем. А это именно «эсминец».

mil.ru
Фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

Таким образом, представителями класса «эскадренный миноносец» в современном российском ВМФ могу считаться корабли следующих подклассов и проектов:

  • большие противолодочные корабли, проект 1155 («Адмирал Пантелеев», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Харламов», «Адмирал Левченко», «Адмирал Трибуц», «Маршал Шапошников», «Североморск», «Вице-адмирал Кулаков»); проект 11551 («Адмирал Чабаненко»);
  • эскадренные миноносцы дальней морской зоны, проект 956 («Адмирал Ушаков», «Быстрый», «Настойчивый»); проект 22350 («Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов», «Адмирал Головко»); проект 1135 («Ладный»); проект 1135М («Пытливый»); проект 11356 («Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров»); проект 01090 («Сметливый»); проект 11540 («Неустрашимый», «Ярослав Мудрый»);
  • эскадренные миноносцы ближней морской зоны/сторожевые корабли/МРК, проект 20380 («Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий»,      «Стойкий», «Совершенный», «Громкий»); проект 20385 («Гремящий»); проект 11661К («Татарстан», «Дагестан»); проект 22160 («Василий Быков»,  «Дмитрий Рогачев»); проект 21631 («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг», «Зелёный Дол», «Серпухов», «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетия»); проект 22800 («Мытищи», «Советск», «Одинцово» и «Козельск»). 

Новое время

В последующие десятилетия происходило дальнейшее развитие идей, заложенных корабелами Ренессанса. Виды кораблей 18 века впечатляют своим разнообразием, функциональностью и эстетическим совершенством.

В 18 веке линейные суда достигли предельно возможных для деревянных плавсредств размеров. Они были защищены броней, получили пушечное вооружение разных калибров. Отдельные линкоры несли до 130 пушек. Наиболее мощным был Британский флот, имевший в своем составе до 100 линкоров. В это же время Россия заявила о себе как о великой морской державе, захватив господство на Балтике и в Черном море. В эпоху Петра было построено около 60 линейных кораблей.

Основными видами парусных военных кораблей были фрегаты, корветы и шлюпы. Фрегаты, имевшие задачи захвата водных пространств, стали впоследствии самыми распространенными. От линкоров их отличало наличие одной орудийной палубы. Отдельной ветвью их развития стали корветы – более быстроходные единицы с меньшим пушечным вооружением. Дозорную службу, разведку и борьбу с пиратами вели шлюпы. На них также возлагались транспортные и экспедиционные задачи. Для борьбы с другими военным водным транспортом они не привлекались.

В торговом флоте широко использовались шхуны. Их отличительной особенностью было наличие не менее двух мачт с косыми парусами. Крупные перевозки грузов возлагались на барки. Для особо важных персон начали строить яхты – быстроходные комфортные суда. Они трансформировались в современные виды кораблей. Фото выше демонстрирует одну из элитных яхт тех времен.

Ядерное оружие в космосе — возможно ли такое?

Идеи разместить ядерное оружие на орбите преследовали руководство США и СССР еще с 50-х годов. Однако с подписанием упомянутого договора от этой идеи отказались, как и от остального космического наступательного оружия. Но не стоит забывать, что военная сфера, особенно космическая, сильно засекречена. Поэтому верить в выполнение обязательств той или иной страной приходится только на слово. В то же время ввод противника в заблуждение является нормальной военной практикой.

Американские спутники Boeing X-37 предположительно могут содержать ядерные боеголовки

Разумеется, в такой ситуации страны друг другу не доверяют. Пока одна армия пытается что-то спрятать в космосе, вторая армия делает все, чтобы это найти. При этом военные регулярно обмениваются обвинениями в нарушении мирного космического договора.

К примеру, у России вызывают опасения космические аппараты. Согласно официальным данным, они предназначены для научных целей и разведки. Однако спутники имеют большие свободные емкости, в которые помещаются от трех до шести ядерных боеголовок.

Следует отметить, что само ядерное оружие и средства доставки на орбиту существовали в США и СССР практически с самого начала космической гонки, и ни для кого не были секретом. Поэтому беспокойства небезосновательны.

Российская боевая лазерная установка «Пересвет»

10.

Броненосец «Микаса»
В годы Русско-японской войны этот корабль был флагманом флота адмирала Того Хэйхатиро: спущенный на воду в 1902 году, броненосец «Микаса» считался лучшим судном этого типа. И война только подтвердила это: он успел поучаствовать во всех морских сражениях тех лет, не получив при этом ни одного серьезного повреждения. Однако везение корабля на этом закончилось: меньше чем через неделю после окончания войны «Микаса» утонул из-за случайного подрыва порохового погреба.

Довольно быстро броненосец достали со дна и отремонтировали, после чего он принял участие в японской интервенции в России периода Гражданской войны. В 1923 его списали с вооружения как морально устаревший и превратили в музей. В период Второй мировой войны броненосец подвергся бомбардировке и был сильно поврежден. Восстановить корабль-музей удалось только спустя двадцать лет.

Оружие и армия
26 июля, 2019
9 999 просмотров

Немецкий линкор «Бисмарк» – корабль Второй мировой войны

После прихода к власти Гитлера Германия тайно приступила к строительству больших кораблей. В конце тридцатых годов был разработан так называемый план «Z», в соответствии с которым немцы собирались построить восемь линкоров, пять тяжелых крейсеров, четыре авианосца и 12 крейсеров меньшего тоннажа. «Гвоздями» программы предстояло стать линкорам «Бисмарк» и «Тирпиц». Англо-германское соглашение по морским вооружениям от 1935 г. позволяло Германии построить два 35 000-тонных линкора, но по своему водоизмещению «Бисмарк» и «Тирпиц» превышали установленный лимит.

Подробнее…

Не только на поверхности: подлодки класса «Акула»

Огромные и опасные корабли встречаются не только на поверхности мирового океана, но и под водой. Речь, понятно, о подлодках. И тут безоговорочное первенство принадлежит ВМФ России: именно в его составе несут службу тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула». Они были задуманы и спроектированы в разгар холодной войны как часть ядерной триады СССР (стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты и атомные подводные ракетоносцы) и предназначались, коротко говоря, для гарантированного уничтожения противника в Третьей мировой войне. Построено «акул» было всего шесть (согласно договору ОСВ-1), и по окончании холодной войны пять из них были выведены из состава флота.

Осталась только одна — ТК-208 «Дмитрий Донской». Как и любой другой крупный военный корабль современности, эта подлодка заслуживает отдельного материала или даже нескольких, но так как мы здесь выявляем не самые мощные, а самые большие корабли, то вот вам размеры: 172 метра в длину, 23,3 метра в ширину и 26 метров в высоту; два ядерных реактора, водоизмещение более 48 тыс. тонн (в подводном положении) и, помимо прочего, способность проламывать лед толщиной до 2,5 метра и всплывать в Арктике…

Классификация современных судов

Суда классифицируют по различным признакам, например районам плавания, назначению, материалу корпуса и надстроек и т. д. В зависимости от этого применяют схемы окраски наружного корпуса, механизмов и оборудования, расположенных на палубах, и внутренних (служебных, обитаемых и вспомогательных) помещений.

По районам плавания суда разделяют на морские (арктического, неограниченного, ограниченного, прибрежного плавания); рейдовые, внутреннего плавания (озерные и речные) и смешанного плавания типа “река-море”.

По назначению суда подразделяют на следующие типы: транспортные, промысловыеПромысловые добывающие и перерабатывающие суда, служебно-вспомогательные и суда технического флота.

Транспортные суда подразделяют на следующие типы:

  • пассажирские — суда для обслуживания регулярных линий, туристских путешествий или круизов (рис. 2), массовых перевозок людей и суда местного сообщения;
  • грузовые, которые, в свою очередь, делятся на сухогрузные и наливные (танкеры для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов (рис. 5); суда для перевозки навалочных грузов — балкеры (рис. 6) (руды, угля, минеральных удобрений, зерна и т. п.), газы (рис. 7); суда для перевозки химикатов, а также прочих жидких грузов (водолеи, виновозы, суда для перевозки скота и др.);
  • грузопассажирские;
  • специальные (паромы, баржи, буксирные суда, составы, толкачи, буксиры-толкачи, несамоходные толкаемые секции или баржи, а также автомобильно-пассажирские и железнодорожные паромы).

В настоящее время быстро развивается строительство судов комбинированного типа, т. е. судов, приспособленных дли перевозки нескольких определенных видов груза, что очень выгодно при организации встречных морских перевозок, так как исключает порожние балластные пробеги. К этому типу грузовых судов относятся нефтерудовозы, хлопколесовозы и т. п.

Предлагается к прочтению: Морские буксирные суда, классификация и виды

Промысловые суда делят на:

  • добывающие — траулеры (рис. 8);
  • дриф­теры;
  • сейнеры;
  • тунцеловы;
  • краболовы;
  • добывающе-перерабатывающие (большие морозильные траулеры, рыбозаводы, большие и средние траулеры, траулеры — рыбоконсервные заводы, морозильные траулеры), перерабатывающие (плавучие базы, морозильные суда или производственные рефрижераторы) и обслуживающие (приемотранспортные, поисковые, научно-промысловые и др.).

Служебно-вспомогательные суда разделяют на:

  • обслуживающие — буксиры (рис. 9), обеспечивающие буксировку больших судов в узких местах и портах, или несамоходные суда, ледоколы (портовые, морские, речные, арктические линейные; спасатели, пожарные суда);
  • служебные (научно-исследовательские, медико-санитарные, плавучие гостиницы, учебные и пр.).

Суда технического флота подразделяют на:

  • дноуглубительные снаряды;
  • грунтовозные шаланды;
  • суда-нефтесборщики;
  • плавучие краны;
  • крановые суда;
  • плавучие докиМеталлические плавучие доки — общие сведения и классификация;
  • плавучие мастерские;
  • а также суда, предназначенные для выполнения строительных, мелиоративных и лесосплавных работ;
  • суда для исследования Мирового океана — плавучие буровые установкиСамоподъемные плавучие буровые установки, полупогружные нефтяные платформы (рис. 10), буровые суда и др.; плавучие электростанции и т. п.

Русская классификация 1915 года[править]

  • Линейные корабли
  • Крейсера Линейные крейсера
  • Гидрокрейсера
  • Вспомогательные крейсера

Гидроавиатранспорты
Эскадренные миноносцы
Миноносцы
Минно-тральные корабли

  • Минные заградители Малые моторные заградители

Тральщики
Сетевые заградители
Посыльные суда

  • Речные посыльные суда

Канонерские лодки

  • Речные канонерские лодки Малые речные канлодки

Плавучие батареи
Десантные корабли

  • Десантные баржи

Боевые катера

  • Сторожевые катера Сторожевые катера-истребители

Бронекатера

  • Бронекатера-разведчики

Дозорные бронекатера
Учебные

  • Учебно-артиллерийские корабли

Учебные суда
Императорские яхты
Вспомогательные корабли и суда

  • Спасательные суда

Подводные лодки

  • Подводные минные заградители

Знакомство

Россия является правопреемницей СССР. Как и раньше, задачи военно-морского флота остались прежними – защищать суверенность государства, обеспечивать спокойную морехозяйственную деятельность в Мировом океане. Поэтому многие военные, гуманитарные и прочие акции, которые затрагивают интересы страны, не проходят без участия российских кораблей. Как утверждают специалисты, российский военно-морской флот по всем показателям не уступает ВМФ Соединенных Штатов. В зависимости от предназначения, используемых энергетических установок и показателей водоизмещения для военных кораблей России предусмотрена классификация.

Лайнер Oasis Of The Seas

Принадлежит к классу крупнейших океанских судов. Является собственностью круизной компании Royal Caribbean International. «Прописан» на Багамских островах, порт Нассау.

Внешность лайнера – его визитная карточка, ведь он предназначен для отдыха, развлечений. Огромное (16-палубное) белоснежное судно – плавучий город. Он способен принять 5400 пассажиров. Здесь представлено множество вариантов проведения досуга, и внутри корабль не менее прекрасен, чем снаружи. Бассейны, два стимулятора серфинга, баскетбольная арена и ледовый каток – для тех, кто обожает спорт. Казино, бары, мюзиклы для любителей ночной жизни. Множество развлечений для семей с детьми. Спа-зона, магазины, собственный пляж и даже парк с деревьями… Великолепие Oasis Of The Seas никого не оставит равнодушным.

Оружие

Системы военно-морского оружия развивались вслед за развитием наземного оружия. К ним относятся:

  • авианосцы,
  • нарезные орудия,
  • таран корпуса противника в использование основных механических снарядов,
  • стреляющие снаряды,
  • ракеты и дистанционно управляемые устройства,
  • минные заградители и тральщик,
  • гладкоствольные пушечные ядра,
  • вооруженные торпедами подводные лодки,
  • корабли, вооруженные управляемыми огневыми стредствами.

До тех пор, пока развитие паровой тяги не сочеталось с скорострельными орудиями с казенной частью, морские бои часто заканчивались схваткой между командами противников. С начала 20-го века произошло существенное развитие технологий, которые позволяют проецировать силы из военно-морской оперативной группы на сухопутный объект с использованием морской пехоты.

Поздний греческий пентеконтор

Современная реконструкция триеры «Олимпия» пока что не смогла выжать больше 7 узлов (13 км/ч). Строительство её обошлось почти в 700 тыс. долларов и заняло два года.

Поздний греческий пентеконтор

Интересно, что в 482 г. до н. э. в Афинах с населением около 250 тысяч жителей имелось около 200 трирем. Кстати, в древнем Средиземноморье вплоть до второй половины I тысячелетия н. э. корабли и лодки строили, начиная с обшивки, последовательно переходя к внутренним частям.

Основным оружием бирем и трирем являлся таран, а тактическими приёмами — таранный удар и абордажный бой. Каждая триера во время боевых действий несла на борту некоторое количество гоплитов — тяжеловооружённых пехотинцев, стрелков из лука и пращников.

Неавианесущие корабли

А что же, спросите вы, военные корабли прочих типов? Неужели ни у кого не возникала мысль построить неавианесущий корабль большого размера? Возникала, и эту мысль даже пытались реализовать. Так, Япония перед Второй мировой войной начала постройку одного из самых больших военный кораблей в истории и крупнейшего линкора — 263-метрового «Ямато» и его близнеца «Мусаси».

Стратеги японского флота готовились к генеральному сражению с американским флотом в Тихом океане, а для этого им, как они полагали, нужны были несколько огромных хорошо вооруженных кораблей. Вскоре после принятия «Ямато» на службу в 1941 году оказалось, впрочем, что война с США превращается в бесконечную череду мелких стычек, а главным оружием в них являются самолеты, взлетающие с палубы авианосцев. Причем в абсолютном большинстве этих стычек оба линкора не принимали участие. В 1944 году эти корабли выступили-таки в крупном сражении за Филиппины. В нем «Мусаси» оказался потоплен после двух лет и трех месяцев службы, а «Ямато» ушел к берегам Японии (сражение было японцами проиграно), чтобы погибнуть в последнем сражении в начале апреля 1945-го у берегов Окинавы в большой степени от авиабомб.

ПРОЕКТ 956У

Описание проекта 956У 

Работы над проектом эсминца с усиленным составом вооружения (проекта 956У) были начаты в Северном ПКБ в конце 1980-х годов. Главным конструктором проекта оставался И. И. Рубис, главным наблюдающим от ВМФ был сначала капитан 2 ранга С. Н. Сургаев, а позднее капитан 2 ранга М. А. Цюх. Проектом было предусмотрено три варианта модернизации. Отличие первого варианта от базового проекта 956 состояло в том, что вместо пусковых установок для ПКР «Москит» на корабле размещались наклонные универсальные пусковые установки СМ-403 для 16 крылатых ракет класса ПКР и КРБД. Отличие второго варианта от первого заключалось в том, что помимо замены пусковых установок комплекса «Москит» на корабле на месте кормовой АУ АК-130 размещалась установка вертикального пуска 3С-14 на 16 крылатых ракет «Калибр». Третий вариант модернизации предусматривал размещение только кормовой УВПУ на 24 ракеты с демонтажем ПУ ПКРК «Москит».

В УПУ и УВПУ всех трёх вариантов предполагалось разместить крылатые ракеты «Оникс» и «Калибр» в любой комбинации. Целеуказание для крылатых ракет должен был обеспечивать новый радиолокационный комплекс (РЛК) «Монумент», устанавливаемый взамен РЛК «Минерал» (КРС-27).

Установки РБУ-1000 и все ЗАК АК-630М снимались. Вместо них предполагалось разместить 2 боевых модуля ЗРАК «Кортик» (для первых двух вариантов) и 4 аналогичных модуля для третьего варианта. Стандартное водоизмещение модернизированного корабля в окончательном варианте приблизилось к уровню 6 700—6 750 тонн.

Все необходимые проектные работы были выполнены к концу 1991 года. Однако из-за отсутствия финансовых средств в период практически полного прекращения финансирования военного судостроения достройка уже заложенных кораблей по проекту 956У не производилась, а все дальнейшие работы по нему были свёрнуты.

Чертежи проекта 956У в открытых источниках не представлены.

Овсянников С. И., Спиридопуло В. И. Советский суперэсминец третьего поколения. Часть 3. Отличительные особенности проекта 956 // История корабля : альманах. — предприниматель Богатов С . А., 2005. — Вып. 3, № 1. — С. 18.

Оценка проекта 956У 

Итак, хотя проект 956У реализован не был, опыт истёкших десятилетий даёт основания дать оценку отдельным проектным решениям, легшим в его основу.

Так, опыт боевых действий ВМФ РФ в 2015 году против террористов на территории Сирии показал высокую боевую эффективность ВПУ УКСК 3С14 «Калибр».

Наклонные пусковые установки СМ-403 промышленностью освоены не были. Единственным реализованным отечественным ВПК проектом наклонной пусковой установки оказался проект четырехконтейнерной пусковой установки ПКР «Уран».

Гипотеза периода 80х..90х годов о значительном росте эффективности противовоздушной обороны корабля за счёт замены шестиствольных 30-мм зенитных артиллерийских комплексов АК-630 на зенитно-ракетные артиллерийские комплексы «Кортик-М» или их аналоги своего объективного подтверждения не нашла. Напротив, в ходе реализации программы военно-технического сотрудничества с Индией, поставки ЗРАК «Каштан» в составе фрегатов типа «Тальвар» были по окончании строительства первой серии прекращены, с заменой во второй серии фрегатов на АК-630.

Гибель в 2010 году корейского корвета «Чхонан» в результате внешнего взрыва, предположительно явившегося результатом торпедной атаки, показывает, что необходимость наличия на борту надводного корабля противоторпедного вооружения не утратила своей актуальности и в XXI веке. Таким образом, предлагавшийся проектом 956У демонтаж противоторпедного вооружения РБУ-1000 без его адекватной замены на иные варианты противоторпедного вооружения в настоящее время представляется ошибочным. Сочетание РБУ и двух двухтрубных 533-мм торпедных аппаратов, при избыточных массово-габаритных характеристиках в сравнении с современными комплексами противолодочного и противоторпедного вооружения «Пакет-НК», сохраняет свою боевую ценность и в 2020 году, что подтверждается продолжением поставки в Индию фрегатов проекта 11356.

Военный флот 17 века

XVII век был богатым периодом в истории корабельного строительства. Корабли стали быстроходнее, маневреннее, устойчивее. Инженеры научились проектировать лучшие образцы парусных кораблей. Развитие артиллерии позволило оборудовать линейные корабли надёжными, точными орудиями. Необходимость военных действий определяла прогресс в судостроении.

Военные корабли по Эпохам и Странам

Самый сильный корабль в начале века

На начало XVII века приходится рассвет эпохи линейных кораблей. Первым трёхпалубным стал британский HMS «Prince Royal», из верфи Вулвича вышедший в 1610 г. Прообраз британские корабелы взяли от датского флагмана, и в дальнейшем неоднократно перестраивали и улучшали.

HMS «Prince Royal»

На корабле водрузили 4 мачты, по две на прямые и латинские паруса. Трехдечный, изначально 55-пушечный, корабль в конечном варианте 1641 г. стал 70-пушечным, потом изменил название на Resolution, вернул имя, и в 1663 г. имел уже 93 пушки в своём снаряжении.

  • Водоизмещение около 1200 тонн;
  • Длина(по килю) 115 футов;
  • Ширина(по мидельшпангоуту) 43 фута;
  • Глубина интрюма 18 футов;
  • 3 полноценные артиллерийские палубы.

В результате боёв с голландцами корабль в 1666 был захвачен неприятелем, а когда его попытались отбить, сожжён и затоплен.

Самый сильный корабль в конце века

Soleil Royal

Французский «Soleil Royal» строился корабелами верфи Бреста 3 раза. Первый 1669 года трехмачтовый со 104 пушками, созданный как равный противник британскому «Royal Sovereign», погиб в 1692 году. И в этот же год уже был построен новый линейный корабль с вооружением 112 пушек и имел:

  • Орудий 28 х36-фунт., 30 х18-фунт.(на мидельдеке), 28 х12-фунт.(на опердеке);
  • Водоизмещение 2200 тонн;
  • В длину 55 метров(по килю);
  • Ширину 15 м(по мидельшпангоуту);
  • Осадку(интрюма) 7 м;
  • Команду из 830 человек.

Третий был построен после гибели предыдущего, как достойный наследник славных традиций, связанных с этим именем.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.