Минный тральщик «валентин пикуль»

Алан-э-Дейл       15.09.2023 г.

Оглавление

Виды погрузочных устройств

Установка перевозимого груза может осуществляться с помощью конструкций двух видов. Первая конструкция предполагает наличие опускающейся платформы, сделанной в виде пандуса. Чаще всего ими оборудуются тралы с задним типом погрузки, но встречаются исключения в виде прицепов с фронтальной загрузкой.

Такой вид установочной конструкции в современном мире практически не встречается. Дело в том, что главное его неудобство заключается в слишком большом угле наклона, по которому достаточно сложно осуществить загрузку. Даже асфальтоукладчикам и каткам не всегда удавалось заехать на платформу самостоятельно.

На смену «проблематичной» конструкции пришли тралы с аппарелями — выдвижными «лапами» значительной длины, обеспечивающими нужный уровень наклона для легкого заезда спецтехники на платформу. Управление пандусом аппарели производится при помощи гидравлического привода.

Прицеп с аппарелями

Современность

Основная концепция современного минного тральщика была сформулирована в Великобритании в 1960-х годах. Корабль, оснащённый мощным акустическим радаром, занимался поиском мин, а в случае их нахождения, выпускал необитаемый подводный аппарат, занимающийся допоиском и обследованием обнаруженного объекта. Мины он уничтожает противоминным аппаратом: донные – путём наложения подрывного заряда, контактные – перекусыванием якорного троса. Данный тип кораблей получил в мировых флотах наименование тральщика-искателя мин (ТЩИМ).

С 1970-1980-х годов практически все тральщики мира являются ТЩИМ, либо вновь построенными, либо переделанными из старых тральщиков. Тралы теперь выполняют второстепенную функцию. С широким распространением устанавливаемых у самого дна широкополосных мин, обладающих внушительной дальностью обнаружения цели, торпедной или ракетной боевой частью, современному минному тральщику необходимо иметь глубоководный трал для работы на малом удалении от грунта.

С ростом характеристик коммерческих гидроакустических станций, в особенности локаторов бокового обзора, стало возможным их использование для поиска и уничтожения мин, что резко увеличило продуктивность работы противоминных сил. В портах и районах, около морских баз стал производиться заблаговременный осмотр, в результате которого в каталог заносятся все напоминающие мины объекты. Это позволяет в военное время сразу выявить новые объекты, которые, в подавляющем большинстве, будут минами. Все это повышает результативность противоминных сил и позволяет гарантировать безопасный выход из портов и баз.

Развитие противоминных средств, начавшееся на Западе в 60-е годы прошлого века, привело к увеличению эффективности этих сил

Обращает на себя внимание также и то, что борьба с минами всё больше отходит от «узкоспециальных» действий, становясь целым комплексом мероприятий, с задействованием различных сил и средств

В ходе операции «Шок и трепет» (военное вторжение армии США и союзников в Ирак в 2003-ом), иракские минные заградители, замаскированные под торговые суда, были захвачены Силами Специальных Операций союзников, более 100 иракских мин обнаружено и уничтожено водолазами и необитаемыми подводными аппаратами. В результате этих действий, союзники не понесли потерь от иракских мин, что позволило американским сухопутным силам добиться полного успеха.

Привет из прошлого

Хуже всего, что часть этих мин была произведена ещё в первой половине прошлого века, соответственно, у них нет самоликвидатора или механизмов самозатопления после заданного времени (что нарушает современные правила войны на море), и при любом раздражителе боеприпасы могут повести себя непредсказуемо. Одна из таких мин, стоящих на вооружении ВСУ — малая якорная мина (тип МЯМ). Этот тип боеприпаса был принят на вооружение СССР в 1943 году. МЯМ применялся в Великой Отечественной войне, а также в Корейской войне (1950-1953).

Постановка может осуществляться автоматическим либо штерто-грузовым способом, либо с поверхности, с высоты до 2,5 м на глубину от 2,5 до 50 м с заглублением до 2 м от поверхности. Скорость хода при постановке не должна превышать 21 узел (около 39 км/ч). На глубине 2,5 м мина может использоваться как донная.

allmines.net
Морская малая якорная мина (тип МЯМ) отправлена Киевом в свободное плавание в Чёрное море и Босфор.

Наравне с ней ВСУ применили и речную якорную мину Р-1, разработанную во второй половине 1930-х гг. и имеющую аналогичные предохранитель и взрыватели. В отличие от МЯМ, боезаряд Р-1 вдвое больше и заправлен тротиловым ВВ. У обоих типов боеприпаса минимальный минный интервал — 20 м.

Здесь даже непрофессионал понимает, что физическая изношенность и последствия длительного хранения боеприпасов способны повлиять на состояние ВВ, что может даже спровоцировать самопроизвольный подрыв, а также на конструкцию. Собственно, из-за деградации минрепов и их креплений мины и пустились в дрейф, подкрепляемый Основным Черноморским течением (ОЧТ).

Кроме того, велика вероятность, что дрейфующие боеприпасы, как и обнаруженные 26 марта, будут направляться к проливу Босфор ввиду разницы течений: черноморское течение (солёность воды — 18‰) является выталкивающим, соответственно, находящиеся у поверхности мины могут выйти за пределы Чёрного моря. Учитывая активность судоходства в канале шириной всего 700 м, дрейфующие боеприпасы не проскочат незамеченными.

Чуть лучше, чем ничего

С 2004 года ОАО «ГНПП «Регион» занималось новой темой «Создание интегрированной системы поиска и уничтожения мин» («Александрит-ИСПУМ»). Некоторые подробности этого можно узнать из материалов дела № А56-36213/2004 Арбитражного суда Санкт-Петербурга. «Маевка» оказалась в роли «падчерицы»: мудрости и государственного подхода для доведения ее до серии не хватило.

Длительная история строительства БТЩ проекта 12700 наконец-то завершилась 27 июня спуском на воду. Заявлено и серийное строительство еще трех БТЩ до 2020 года.Чуть лучше, чем ничего.

Несмотря на хваленые уникальные технологии в процессе создания, БТЩ значительно потяжелел, серьезно превысив водоизмещение даже морского тральщика проекта 266М. Видимо, критика этого проекта, с которой выступил известный специалист по композитному судостроению Альберт Назаров, более чем обоснованна.

Увеличенное водоизмещение для тральщика – вопрос возрастания не только стоимости, но и гидродинамического поля (соответственно увеличенная опасная глубина от мин с гидродинамическими неконтактными взрывателями).

До сих пор нет внятной информации о том, какой противоминный комплекс будет установлен на опытный БТЩ проекта 12700 «Александр Обухов».

В интервью по итогам выставки «Евронаваль-2012» генеральный директор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко заявил о намерении устанавливать противоминные системы французского производства.

В последних публикациях в СМИ упоминалось о намерении установить противоминный комплекс, отработанный на МТЩ «Вице-адмирал Захарьин» (то есть «Диез», «Ливадию» и «Маевку»).

Но главное другое: обозначенные темпы строительства БТЩ проекта 12700 ни в коей мере не обеспечивают решения в ближайшие годы критической проблемы ПМО. Нет альтернативы экстренной модернизации тральщиков боевого состава. Новые противоминные системы со списываемых ТЩ в дальнейшем будут переставляться в корпуса проекта 12700.

Эксплуатанты наших экспортных тральщиков, например ВМС Индии, давно пошли по этому пути, устанавливая новые противоминные системы.

В числе других проблем современной ПМО обсуждается и вопрос целесообразности сохранения ТЩ, а также возможность их замены за счет установки контейнерных систем на кораблях основных классов. Данную идею активно пытаются внедрять ВМС США. Оценка этих усилий со стороны европейских партнеров по НАТО, мягко скажем, сдержанная. В неофициальных беседах даже говорилось, что в мирное время допустимы любые игры, но в случае войны США опять позовут нас, то есть классические ТЩИМ. Наличие противоминных систем на борту эсминца или фрегата, безусловно, полезно, но задачи этих кораблей решаются, как правило, далеко в море, а не в ходе длительных и методичных работ ПМО вблизи портов. Поэтому наиболее целесообразным вариантом контейнерных противоминных систем для крупных кораблей является комплекс средств поиска (впереди по курсу на основе безэкипажного катера с ГБО) и уничтожения с несколькими малогабаритными одноразовыми НПА типа «Арчерфиш», «К-Стер», «СиФокс». Главная задача этого комплекса – обеспечить возможность самостоятельного выхода корабля из базы в условиях незначительной минной угрозы.

Серьезная опасность требует специализированных кораблей, имеющих не только уменьшенные физполя и современный противоминный комплекс, но и специально подготовленные экипажи. Можно построить универсальный корабль, но хорошо подготовить универсальный экипаж, способный к выполнению всех задач, – нет. Специализированные противоминные корабли сохранятся в ВМС развитых государств и в будущем.

С учетом того, что производительность СТИУМ против якорных мин (в случае совместного движения с тральщиком) не ниже возможностей классического траления (с учетом ряда ограничений и недостатков последнего), целесообразности в сохранении обычных контактных тралов нет. Возможно, в последующем у них появятся свои задачи, например борьба с развернутыми элементами мобильных систем освещения обстановки противника, но сегодня необходимо прекращать «ползание пузом по минам» в соответствии с давно устаревшими документами. С поступлением на флот новых противоминных аппаратов ресурс времени боевой подготовки должен быть направлен на их освоение в кратчайшие сроки и наработку опыта современных противоминных действий.

Вместе с тем современные противоминные корабли должны быть приспособлены для буксировки тралов (при необходимости), в том числе таких многоцелевых, как парный донно-сетевой трал.

Основные боевые качества

Защита

Корпус изготовлен из маломагнитной стали и легких сплавов, а его детали защищены специальным диэлектрическим покрытием. Также установлены на специальных амортизаторах звукоизлучающие механизмы, фундаменты оклеены демпфирующим резиновым покрытием, а трубопроводы имеют гибкие вставки. Само судно также оснащено противоатомной и противохимической защитой, а на нём присутствует система кондиционирования жилых помещений.

Двигатели

Энергоустановка имеет эшелонное построение. В состав энергоустановки входят два лёгких быстроходных дизеля М-503Б-3 производства ОАО «Звезда», оснащённых пневматической дистанционной системой управления «Дельфин», двумя дизель-генераторами ДГРА-200/1500 по 200 кВт и одним дизель-генератором ДГРА-100/1500 100 кВт. На всех двигателях корабля находятся обмотки размагничивающего устройства для уменьшения магнитных девиаций корабля. Палубные механизмы оснащены гидроприводами. Мореходность корабля не ограничена, применение оружия возможно при волнении до 4 баллов. Устройство слипа в кормовой части механизировало постановку и выборку тралов, и в целях снижения акустического поля корабля его главные двигатели были установлены на вибродемпфирующих продольных балках, а гребные винты большого диаметра с малошумными лопастями размещены в шумопонижающих насадках.

Вооружение

Работа основных систем и большинства технических средств автоматизирована. Тральщики оснащены глубоководным тралом с новой аппаратурой управления, тралом для уничтожения активных мин, трёхканальным широкополосным буксируемым телевизионным и комплексным искателями-уничтожителями мин, а также более совершенной гидроакустической системой «Мезень», обеспечивающей обнаружение донных мин. В оборудование также входит размагничивающее устройство с общекорабельными и местными обмотками и автоматическим управлением, которое компенсирует поля корабля, крупных механизмов и вихревых токов в корпусе при качке.

Для защиты от кораблей противника на тральщики ставились автоматические орудия АК-230М и 2М-3М, а также пулемёты ДШК. Для противовоздушной обороны поставлялись ПЗРК типа «Стрела-3» и «Игла» с соответствующими ракетами, что привело к увеличению длины и полного водоизмещения модернизированного корабля. Для обнаружения плавающих мин в дневное и ночное время имеется специальная электронно-оптическая аппаратура.

Нужен нам берег российский

На военном полигоне в районе посёлка Алакуртти Мурманской области прошло батальонное тактическое учение с военнослужащими отдельной арктической мотострелковой бригады армейского корпуса Северного флота. В ходе учения подразделения арктических мотострелков отработали нормативы по приведению в высшие степени боевой готовности, совершили марш в назначенные районы, попутно преодолевая условно заражённые участки местности и отражая нападение диверсионно-разведывательных групп условного противника. В рамках учения военнослужащие отработали подготовку и переход в наступление из положения непосредственного соприкосновения с противником.

mil.ru
На тактических учениях отдельной арктической мотострелковой бригады.

В условиях приближенных к боевым, зенитчики с помощью переносных зенитных ракетных комплексов «Игла» уничтожили мишени, имитирующие ударные беспилотные летательные аппараты противника. Батальонное тактическое учение прошло под руководством командира отдельной арктической мотострелковой бригады полковника Александра Безбородова, который отметил уверенные практические действия подчинённых и слаженность подразделений при подготовке к ведению наступательного боя.

Памятник слепоте ВМФ

В начале 70-х на вооружение ВМФ принимается комплексный искатель – уничтожитель мин КИУ-1. В его состав вошел самоходный телеуправляемый искатель – уничтожитель мин СТИУМ-1, фактически представлявший собой первое поколение противоминных необитаемых подводных аппаратов. КИУ-1 и новые гидроакустические станции МГ-79 имели весьма достойные тактико-технические характеристики и вполне соответствовали мировому уровню.

Несмотря на то, что СТИУМ-1 реально мог обследовать обнаруженные гидроакустической станцией миноподобные объекты впереди по курсу тральщика и уничтожать их, применяли его подобным образом лишь некоторые инициативные офицеры. Тактическим руководством ВМФ СССР для тральщиков предусматривалось лишь ползание пузом по минам с тралами или буксируемыми искателями.

Разработка КИУ-1 и СТИУМ-1 осуществлялась в ленинградском ЦНИИ «Гидроприбор» в конце 60-х – начале 70-х. В 1974 году с формированием НПО «Уран» (советский аналог нынешнего концерна морского подводного оружия «Гидроприбор») директор ЦНИИ и НПО «Уран» Радий Исаков принял решение о выводе непрофильного актива по разработке НПА из Ленинграда в Уральск (Казахская ССР). Результаты работы на новом месте практически с нуля оказались таковы: до распада СССР филиал смог сдать СТИУ второго поколения «Кетмень» (мощный и габаритный НПА со значительным уровнем физполей) для двух морских тральщиков проекта 12660 и начать работы над третьим поколением – СТИУ «Маршрут» (с ТТХ на уровне западных НПА).

Таким образом, к 1991 году ВМФ СССР пришел с многочисленными, но морально устаревшими тральными силами, неспособными бороться с современной минной угрозой. Ряд фактических разминирований, в которых участвовал ВМФ СССР в 70–80-х годах прошлого века, производился только против устаревших якорных и донных мин с малой противотральной стойкостью. В 1991-м, когда СССР было предложено принять участие в разминировании Персидского залива, ВМФ ответил отказом ввиду отсутствия современных противоминных кораблей (ПМК) и применения Ираком в числе прочих новых мин типа «Манта».

В конце 90-х ВМФ дал заказ на разработку современного противоминного аппарата государственному научно-производственному предприятию (ГНПП) «Регион», имевшему значительный опыт создания необитаемых подводных аппаратов и морского подводного оружия.

В связи с тяжелой экономической ситуацией того времени и наличием корпуса морского тральщика (МТЩ) проекта 266МЭ с высокой степенью готовности было принято решение о включении в него новых противоминных систем. Достройка по откорректированному проекту единственного стального МТЩ, заведомо не обладавшего серийностью, стала, по нашему мнению, роковой ошибкой заказчика в лице ВМФ. Новые противоминные системы надо было устанавливать в корпус массового деревянного базового тральщика (БТЩ) проекта 1265М, с модернизацией под них БТЩ боевого состава и постройкой небольшой серии новых.

Причиной ошибочного решения стало то, что на БТЩ проекта 1265М новые противоминные системы не вставали совместно с тралами, которые в результате и «победили». Устаревшее требование «и тралы, и НПА» можно было реализовать только в корпусе морского тральщика.

В состав противоминного вооружения первого отечественного тральщика – искателя мин (ТЩИМ) должны были входить:

  • автоматизированная система противоминных действий (АСУ ПМД) «Диез»;
  • ГАС миноискания с подкильной антенной «Ливадия»;
  • ГАС миноискания на самоходном телеуправляемом подводном аппарате «Ливадия-СТПА»;
  • СТИУМ, обеспечивающий допоиск и уничтожение мин, «Маевка»;
  • новый контактный трал;
  • неконтактный трал-имитатор.

Единственным правильным решением в ситуации 1990–2000-х годов стала серия тральщиков на базе проекта 1265М с «Диезом», «Маевкой» и «Ливадией». Если бы мы пошли по этому пути, в составе ВМФ оказалась бы сейчас пара десятков современных ТЩИМ.

Грустным памятником этой поразительной слепоте ВМФ стали два последних корпуса проекта 1265, от достройки которых флот отказался. Завод-строитель (петрозаводский «Арсенал») разорился, и корабли, оставшиеся даже без причальной стенки, долго мыкались по озеру, пока не погибли.

В ситуации конца 1990-х – начала 2000-х, в отсутствие средств даже на элементарные нужды ВМФ выбрал журавля в небе – новый перспективный стеклопластиковый тральщик проекта 12700. Безусловно, переход от дерева к стеклопластику был нужен, но в спокойной финансовой ситуации. Деревянные американские тральщики типа «Авенджер» служат до сих пор.

«Стеклянный» корабль

Минобороны называет корабли проекта 12700 тральщиками нового поколения. Главное отличие «Александрита» от предшественников заключается в широком использовании полимерных композитных материалов. В частности, у новейшего российского корабля самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика. Его длина составляет 61 м, ширина — 10 м.

Корпуса и другие крупногабаритные конструкции тральщика изготавливаются из композитов с применением технологии вакуумной инфузии, считающейся наиболее эффективной на сегодняшний день. Композитные материалы легче металлов и превосходят их по физико-механическим свойствам. Основные их преимущества заключаются в повышенной прочности, живучести и увеличенном сроке эксплуатации.

Разработкой корпуса для корабля проекта 12700 из монолитного стеклопластика занимались специалисты СНСЗ, сотрудники ЦНИИ имени академика Крылова и ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей».

  • Тральщик «Георгий Курбатов» в процессе строительства

Последние годы СНСЗ наращивает производственные мощности композитных изделий. Так, 20 апреля 2017 года состоялась торжественная церемония открытия второй очереди цеха стеклопластикового судостроения с встроенным четырёхэтажным административно-бытовым корпусом.

По его словам, стеклопластиковый корпус позволяет оберегать «Александрит» от опасности поражения морской миной.

«Со времён Второй мировой войны очень часто используются магнитные мины. Они до сих пор остаются, пожалуй, самыми эффективными, несмотря на существование технологии «размагничивания» корпуса корабля. Она предполагает обработку специальными веществами, но во время плавания корпус всё равно электризуется. Изготовление корпуса из композитов полностью снимает эту проблему», — сказал Корнев.

Как отметил эксперт, появление «Александрита» — это ответ Минобороны на изменение формы противоминной борьбы из-за появления многоканальных взрывателей комбинированного типа. В связи с этим, как полагает Корнев, исчезла острая необходимость в сплошном способе траления, который применялся ранее. 

Вновь один против четырех

Под обстрелом грустное и смешное, как и в обычной жизни, тоже всегда рядом. Получив сообщение о ранении гидроакустика, на ОПЭСК удивились. Мол, откуда ранение, если тральщику было приказано в бой не вступать? После чего порекомендовали раненого Швеца поскорее принять в члены ВЛКСМ.

Чтобы как-то отвязаться, с «Разведчика» сообщили, что рекомендация выполнена. И тут в тральщик попал очередной эритрейский «гостинец». МТЩ так тряхнуло, что замполита контузило свалившимся ему на голову огромным чайником с чаем. Но офицер быстро пришел в себя и вернулся к исполнению служебных обязанностей.

Тем временем ослепленный выстрелами, взрывами и трассерами старшина 1-й статьи Александр Невзрачный наконец-то поймал в прицел самый нахальный катер. Короткая очередь 30-мм артавтомата угодила то ли в топливный бак, то ли в боезапас. Катер взорвался и мгновенно ушел под воду. Это произвело на остальных эритрейцев такое впечатление, что они предпочли ретироваться.

Позже командующий 8-й ОПЭСК контр-адмирал Валерий Сергеев прокомментировал это так: «Катера позорно скрылись за островами. Восхищены мужеством и доблестью черноморцев!» Затем на ОПЭСК вспомнили, что 14-го же мая, но 1829 года состоялся знаменитый бой брига «Меркурий» с двумя турецкими линейными кораблями, после чего пафоса в донесениях об инциденте с «Разведчиком» заметно прибавилось…

Героический бой советского тральщика продолжался всего 8 минут, за которые МТЩ расстрелял по противнику 4,5 тонны боезапаса из имевшихся в его погребах 6-ти. «Интернационал» был спасен, тральщик получил небольшие повреждения, но все члены его экипажа остались живы. Сепаратисты же потеряли один катер и на некоторое время присмирели…

После написания целых томов докладов и объяснительных об обстоятельствах боестолкновения, «Разведчик» вернулся домой, где получил заслуженные награды. 17 членов экипажа корабля были награждены орденами и медалями, а командир корабля Виктор Носенко отправился учиться в Военно-морскую академию, куда оказался зачислен приказом Главнокомандующего ВМФ без экзаменов.

В 1991 году командующий Черноморским флотом адмирал Михаил Хронопуло вручил новому командиру МТЩ капитан-лейтенанту Игорю Текунову Вымпел Министра обороны СССР: «Экипажу морского тральщика «Разведчик» за мужество и воинскую доблесть, проявленные на учениях и в морских походах». Одновременно команда тральщика получила право нарисовать на крыле ходового мостика предмет жгучей зависти экипажей всех других кораблей КЧФ — белую звезду за потопленный катер противника.

На этом одиссея черноморского МТЩ, впрочем, не закончилась. Именно «Разведчику» досталась почетная обязанность нести дежурство на рейде Форосской дачи Михаила Горбачева в дни августовского путча ГКЧП.

Затем МТЩ отправили в Южную Атлантику, где 3 ноября 1991 года «Разведчик» поймал тревожный сигнал «Барракуда», означающий нападение на советские рыболовецкие суда. Марокканцы задержали архангельский сейнер «Ачинск» и мурманский траулер «Домодедово». В крайне непростых обстоятельствах, сумев избежать применения оружия и действуя лишь угрозой тарана и абордажа, «Разведчик» в буквальном смысле слова «отжал» сейнер и траулер у четырех (!) марокканских боевых кораблей.

К сожалению, СССР уже агонизировал, так что награда за новое славное деяние обошла МТЩ и его экипаж стороной.

«Объект 604»: первый в мире турбореактивный минный тральщик

При взятии позиций условного противника или освобождении населенного пункта от террористов, как это было, к примеру, в сирийском Алеппо, войска нуждаются в различных средствах, которые позволяют проделывать проходы для техники и пехоты, на случай установки вражеских минно-взрывных заграждений. На сегодняшний день создано огромное количество разнообразных противоминных систем. Федеральное агентство новостей предлагает ознакомиться с одним из самых интересных методов удаления мин с пути наступающих войск — это турбореактивный минный тральщик «Объект 604».

Еще в начале 60-х годов прошлого века армия Советского Союза выразила желание получить на вооружение специализированную технику, которая была бы способна проделывать широкие проходы в минных полях противника. В свою очередь существующие катковые тралы и прочие системы не могли в полной мере соответствовать обновленным требованиям. В результате было принято решение создать совершенно новый образец бронетехники.

Разработка перспективного проекта была поручена омскому конструкторскому бюро ОКБ-174. Главным конструктором выступил А.А. Моров, а ведущим конструктором назначили А.А. Ляхова. Перспективный тральщик получил рабочее название «Объект 604». Кроме того, у него было альтернативное название, которое указывало на предназначение машины — «Турбореактивный минный тральщик», или должен был строиться на шасси среднего танка Т-55, который уже достаточно хорошо был освоен советской армией к тому времени. Более того, на тот момент он отличался достаточно высокими характеристиками. Предполагалось удалить все ненужные агрегаты с имеющегося шасси, после этого ТМТ должен был получить два турбореактивных двигателя типа Р11Ф-300. Планировалось, что двигатели будут оснащены специальным сопловым устройством, которое обеспечивает травление, а также выброс грунта вместе минами за пределы проделываемого прохода.

Принцип работы турбореактивного минного тральщика был достаточно прост. ТМТ, двигаясь по заминированному полю с включенными турбореактивными двигателями, должен был направлять на грунт реактивные струи, буквально сдувая его вместе с оставленными вражескими минами. Более того, мощность использованных двигателей, согласно расчетам, должна была избавлять как от легких противопехотных мин, так и от тяжелых противотанковых. Ширина прохода должна была составлять несколько метров.

В четвертом квартале 1963 года турбореактивный минный тральщик прошел полигонные испытания. Однако на вооружение машина так ни поступила.

Военный эксперт Юрий Лямин в беседе с корреспондентом ФАН отметил, что главная проблема состояла в расходах топлива при работе таких машин. Авиационные турбореактивные двигатели требуют большого количества авиационного керосина.

«Как результат такой тральщик требует частых заправок. Если же увеличивать баки с запасами топлива, то это значительно увеличивает габариты машины и делает ее более уязвимой. Основным стандартом, как у нас, так и в других странах, является использования взрывных зарядов, таких как, например, запускаемые с установок разминирования УР-77 или УР-83П, а также различных контактных и электромагнитных минных тралов, которые устанавливаются на специальные машины разграждения или на танки», — добавил Юрий Лямин.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.