Опасные «птенчики» и «динозавры»: лучшие боевые катера вмф рф

Алан-э-Дейл       04.07.2022 г.

Советские торпедные катера в Великой Отечественной войне

К началу Великой Отечественной войны СССР имел 269 торпедных катеров. Подавляющее большинство из них были конструкции А. Н. Туполева.

Катера типов Ш-4 и Г-5, «туполевские», имели ряд недостатков, наиболее существенным из которых была малая мореходность. При самом незначительном волнении они заливались водой, которая легко забрызгивалась в очень низкую, открытую сверху ходовую рубку. Этому недостатку катера во многом были обязаны своему «авиационному» происхождению. Конструктор положил в основу проекта поплавок гидросамолета. Вместо верхней палубы у Ш-4 и Г-5 была круто изогнутая выпуклая поверхность. Обеспечивая прочность корпуса, она в то же время создавала массу неудобств в обслуживании. На ней трудно было удержаться даже тогда, когда катер был неподвижен. Если же он шел полным ходом, сбрасывалось решительно все, что на нее попадало.

«ТРОЙКИ»

Накануне войны в СССР был разработан проект более крупного и мореходного торпедного катера, причем сразу в двух вариантах – с деревянным корпусом (Д-3) или стальным (СМ-3). Стальной катер построили лишь в одном экземпляре, а вот строительство деревянных развернули серией, причем на двух заводах – в Ленинграде и Сосновке.

Читать: Противотанковое ружьё Дегтярева (ПТРД)

Д-3 обладали повышенными мореходными качествами и могли действовать на большем удалении от базы, чем катера проекта Г-5. Скорость хода зависела от мощности использовавшихся двигателей. ГАМ-34 по 750 л. с. позволяли катерам развивать ход до 32 узлов, ГАМ-34ВС по 850 л. с. или ГАМ-34Ф по 1050 л. с. – до 37 узлов, ленд-лизовские «Паккарды» мощностью по 1200 л. с.-48 узлов.

На катерах Д-3 впервые были установлены бугельные торпедные аппараты бортового сбрасывания. Достоинство их было в том, что они позволяли производить залп со «стопа», в то время как катера типа Г-5, оборудованные желобковыми ТА кормового сбрасывания, при этом должны были развить скорость не меньше 18 узлов – в противном случае они не успевали отвернуть от выпущенной торпеды.

Головной катер Д-3 в августе 1940-го был включен в состав ЧФ. 13 июня 1942-го он потопил итальянскую подводную лодку СВ-5, а 1 августа совместно с катером СМ-3 – германскую быстроходную десантную баржу F 334. Серийные Д-3 поставлялись в основном на Северный флот, где была остро востребована их мореходность.

Читать: Сверхтяжёлый танк В. Д. Менделеева

На базе Д-3 строились и морские охотники – на них вместо торпедных аппаратов устанавливалась 37-мм пушка, а боекомплект глубинных бомб был увеличен с 8 до 12 единиц.

«КОМСОМОЛЕЦ»

Параллельно с катером Д-3, предназначенным для усиления малых ТКА, велась разработка торпедного катера меньших размеров, призванного заменить Г-5. Катер, получивший название «Комсомолец», почти не отличаясь от Г-5 по водоизмещению, имел более совершенные трубные торпедные аппараты и нес более мощное зенитное и противолодочное вооружение.

Головной «Комсомолец» вошел в состав Черноморского флота в марте 1941 года. Постройка серийных катеров, существенно отличавшихся от прототипа (проект получил обозначение «123бис»), началась только в 1944 году на Тюменской судоверфи.

«Комсомолец» имел реданный дюралюминиевый корпус, разделенный водонепроницаемыми переборками на пять отсеков. Два бензиновых мотора устанавливались один за другим. Большинство «Комсомольцев» военной постройки вошли в состав Тихоокеанского флота, но некоторые были доставлены на Балтику и Черное море. Балтийские катера успели принять участие в боевых действиях, добившись некоторых успехов. В частности, 15 апреля 1945 года ТК-131 и ТК-141 торпедировали эсминец Z-34. Тяжело поврежденный вражеский корабль был полностью выведен из строя. А 25 апреля ТК-133 потопил транспорт «Эмиль Заубер». Проект «Комсомолец» оказался настолько удачным, что строительство таких катеров продолжалось и после войны – вплоть до 1955 года. С 1949-го постройку перенесли из Тюмени в Феодосию. Всего выпустили 89 катеров пр. 123бис, 42 – пр. М-1236ис и 205 – пр. 123К. Две последние модификации отличались заменой импортных бензомоторов на отечественные дизели и рядом других усовершенствований.

Модификация «Проекта 123»

Уже в ходе испытаний «проект 123» начали улучшать. За его модификацию, по разным источникам, взялась группа В. М. Бурлакова и коллектив из ЦКБ-32 под управлением Ф. Л. Ливенцева. Конструкторы в первую очередь усилили зенитное вооружение. Вместо одного пулемета ДШК они поставили две установки со спаренными пулеметами этого типа. Правда при этом пришлось уменьшить калибр торпед во избежания перегрузки. Теперь применяли 457-мм торпеды, но уже в трубных ТА вместо бугельных.

Итогом модификации стало возросшее на 5 тонн водоизмещение и потеря скорости полного хода на 4 узла. Но основным «минусом» стала сократившаяся на 100 миль дальность плавания. Несмотря на это, проект был утвержден в августе 1943. А уже в ноябре головной катер «проекта 123 бис» заложили на тюменском судостроительном заводе.

Историческая справка

Торпедный катер представляет собой небольшое боевое судно, которое предназначается для разгрома военных судов и транспортных кораблей снарядами. Во Вторую мировую войну он многократно использовался в военных действиях с противником.

К тому времени морские войска основных западных держав имели небольшое количество таких катеров, но их строительство стремительно увеличилось к моменту начала военных действий. Накануне Великой Отечественной войны в насчитывалось почти 270 катеров, оснащенных торпедами. За период войны было создано больше 30 моделей торпедных катеров и получено более 150 от союзников.

Моторные лодки в СССР

Плановая экономика СССР оказывала влияние и на производство моторных лодок и катеров для народного хозяйства и личного пользования. Выпускалась достаточно ограниченная линейка моторных лодок, часть из них модернизируется и выпускается до настоящего времени.


На водоемах России до сих пор присутствует значительное количество мотолодок, произведенных в СССР. Одни подвергаются тюнингу и используются в хозяйстве, другие реставрируются и используются в качестве ретро-лодок. Среди лодок и катеров СССР наиболее популярными оказались такие модели как «Прогресс», «Казанка», «Обь» и другие лодки. В 1981 году под предлогом охраны водоемов произошло значительное повышение цены на лодки, лодочные моторы и бензин. Это негативно сказалось на отрасли и привело ее в некоторый упадок.

Ошибки, допущенные инженером Туполевым

За основу в торпедных катерах (проект Туполева) был взят поплавок гидросамолета. Верх его, который влиял на прочность устройства, был использован конструктором на катере. Верхнюю палубу судна заменяла выпуклая и крутоизогнутая поверхность. Человеку, даже когда катер находился в состоянии покоя, невозможно было удержаться на палубе. При движении корабля выйти из кабины экипажу было совершенно невозможно, с поверхности скидывало все, что на ней находилось. В военное время, когда на «Г-5» необходимо было транспортировать десант, военнослужащих садили в желоба, которые имеются у торпедных аппаратов. Несмотря на хорошую плавучесть судна, перевозить какой-либо груз на нем невозможно, так как нет места для его размещения. Конструкция торпедного аппарата, которая была позаимствована у англичан, была неудачной. Наименьшая скорость судна, при которой выпускались торпеды, — 17 узлов. В состоянии покоя и при меньшей скорости залп торпеды был невозможен, так как она попадала бы в катер.

Торпедный катер «Воспер». Великобритания, 1938 г.

История катера примечательна тем, что его британское Адмиралтейство не заказывало, а фирма «Воспер» разработала катер в инициативном порядке в 1936 году. Однако катер так понравился морякам, что был принят на вооружение и пошел в серию.

Торпедный катер обладал очень приличной мореходностью (в то время британские корабли были эталоном) и дальностью хода. Еще он вошел в историю тем, что именно на «Восперы» впервые на флоте поставили автоматические пушки «Эрликон», что очень существенно повысило огневую мощь кораблика.

Так как британские ТКА были слабыми соперниками немецким «шнелльботам», о которых речь пойдет ниже, пушка пришлась весьма кстати.

Изначально на катера ставили такие же двигатели, как и на советские Г-5, то есть, итальянские «Изотта-Фраскини». Начавшаяся война оставила и Великобританию, и СССР без этих моторов, так что перед нами еще один пример импортозамещения. В СССР очень оперативно приспособили авиационный двигатель Микулина, а британцы передали технологию американцам, и те стали строить катера со своими двигателями от «Паккарда».

Американцы еще усилили вооружение катера, ожидаемо заменив «Виккерсы» на «Браунинги» 12,7-мм.

Где воевали «Восперы»? Да везде. Участвовали в эвакуации Дюнкерского позорища, ловили немецкие «шнелльботы» на севере Британии, атаковали итальянские корабли в Средиземном море. Отметились и у нас. 81 катер американской постройки был передан нашему флоту в рамках ленд-лиза. 58 катеров приняли участие в боях, два было потеряно.

Достоинства: мореходность, вооружение, дальность плавания.

Недостатки: скорость, большой экипаж для маленького корабля.

Торпедный лидер

Некрасов, который был руководителем опытно-конструкторской бригады по разработке глиссеров, и Туполев в 1933 году разработали проект корабля «Г-6». Он был лидером среди имеющихся катеров. По документации судно имело следующие параметры:

  • водоизмещение 70 т;
  • шесть торпед 533 мм;
  • восемь моторов по 830 л. с.;
  • скорость 42 узла.

Три торпеды выпускались из торпедных аппаратов, находящихся на корме и имеющих форму желоба, а следующие три — из трехтрубного торпедного аппарата, который мог поворачиваться и находился на палубе судна. Кроме того, на катере было две пушки и несколько пулеметов.

Историческая справка

Торпедный катер представляет собой небольшое боевое судно, которое предназначается для разгрома военных судов и транспортных кораблей снарядами. Во Вторую мировую войну он многократно использовался в военных действиях с противником.

К тому времени морские войска основных западных держав имели небольшое количество таких катеров, но их строительство стремительно увеличилось к моменту начала военных действий. Накануне Великой Отечественной войны в насчитывалось почти 270 катеров, оснащенных торпедами. За период войны было создано больше 30 моделей торпедных катеров и получено более 150 от союзников.

Предыстория

Минный катер «Чесма» на фоне судна-носителя «Вел. кн. Константин». Первые достоверные сведения о минных атаках относятся к войне за независимость американских колоний 1776—1783 годов. Вооруженные минами гребные суда были применены колонистами в 1776 году против британского линейного корабля HMS Eagle

, а также англичанами в начале 1803—1805 годах в ходе Наполеоновских войн в попытке уничтожить флот вторжения. В первом случае мина конструкции американского изобретателя Бушнелла буксировалась и вручную крепилась к кораблю-цели. Во втором пускалась по течению в сторону цели с дистанции 1—2 кабельтова. За вторым случаем применения стоят изобретения другого американца — Роберта Фултона, также известного постройкой первого парохода.

Родоначальниками собственно торпедных катеров как семейства кораблей являются русские минные катера «Чесма» и «Синоп» под командованием С. О. Макарова (тогда лейтенанта) впервые удачно применившие самодвижущуюся мину Уайтхеда 14 января 1878 года в ходе Русско-турецкой войны против турецкого парохода «Интибах».

Миноноска (torpedo boat) 76YA постройки Yarrow, 1886

Первые торпедные катера (названные тогда минными катерами) имели водоизмещение 5-16 т, скорость хода 12—18 узлов, вооружение 1—2 торпеды калибра 7 дюймов (180 мм). Артиллерийское вооружение было легким (0,5—1,1 дюйма — 12,7—27,5 мм) или отсутствовало вовсе.

Опыт боевого применения в первых войнах 1878—1905 годов выявил преимущества нового класса — большую ударную мощь при скромных затратах. Выявились и недостатки — высокую уязвимость, малый запас торпед, малую дальность хода и практически отсутствующую мореходность, а также невысокие характеристики самих торпед. Стремление преодолеть недостатки привело к разработке тактики применения миноносок: групповые атаки, ночью или в условиях ограниченной видимости, вблизи берегов или в стесненных акваториях (проливы, бухты, узкости), залповая стрельба торпедами, затем уклонение от противника на максимальной скорости.

Тем не менее общая оценка первого поколения малых носителей торпедного оружия, данная современниками, может быть выражена такими словами: «…далеко не отвечала боевым требованиям ни как судовая минная шлюпка, ни как миноноска для самостоятельного плавания»

.

То же стремление повело к двум расходящимся путям развития класса:

  1. Увеличение размеров и водоизмещения с целью вооружить корабли более мощными и дальноходными, и соответственно более тяжелыми торпедами, увеличить их число, усилить артиллерийское вооружение, увеличить дальность и мореходность, а позднее — применить частичное бронирование и конструктивную защиту.
  2. Ставка на скорость и маневренность, как основные боевые характеристики и как лучшую защиту от противодействия противника. При этом корабли строились небольшими, максимально облегченными, ограниченных размеров.

Первый путь увенчался рождением новых классов кораблей — эскадренных миноносцев и минных крейсеров. В России этот путь отразился в терминах минный катер, миноноска, миноносец — все они применялись к минно-торпедным боевым кораблям. В свою очередь, миноносцы разделились на эсминцы и минные крейсера. На Западе все они назывались общим термином англ. Torpedo Boat.

Второй — к появлению характерных черт классических торпедных катеров, которые сохранялись вплоть до их вытеснения ракетными катерами: небольшое водоизмещение (до 300 т), небольшое число торпед (2—4) в однотрубных торпедных аппаратах калибром до 21″ (533 мм), высокая скорость (30—50 уз), динамический принцип поддержания, легкое вспомогательное вооружение (автоматическое калибром 12,7—40 мм), отсутствие конструктивной защиты.

Создание без каких-либо оговорок эффективных носителей торпедного оружия второго типа стало возможным лишь после появления лёгких, но мощных двигателей внутреннего сгорания, что привело к возрождению старой идеи «минного катера» в новом обличье — в виде классического торпедного катера, отличающегося от своего прототипа — парового минного катера — в первую очередь большей скоростью и мощностью вооружения.

Торпедный катер Г-5. СССР, 1933 год

Возможно, специалисты скажут, что стоило бы сюда поставить катера Д-3 или «Комсомолец», но вот просто Г-5 было выпущено больше, чем Д-3 и «Комсомольцев» вместе взятых. Соответственно, эти катера однозначно взвалили на себя такую часть войны, какая вряд ли сравнима с остальными.

Г-5 был катером прибрежной зоны, в отличии от Д-3, который вполне мог работать на удалении от берега. Это был небольшой кораблик, который, тем не менее, всю Великую Отечественную войну работал на коммуникациях противника.

За время войны претерпел несколько модификаций, моторы ГАМ-34 (да, Микулинские АМ-34 стали глиссирующими) были заменены на импортные «Изотта-Фраскини», а потом на ГАМ-34Ф мощностью 1000 л.с., которые разгоняли катер до сумасшедших 55 узлов с боевой нагрузкой. Пустым катер мог разогнаться до 65 узлов.

Вооружение тоже менялось. Откровенно слабенькие пулеметы ДА заменили сперва ШКАСом (интересное решение, если честно), а потом двумя ДШК.

Пожалуй, минусом нужно считать необходимость разворота для сброса торпед. Но и это было решаемо, ТКА Г-5 провоевал всю войну и на боевом счету этих корабликов довольно приличная куча потопленных кораблей противника.

Кстати, огромная скорость и немагнитный деревянно-дюралюминиевый корпус позволили катерам тралить акустические и магнитные мины.

Достоинства: скорость, неплохое вооружение, дешевизна конструкции. Недостатки: очень низкая мореходность.

Предыстория[ | код]

Минный катер «Чесма» на фоне судна-носителя «Вел. кн. Константин».

Первые достоверные сведения о минных атаках относятся к войне за независимость американских колоний 1776—1783 годов. Вооружённые минами гребные суда были применены колонистами в 1776 году против британского линейного корабля HMS Eagle, а также англичанами в начале —1805 годах в ходе Наполеоновских войн в попытке уничтожить флот вторжения. В первом случае мина конструкции американского изобретателя Бушнелла буксировалась и вручную крепилась к кораблю-цели. Во втором пускалась по течению в сторону цели с дистанции 1—2 кабельтова. За вторым случаем применения стоят изобретения другого американца — Роберта Фултона, также известного постройкой первого парохода.

Родоначальниками собственно торпедных катеров как семейства кораблей являются русские минные катера «Чесма» и «Синоп» под командованием С. О. Макарова (тогда лейтенанта) впервые удачно применившие самодвижущуюся мину Уайтхеда 14 января 1878 года в ходе Русско-турецкой войны против турецкого парохода «Интибах».

Миноноска (torpedo boat) 76YA постройки Yarrow, 1886

Первые торпедные катера (названные тогда минными катерами) имели водоизмещение 5-16 т, скорость хода 12—18 узлов, вооружение 1—2 торпеды калибра 7 дюймов (180 мм). Артиллерийское вооружение было лёгким (0,5—1,1 дюйма — 12,7—27,5 мм) или отсутствовало вовсе.

Опыт боевого применения в первых войнах 1878—1905 годов выявил преимущества нового класса — большую ударную мощь при скромных затратах. Выявились и недостатки — высокую уязвимость, малый запас торпед, малую дальность хода и практически отсутствующую мореходность, а также невысокие характеристики самих торпед. Стремление преодолеть недостатки привело к разработке тактики применения миноносок: групповые атаки, ночью или в условиях ограниченной видимости, вблизи берегов или в стеснённых акваториях (проливы, бухты, узкости), залповая стрельба торпедами, затем уклонение от противника на максимальной скорости.

Тем не менее общая оценка первого поколения малых носителей торпедного оружия, данная современниками, может быть выражена такими словами: «…далеко не отвечала боевым требованиям ни как судовая минная шлюпка, ни как миноноска для самостоятельного плавания».

То же стремление повело к двум расходящимся путям развития класса:

  1. Увеличение размеров и водоизмещения с целью вооружить корабли более мощными и дальноходными, и соответственно более тяжёлыми торпедами, увеличить их число, усилить артиллерийское вооружение, увеличить дальность и мореходность, а позднее — применить частичное бронирование и конструктивную защиту.
  2. Ставка на скорость и маневренность, как основные боевые характеристики и как лучшую защиту от противодействия противника. При этом корабли строились небольшими, максимально облегчёнными, ограниченных размеров.

Первый путь увенчался рождением новых классов кораблей — эскадренных миноносцев и минных крейсеров. В России этот путь отразился в терминах минный катер, миноноска, миноносец — все они применялись к минно-торпедным боевым кораблям. В свою очередь, миноносцы разделились на эсминцы и минные крейсера. На Западе все они назывались общим термином англ. Torpedo Boat.

Второй — к появлению характерных черт классических торпедных катеров, которые сохранялись вплоть до их вытеснения ракетными катерами: небольшое водоизмещение (до 300 т), небольшое число торпед (2—4) в однотрубных торпедных аппаратах калибром до 21″ (533 мм), высокая скорость (30—50 уз), динамический принцип поддержания, лёгкое вспомогательное вооружение (автоматическое калибром 12,7—40 мм), отсутствие конструктивной защиты.

Создание без каких-либо оговорок эффективных носителей торпедного оружия второго типа стало возможным лишь после появления лёгких, но мощных двигателей внутреннего сгорания, что привело к возрождению старой идеи «минного катера» в новом обличье — в виде классического торпедного катера, отличающегося от своего прототипа — парового минного катера — в первую очередь большей скоростью и мощностью вооружения.

Три сотни «пятерок»

Торпедные катера серии Г-5 начали выпускать в 1933 году. Они уже могли выдерживать волнение до 4 баллов, имели на вооружении две новые торпеды калибра 533 мм и в полтора раза большее водоизмещение, что позволило удобнее разместиться экипажу. Несмотря на большие размеры, корабли этого проекта развивали скорость до 50 узлов. Постройка одного такого катера не занимала много времени, со своими основными задачами они справлялись удовлетворительно, и к началу Великой Отечественной войны именно Г-5 стали основными советскими торпедными катерами.

Как ни хороши были Г-5, а слабая мореходность и маленькая дальность хода делали их кораблями исключительно прибрежного действия, к тому же из-за особенностей торпедная стрельба не была стабильно точной. Флоту же требовались катера открытого моря, способные выпускать торпеды хоть из неподвижного положения. И в 1939 году конструктор Адмиралтейского завода Леонид Ермаш спроектировал деревянный торпедный катер Д-3, отвечавший всем этим требованиям. Корабль получился более крупным (водоизмещение 32 тонны) и чуть медленнее (скорость до 48 узлов), чем Г-5, но зато он прекрасно чувствовал себя при волнении до шести баллов и позволил разместить более мощное оборонительное оружие, вплоть до 20-миллиметровых автоматических пушек. Большие размеры позволили увеличить и экипаж корабля до 9-11 человек в зависимости от модификации. В общей сложности с 1940-го по 1945-й годы советские корабелы построили 73 катера серии Д-3, которые отлично зарекомендовали себя в боевых действиях.

Последней серией торпедных катеров военного времени стали торпедные катера типа «Комсомолец» (проект 123 и его модификации). Корабль считался малым торпедным катером и имел водоизмещение в пределах 17 тонн, но зато был солидно вооружен: две торпеды калибра 533 мм, четыре глубинных бомбы и крупнокалиберный пулемет. Именно эти торпедные катера сегодня встречаются чаще всего в качестве памятников героизму катерников Великой Отечественной войны, и это неудивительно. Хотя проект был разработан ещё до начала войны, тогда успели построить всего один катер, который вошел в состав Черноморского флота 25 октября 1940 года. Но серийное производство началось только в 1944 году в… Тюмени, откуда корабли поездами доставляли к местам службы. Эти катера шифра 123бис водоизмещением до 20,5 т получили новые торпеды калибра 457 мм, шесть глубинных бомб и два пулемета, что делало их грозным морским оружием. А поскольку применять новые корабли стали в конце войны, то большинство из 31 успевшего повоевать катера типа «Комсомолец» дожили до Победы.

Катера пр.183

В конце 40-х годов Особое конструкторское бюро (ОКБ-5) НКВД во главе с П. Г. Гойнкисом приступило к работам по созданию больших торпедных катеров. Они должны были заменить глиссирующие катера предвоенной постройки, которые оказались не слишком удачными.

В процессе разработки учитывался опыт применения полученных по ленд-лизу катеров американского производства типов «Элько», «Воспер» и «Хиггинс», обладавших высокими боевыми и эксплуатационными характеристиками.

При изготовлении корпуса проектируемого катера использовалось дерево, а с целью повышения мореходности корпус сделали безреданным и с остроскулыми обводами. На мостике и рубке была установлена противопульная броня. Полное водоизмещение составляло 66.5 тонн.

Суммарная мощность энергетической установки – 4 800 л.с. Это обеспечивало максимальную скорость в 43-44 узла. Дальность автономного плавания достигала 600 миль с крейсерской скоростью в 33 узла, а экономичная скорость в 14 узлов обеспечивала дальность в 1000 миль.

В качестве основного вооружения катера использовались два 533-мм однотрубных палубных торпедных аппарата, которые располагались побортно под углом 3 градуса к диаметральной плоскости.

Для защиты от авиации противника использовались две спаренные 25-мм зенитные установки автоматического огня. Кроме того, катер мог взять на борт до шести морских мин КБ-3, восьми – АМД-500 или 18 – АМД-5. Вместо торпед можно было взять до восьми глубинных бомб ББ-1.

В составе радиотехнического оборудования были РЛС «Зарница», станция опознавания «Факел-М», а также две радиостанции. В оснащении была дымовая аппаратура ДА-7, 4 дымовые шашки МДШ. В штурманском оснащении использовались приборы «Гиря», «Рейс-55», «КГМК-4» и авторулевой «Зубатка».

После завершения государственных испытаний и исправлений недостатков, с 1952 по 1960 год была выпущена большая партия торпедных катеров пр.183 «Большевик» — более 420 единиц. На протяжении всего срока службы их использовали на всех флотах, награждая отличными рекомендациями.

Библиография

  • Кэмпбелл, Томас, Р. «Ночные охотники: торпедные катера Конфедерации в войне между штатами», Burd Street Press, 2001.
  • Jentschura, Hansgeorg. Военные корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг. Военно-морской институт США, Аннаполис, Мэриленд; 1977 г. ISBN 0-87021-893-X.
  • Лион, Дэвид. Первые разрушители. Chatham Publishing, 1 и 2 Faulkner’s Alley, Cowcross Street, Лондон, Великобритания, 1996. ISBN 1-55750-271-4.
  • Олендер, Петр. Русско-японская военно-морская война 1904–1905 гг., Vol. 2, Цусимское сражение. Опубликовано Stratus s.c., 2010. Сандомир, Польша. ISBN .
  • Престон, Энтони. «Разрушитель», Bison Books (Лондон) 1977. ISBN 0-600-32955-0.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.