Оглавление
«Сушки» и «Тушки» «на запасной скамейке»
Некоторые наши читатели, судя по комментариям в сети, не понимают, почему командование ВКС не привлекает к участию в спецоперации широко разрекламированные и тяжёлые . Здесь всё объясняется просто. Многофункциональные Су-57 — пока ещё товар штучный, в буквальном смысле этого слова: на вооружении наших войск этих машин всего несколько единиц. Соответственно и пилотов, допущенных к их управлению, столько же. И привлекать их к боевым вылетам необходимости нет. Как и нет необходимости ускорять их выпуск. Серийное производство новейших истребителей налажено и идёт запланированными темпами, независимо от того, что происходит в настоящее время в небе над Украиной.
Сверхзвуковые бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3, которые по возрасту почти одногодки с Су-25, по-прежнему находятся в строю и являются очень грозным оружием. Максимальная боевая нагрузка одного самолёта (авиабомбы, крылатые и аэробаллистические ракеты) доходит до 24 тонн. Относительно недавно Ту-22М3 были привлечены к уничтожению объектов террористов в Сирии. Благодаря новейшей аппаратуре для сбора и обработки данных, на практике было доказано, что эффективность удара свободно падающими бомбами этого «ветерана» увеличилась почти втрое. А ракетные авиаудары по объектам ИГИЛ (запрещённая в России террористическая организация) в провинции Дейр-эз-Зор бомбардировщики Дальней авиации наносили с территории России. Реализуемая в настоящее время программа модернизации этих самолётов ещё более расширит возможности боевого потенциала, поэтому никто списывать со счетов их не собирается.
russianplanes.net
Зеленскому нужно благодарить российское командование, что Ту-22М3 пока не совершают вылетов в зону боевых действий в украинском небе.
Что касается привлечения этих самолётов к боевым действиям на Украине, пока это ещё преждевременно. До полного уничтожения украинских ЗРК применять Ту-22М3 небезопасно. Уйти от ракет этой тяжёлой машине, которая больше в размерах и менее скоростная и манёвренная, нежели фронтовой бомбардировщик, будет сложнее.
А пока в настоящее время в полках стратегических ракетоносцев Ту-95МС и сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М3, дислоцированных в Амурской и Иркутской областях, проходят сборовые мероприятия по подготовке лётного состава в качестве командиров кораблей. Экипажи отрабатывают навыки в технике пилотирования для выполнения взлётов и посадок с рабочего места командира корабля в дневное и ночное время. И тут ни у кого не должно быть никаких иллюзий.
P. S. Зеленскому в силу определённых внутренних обстоятельств не понять, что нынешняя межславянская бойня не нужна никому, кроме его же сотоварищей из-за западенського кордону. Но если он не прекратит бессмысленное сопротивление, наши бомбардировщики-ракетоносцы усилят группировку ВКС РФ при проведении спецоперации. И тогда Зеленскому даже на Земле Обетованной места не найдут за его тридцать сребренников.
Россия заинтересована в скорейшем установлении мира на украинской земле, но не на условиях Запада и его клоунов. Другого языка, кроме силового, коллективный Запад, ведомый США, к сожалению всего человечества, не понимает.
ВАРИАНТЫ ТУ-22М3
Помимо основных вариантов дальнего ракетоносца-бомбардировщика, вооружённого бомбами и ракетами Х-22, ОКБ подготовило и передало в производство несколько модификаций Ту-22М, отличавшихся составом вооружения и оборудования. Введение в состав прицельного комплекса аппаратуры разведки и целеуказания позволило довооружить Ту-22М противорадиолокационными ракетами. Ещё в 1970-е гг. применительно к Ту-22М2 начались работы по оснащению его ракетами малой дальности Х-15. В 1980-е гг. они увенчались успехом – Ту-22М3 получил вариант вооружения с Х-15 на фюзеляжной многопозиционной катапультной установке и на крыльевых катапультных установках. Но в дальнейшем из-за изменения тактических взглядов на применение комплекса и его составных элементов от их использования отказались.
В декабре 1985 г. начались лётные испытания дальнего разведчика Ту-22М3Р, спроектированного на базе Ту-22М3.
Он предназначался для замены в строевых частях самолётов Ту-22Р. Новый разведчик был оснащён современным комплексом фото- и радиотехнической разведки, который в сочетании с высокими лётными качествами обеспечивал значительное увеличение эффективности воздушной разведки. В 1989 г. его под обозначением Ту-22МР передали в серийное производство.
Для замены постановщиков помех Ту-22ПД в 1970-е гг. предприняли попытку создания постановщика на базе Ту-22М. В ходе этих работ переоборудовали серийный Ту-22М2, получивший обозначение Ту-22МП. Он проходил испытания, но в серию и на вооружение не передавался из-за недоведённости комплекса РЭП.
Как отмечалось выше, на Ту-22М3 предполагалось устанавливать двигатели типа НК-32, тем самым улучшая его характеристики и унифицируя с Ту-160. Для испытаний новой силовой установки переоборудовали серийный Ту-22М3 № 4504, но до монтажа новых двигателей дело не дошло. В дальнейшем эта машина использовалась в качестве летающей лаборатории для испытаний новых образцов оборудования и вооружения. В 1992 г. ОКБ совместно с ЛИИ и ЦАГИ на базе одного из первых серийных Ту-22М3 создало летающую лабораторию Ту-22МЛЛ, предназначенную для проведения натурных лётных аэродинамических исследований.
Помимо перечисленных построенных вариантов Ту-22М, в ОКБ прорабатывалось несколько модификаций, работы по которым не вышли из начальных стадий проектирования. В 1972 г. для авиации ВМФ подготовили техническое предложение по кардинальной модернизации Ту-22М, получившее обозначение «45М». Самолёт должен был оснащаться двумя двигателями НК-25, и по своей аэродинамической компоновке в какой-то степени напоминал американский разведчик SR-71, ударное вооружение включало две ракеты Х-45. Дальше технического предложения работы по «45М» не пошли, так как проект предполагал не модернизацию, а фактически создание и освоение в серии нового сложного самолёта, против чего категорически возражало руководство предприятия, осуществлявшего серийный выпуск.
Имелись проекты создания дальнего перехватчика Ту-22ДП (ДП-1), способного бороться не только с ударными самолётами на больших удалениях от защищаемых объектов, но и с самолётами ДРЛО, соединениями транспортных машин, а также самому выполнять ударные функции. В нём фактически предлагали вернуться к идеям, заложенным в проект дальнего тяжёлого истребителя-перехватчика Ту-148 с крылом изменяемой стреловидности.
Известны и другие проекты развития Ту-22М на основе применения модернизированных двигателей и новых систем оборудования и вооружения, например, прорабатывались модификации Ту-22М4 и Ту-22М5. В начале 2000-х гг. ОКБ вышло с предложением по созданию на базе Ту-22М3 авиационно-космической системы «Скиф».
В настоящее время ОАО «Туполев» в тесном сотрудничестве с другими предприятиями и организациями отечественного ВПК продолжает работать над дальнейшей модернизацией Ту-22М3. Новый вариант Ту-22М3 получил обозначение Ту-22М3М. Самолёт должен получить новое вооружение и обновлённое радиоэлектронное оборудование, позволяющее значительно поднять ударный потенциал машины и всего комплекса в целом. После этого самолет получит возможность применять высокоточное оружие класса «воздух-поверхность», в частности, УР Х-32.До 2021 г. в вариант Ту-22М3М планируется переделать 30 бомбардировщиков Ту-22М3 ВВС России.
Модификации Ту-22
Модификации Ту-22 | Отличительные особенности |
Ту-22Р/РД | Самолёт-разведчик, в грузовом отсеке которого устанавливалась фотоаппаратура, специальный автомат сброса отражателей АПП-22, комплексы радиоразведки «Ромб-4А» и «Роза». Самолёт типа РД мог осуществлять дозаправку в воздухе |
Ту-22РК/РДК/РМ | Разведывательный вариант с дополнительным комплексом аппаратуры «Куб. С 1980 года осуществлял полёты вариант самолёта-разведчика — Ту-22РМ |
Ту-22РДМ | В варианте РДМ на разведчик устанавливался комплекс оборудования радиоразведки «Тангаж»и инфракрасного слежения «Осень». Кроме того, в комплект авионики входили станция бокового слежения М-202 «Шомпол» и станция постановки радиопомех «Сирень» |
Ту-22П/ПД/КП/КПД | Постановщик помех. Для выполнения задачи в грузовой отсек помещался контейнер РЭБ и автоматы АПП-22. В различные усовершенствованные варианты самолёта помещались станции СПС-44, СПС-55, СПС-4М, СПС-5М, СПС-30-70, СПС-5М. Если самолёт оборудовался штангой дозаправки, к модификации прибавлялась буква «Д». С 1968 года совершал полёты вариант КП/КПД |
Ту-22К/КД | Ракетоносец с одной ракетой Х-22 на борту. При необходимости использовался в качестве бомбардировщика |
Ту-22У/УД | Учебная модификация самолёта. Несмотря на наличие заправочной штанги дозаправка этого самолёта в воздухе не проводилась |
Страшней «Утёнка» зверя нет
Ещё их бесит тот факт, что владея небом над Украиной, российские лётчики ведут себя ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ, используя принципиально иную тактику, нежели американские пилоты и их союзники. Везде, куда янки притаскивали свою заокеанскую демократию на крыльях бомбардировщиков, они без разбора долбили всё. Включая мирных граждан, автомобили с санитарными крестами на крышах, объекты, не имеющие никакого отношения к военным… Чего стоят только иракский город-миллионник Мосул и трёхсоттысячная сирийская Ракка, на месте которых, после массированных ударов с воздуха, остались одни обгоревшие головешки?!
Именно это сегодня хотели бы видеть американцы вместо украинских городов, поэтому и продолжают заваливать Незалежную оружием: «Только бы хлопцы не прекращали воевать…»
Наши же парни, разрушая ракетными ударами объекты инфраструктуры армии Киева, уничтожая скопления техники, неонацистов и наёмников, работают с максимальной осторожностью
Ещё — и в этом тоже нет никакого сомнения, — для молодых военных лётчиков будет очень полезен опыт боевого пилотирования фронтовых . Именно эти «Утята» (носовая часть самолёта, имеющая характерную сплющенную форму с острыми боковыми кромками, очень напоминает клюв утки) в рамках спецоперации на Украине играют роль главной рабочей силы ВКС РФ. На тридцать четвёртые «сушки» ложится подавляющая часть отработки целей с воздуха высокоточным оружием.
mil.ru
Су-34 в спецоперации на Украине играют роль главной рабочей лошадки ВКС РФ.
При этом, работая почти от зари до зари, российским пилотам удаётся не только наносить непоправимый урон противнику, но и мастерски уходить от огня наземных средств ПВО. Ни одной «тридцатьчетвёрки» за время проведения операции бравым украинским воякам так и не удалось «приземлить». А все их победные реляции о сбитых российских самолётах с приложенными фотографиями каких-то полусгоревших фрагментов со звёздами на фюзеляже — не более чем фейки.
Ту-22М2
Новый комплекс дальней авиации вызвал тревогу на Западе. Так, 14 мая 1976 года, после учебного полёта из Москвы на Дальний Восток и обратно на Ту-22М2 с одной дозаправкой в воздухе – 7000 км, на переговорах по СНВ-2 представители США подали ноту протеста и включили в свой список этот самолёт как стратегический. Правда, за неимением военных баз по всему миру как в НАТО, он недотягивал до этих показателей, полноправным стратегическим представителем являлся только Ту-160, появившийся позже, в 1981 году. Не сумевшие успокоить американцев, советские дипломаты, возглавляемые Громыко, согласились после бесплодных дискуссий и включили Ту-22М и в свой перечень, с условием, что таковыми считаться будут лишь те, что оборудуются дозаправочными штангами. Штанги сняли, и полёты больше не беспокоили военных США. А вот чтобы улучшить имевшиеся тактико-технические характеристики (ТТХ) на Ту-22М2, Дмитрий Марков решил установить не 22-тонные двигатели, а 25-тонные и довести стреловидность до 65 градусов – таким стал Ту-22М3 в июне 1977-го, обладавший уже долгожданной скоростью 2000 км/ч.
Ту-22М2
Сын сверхзвука
Для начала стоит пояснить — Ту-22 и Ту-22М это разные машины. Пусть вас не смущает всего одна буква в названии, отличаются самолёты кардинально. Ту-22, пришедший в 1962 году на замену Ту-16, стал, по сути, тестовой версией будущего стратегического бомбардировщика Ту-22М. К сожалению, за времяпробного периода» потерялось огромное количество машин и погибло много пилотов.
Шило»(так его прозвали из-за формы фюзеляжа) вообще считается одним из наиболее аварийных самолётов в истории СССР, за что он даже получил нелицеприятное прозвищелюдоед». Меньше чем за первые полтора десятка лет в катастрофах потеряли пятую часть всех Ту-22(разбилось около 70 штук). Поэтому создатели Ту-22М учли накопленный негативный опыт, что позволило изготовить самолёт на абсолютно новом техническом уровне — он стал гораздо более удобным в пилотировании и безопасным.
Ту-22
Ту-22М получил также улучшенный планер, крыло изменяемой стреловидности и ещё несколько тысяч больших и маленьких нововведений. За время использования Ту-22 оказалось, что высокая скорость — не панацея; требовалась машина, способная работать на разных скоростных режимах и высотах. Именно за счёт крыла изменяемой стреловидности эти качества и получил Ту‑22М.
Почти сразу Ту-22М составилкостяк» советской морской авиации. При помощи этих самолётов предстояло сражаться с авианосцами вероятного противника. Ещё у Ту-22 стояли на вооружении крылатые противокорабельные ракеты Х-22Буря». Ту-22М за счёт нововведений как в авионике, так и в электронике самолёта мог использовать их максимально эффективно.
Ту-22М и Х-22Буря»
Всего построили около пятисот тяжёлых бомбардировщиков Ту-22М2 и М3.
ОКРАСКА И ОБОЗНАЧЕНИЯ
Внешняя поверхность самолёта окрашена специальными светозащитными красками. До сборки детали из алюминиевых сплавов анодируются, их внешняя поверхность лакируется, внутренняя – грунтуется. Детали из магниевых сплавов, предварительно оксидированные, покрываются грунтовкой и эмалью. Стальные детали, предварительно кадмированные, покрываются грунтовкой. Носки крыла и стабилизатора анодированы в белый цвет, по внешней поверхности лакированы, по внутренней – грунтованы. После сборки по швам, зазорам, головкам болтов наносится шпаклёвка на основе герметика, все металлические поверхности покрываются грунтовкой, окрашиваются двумя слоями эмали (второй слой – белый). Носки крыльев, киля и стабилизатора – лакированные. Вся внешняя антенная гарнитура окрашена специальной эмалью.
Самолёты несут стандартный набор опознавательных знаков (красные звёзды с красно-белой окантовкой) и бортовые номера.
Конструкция бомбардировщика Ту-22
Аэродинамическая схема Ту-22 представляет собой планер с низкорасположенным крылом изменяемой геометрии и мощным вертикальным хвостовым оперением с поворотным стабилизатором. Крыло с высокой степенью механизации оснащено трёхсекционными предкрылками, закрылки размещены на центроплане и консолях, интерцепторы с тремя секциями работают как элероны, управляя машиной по крену.
Ту-22
Гидравлическая система с ЭДУ поворачивает крыло на фиксированные положения от 200 до 600 через каждые 10 градусов и на крайний угол поворота в 650. Отрицательное влияние воздухозаборников с воздушными тоннелями и центроплана на аэродинамику вертикального оперения при больших углах атаки удачно компенсировали установкой форкиля больших размеров.
Кабина пилота на самолёте Ту 22М3
Кабина экипажа у Ту-22М3 значительно комфортнее и эргономичнее, чем у предшественника Ту-22. Планировка мест осталась прежней – впереди командир и правый пилот, сзади штурман и оператор. Каждый член экипажа размещается в катапультном кресле КТ-1М, покидание осуществляется вверх, лицом против потока.
Ту-22 кабина пилота
Несколько уменьшилась площадь остекления фонаря, чтобы блики не мешали следить за показаниями приборов. Комплексная система кондиционирования воздуха поддерживает внутри кабины комфортные условия для работоспособности всех пилотов.
Шасси самолёта трёхопорное, передняя стойка управляемая, основные стойки состоят из трёхпарных тормозных колёсных тележек. В полёте стойки убираются внутрь корпуса самолёта, основные перпендикулярно полёту, носовая – назад по полёту.
На Ту-22М3 установили новую радиолокационную станцию и улучшенный прицельный комплекс, двигатели оснастили современной электронной системой управления. Электронное управление получили новые бесщёточные генераторы в системе электроснабжения. Заменены свинцовые аккумуляторы на кадмиево-никелевые батареи, что повысило качество электропитания и надёжность электроники.
Ту-22 компоновочная схема
Принудительная стерилизация
В восьмидесятых годах прошлого века с Ту-22М произошло страшное надругательство, и проблемой стали исключительно положительные качества самолёта. Ночью 14 мая 1976 года на серийном Ту-22М2 под командованием В. П. Борисова установили рекорд: с одной воздушной дозаправкой самолёт покрыл расстояние более чем в семь тысяч километров. Увы, противник бдил. На следующий день, на переговорах, посвящённых подписанию договора ОСВ-2 между СССР и США, перед лицом советской делегации махали картой вчерашнего полёта, требуя зачислить Ту-22М в стратегические бомбардировщики. Число которых подлежало ограничению.
По результатам договора у всех Ту-22М2 и Ту-22М3 демонтировали систему дозаправки в воздухе, кастрировав боевой радиус до не самых впечатляющих 2410 километров.
Ту-22М2 с ракетой Х-22, перехваченный норвежским F-16A(1988 год)(источник фото)
В таком урезанном виде самолёт дожил до нашего времени. На данный момент в запасниках министерства обороны находится более сотни машин — а теперь ещё вышел анонс новой модификации, до версии Т‑22М3М.
Что будет уметь новый самолёт? И как же быть с потерянным дозаправочным достоинством?
«Межконтинентальный бомбардировщик»
Ту-22М3М — глубоко модернизированная версия советского самолёта Ту-22М3, созданного в конце 1970-х годов. Машина была разработана для нанесения ударов в глубине обороны противника и поражения крупных морских целей. Боевое крещение бомбардировщик получил в афганской кампании в 1979—1989 годах. Вооружённые силы РФ применяли этот самолёт в ходе южноосетинского конфликта в августе 2008-го и в сирийской операции с осени 2015-го.
Военный эксперт Юрий Кнутов отметил в беседе с RT, что «Ту-22М3 является многоцелевой платформой для поражения скопления бронетехники, стратегических объектов, командных пунктов противника и авианосцев».
«Это очень грозное оружие из-за универсальности и большой полезной нагрузки (до 24 т). Он позволяет России решать множество боевых задач как на суше, так и на море», — пояснил эксперт.
Также по теме
«Крылья нашей армии»: на что способен новый военно-транспортный самолёт России
Минобороны РФ к концу года получит до пяти новых военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А. Об этом заявил командующий…
Машину относят к классу дальней авиации, однако по показателю боевого радиуса она уступает стратегическим ракетоносцам Ту-95МС и Ту-160 «Белый лебедь», которые способны преодолевать до 10 000 км.
«Ту-22М3 ещё называют «младшим братом» наших легендарных стратегов. Максимальная дальность применения машины составляет около 6000—7000 км. Однако модернизация бомбардировщика позволит увеличить боевой радиус и повысить боевые возможности в целом», — сказал Кнутов.
В частности, эксперт обратил внимание, что «установку штанги топливозаправки на Ту-22М3М можно назвать революционным решением». «Дозаправка в воздухе — это достаточно сложный в техническом отношении процесс
Тем не менее он регулярно отрабатывается и является одним из ключевых элементов подготовки лётчиков. Штанга топливозаправки превратила Ту-22М3М в межконтинентальный бомбардировщик, в дополнительную платформу для применения высокоточного оружия с обычными и ядерными боевыми частями», — заявил Кнутов
«Дозаправка в воздухе — это достаточно сложный в техническом отношении процесс. Тем не менее он регулярно отрабатывается и является одним из ключевых элементов подготовки лётчиков. Штанга топливозаправки превратила Ту-22М3М в межконтинентальный бомбардировщик, в дополнительную платформу для применения высокоточного оружия с обычными и ядерными боевыми частями», — заявил Кнутов.
В комментарии «Звезде» лётчик-испытатель «Туполева» сообщил, что оборудование для дозаправки позволяет самолёту находиться в воздухе более пяти часов.
Ту-22М3 лишился штанги после заключения Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений между СССР и США в 1979 году (ОСВ-2). Данное соглашение потеряло силу в 1991 году после заключения Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).
- Дозаправка самолёта в воздухе
С февраля 2011 года Москва и Вашингтон придерживаются условий СНВ-3. В декабре 2018 года глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, бывший главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев подчеркнул, что модернизация Ту-22М3 не нарушает действующего договора о сокращении наступательных вооружений.
Кнутов подчеркнул, что в 1970-е годы «американцы были серьёзно обеспокоены тем, что на советских бомбардировщиках семейства Ту-22 были установлены штанги топливозаправки».
«СССР пошёл на уступки Вашингтону, но, вернув оборудование для дозаправки на Ту-22М3, наша страна ничего не нарушает. Решение об установке штанги — способ отрезвить США, которые взяли курс на выход из договоров о контроле ядерных арсеналов. Не сомневаюсь, что сейчас американцы будут вновь волноваться», — отметил Кнутов.
Боевое применение Ту-22 и Ту-22М
Основное предназначение дальних бомбардировщиков Ту-22 и Ту-22М — в качестве фактора сдерживания в гонке ядерных вооружений между противоборствующими лагерями. Именно эти объясняется беспрецедентное для военного самолёта количество модификаций. Машина непрерывно совершенствовалась и очень часто применялась в качестве средства технического обслуживания ударных сил.
1984-1989
Афганистан |
Как и многие другие типы советской военной техники, «тушки» получили боевое крещение в Афганистане. В 1984 году туда были переброшены шесть машин Ту-22М2 1225-го полка тяжёлой бомбардировочной авиации. В качестве основного оружия при обработке позиций афганских моджахедов применялись девятитонные авиабомбы. В 1988 году аналогичные задачи выполняли Ту-22М3. В боекомплект входили бомбы весом 3 т. Самолёты взлетали с аэродрома Мары в СССР |
1992
Таджикистан |
Вначале девяностых годов полётные задания российских пилотов сместились несколько севернее – на таджико-афганскую границу. Машины Ту-22М3 840-го полка тяжёлой бомбардировочной авиации действовали против таджикской оппозиции |
1994-2000
Чеченская Республика |
С 1994 года Ту-22 применялись для выполнения различных боевых и вспомогательных задач в первой и второй чеченских войнах. Основной тип вооружения – осветительные авиабомбы для обеспечения сброса с бомбардировщиков Су-34 корректируемых авиабомб КАБ-1500Л |
2008 год
Южная Осетия |
В конфликте принимала участие эскадрилья Ту-22М3. Основные задачи – нанесение прицельных ударов по скоплениям бандформирований в Кодорском ущелье. В ходе боевых действий был сбит Ту-22М3 52-го ТБАП (Шайковка) |
2015-2017
Сирия |
С осени 2015 года на авиабазе ВКС РФ Хмеймим базируются 14 машин Ту-22М3. Основные задачи тяжёлых бомбардировщиков — сброс вооружений на скопления исламистов |
Авиапарк Ту-22М3 на авиабазе Хмеймим в Сирии
ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ
Здесь велись работы по дальнейшему развитию самолёта Ту-160, в рамках которой были разработаны следующие проекты:
• Ту-160В – с силовой установкой, работающей на жидком водороде, самолёт должен был быть увеличен в размерах (для размещения баков с жидким водородом);
• Ту-160М – удлинённый вариант самолёта, с изменёнными бомбоотсеками (носитель перспективной гиперзвуковой ракеты Х-90);
• Ту-160НК-74 – с более экономичными двигателями НК-74;
• Ту-160К (К – авиационной ракетный комплекс «Кречет») (1984) – с увеличенной до 50 тонн массой боевой нагрузки, носитель двух перспективных ракет «Кречет-Р». Общая дальность действия комплекса составляла 10000 км.
• Ту-161 («161») – межконтинентальный многорежимный стратегический самолет-носитель, дальнейшее развитие Ту-160. Его появление, согласно первоначальным планам, ожидалось в середине 90-х годов.
Ту-160К
С 1983 года велись работы по модернизации Ту-22М3 до варианта Ту-22М4 (до 1987 года носила обозначение Ту-32), который предполагалось оснастить новыми БРЭО (в т.ч. РЛС с Ту-160), прицельно-навигационным комплексом, комплексом РЭБ и связи, более мощными двигателями (НК-32). В состав средств поражения должны были войти 6 УР Х-32, или 10 Х-57 (в т.ч. 4 – на внешних узлах подвески), или управляемые планирующие авиабомбы УПАБ-1500. Также предполагалось модернизировать и планер самолёта.
Прототип данной машины (по некоторым данным, сер. 45-10) был построен в 1990 году, переоборудован под установку НК-32, но их так и не поставили. Работы по машине прекращены в ноябре 1991 года.
Внешне Ту-22М4 распознаётся увеличением с 9 до 12 количества створок дополнительного забора воздуха по обоим бортам фюзеляжа. В настоящее время опытная машина находится в музее Дальней авиации в Рязани.
По одним данным – это Ту-22М4, по другим – летающая лаборатория на базе Ту-22М3
По некоторым данным, велись работы и по самолёту с ещё более расширенными боевыми возможностями – Ту-22М5, который должен был получить улучшенную аэродинамику с учётом мер по снижению радиолокационной заметности. В составе его вооружения должны были войти ракеты «воздух-воздух» большой и средней дальности.
Модификации Ту-22М
Модификации Ту-22М | Отличительные особенности |
Ту-22М1 | Ту-22М1 начали разрабатывать в 1970 году. Масса планера снижена на 3 тонны. Полностью конструктивно переработаны форма планера, воздухозаборники. Двигатели расположили в гондолах по обеим сторонам фюзеляжа. Самолёт оборудовали крылом изменяемой стреловидности с совершенно новой геометрией.
М1 стал первой модификацией, на которую установили систему управления АБСУ-145 с электродистанционным каналом крена. Модифицировано основное вооружение — ракета Х22. Двигатель — НК-144. Количество построенных самолётов — 5. Использовались в испытаниях для доводки систем и конструктивных узлов. Серийно не строились |
Ту-22М2 | Планировалась постройка модификации М3 с силовой установкой НК-23. Но в серию самолёт пошел с двигателями НК-144-2 (форсажная тяга 20000 даН).
Самолёт оборудовали структурированной системой управления:
Принят на вооружение летом 1976 года. Серийно строился до 1983 года (211 единиц). Недостатки модификации — несогласованность бортовых систем аппаратуры. Доработки серийных самолётов проводились прямо в военных гарнизонах |
Ту-22М3 | В модификацию М3, которая строилась с 1974 года внесён ряд существенных изменений:
Воздухозаборники расположили аналогично конструкции МиГ-25 — под углом к фюзеляжу. Самолёт оборудован новой системой электроснабжения. Изменена конструкция штанги топливозаправки. Серийно производился до 1993 года |
Ту-22М3Р | Разведывательный вариант Ту-22М3. Основные задачи — целеуказание и постановка помех средствам ПВО противника. Выпускался с 1985 года. Общее количество построенных и переоборудованных по проекту самолётов — 12 единиц |
Ту-22М4 | С 1984 года разрабатывался вариант с установкой двигателей НК-32. Переоборудованию подверглись БРЭО (новая РЛС «Обзор») и бортовые средства поражения (ракеты Х-32 и Х-15, УПАБ-1500). В 1990 году работы по доводке модификации остановлены |
Ту-22М3М | Последняя актуальная модификация Ту-22М. До 2020 года коллектив Казанского авиапредприятия должен провести модернизацию авиапарка из 30 машин. Самолёт модифицируется под ракету класса «воздух-поверхность» Х-32 с защищённой от внешних помех головкой самонаведения. Изменения систем и узлов проекта М4 подвергнутся минимальным изменениям:
|
Новейшая модификация знаменитого бомбардировщика — Ту-22М3М
Минусы конструкции Ту-22
В процессе эксплуатации был выявлен ряд недостатков самолета. На сверхскоростных режимах полета из-за воздушных колебаний и неудачного расположения моторов над хвостовым оперением машина становилась тяжело управляемой. Реверсный эффект элеронов вызвал необходимость ограничить максимальную скорость самолета до 1,4 М. Нагрев обшивки и деформация конструкции вызывали самопроизвольный сдвиг тяг управления, что порождало сильные разворачивающие и кренящие моменты.
Самолет становился неустойчивым в управлении и просто поддавался продольной раскачке. Чтобы устранить вышеперечисленные недостатки, установили автомат продольной устойчивости АУ-105А, демпферы тангажа ДТ-105А, автомат дополнительных усилий АДУ-105А. Неудобства для экипажа составляли высокая посадочная скорость самолета, катапультируемые вниз кресла и плохой обзор с рабочего места.
Моторы ВД-7М тоже не были доскональными. Позже их заменили более надежными и мощными ТРДФ РД-7М2, проводилась постоянная модернизация экземпляров, находящихся в эксплуатации.
Каждый день эксплуатировать данный самолет было весьма проблематично. Предварительная подготовка отнимала целый день, предполетная – до 3,5 часов. Из-за размещения двигателей на большой высоте затруднялся доступ к ним для проведения техобслуживания.
Во время ремонта или обслуживания Ту-22 специалисты должны были иметь мощную защиту органов слуха из-за раздававшегося широкополосного сильного грохота силовых установок.
Слабые показатели надежности и недоведенность некоторых важнейших систем в состояние безопасного использования привели к череде крушений самолетов этой серии. Ошибки и конструктивные просчеты постоянно исправлялись путем доработок персоналом ОКБ и советской промышленностью. До нормального состояния, позволяющего безопасное применение, самолет Ту-22 был доведен лишь в середине 80-х годов. Наиболее проблемным стал ракетоносец Ту-22К.

Эта тема закрыта для публикации ответов.