Оглавление
Особенности конструкции крылатой ракеты Tomahawk Block I
Следует отметить, что американцы практично подошли к созданию нового оружия. Достигнутый с Советским Союзом в середине 70-х годов XX века ядерный паритет требовал создания новых средств доставки ядерных боеприпасов, поэтому изначально новая крылатая ракета — новый боевой топор разрабатывался в нескольких модификациях. Основной, стратегический вариант ракетного комплекса «Томагавк» имел три модификации(А, С , D) и был рассчитан для нанесения ударов по наземным целям в глубине территории вероятного противника. Ко второму, к тактическому варианту ракеты относились модификации B и E. Эти крылатые ракеты должны были уничтожать любые наводные цели.
Конструкция крылатой ракеты имела все свойственные этому виду оружия характерные черты. Корпус представлял собой моноплан цилиндрической формы, снабженный в носовой части обтекателем. Устойчивость снаряда в полете обеспечивали выпускающиеся крылья, расположенные в центральной части корпуса. В хвостовой части ракета имела крестообразный стабилизатор. Основным конструктивным материалом являлся авиационный алюминий и прочный пластик. Использование в конструкции корпуса защитных материалов обеспечили существенное снижение радиолокационной заметности ракеты. В качестве основного двигателя на новую ракету сначала ставились турбореактивные двигатели Williams F107-WR-400 с тягой в 2,7 кН. Позже на другие модификации устанавливались более мощные двигатели. Для модификаций ракет воздушного базирования использовались двигатели ТРД Тeledyne CAE J402-CA-401, способные давать тягу в 3,0 кН.
Мощный маршевый двигатель обеспечивал ракете — снаряду скорость полета свыше 800 км/ч. Дальность полета варьировалась в диапазоне 800- 2500 км, в зависимости от модификации ракеты и варианта базирования. Как правило, крылатые ракеты с ядерной боеголовкой обладали большей дальностью. Тактические модификации способны были летать на меньшее расстояние. Сведенные тактико-технические характеристики для крылатых ракет «Томагавк» выглядят следующим образом:
- дальность полета для ракет наземного (надводного) пуска 1250 — 2500 км;
- дальность полета ракет (подводный пуск) базирующихся на подводных лодках до 1000 км;
- маршевая скорость полета 885 км/ч;
- максимальная скорость полета на завершающем участке полета при определенных углах атаки — 1200км/ч;
- корпус ракеты имел длину 6,25 м;
- размах крыльев 2,62 м;
- вес снаряженной ракеты варьировался в диапазоне 1450-1500 кг, в зависимости от типа боеголовки;
- ракета могла быть оснащена ядерной боеголовкой, осколочно-фугасным зарядом или кассетной боеголовкой.
В процессе разработки и последующего серийного выпуска ракеты оснащались тремя типами системы наведения:
- инерциальной;
- корреляционной;
- корреляционной электронно-оптической.
Последняя модификация крылатых ракет Tomahawk Block IV, которая сегодня должна поступить на вооружение армии США уже оснащается совершенно новой электронно-оптической системой наведения DSMAC корреляционного действия. В процессе маршевого полета курс ракеты может быть скорректирован с учетом метеорологической обстановки в районе цели и боевой обстановки. В нынешних условиях оружие представляет собой полностью автоматизированный боевой комплекс, способный принимать решения самостоятельно в зависимости от особенностей боевого применения.
Предназначение и применение
Вначале, BMG-109 предназначались для оперативной доставки ядерного заряда в страны бывшего социалистического лагеря с подводных носителей. Но с начала1980 года когда была внедрена система TERCOM, возможности ракеты сильно расширились. Так, благодаря инерциальной навигационной аппаратуры и новой рельефометрической системе резко повысилась точность ракеты, и появилась возможность полёта с огибанием рельефа местности. Теперь комплекс выполнял не только функции ядерного сдерживания, а и стал высокоточным неядерным оружием для уничтожения стратегических и тактических объектов в тылу противника.
Боевое крещение Tomahawk прошёл во время персидской войны. Тогда было запущено около 300 ракет, 282 из которых успешно поразили свои цели. Во время применения ракет в данном конфликте были отмечены трудности с программированием полёта, что увеличивало время развертывания ракеты. Использовались они и в других военных операциях в Ираке, но проявили свой потенциал на только во время «Лиса пустыни» Тогда комплекс нанес более 72% ударов от общего числа нанесенных с воздуха и потеряв только 13 ракет по техническим причинам.
Применялись Томагавки и во время конфликта с Югославией. В ходе операции «Несокрушимая Свобода» коалицией было выпущено около 700 КР.* Несколько ракет были сбиты устаревшим ПВО республики Сербия. Активно используются американские «Топоры» и сейчас — в Сирии. За 2017 год был нанесен удар из 59 ракет по авиабазе ЭШ-Шарат, в ходе которого было уничтожено за разными данными от 6 до 20 самолётов, несколько складов с боеприпасами и резервуаров с топливом. В 2018 году коалиция 14 апреля выпустила 106 ракет по объектам научной инфраструктуры Сирии, как ответ на химическую атаку в городе Дума.
«Калибр», который мы сохранили
По словам экспертов, реальную боевую работу могли выполнить наиболее современные модификации ракет «Томагавк», оснащенные специальной системой наведения, и способные «барражировать» в квадрате в поисках цели. Однако и тут, как оказалось, есть целый ряд ограничений.
«Начнем с того, что такая ракета действительно может незаметно подойти к цели без использования основных систем навигации. Но этот прием работает лишь в том случае, когда у противника нет вообще никаких средств обнаружения и контроля, и нет ПВО как таковой.
Ну подумайте сами, нормальный, хорошо вооруженный и обученный противник позволит воздушным целям по долгу находиться в собственном воздушном пространстве, да еще и угрозу какую-то представлять?», — пояснил в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Алексей Леонков.
По словам Леонкова, подход к массированному применению КРМБ актуален лишь при определенном наборе условий, одновременно с которыми сосуществует целый ряд ограничений.
Благодаря этим ограничениям невозможно полноценное и эффективное применение КРМБ в отношении противника с развитой и эшелонированной системой ПВО. Это утверждение легко подтверждается перехваченными ракетами «Томагавк» в Ираке и Югославии, а ведь это не самые развитые, с точки зрения технологичности войск, страны.
Для показательной порки в рамках собственной внешней политики массированный ракетный удар может и сгодится, но вот для реальной боевой работы нужно брать то, что действительно сработает. Работа комплексов «Калибр-НК» в этом отношении является показательным и уникальным явлением сразу по нескольким причинам.
Во-первых, практически зарубежные эксперты и спецслужбы российские крылатые ракеты давно похоронили. Порезанный на иголки «Рельеф», и целый ряд других перспективных проектов, казалось, ввергли отечественную «ракетную» промышленность и науку в каменный век.
Однако цель первой боевой стрельбы кораблей Каспийской флотилии была достигнута, а план по международному шуму и истерическим воплям относительно этого события, кажется, и вовсе перевыполнили.
У России внезапно оказалась готовая к серийному производству и монтажу на корабли технология, благодаря которой любой цель оказалось возможным поражать через территорию нескольких государств.
Во-вторых, эффективность российских крылатых ракет в сравнении с американскими оказалась вдвое выше, а стоимость — ниже.
«Если оценивать трезво, то в вопросе применения крылатых ракет по наземным целям, у нас чистая победа. Американцы тратят на одну цель, в среднем, три ракеты «Томагавк», мы потратили на каждую цель по одной, в редких случаях две, ракете комплекса «Калибр».
Строгие в этом плане стандарты и нормативы — это заслуга еще советских военных. Две ракеты на цель уже считается большим перерасходом, поэтому постоянный боевой показатель — одна ракета на цель», — пояснил военный эксперт Алексей Леонков.
Важно понимать, что боевая стрельба Каспийской флотилии в этом случае — пристрелка. Обкатка новых технологий и проверка работоспособности всех систем — от координации и боевого планирования до управления боевой работой
К тому же, нельзя забывать о так называемой «вероятности попадания».
У американских ракет «Томагавк» вероятное попадание колеблется на отметке 0,8-0,9. Российские «Калибры» имеют коэффициент 0,9-10. Дальность «работы» американских ракет при этом значительно варьируется — от 600 километров до 1200.
Ракеты комплекса «Калибр» обеспечивают устойчивый и постоянный уровень вероятного попадания вне зависимости от удаленности цели, а главную скрипку в этом оркестре играет целеуказание.
Полторы тысячи километров, которые преодолели российские ракеты до целей боевиков ИГИЛ в Сирии через территорию нескольких стран, и точность попадания лишний раз говорят о том, что американский «Томагавк» крылатой ракетой номер один никогда не был, и скорее всего, не будет.
Подготовка биллета к ковке
Первый шаг к изготовлению проектного томагавка – это подготовка биллета. Я предпочитаю ковать дамасскую сталь из высокоуглеродистых сталей типа 1095 и 15N20 из-за значительного содержания в них углерода и других химических элементов, что придает красивый контраст дамасскому узору.
Закручивание – это один из способов манипуляции стали для создания конкретного типа дизайна или дамасского узора.
Помимо красивого контраста, эти два вида стали вполне сопоставимы, то есть хорошо свариваются вместе. Сопоставимость двух различных типов стали, которые вы выбираете для изготовления дамасской стали, имеет огромное значение. До сих пор мне удавалось получать хорошие результаты при использовании этой комбинации сталей, но иногда я использую и другие типы стали для изготовления дамасской. У каждого кузнеца есть свои излюбленные типы стали. Так и должно быть. То, что срабатывает у меня, не обязательно должно подходить другим.
Перед изготовлением дамасского биллета слои стали должны быть зачищены либо с помощью пескоструйной зачистки, либо шлифовки. После очистки сталь разрезается до нужного размера. Я выкую два биллета, каждый высотой 1 1/4 дюйма, шириной 1 1/4 дюйма и длиной 8 дюймов. В биллет укладываются сначала слои стали 1095, затем слои стали 15N20. Я повторяю эту последовательность до тех пор, пока число слоев не достигнет нужной для начала работы цифры. В данном случае И слоев стали вполне достаточно для подготовки материала к ковке томагавка трубчатого типа.
Каждый биллет обвязывается проволокой, чтобы удерживать слои стали вместе во время первой сварки. Для фиксации концов биллета и более прочного удержания стали некоторые кузнецы пользуются электросваркой. Мне больше нравится связывать биллет проволокой, но это мое личное предпочтение.
Считается, что слово «tomahawk», которое дало название топору, произошло от неправильного произношения индейского слова «тамахакан» — режущий предмет.
В доколумбовой Америке индейцы обозначали этим словом что-то типа «камня с вытянутой формой, заточенного с обоих краев и насаженного на деревянную рукоятку». Да и выглядело это приспособление вовсе не так, как все это выглядит в кинофильмах про индейцев. И лишь с открытием Америки словом «томагавк» начали обозначать металлические топоры.
«Tomahawk» – прошлое и настоящее
Всего, за всю историю существования «Томагавков» было разработано 7 разновидностей этих ракет. Часть из них снята со службы еще несколько десятков лет назад. Например, такая участь постигла комплексы, которые запускались с земли.
Что интересно, в прошлом маршрут первых моделей приходилось прокладывать за неделю до даты планируемой атаки при помощи воздушного картографирования, сделанного с самолета. Во время пуска оставалось только надеяться на то, что тактическая ситуация за это время не изменилась.
Не стоит на месте и техническое развитие данной модели ракеты. Так, в 2016 году Национальная лаборатория Лос-Аламоса представила разработку, позволяющую дополнительно увеличить боевую мощь «Томагавка» за счет несгоревшего топлива.
Также налаживание производства этих ракет позволило снизить стоимость до 650 тысяч долларов, вместо 1,5 миллионов в прошлом.
Вкупе с универсальностью, касающейся выполнения боевых задач, «Томагавк» можно смело называть одной из самых впечатляющих военных разработок последних лет.
Победители конкурса
В 1972 году (феноменальная скорость, кстати) уже был выбран окончательный вариант пусковой установки под новые крылатые ракеты. Тогда же было окончательно утверждено положение об исключительно морском их базировании. В январе государственная комиссия уже отобрала двух наиболее многообещающих кандидатов для участия в полномасштабных испытаниях. Первым претендентом была продукция широко известной компании General Dynamics.
Это была модель UBGM-109A. Второй образец выпустила мало кому известная (и плохо лоббируемая) фирма LTV: ракета UBGM-110A. В 1976 году их начали тестировать, запуская ходовые макеты с борта подлодки. В общем-то, никто из высших чинов и не скрывал, что победители заочно уже признали модель 109А.
Примечания и ссылки
- .
- (in) , Deagel (по состоянию на 28 декабря 2014 г. ) .
- .
- ↑ и (ru) Сандра И. Эрвин, , Журнал «Национальная оборона»,2 апреля 2014 г.(по состоянию на 22 декабря 2014 г. ) .
- .
- (cs) , на www.leteckemotory.cz ,28 августа 2002 г.(по состоянию на 13 сентября 2013 г. ) .
- (in) , Naval Air Systems Command (по состоянию на 28 декабря 2014 г. ) .
- (in) , Defense Industry Daily20 июня 2012 г.(по состоянию на 15 августа 2012 г. ) .
- (in) Ричард Скотт, , на Джейн ,13 декабря 2017 г.(по состоянию на 22 ноября 2018 г. ) .
- (in) на Raytheon ,24 октября 2010 г.(по состоянию на 22 ноября 2018 г. ) .
- .
- (in) Джон Грэди, на news.usni.org ,22 января 2022 г.(по состоянию на 16 марта 2020 г. ) .
- (in) на assopyrophor.org ,19 июня 2016 г.(по состоянию на 29 октября 2016 г. ) .
- (in) Ханс М. Кристенсен, на сайте Федерации американских ученых ,18 марта 2013 г.(по состоянию на 27 января 2018 г. ) .
- (in) Ханс М. Кристенсен, , Федерация американских ученых ,26 февраля 2013 г.(по состоянию на 28 декабря 2014 г. ) .
- (in) Эдвард Дж. Уолш, , Военно-морской институт США,Август 2012 г.(доступ на 1 — е сентября 2014 года ) .
- (in) Сэм ЛаГрон, подлодки, выпуск которых начнется на ,18 февраля 2016 г.(доступ к 1 — й июля 2016 ) .
- ↑ and (en) , Федерация американских ученых ,7 мая 2014 г.(по состоянию на 28 декабря 2014 г. ) .
- (in) « », Джим Гарамон, пресс-служба американских вооруженных сил , 23 марта 2011 г.
- (in) Рональд О’Рурк ( Исследовательская служба Конгресса ), , Библиотека военно-морского ведомства,20 апреля 1999 г.(по состоянию на 28 декабря 2014 г. ) .
- ↑ и (in) на ,16 августа 2017 г.(по состоянию на 20 ноября 2017 г. ) .
- (in) Норман Фридман , Победа в пустыне: Война за Кувейт , Аннаполис, Мэриленд, Издательство военно-морского института,Сентябрь 1991 г., 435 с. ( ISBN 1-55750-254-4 и ).
- Рене Карпентье , Тактические ракеты , Eurosae,2001 г., 336 с. , стр. 201.
- Воздух и Космос , 1998 .
- .
- (in) Vice Adm. Билл Гортни, , Министерство обороны США,25 марта 2011 г.(по состоянию на 27 марта 2011 г. ) .
- .
- (in) Центральное командование США , , по ВВС США ,23 сентября 2014 г.(проверено 25 сентября 2014 г. ) .
- (in) Хоуп Ходж Сек, ракетой , на ,13 октября 2016 г.(по состоянию на 30 октября 2016 г. ) .
- VOA Africa , « США атакуют Сирию », VOA ,7 апреля 2017 г..
- (in) Ян Истон, (доступ 28 декабря 2014 г. ) .
Достоинства и недостатки BGM-109 Tomahawk
«Томагавк» — это, несомненно, высокоэффективное оружие. Универсальное, дешевое, способное решать множество задач. Конечно же, у него есть недостатки, но плюсов гораздо больше.
Достоинства:
- за счет низкой высоты полета и использования специальных материалов «Томагавки» являются серьезной проблемой для средств ПВО;
- ракеты обладают весьма высокой точностью;
- это оружие не подпадает под действие соглашений о крылатых ракетах;
- КР «Томагавк» имеют низкую стоимость обслуживания (если сравнивать с баллистическими ракетами);
- данное оружие относительно дешево в производстве: стоимость одной ракеты на 2014 год составляла 1,45 млн долларов, для некоторых модификаций она может достигать 2 млн долларов;
- универсальность: различные виды боевых частей, а также разные способы поражения объектов позволяют применять Tomahawk против самых различных целей.
Если сравнивать стоимость использования этих КР с проведением полномасштабной воздушной операции с применением сотен самолетов, подавлением вражеской ПВО и установкой помех, то она покажется просто смешной. Нынешние модификации этих ракет могут быстро и эффективно уничтожать стационарные объекты противника: аэродромы, штабы, склады и узлы связи. Весьма успешно применялись «Томагавки» и против гражданской инфраструктуры противника.
Есть у нынешних модификаций «Топора» и недостатки:
- невысокая скорость полета;
- дальность полета конвенционной ракеты ниже, чем у КР с ядерной БЧ (2500 против 1600 км);
- невозможность атаковать движущиеся цели.
Еще можно добавить, что КР не может маневрировать с большими перегрузками для противодействия системам ПВО, а также применять ложные цели.
В настоящий момент работы над модернизацией крылатой ракеты продолжаются. Они направлены на продление дальности ее полета, увеличение боевой части, а также над тем, чтобы сделать ракету еще «умнее». Последние модификации «Томагавков», по сути, являются настоящими БПЛА: они могут барражировать в заданном районе 3,5 часа, выбирая себе наиболее достойную «жертву». При этом все данные, собранные сенсорами КР, передаются в пункт управления.
Устройство BGM-109 Tomahawk
Крылатая ракета «Томагавк» — это моноплан, оснащенный двумя небольшими складывающими крыльями в центральной части и крестообразным стабилизатором в хвостовой. Фюзеляж цилиндрической формы. Ракета имеет дозвуковую скорость полета.
Корпус состоит из алюминиевых сплавов и (или) специального пластика низкой радиолокационной заметности.
Система управления и наведения является комбинированной, она состоит из трех составляющих:
- инерциальной;
- по рельефу местности (TERCOM);
- электронно-оптической (DSMAC);
- с помощью GPS.
На противокорабельных модификациях стоит радиолокационная система наведения.
Для запуска ракет с подводных лодок используются торпедные аппараты (для старых модификаций) или специальные пусковые установки. Для пуска с надводных кораблей применяют специальные пусковые установки Мк143 или УВП Мк41.
В головной части КР расположена система наведения и управления полетом, за ней – боевая часть и топливный бак. В задней части ракеты находится двухконтурный турбореактивный двигатель с выдвижным воздухозаборником.
К хвостовой части крепится ускоритель, придающий начальное ускорение. Он выносит ракету на высоту 300-400 метров, после чего отделяется. Затем сбрасывается хвостовой обтекатель, раскрываются стабилизатор и крылья, включается маршевый двигатель. Ракета выходит на заданную высоту (15-50 м) и скорость (880 км/ч). Такая скорость является довольно небольшой для ракеты, но она позволяет наиболее экономно использовать топливо.
Боевая часть ракеты может быть самой разной: ядерной, полубронебойной, фугасно-осколочной, кассетной, проникающей или бетонобойной. Масса БЧ разных модификаций ракеты также различается.
Чертёж для изготовления томагавка своими руками
Сделать свой собственный томагавк можно двумя способами:
- Методом ковки;
- С помощью топора-донора, болгарки и электрического точила.
Рассмотрим подробно два этих способа, после чего разберёмся, как изготовить рукоятку.
Для топора подойдёт металл марки 65г. В качестве альтернативного источника стали можно перековать автомобильную рессору. Сначала выковывается подходящий по толщине прямоугольник, в нём с помощью зубила или пробойника делается отверстие проушины. Потом кузнечным (или обычным) молотом заготовке придаётся нужная форма. Заготовка закаляется, после чего производится слесарная обработка.
Закалка кованого томагавка должна быть зонной — лезвие закалено, а обух обычно не закаливается. После слесарной обработки топор насаживается на заранее подготовленное топорище.
Для изготовления томагавка понадобится донор – обычный топор. В качестве первого опытного экземпляра можно взять дешёвый китайский топор. Только качественного инструмента из него не получится. Хотя если вы боитесь испортить качественный топор, можете попробовать на китайском.
Если вы хотите получить качественный томагавк, используйте старые советские кованые топоры. Хорошей славой пользуются топоры с армейских складов сороковых и пятидесятых годов выпуска.
Сначала нужно сделать чертёж томагавка. Для этого на лист бумаги ложится донор и обводится по контуру. Затем этому рисунку придаётся нужная форма. Следующей операцией будет перенос чертежа с бумаги на топор. Начертив на топоре желаемую форму, следует обрезать лишний металл с помощью болгарки. При резке обязательно используйте защитные очки и перчатки. Не стоит резать слишком быстро, иначе металл перегреется и потеряет закалку. Рекомендуется периодически охлаждать деталь водой. После обрезки заготовка затачивается на электрическом точиле и шлифуется. Если у вас имеется дремель, можно украсить топор надписью или рисунком. Если в процессе работ перегрелся металл, топор нужно заново закалить.
Немного об истории ракеты Tomahawk
Любая крылатая ракета (КР) – это, по сути, летающая бомба (кстати, первые образцы этого оружия так и называли), беспилотный летающий аппарат одноразового применения.
Появлением первой серийной крылатой ракеты человечество обязано сумрачному тевтонскому гению: она была запущена в серию во время Второй Мировой войны. «Фау-1» принимала активное участие в боевых действиях – гитлеровцы использовали эти КР для ударов по территории Великобритании.
«Фау-1» была оснащена воздушно-реактивным двигателем, ее боевая часть весила от 750 до 1000 килограмм, а дальность полета достигала от 250 до 400 километров.
Немцы называли «Фау-1» «оружием возмездия», и оно действительно было весьма эффективным. Эта ракета была простой и относительно дешевой (по сравнению с «Фау-2»). Цена одного изделия составляла всего 3,5 тысячи рейхсмарок – примерно 1% от стоимости бомбардировщика с аналогичной бомбовой нагрузкой.
Однако никакое «чудо-оружие» уже не могло спасти гитлеровцев от разгрома. В 1945 году все наработки нацистов в области ракетного оружия попали в руки союзников.
В СССР разработкой крылатых ракет сразу после окончания войны занимался Сергей Павлович Королёв, затем в этом направлении долгие годы работал другой талантливый советский конструктор – Владимир Челомей. После начала ядерной эры все работы в области создания ракетного оружия сразу же приобрели статус стратегических, ибо именно ракеты рассматривались в качестве основного носителя оружия массового поражения.
В 50-е годы в СССР шли разработки межконтинентальной крылатой ракеты «Буря», имевшей две ступени и предназначенной для доставки ядерных зарядов. Однако работы были остановлены по экономическим соображениям. Кроме того, именно в этот период были достигнуты реальные успехи в области создания баллистических ракет.
В США также была разработана крылатая ракета SM-62 Snark с межконтинентальной дальностью полета, она даже некоторое время находилась на боевом дежурстве, но позже была снята с вооружения. Становилось понятно, что в те времена баллистические ракеты оказались намного более эффективным средством доставки ядерного заряда.
Разработки крылатых ракет в Советском Союзе продолжились, но теперь перед конструкторами ставили несколько иные задачи. Советские генералы считали, что подобное оружие – прекрасное средство борьбы против кораблей вероятного противника, особенно беспокоили их американские авианосные ударные группы (АУГ).
В разработку противокорабельного ракетного оружия были вложены огромные ресурсы, благодаря чему появились ПКР «Гранит», «Малахит», «Москит» и «Оникс». Сегодня ВС России обладают наиболее совершенными образцами противокорабельных крылатых ракет, ничего подобного нет больше ни у одной армии мира.
Автоматический запуск двигателя по расписанию
Для включения авто запуска двигателя каждый день в одно и то же время требуется одновременно нажать на брелке кнопки 2 и 4. Действие подтвердится одноразовой сигнализацией сирены и фар, а на пейджере появится иконка часов и проиграет мелодия.
Автомобиль будет автоматически заводиться в это же время каждые сутки, начиная со следующего дня. Отключение функции осуществляется повторным нажатием на кнопки 2 и 4, оно сопровождается двойной сигнализацией сирены и фар.
Для активации других периодов автоматического запуска активируйте функцию и в течение последующих пяти секунд нажмите на:
- кнопку 1 для запуска каждый час
- кнопку 2 для запуска каждые 2 часа
- кнопку 3 для запуска каждые 4 часа
- кнопку 4 для запуска каждые 12 часов
Опрос состояния системы и открытие багажника
Для удаленного опроса температуры в салоне, состояния охраны нажмите на брелке дистанционного управления кнопку 3. Для открытия замка багажника следует нажать и удерживать эту клавишу. Разблокировка отсека сигнализируется тройным миганием габаритных огней.
Поиск автомобиля
Функция поиска автомобиля вызывает шестикратное срабатывание сирены и мигание парковочных огней. Активируется она одновременным нажатием на кнопки брелка 3 и 4.
Срабатывание датчиков тревоги
Если сработает тревога слабый удар, произойдет шестикратное мигание габаритов и тройной сигнал сирены, на брелок отправится сигнал тревоги, который отобразится визуально и сыграет мелодия.
Во всех других случаях включится режим тревоги: на 25 секунд при срабатывании датчика удара, на 30 секунд при срабатывании других зон.
Отключение тревожного сигнала выполняется нажатием на кнопку 1 брелка дистанционного управления.
Состояние «Anti-hijack»
Для блокирования стартера двигателя и включения режима тревоги продолжительностью 30 секунд следует пользоваться режимом «Anti-hijack», который активируется одновременным нажатием на клавиши 1 и 3 пульта дистанционного управления, а отключается нажатием на кнопку 1.
Состояние «Valet»
Для блокирования всех систем кроме центрального замка автомобиля используется режим «Valet», который активируется одновременным нажатием и удержанием клавиш пульта ДУ 2,3,4. Для отключения используется та же комбинация кнопок.
Двигатель «Tomahawk»
Теперь следует сказать несколько слов о двигателе «Томагавка», ведь именно он отвечает за столь длительный полет на большую дистанцию. Ракета оснащена турбовентиляторным двигателем «F107-WR-402». Хоть его и нельзя назвать самым быстрым, но при этом он обеспечивает стабильный полет с хорошей скоростью.
К слову, при необходимости двигатель ракеты может быть оборудован специальным ракетным усилителем, который после использования сбрасывается по типу ступеней ракет-носителей.
А что с боеголовкой, спросите вы? Поскольку «Томагавк» является, по сути, модульной ракетой, ее головная часть может нести в себе как ядерный заряд, так и обычные взрывчатые компоненты.
К примеру, это может быть 450 килограмм взрывчатого вещества.
Или же кассетные бомбы, если есть необходимость уничтожения тяжело бронированной цели.
Преимущества и недостатки
Преимущества
- огромная дальность ракет «Томагавк». Охватывает почти весь земной шар, возможность нанесения ракетно-ядерного удара по любой цели;
- точность. Благодаря системам корректировки создаётся возможность нанести удар исключительно по интересующим объектам, не создавая при этом зоны сплошного поражения, ущерба для местного гражданского населения и угрозы вовлечения в крупную региональную или мировую войну;
- расширение боевых возможностей флота. Характеристики «Томагавка» обеспечивают ракете возможность самостоятельного решения широкого спектра боевых задач вплоть до автономного участия в ограниченных военных конфликтах без привлечения других видов вооружённых сил;
- мобильность. Широкие возможности для базирования ракет и возможность незамедлительной смены занимаемой позиции;
- скрытность. Полёт на сверхнизкой высоте затрудняет обнаружение и перехват;
- неприхотливость. При эксплуатации детали ракеты находятся в герметичных металлических контейнерах и не требуют регулярного технического обслуживания и контрольных осмотров.
Недостатки
- низкая эффективность. Снижение эффективности при стрельбе по объектам на равнинной местности, тундре и лесотундре или в береговой зоне с пологим берегом из-за недостатков системы TERCOM;
- точные карты. Необходимость наличия точных трёхмерных цифровых топографических карт местности по всему маршруту полёта ракеты;
- уязвимость к «глушилкам». Радиовысотомер очень уязвим к радиолокационным помехам и помехам, которые создаются искусственно.
Гулять, так гулять
Одним из камней преткновения и предметом непрекращающихся споров вокруг сравнения комплексов «Калибр» и «Томагавк», кроме многолетнего «опыта работы» последнего является и расход таких боеприпасов в расчете на одну цель. В этом смысле пример ВМС США и применение КР «Томагавк» по целям во всех известных конфликтах специалистов настораживает.
С одной стороны, большой запас собранных по государственным контрактам ракет позволяет устроить удар сразу сотней ракет. Однако целесообразность и эффективность таких ударов раз за разом подвергались сомнению.
Только за время операции «Буря в пустые» в 1991 году для применения ракет «Томагавк» задействовали 20 надводных кораблей и подводных лодок. В общей сложности по целям на территории Ирака американские ВМС выпустили 297 ракет, из которых (в виду разных причин) до целей долетели 285.
Эффективность удара «Томагавками» эксперты не берутся оценивать до сих пор, поскольку осуществлялся массированный удар в тесном взаимодействии с самолетами радиоэлектронной борьбы, да еще и ночью. Иракские военные, даже, не смотря на масштаб нападения и техническую оснащенность американской армии, флота в ВВС сумели перехватить около 30 крылатых ракет.
Несмотря на то, что крылатые ракеты позволили значительно сократить потери пилотируемой авиации, о тотальном превосходстве на поле боя даже против технически уступающего противника говорить не пришлось.
Странностей с нарядами на цель у ракет «Томагавк» прибавилось в ходе авиационных и ракетных ударов по Югославии. По данным экспертов, всего по 200 целям в Югославии было применено более 700 (!) крылатых ракет, включая крылатые ракеты морского базирования.
По оценкам экспертов, свыше 40 ракет при этом было перехвачено средствами ПВО. Причем именно в Югославии вскрылись основные проблемы применения крылатых ракет морского базирования. Сложные метеоусловия, плотная и хорошо организованная структура войск ПВО, а так же сложный характер местности сыграли с высокоточным вооружением злую шутку.
Однако, даже не смотря на значительные сложности, тактика применения типового тройного эшелонированного удара (КР, прорыв ПВО, ударный) себя оправдала. Высокий расход ракет на одну цель при этом никого из американских военных не смутил.
Не менее масштабным получилось применение крылатых ракет в Афганистане. По сведениям специалистов, в общей сложности против талибов, не имевших серьезных средств ПВО кроме зенитной артиллерии, было применено более 650 крылатых ракет.
Эксперты отмечают, что те же задачи, правда за чуть более продолжительное время, могли решить и самолеты тактической авиации, однако банкет почти в миллиард долларов против складов и других объектов американским военным показался разумным.
Практически идентичным остальным оказалось применение ракет «Томагавк» в 2003 году против Ирака. Несмотря на то, что силы ПВО Ирака были в значительной степени лишены четкой координации и связи, в общей сложности по целям на территории страны вновь применили до 700 крылатых ракет, из которых примерно 30 было потеряно.
Средний наряд на цель крылатых ракет «Томагавк» за все годы боевой работы эксперты оценивают на уровне четырех ракет на один объект, что, вне всякого сомнения, очень много и крайне дорого.
Эксперты не раз обсуждали тему эффективности ракет «Томагавк» в разрезе отгремевших войн с участием Соединенных Штатов.
Вывод, к которому пришли эксперты неутешителен: реальная боевая эффективность американских «топоров» существенно отличается от заявленной, а массированные ракетные удары наносятся по территории стран не столько для поражения объектов, сколько для устрашения и реакции международного сообщества.
В общую картину боевой эффективности вписывается и недавний удар эсминцев ВМС США «Портер» и «Росс» по сирийской авиабазе Шайрат. Согласно полученным данным, по авиабазе было выпущено 59 крылатых ракет «Томагавк», но результаты стрельбы и состояние авиабазы, взлетно-посадочная полоса которой осталась неповрежденной, заставляют задуматься.

Эта тема закрыта для публикации ответов.