Оглавление
Самолет Ту-134 — видео
Практически сразу же в отделе С.М. Егера началось предварительное проектирование новой машины, получившее обозначение по КБ — Ту-124А. Официальное начало работ по пассажирскому самолету Ту-124А инициировано постановлением правительства СССР № 826-341 от 1 августа 1960 г. Основные данные самолета должны быть такими: максимальная скорость — 1000 км/ч; практическая дальность полета — 1500 км; число пассажиров — 40 человек. В результате первоначальной проработки было решено строить новый самолет на базе Ту-124, проходившего в ту пору испытания. Эскизный проект Ту-124А был выполнен к началу апреля 1961 г., число пассажиров было увеличено до 46—56 человек, в зависимости от варианта. В ходе работы макетной комиссии (октябрь 1961 г.) требования к самолету изменились, число пассажиров было доведено до 65—70 человек, а практическая дальность — до 1500—3000 км.
Окончательный вид опытного Ту-124А — будущего Ту-134 сложился после достаточно длительного поиска оптимального варианта. Первый опытный самолет создавался на базе конструктивных элементов серийного Ту-124. Самые крупные изменения были по крылу, оно было практически новое с геометрической круткой по всему размаху, с сохранением силовой части крыла-кессона. Фюзеляж был удлинен на 660 мм, двигатели Д-20П-125 устанавливались на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, стабилизатор перемещен на вершину киля и имеет изменяющий угол установки. Основные стойки шасси убираются в специальные гондолы на крыле. Рабочие чертежи были сделаны в начале 1962 г. и переданы в опытное производство при ОКБ, где и было начато изготовление самолета. Работами на начальном этапе руководил Д.С. Марков, затем его сменил Селяков, перешедший в ОКБ из КБ В.М. Мясищева.
Опытный Ту-124А был собран в первой половине 1963 г. Первый полет выполнил экипаж во главе с летчиком-испытателем А.Д. Калиной 29 июля 1963 г. 9 сентября 1964 г. совершил первый полет «дублер» Ту-134. Пассажировместимость «дублера» была увеличена с 52 до 64 человек, а взлетная масса — с 38 до 42 т. С целью ускорения работ над самолетом Ту-134 «дублер» был передан в декабре 1965 г. на государственные испытания в НИИ ВВС. 14 января 1966 г. «дублер» потерпел катастрофу, погибло восемь человек. Первый полет с пассажирами на борту самолет Ту-134 совершил 9 сентября 1967 г. на линии Москва — Адлер. Серийный выпуск самолетов осуществлялся на Харьковском авиазаводе, всего там было построено 852 самолета Ту-134 различных модификаций.
Модификации
Ту-134А — самая массовая модификация, рассчитанная на 76 пассажиров, с увеличенной на 2,1 м длиной фюзеляжа. Двигатели Д-30 2-й серии;
Ту-134Б — вариант на 80 пассажиров с РЛС «Гроза-134». Стал первым в СССР пассажирским самолетом без штурмана;
Ту-134УБ-Л — учебная машина для подготовки летчиков дальней и морской авиации;
Ту-134СХ — специализированный сельскохозяйственный самолет.
История
После того, как француз Sud-Aviation представил двигатели на пилоне в задней части фюзеляжа на Caravelle , производители авиалайнеров по всему миру поспешили принять новую конфигурацию. Его преимущества — более чистый воздушный поток над крыльями без гондол и пилонов и снижение шума в кабине. С другой стороны, размещение тяжелых двигателей в задней части создавало трудности с расположением центра тяжести по отношению к центру тяги , который находился на уровне крыльев. Чтобы освободить место для двигателей, хвостовую часть пришлось переместить в хвостовую часть, которая должна была быть сильнее и, следовательно, тяжелее, что еще больше усугубило конструкцию тяжелого хвостового оперения.
Во время своего визита во Францию в 1960 году советский лидер Никита Хрущев был настолько впечатлен спокойствием каравеллы, что1 — го Августа 1 960ОКБ Туполева получило официальную директиву о создании Ту-124А с аналогичной компоновкой двигателя. Требование было также мотивировано необходимостью замены медленно устаревающего поршневого двигателя Ил-14 во внутренних линиях. В 1961 году советская государственная авиакомпания « Аэрофлот» обновила свои спецификации, увеличив полезную нагрузку и пассажировместимость.
Первый прототип Ту-124А, СССР-45075, совершил первый полет на 29 июля 1963 г.. Тогда22 октября 1963 г.Британский прототип BAC One-Eleven , имевший аналогичное положение, разбился с потерей всего экипажа (в) во время испытания характеристик падения самолета. Самолет накренился: поднятый стабилизатор остался в турбулентном следе от крыльев ( глубокое сваливание ), что не позволило ему выйти из сваливания. В результате хвостовая часть Ту-124А увеличена на 30% для большей эффективности управления.
Двигатели на старте производства Ту-134 не имели реверсора тяги, что делало этот самолет одним из немногих авиалайнеров, на которых для посадки использовался тормозной парашют. Большая часть бортовой электроники работает на постоянном токе. Линия первых советских авиалайнеров была получена непосредственно от стратегического бомбардировщика Ту-16 , а Ту-134 имел стеклянную носовую часть для штурмана и шасси с шинами низкого давления, чтобы аэродромы могли работать без покрытия.
Серийное производство устройства началось в 1966 году и закончилось в 1984 году постройкой 852 единиц. Виюль 2011В строю еще 104 самолета. Первоначально самолет имел 56 кресел в одноклассной конфигурации или 50 кресел в двухклассной конфигурации.
В 1968 году Туполев начал работы над усовершенствованной версией Ту-134 вместимостью 72 места с вспомогательной силовой установкой в хвостовой части. В результате максимальная дальность полета была уменьшена с 3100 до 2770 километров. Модернизированные двигатели Соловьева Д-30 теперь имеют реверсор тяги, заменяющий громоздкий парашют. Первый Ту-134А, переделанный из серийного Ту-134, совершил первый полет на22 апреля 1969 г. и его первый коммерческий рейс на 9 ноября 1970 г.. Усовершенствованная версия Ту-134Б была запущена в производство в 1980 году, со временем штурманское положение было снято с производства, а вместимость была увеличена до 96 мест. Потом начали разрабатывать Ту-134Д с увеличенной тягой двигателя, но проект свернули.
Самолет пережил большое количество аварий, так как было уничтожено 72 самолета.
Салон Ту-134
К конструкционным особенностям прошлых версий Ту-134 можно отнести остеклённый нос (на месте штурмана), под центропланом тормозной щиток. На современных вариациях самолёта смонтирвоана «Гроза-134», радиолокационная система . Ту-134 также стал первым в СССР реактивным самолётом, на котором не использовали тросовую проводку к рулю направления (так обычно делали на прошлых моделях — Ту-16 бомбардировщике и Ту-104 и Ту-124 пассажирских), установив гидроусилитель и заменив жёсткой тягой.
На данный момент самолётам установили ресурс 40 тысяч лётных часов, 25 тысяч полётов на протяжении 25 лет. В случае индивидуальной оценки состояния ресурс можно последовательно увеличить до 55 тысяч лётных часов, 32 тысяч полётов, 40 лет.
Интересная особенность данного воздушного судна – расположение пару первых кресел пассажиров спиной вперёд, как и в вагоне железной дороги, имеющем столик между рядами, которые обращёны друг к другу. Такое решение не встречается больше ни на каких других коммерческих современных ВС.
ВНИМАНИЕ. ПРИ ВЫКЛЮЧЕННОМ РЕЗЕРВНОМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕ ПО-4500 ОБОГРЕВ СТЕКОЛ ВТОРОГО ПИЛОТА И ШТУРМАНА НЕ РАБОТАЕТ.
нального табло “ОБОГРЕВ Обогрев стабилизатора выключить.
СТАВИЛ” и отсутствие на штатных амперметрах нагрузки, потребляемой секциями обогрева стабилизатора (4) Светосигнальное табло Принять меры к скорейшему выходу из зоны обледенения.
“ОБОГРЕВ СТАВИЛ” горит Обогрев стабилизатора выключить.
постоянно (5) Незагорание светосиг- При визуальном обнаружении обледенения (лед на остеклении фонаря и нального табло “ОБЛЕДЕНЕ- на стеклоочистителях) убедиться, что ПОС стабилизатора включен в ВИЛ” периодически загорается, а штатные амперметры показывают увеличение токов, потребляемых ПОС стабилизатора._ (6) Отказ ПОС двигателей Принять меры к скорейшему выходу из зоны обледенения.
Отказ ПОС двигателей и их воздухозаборников Незагорание светосигнального табло “П/О ДВИГ. И В/ЗАБОРН. ВКЛЮЧЕН” и отсутствие показаний температуры воздуха на входе в носки воздухозаборников по указателям ТЦТ- (7) Отказ ПОС крыла и киля Выйти из зоны обледенения и продолжать полет.
а) Незагорание светосигнальных табло “П/О КРЫЛА и КИЛЯ ВКЛЮЧЕН” и отсутствие показаний температуры воздуха на входе ПОС крыла по указателю ТЦТ-1.
б) Незагорание одного свето- По указателю температуры воздуха на входе в ПОС крыла убедиться, что сигнального табло “П/О воздух подается, и продолжать полет, повысив контроль за состоянием КРЫЛА и КИЛЯ ВКЛЮЧЕН” защищаемых поверхностей. 6.6.3. Стр.
Модификации
Ту-134 (1966—1970)
Базовая проектная модификация с застеклённым носом. Самолёты первой серии могли взять на борт до 64 пассажиров, позже число возрастает до 72. Первые Ту-134 были оснащены двумя двигателями Д-20П-125 (2 × 5800 кгс). Изначально самолёт выпускался под обозначением Ту-124А
. Весной 1969 года Ту-134 был представлен на авиасалоне в Ле-Бурже. Всего самолётов базовой версии было выпущено 78 штук, включая 2 опытных (1963) и 9 предсерийных (1964—1965), 30 из них были поставлены на экспорт в ГДР и Польшу. Самолёты оснащались двигателями Д-30 I серии (2 × 6300 кгс). Для уменьшения длины пробега устанавливался тормозной парашют.
Ту-134А (1970—1980)
Ту-134А — первая серийная модификация. Самолёт выпускался с апреля 1970 года до 1980 года. На Ту-134А установили более совершенные двигатели Д-30 второй серии с уменьшенным расходом топлива и реверсом тяги, благодаря чему от тормозного парашюта, которым оснащали самолёт Ту-134, удалось отказаться, а в хвостовой части фюзеляжа, где размещался парашют, была установлена вспомогательная силовая установка (ВСУ) ТА-8. Кроме этого, фюзеляж Ту-134А стал длиннее на 2,1 м, число пассажирских кресел возросло до 76. Часть Ту-134А была выпущена с радиолокатором «Гроза-134», вследствие чего рабочее место штурмана было перенесено в пилотскую кабину и находилось в проходе. Эти самолёты приобрели вид, характерный для Ту-134Б.
- Ту-134А-2 — самолёт с переделанным стеклянным носом.
- Ту-134А-3 — вторая серия, с усовершенствованными турбореактивными двигателями Соловьёва Д-30 третьей серии.
- Ту-134АК — самолёт с салоном 1 класса на 24 места и салоном «люкс» на 13 пассажиров. Отличался наличием второй двери для пассажиров со встроенным трапом. Часть самолётов оборудовалась средствами спецсвязи. Выпускался, в основном, для ВВС и правительственных перевозок.
- Ту-134А «салон» — аналог Ту-134АК с одной дверью.
Ту-134Б (1980—1984)
Модернизированный Ту-134А. Снижена масса пустого самолета, добавлены большие задние аварийные выходы, экипаж сократился до 3 человек, разработана новая компоновка салона, грузового отсека и подсобных помещений, пассажировместимость увеличилась до 80 мест. Серийное производство началось в марте 1980 года. Вместо остекленной носовой кабины штурмана установлена радиолокационная система «Гроза-134». Управление силовой установкой, триммером руля высоты и навигационной системой перенесено на центральный пульт. В отличие от Ту-134А с «радарным носом» было установлено 2 экрана локатора на боковых пультах вместо одного посередине Некоторые модели Б имеют увеличенный запас топлива.
- Ту-134Б-3 — модернизированный самолёт Ту-134Б с двигателями Соловьёва Д-30 третьей серии.
- Ту-134БВ — модификация для доставки челноков на большую высоту с последующим запуском их в космос.
- Ту-134Б «салон» — самолёт повышенной комфортности на базе Ту-134Б. Отличался наличием второй двери, в хвостовой части, для пассажиров. Изготовлено 7 самолётов. Ещё несколько самолётов переоборудовано из пассажирских Ту-134Б (при этом вторая дверь отсутствовала).
Литература
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 280-285.
- Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. — М.: «Московский рабочий», 1999. — С. 162-173.
- Ригмант В.Г. Под знаками «АНТ» и «Ту». // Авиация и космонавтика. — 1999. — №10. — С. 46-48.
- Ригмант В.Г. Фаворит на средних дистанциях: Пассажирский самолёт Ту-134. // Крылья Родины. — 1997. — №№ 4, 5.
ИстребителиБомбардировщикиШтурмовикиРазведчикиТранспортная авиацияВертолётыМорская авиацияПассажирская авиацияСпортивная авиацияСпециальная авиацияАвиавооружениеОКБАвиазаводыАвианесущая техникаАэродромная техника
Создание самолёта
Начало шестидесятых годов характеризовалось сменой поколений авиационной техники. Переход с поршневых пассажирских самолётов на реактивные требовал создания новых машин, расширяющих возможности воздушного сообщения. Кроме того, увеличение мобильности населения и развитие экономики создавали высокий спрос на услуги авиатранспорта.
Наиболее востребованными направлениями явились уже освоенные поршневой авиацией, относящиеся современной классификацией к ближнемагистральным. Именно эту нишу предстояло занять реактивному пассажирскому самолёту ТУ-134.
Историческая справка
В 60-х основу авиапарка составляли Ил-64, достаточно устаревшие и маловместительные. Решено было произвести модификацию имеющихся устройств согласно веяниям радиоактивной эпохи. Так появился Ту-134 как обновление старого Ту-124. Первые опытные экземпляры прошли тестирование уже в 1963 году, когда состоялся первый полет самолета Ту-134, но серийный выпуск стал возможным лишь к 1966 году.
Основное предназначение самолета —
ближние магистральные линии с небольшим пассажиропотоком. Он стал первым из советских лайнеров, который успешно прошел международную сертификацию и получил соответствующий подтверждающий документ. В 1968 году аппарат был официально аттестован как прошедший нормы летной годности на территории Польши. Практически сразу после этого начался экспорт судна в другие государства —
Вьетнам, Чехословакию, Югославию, Болгарию, Германию и Венгрию. В настоящее время подобные авионы не востребованы. С 2013 года их начали выводить из эксплуатации как технически устаревшие.
Расположение мест в пассажирском салоне
Самолеты семейства Ту-134 могут принимать на борт разное количество пассажиров: от 12 до 96 человек. Более распространены были всегда двухклассовые компоновки салона.
2 и 3 ряд отданы под бизнес-класс. Кресла на удалении друг от друга, мягкие, раскладные. В третьем ряду расположение более комфортное, он находится в отдалении от подсобных помещений и санузла.
В экономическом классе лучшими и выгодными местами считаются ряды 5 и 13. Здесь больше места для ног. Расположение кресел в этом салоне 2/2 и один проход между ними.
Неудачные места в конце помещения, ввиду близости к туалетам.
Модификации самолёта:
-
Ту-124А — первый прототип. Рассчитан на перевозку 52-56 пассажиров. Изготовлен
на заводе №156 в 1962-1963 годах. -
Ту-134 «дублёр» — второй прототип. Количество пассажиров увеличено до 64.
Изготовлен в 1964 году на заводе №135. Первый полёт состоялся 9 сентября
1964 года. -
Ту-134 — первый серийный вариант. Салон расчитан на 72 пассажира. В 1966-1970
годах изготовлено 78 самолётов (30 поставлено на экспорт). -
Ту-134А — модернизированный. Отличался двигателями Д-30 второй серии с
реверсом тяги. Фюзеляж удлинён на 2,1 м. Число мест для пассажиров увеличено
до 76. В хвостовой части установлена ВСУ ТА-8, отсутствует тормозной парашют.
Часть самолётов оснащалось РЛС «Гроза-134». Разработка началась в 1968
году. Серийное выпускался с апреля 1970 года до начала 80-х годов. -
Ту-134А-3 — самолёт с двигателями Д-30 третьей серии. Взлётная масса увеличина
до 49 т. Выпускался в 1982-1984 годах. Часть ранее выпущенных Ту-134А переоборудовано
в вариант Ту-134А-3. -
Ту-134АК — самолёт с салоном 1 класса на 24 места и салоном «люкс» на 13
пассажиров. Отличался наличием второй двери для пассажиров со встроенным
трапом. Часть самолётов оборудовалась средствами спецсвязи. Выпускался,
в основном, для ВВС. -
Ту-134А «салон» — аналог Ту-134АК. Вторая дверь отсутствовала. Переоборудовался
из пассажирских Ту-134А. -
Ту-134Б — модернизированный. Снижена масса пустого самолёта, увеличина
топливная экономичность. Число мест для пассажиров увеличено до 80, экипаж
сократился до 3 человек. В носовой части установлена РЛС «Гроза-134». Серийное
производство началось в марте 1980 года. Изготовлено 30 самолётов. - Ту-134Б-3 — вариант Ту-134Б с двигателями Д-30 третьей серии.
- Ту-134БВ — летающая лаборатория для отработки космических программ.
-
Ту-134Б «салон» — салон на базе Ту-134Б. Отличался наличием второй двери
для пассажиров. Изготовлено 7 самолётов. Ещё несколько самолётов переоборудовано
из пассажирских Ту-134Б (при этом вторая дверь отсутствовала). -
Ту-134Д — глубокая модернизация базового самолёта (проект). Отличался двигателями
Д-30А тягой по 8600 кгс. Разрабатывался в начале 1970-х годов. - Ту-134ДОЛ — офтальмологическая лаборатория (проект).
- Ту-134К — салон на базе Ту-134.
- Ту-134ЛК — летающая лаборатория для отработки космических программ.
-
Ту-134М — модернизированный (проект). Отличается двигателями Д-436Т1-134
и составом оборудования. Разработан в 1993 году. - Ту-134С — грузовой на базе Ту-134А (проект).
-
Ту-134СХ — сельскохозяйственный. В 1984 году
передеоборудовано 2 самолёта Ту-134А-3. После проведения государственных
испытаний изготовлено ещё 10 самолётов. Отличается наличием РЛС бокового
обзора «Нить С1-СХ» и специальной аппаратурой, позволяющей оценивать развитие
сельскохозяйственных культур, состояние пастбищ, последствия стихийных бедствий. -
Ту-134УБ-К — самолёт для тренировок штурманов-операторов
Ту-22М морской авиации. Изготовлен в одном экземпляре. -
Ту-134УБ-Л — самолёт для обучения лётного состава
пилотированию по приборам в простых и сложных метеоусловиях. Отличался
носовой частью от Ту-22М-3 с РЛС «РОЗ-1». В 1981-1983 годах изготовлено
90 самолётов. -
Ту-134Ш (Ту-134Уч) — самолёт для тренировок
штурманов дальней и фронтовой бомбардировочной авиации. В пассажирском
салоне оборудовано 12 рабочих мест. В носовой части установлена РЛС «Рубин-1»
или «Инициатива». Выпускался в вариантах Ту-134Ш-1 (для группового обучения
самолётовождению и бомбометанию применительно к самолётам Ту-22
и Ту-22М) и Ту-134Ш-2 (для подготовки штурманов
фронтовой авиации). - Ту-134Ш-СЛ — летающая лаборатория для испытаний радиоэлектронного оборудования.
Можно ли купить?
В настоящее время приобрести Ту-134 не составит труда. Если самолет в летной форме и еще пригоден для эксплуатации, его коммерческая стоимость от 1 млн. евро и выше. Так самолет модификации А-3 в исправном состоянии можно приобрести за 1,005,870 € или соответственно 1 200 000 $, 70 260 000 ₽.
Но нередко машину покупают с целью оборудования ресторана или развлекательного центра. Тогда ее стоимость заметно снижается, ведь покупатель приобретает практически лом. Для этого отлично подходят списанные машины.
Однако скоро эти самолеты станут раритетом. Сейчас эксплуатируются только 120 машин и 100 из них – в РФ. Предусмотрительно тематические музеи и исторические парки уже сегодня заботятся о приобретении легендарной «тушки» в свой арсенал.
За полувековую историю Ту-134 продемонстрировал надёжность и экономичность, соответствуя требованиям времени. И небольшие компании, выполняющие внутренние среднемагистральные рейсы, продолжают его использование. Ту-134 приобретают летные школы для учебных подъемов в воздух. Не только в гражданской авиации нашел применение лайнер, отдельные его модификации применяют в военной авиации. Используют Ту-134 и для частных пассажирских перевозок. Отечественные бизнесмены, ценящие свое время, в этом лайнере находят оптимальное соотношение цены, надежности и комфорта.
«Даже природа плакала»
Последним рейсом Мирный — Новосибирск авиакомпани «Алроса» борт Ту-134 перевез 72 пассажира, в том числе шесть детей. Во время
полета им не давали скучать — проводили викторины, розыгрыши и все получили небольшие прощальные подарки.
Александр — житель Мирного, в Новосибирск приехал на курсы
повышения квалификации, и ему тоже часто приходилась летать на Ту-134: «Они по
качеству не уступают иностранным самолетам, я бы и дальше летал на нем».
Но тяжелее всего прощаться со знаменитой крылатой машиной
экипажу корабля. Командир, штурман, пилот по очереди обошли самолет, каждый прикоснулся
к нему, легко похлопал и погладил по выбеленному фюзеляжу рукой. А
в глазах слезы.
«Я летаю на нем с 1985 года. Чувствую тоску и жалость, что
такой красивый корабль уходит. Хорошо, что в музей. Это самый надежный самолет,
который придумало человечество для перевозки пассажиров. Все самолеты хорошие,
ими управляют люди. А люди у нас в России тоже хорошие», — сказал
командир воздушного судна Алексей Корниенко.
«У каждого самолета есть душа и характер. У этого такой же
наглый и напористый, как у меня. Мы друг друга понимали с полуслова, с
полувзгляда. Я только на него посмотрю и уже его понимаю, а он меня. Только
коснусь штурвала, знаю, что ему надо. Вы знаете… когда угоняли его из Мирного, шел прекрасный сильный дождь. Даже природа в Мирном плакала, потому что этот
кормилец улетал оттуда», — рассказал о последнем перелете Корниенко.
Конструкция остроносого самолета
Самолет оснащается носовой частью фюзеляжа, похожей на Ту-22МЗ. Модификация включает в себя оптоэлектронное прицельное и навигационное оборудование, соответствующее вооружению наиболее распространенных бомбардировщиков. Проект предусматривал штангу, необходимую для воздушной дозаправки, но согласно американо-советским договорам использовать ее не стали. Два авиационных двигателя были разработаны генеральными конструкторами Решетниковым и Соловьевым.
Конструкция Ту-134УБЛ
Первые работы по модернизации лайнера были проведены в начале 1970 года. Конструкторы увеличили фюзеляж на 2 метра в длину. Экспортные варианты летательного аппарата предполагали установку радиолокационной станции вместо штурманского кресла. Для размещения учебного вооружения предусмотрено место под центропланом. На самолет может устанавливаться четыре многозамковых бомбодержателя, но международные договоренности запрещают использование подобного оснащения.
Средняя и носовая часть летательного аппарата выполнены в виде единой гермокабины. Хвостовая негерметичная часть предназначена для размещения органов управления и некоторых агрегатов электрооборудования. Каналы крена оснащены перманентно работающими пружинными загружателями.
Конструктивные особенности машины Туполева
Самолет, который стал самым массовым пассажирским транспортным средством в советской гражданской авиации имел традиционную для того времени схему — свободнонесущий низкоплан с расположением двигателей в хвостовой части самолета. Крыло имело стреловидность 350. Фюзеляж имел круглую конфигурацию и в сравнении с предшественником, самолетом Ту 124, был удлинен на 7 метров. Длина и конфигурация фюзеляжа позволяла оборудовать внутри довольно просторный салон на 76 мест. На самолетах модификации «А» длину самолета увеличили еще на полметра, убрав кабину штурмана. На поздней модификации самолета с индексом «Б»» количество место было доведено до 80 человек. Экипаж корабля состоял из 4 человек. На поздних модификациях было решено отказаться от услуг штурмана, соответственно экипаж уменьшился до 3 человек.
Двигательная установка была представлена двумя турбореактивными двухконтурными двигателями Д-30. На первой модификации устанавливались двигатели I серии, не имеющие реверсного хода. В дальнейшем, начиная с модификации «А» самолет стал получать усовершенствованные двигатели II серии. Отдельные, специализированные машины оборудовались моторами Д-30 III серии. Реактивные двигатели развивали суммарную тягу 13600 кгс, поднимающую в воздух 47 тонную машину.
Схема с установкой двигателей в хвостовую часть значительно облегчила крыло, улучшив тем самым аэродинамические характеристики машины. Уменьшился шум от работающих двигателей в салоне, снизился негативный эффект от воздействия реактивной струи на бортовую обшивку самолета. Данная схема имела свои преимущества, однако не была лишена недостатков. Планер самолета стал тяжелее, ввиду чего снижалось КПД двигателей.
Практически все системы управления машиной имели гидроусилители. Это в первую очередь касалось рулей высоты, закрылков и тормозных интерцепторов. Гидравлика имела основную и автономную, резервную систему.
Самолет для своего времени был оснащен достаточно совершенным пилотажно-навигационным оборудованием. Помимо бортовой системы управления, лайнер был оснащен автоматической системой АБСУ, обеспечивающий контроль над работой всех систем машины. Кабина пилотов и салон имели полное радиотехническое оснащение. На самолетах последних модификациях стали устанавливать системы климатического контроля, оснащенные противогрозовыми приборами слежения.
Модификации
Было создано немало модификаций ТУ-134 для самых различных целей, в свете чего можно говорить не только о выдающихся летных характеристиках воздушного судна, но и заложенной в его конструкцию возможностей модификации. Список представлен следующими моделями:
- ТУ-134 — первая модель, вмещавшая 72 пассажира (двигатели без реверса, тормозной щиток под фюзеляжем);
- ТУ-134А — двигатели Д-30 второго поколения с реверсом и более низким расходом топлива, пассажировместимость — 76 человек;
- ТУ-134А-2 — модификация с остекленным носом;
- ТУ-134А-3 — установлены двигатели Д-30 третьего поколения;
- ТУ-134АК — салон разделался на два класса: первый, имевший 24 посадочных места, и люкс — 13 мест. Обладал второй дверью для пассажиров. Использовался высшими чинами ВВС и в правительственных нуждах;
- ТУ-134А «салон» — все аналогично предыдущей модели, исключая вторую дверь.
- ТУ-134Б — количество пассажирских мест увеличено до 80, экипаж сокращен до 3 человек, снижен вес пустого самолета, установлено новое радиолокационное оборудование, улучшено управление, некоторые обладают повышенным запасом топлива;
- ТУ-134Б-3 — установлены двигатели Д-30 третьего поколения;
- ТУ-134БВ — модификация специально разработана для доставки околокосмических и космических аппаратов (челноков) на низкую орбиту, с целью их последующего запуска;
- ТУ-134Б «салон» – отличается повышенным уровнем комфорта, наличием второй двери для выхода пассажиров в задней части фюзеляжа;
- ТУ-134ЛК — самолет-лаборатория, часть программы тренировки космонавтов;
- ТУ-134М — разработка 1993 года, где планировалась установка двигателей нового типа — дальше проекта не пошел;
- ТУ-134С — модификация модели «А» под грузовые перевозки — в серию не пошел;
- ТУ-134СХ — модель разработанная для нужд сельскохозяйственной промышленности;
- ТУ-134УБЛ — выступает в качестве тренажера для летчиков стратегической авиации и их экипажей. Отличительной особенностью является специальная конструкция носа воздушного судна, аналогичная с такими машинами, как бомбардировщик ТУ-160.
- ТУ-134УБЛ-Ш- отличием от предыдущей версии является наличие места для штурмана самолетов стратегической авиации, собственно для кого воздушное судно и является тренажером. Установленное оборудование (комплекс навигации НК-45 и бомбодержатели серии МБД) позволяет в реальных условиях отрабатывать бомбометание и ракетные пуски. Является часть программы подготовки штурманов для сверхзвукового бомбардировщика ТУ-22М и его модификаций.
- ТУ-134Ш — модификация, предназначенная для тренировки штурманов самолетов-бомбардировщиков фронтовой и дальней авиации. Используется для подготовки специалистов на ТУ-22 и 22М.
- ТУ-134Ш-СЛ — самолет-лаборатория, предназначенная для испытаний радиолокационного оборудования и радиоэлектронного оружия;
- ТУ-134А-3М — модель для VIP-персон. Создано 6 штук по индивидуальным заказам.
Огромное количество модификаций только подтверждает популярность и востребованность модели.
Конструкция самолета
Характеристики Ту-134, ближнемагистрального пассажирского самолета, сделали его одним из лучших лайнеров в своем сегменте. По конструкции он считается цельнометаллическим свободнонесущим низкопланом со стреловидными крыльями. На летательный аппарат устанавливаются двухконтурные турбореактивные двигатели, расположенные в хвостовой части, что снижает уровень шума и делает перелет комфортным для пассажиров.
Конструкция Ту-134
Силовая установка, использующаяся в летательном аппарате, базируется на двухконтурной модели Д-30 в различных модификациях. Предшественники использовали тросовую систему. Идентичное решение применялось в реактивных пассажирских самолетах и военных бомбардировщиках вроде Ту-16. Конструкция кабины пилота и салона варьируется в зависимости от модификации воздушного лайнера. К примеру, модель Ту-134А располагала четырьмя креслами для членов экипажа. В версии «Б» количество кресел составляло 3, поскольку было упразднено место штурмана.
Конструкция Ту-134
Крыло отличается отсутствующими предкрылками и наличием двухщелевых закрылок. Фюзеляж — удлиненная версия Ту-124. Оперение судна — Т-образное, шасси располагает тремя стойками: передняя убирается в специальный отсек в дне фюзеляжа, для двух основных стоек с двухосевой конструкцией предусмотрены ниши в гондолах под крыльями.
Фюзеляж
Первые версии самолета отличались остекленным носом и тормозным щитком под центропланом. Современные вариации оснащаются радиолокационной системой и гидроусилителем, упрощающим управление. Конструкция фюзеляжа в целом повторяет самолет Ту-124, однако он на 7 метров длинней, чем у предыдущей модели.
Крыло
Крылья самолета обладают стреловидной формой. Крылья механизированы двухщелевыми закрылками и интерцепторами, выпускаемыми только на твердой поверхности. Крыло имеет площадь 127 м2 и включает в себя: центроплан, шасси, гондолы, нервюры, стрингеры, интерцепторы и лонжероны. При аварийной посадке предусмотрено 4 люка, 2 из которых выходит непосредственно на крылья.
Силовая установка
Силовая установка расположена в хвостовой части на пилонах, что значительно снижает уровень шума в салоне. Первые модификации оснащались двигателями Д-30, запуск которых осуществлялся благодаря двум стартер-генераторам. На серийных лайнерах были установлены двухконтурные турбореактивные силовые установки, сконструированные Соловьевым. Запускается двигатель при помощи воздушного стартера, получающего порцию сжатого воздуха от ВСУ, и от электронной системы зажигания.
Топливная и гидросистема
Летательный аппарат оснащается тремя независимыми гидросистемами — основной, тормозной и автономной. Для функционирования основной гидросистемы предусмотрено 2 гидронасоса, отвечающих за выпуск и уборку шасси, управление разворотом колес и интерцепторами. Работает она от двух гидроаккумуляторов, подпитывающих основную систему. Для аварийной и тормозной остановки колес лайнер оснащен тормозной гидросистемой, давление в которой создает насос с электрическим приводом.
Кабина пилота и салон
Некоторые версии Ту-134А оснащались застекленным носом, в других использовался «глухой» или «деревянный» нос. В подобных модификациях штурман вынужден был располагаться в проходном помещении для того, чтобы сэкономить пространство в багажном отсеке. Для отделки стен кабины использовались облегченные материалы. Полки багажного отсека были выполнены из пенопласта и фанеры. В бизнес-классе пассажирские кресла отличаются повышенной мягкостью и большим расстоянием друг от друга.
Кабина Ту-134
Интересные факты, связанные с самолетом
Учитывая, что ТУ-134 является один из самых массово выпускавшихся самолетов СССР, он постепенно обрастал своими легендами.
Но не все они выдумка и вот несколько действительно имевших место фактов:
- Один из тестовых полетов лайнера проводился в условиях плохой погоды и в самолет попала шаровая молния. Причем она проникла в кабину пилота и пролетела дальше в салон. Борт посадили в обычном режиме и никаких серьезных последствий обнаружено не было, не учитывая нескольких оплавленных деталей и испещренной мелкими сквозными отверстиями обшивки.
- Самолет является первым среди советских, получивших сертификат соответствия международного образца.
- Будучи основой авиапарка правительства СССР, оснащался различным уникальным оборудованием. Например самолет Л.И.Брежнева имел на борту комплекс связи «Татра», который позволял связаться с любым телефонным абонентом Земли и являлся наиболее современной системой подобного образца того времени. А министр обороны Гречко «щеголял» комплексом спутниковой связи «Карпаты», позволявшим, свою очередь, связаться с любым человеком, имевшим под рукой что-либо напоминающее средство связи.
- Часть самолетов, отлетавших свой ресурс, не утилизировались, а устанавливались в качестве памятников или музейных экспонатов в разных городах СССР, а впоследствии РФ. Так, подобной «скульптурой» могут похвастаться Муром, Воронеж, Полтава, Ульяновск, Рига, Москва и другие.
- Именно ТУ-134 присутствует в кадре полета в легендарном советском фильме «Ирония судьбы или С Легким паром».
Этот самолет является, без преувеличения, целой эпохой отечественной авиации и инженерной мысли советских авиаконструкторов.
В свое время он предстал не просто современной машиной, его показатели существенно опережали соответствующие характеристики западных аналогов.
Сегодня, конечно, он не может выступать конкурентом современным авиалайнерам, однако не стоит забывать, что многие решения, используемые в их конструкции, прошли «обкатку» именно на ТУ-134 «самолете дьявола».

Эта тема закрыта для публикации ответов.