Оглавление
- Пять лет под компонентами топлива (обеспечение герметичности топливных систем Р-36)
- Начало ракетного соперничества
- Памятник противоракете
- Таинственный «Сармат»
- Ракеты для «Авангарда»
- Особенности политической обстановки начала 60-х
- Тактико-технические характеристики
- Особенности конструкции
- Два эшелона защиты
- Устройство и ТТХ характеристики
- Особенности устройства
- Космический бильярд
- Российская ракета «Сатана»
- Новая «Сатана»
Пять лет под компонентами топлива (обеспечение герметичности топливных систем Р-36)
Одним из основных требований к ракете Р-36 было требование о нахождении ракеты в заправленном состоянии на боевом дежурстве не менее пяти лет. Для сравнения — ракеты ОКБ-586 первого поколения могли стоять в заправленном состоянии 30 дней. Со временем компоненты топлива проникали в поры металла, и изделие «давало течь». Однажды представитель ГУРВО2, председатель комиссии по работе с ракетой для выяснения причин негерметичности, с удивлением сказал:
«Все говорят, что потекло изделие. Я думал, что тут надо подставлять ведро. А оказывается что эту сквозную негерметичность не то, что увидеть, а специальным течеискателем нельзя обнаружить».
Приступая к решению задачи обеспечения герметичности топливных систем, специалисты не предполагали, что те изменения, которые произойдут в конструкции, технологиях, металлургическом производстве станут научно-техническим прорывом.
Агрессивные компоненты топлива, применяемые на ракете, кроме токсичности и высокой химической активности, обладали еще и высокой капиллярной проницаемостью своих паров. Накапливаясь в отсеках ракеты, пары компонентов топлива оказывали разрушающее действие на приборы, кабельную сеть, неметаллические материалы, могли стать причиной отравления персонала. Результаты исследований диффузионных процессов компонентов топлива через металл показали, что все разъемные соединения оказались проницаемы для компонентов. Разработчики вводили сварные швы вместо разъемных и продолжали совершенствовать разъемные соединения. Для получения качественных сварных швов совместно с Институтом электросварки Е. О. Патона были созданы специальные сварочные автоматы аргонно-дуговой сварки с вращающимся электродом.
Герметичность топливных систем на первых ракетах (Р-12 и Р-14) контролировалась методом обмыливания разъемных соединений, находящихся под избыточным давлением. На ракете Р-16 была внедрена проверка на герметичность топливных систем методом «щупа» с помощью гелиевого течеискателя. На ракете Р-36 чувствтельность гелиевого течеискателя была повышена в 50 раз по сравнению с Р-16.
При исследовании на проницаемость сварных швов обнаружилось, что они тоже «текут». Металл имел свои дефекты — пористость, микротрещины, микроскопические газовые пузыри и др. Потребовалась большая работа по улучшению качества металла на металлургических заводах, там были внедрены новые уникальные технологии: одинарный и двойной вакуумно-дуговые переплавы металла, рафинирование, продувка аргоном и даже процеживание жидкого алюминия через стеклоткань. Это позволило повысить качество металла для ракет.
Компоновочная схема ракеты Р-36.
Эскизный проект ракетного комплекса Р-36 с ракетой 8К67 был выпущен в 1962 г. Боевой комплекс строился по схеме «одиночные старты», т. е. ШПУ размещались рассредоточенно, на удалении 7–11 км одна от другой. Такая схема, позволяющая повысить живучесть ШПУ при ядерном воздействии, впоследствии стала классической и называлась ОС (одиночный старт). Управление и контроль за состоянием шахты, подготовка к пуску и пуск ракеты должны были осуществляться дистанционно с командного пункта. В ШПУ ракеты применялась сдвижная крышка и газодинамический старт ракеты из пускового стакана на работающих маршевых двигателях. Одиночная ШПУ имела глубину 41,5 м, диаметр ствола 8,3 м и диаметр пускового стакана 4,64 м.
Размещение ракеты Р-36 в ШПУ
После установки ракет и заправки внутренние полости топливных баков изолировались от атмосферы системой предохранения. Ампулизированная ракета должна была храниться в заправленном состоянии в течение всего гарантийного срока. Первоначально этот срок составлял пять лет, впоследствии был доведен до семи с половиной лет. В ходе разработки ракеты Р-36 организа-ии — разработчики ядерных зарядов провели цикл испытаний и создали новые, более совершенные заряды. Правительственным Постановлением № 182-80 «О замене специальных зарядов на ракете Р-36 и введении дополнительного заряда А604Г» на ракете Р-36 был установлен самый мощный в мире (и до настоящего времени) термоядерный заряд. Одна ракета могла уничтожить любую цель, а также стартовую позицию ракеты с существовавшей тогда защищенностью.
Рулевой двигатель второй ступени ракеты Р-36
Двигательная установка первой ступени ракеты Р-36
Начало ракетного соперничества
До конца 1962 года оба ОКБ завершили предварительную проработку своих проектов «легких» ракет, и решение вопроса перешло в политическую плоскость — на уровень ЦК КПСС и советского правительства. Так началось соревнование между двумя знаменитыми сегодня ракетными конструкторскими бюро, обернувшееся в итоге победой Владимира Челомея. Оно было напряженными и драматичным — настолько, что о степени накала страстей можно судить даже по сухим строчкам официальных документов и воспоминаниям непосредственных участников событий.
Учебная ракета УР-100 на ноябрьском параде в Москве.
Стремительное развитие событий началось вскоре после Нового года. 19 января 1963 года зампред Совета министров СССР, председатель комиссии Президиума Совета министров по военно-промышленным вопросам Дмитрий Устинов, министр обороны маршал Советского Союза Родион Малиновский, председатель Госкомитета Совмина по оборонной технике Леонид Смирнов, председатель Госкомитета Совмина по радиоэлектронике Валерий Калмыков, председатель Госкомитета Совмина по химии Виктор Федоров и главком РВСН Сергей Бирюзов направили в ЦК КПСС такое письмо:
«Сов. секретно ЦК КПСС В соответствии с поручением нами, с привлечением ученых и специалистов, рассмотрены предложения главных конструкторов тт. Макеева, Исаева, Янгеля и Решетнева о разработке малогабаритных ракет ампульного типа с автономной системой управления.
Создание такого типа ракет будет дальнейшим шагом в развитии ракетной техники. Конструкция ракет предусматривает возможность нахождения в заправленном состоянии в шахте в течение 10 лет, вместо 30–90 суток существующих ракет, а широкое внедрение автоматизации процессов подготовки и пуска ракет (дистанционное управление) существенно уменьшает количество обслуживающего персонала и обеспечивает сокращение времени готовности от 1 до 5 минут (существующие — 15–30 минут), что значительно повышает боеготовность ракетного вооружения.
Указанные качества по условиям эксплуатации и простота стартов приближают ампульные ракеты к ракетам на твёрдом топливе, а в части энерговооруженности двигателей и габаритов они будут иметь преимущества.
На основании проведенных в СКБ-385, ОКБ-10 и ОКБ-586 Госкомитета по оборонной технике проработок, считаем целесообразным поддержать предложения главных конструкторов о разработке в 1963–64 гг. одного автоматизированного ракетного комплекса с малогабаритной ракетой Р-37 ампульного типа с дальностью стрельбы в диапазоне от 2000 до 12 000 км, вместо предлагаемых двух ракет на дальность 4500 и 12 000 км, но с двумя вариантами боевых головок: на дальность 12 000 км со спецзарядом … в тротиловом эквиваленте и на промежуточную дальность 4500 км со спецзарядом …
Просим одобрить представляемый проект Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по данному вопросу».
Фамилии конструкторов, упомянутые в этом письме, требуют пояснения. Виктор Макеев — на тот момент главный конструктор (с 1957 года), а вскоре и руководитель СКБ-385, разрабатывавшего и производившего баллистические ракеты для советских подводных лодок. Алексей Исаев — руководитель ОКБ-2 НИИ-88, разрабатывавшего жидкостные ракетные двигатели и теорию их работы. А Михаил Решетнев — начальник ОКБ-10 (незадолго до этого бывшего филиалом ОКБ-1 Сергея Королева), с ноября 1962 года занимавшегося темой создания ракеты-носителя легкого класса, переданной ему из янгелевского ОКБ-586. Одним словом, все специалисты, упомянутые в этом письме — представители организаций, прямо связанных с Госкомитетом по оборонной технике, прямо подчиненным и непосредственно курировавшимся Дмитрием Устиновым.
Но уже через одиннадцать дней, 30 января по итогам заседания Совета обороны СССР принимается протокол №30, в котором есть такой пункт:
Памятник противоракете
А начиналось всё в 1953 году, когда советское военное руководство получило известие о том, что в США проходят испытания баллистических ракет, способных нести ядерные боеголовки. И уже в августе начальник Генштаба Василий Соколовский и ещё шесть маршалов направили письмо в ЦК КПСС с предложением рассмотреть вопрос о создании средств противоракетной обороны. А осенью собрались учёные — создатели первой отечественной зенитной ракетной системы ПВО. Однако далеко не все отнеслись тогда к маршальской идее с энтузиазмом. Например, один весьма авторитетный академик заявил, что «попасть в космосе пулей по пуле невозможно» и что взяться за решение такой задачи могут только чудаки. Но чудаки нашлись, и в числе первых был молодой доктор технических наук Григорий Кисунько.
Именно коллектив молодых учёных взял на себя смелость обосновать принципы противоракетной обороны, позволяющие находить в космосе мизерную по вселенским масштабам цель, эффективно следить за ней и, наконец, управлять противоракетой. В результате на письме маршалов появилась резолюция: «Проблема сложная, нами дано задание приступить к её изучению».
goskatalog.ru
Три года напряжённейшей работы учёных во главе с Григорием Кисунько дали блестящие результаты.
Три года напряжённейшей работы учёных во главе с Григорием Кисунько дали блестящие результаты. В 1958 году было принято решение о разработке проекта системы ПРО, получившей условное наименование А-35. Через год начались стрельбы противоракетами и был закончен эскизный проект экспериментальной системы ПРО «Системы А», в которую вошли: главный командно-вычислительный пункт, радиолокаторы дальнего обнаружения, радиолокаторы точного наведения противоракет, радиолокационная станция вывода противоракет, стартовая позиция, радиорелейные линии связи.
…В тот мартовский день, когда изуродованные обломки сбитой Р-12 упали на землю, победу праздновали и коллектив Григория Кисунько, и коллектив Петра Грушина, под руководством которого создавалась противоракета. А проходил день, который потом назовут историческим, весьма нервно. С утра проверили технику, дали команду в Капустин Яр на запуск ракеты-мишени, но тут же последовал отбой и запрет на запрет всех средств излучения. От контрразведчиков поступило сообщение: по ближайшей железной дороге в поезде следует иностранец — возможно ведение радиоразведки. Пошли томительные часы ожидания, пока пассажирский состав уносил подальше от полигона проблемного пассажира.
kollektsiya.ru
Баллистическая ракета Р-12.
Сегодня в районе уничтожения Р-12, которая сыграла роль американской баллистической ракеты, в качестве своеобразного памятника высится корпус первой отечественной противоракеты. Это о ней тогдашний советский лидер Никита Хрущёв, любивший употреблять образные выражения, на радостях заявил журналистам: «Наша ракета, можно сказать, попадёт в муху в космосе». Справедливости ради заметим, что американцы смогут повторить такой же результат только через два с половиной десятка лет.
encyclopedia.mil.ru
Съёмка испытательного пуска противоракеты В-1000.
Таинственный «Сармат»
Тайной покрыто все, что связано с разработкой этого комплекса. Это именно тот случай, когда не все налогоплательщики смогут в ближайшем будущем узнать, на что идут их оплачиваемые средства. Лишь скупые обещания новостных СМИ об удачных пусках и безопасность над головой выступают доказательством того что государственные деньги были расходованы не напрасно
В настоящее время, о «Сармате» известно еще слишком мало. По всей видимости, этому классу носителей ядерного оружия предстоит роль главного щита страны, совместно с системами авиационного, морского и мобильного базирования. Опубликованы только некоторые разрозненные данные о том, что представляет собой ракета «Сармат». Тактико-технические характеристики тоже приводятся лишь примерные: радиус действия – 11 тыс. километров, но при этом предоставляется возможность поражение целей вероятного противника через Южный полис.
Ракеты для «Авангарда»
УР-100Н УТТХ
Первоначально предполагалось, что маневрирующими боевыми блоками «Авангард» будут оснащаться разрабатываемые ракеты РС-26. Однако в 2018 году стало известно, что комплекс РС-26 «Рубеж» и БЖРК «Баргузин» исключены из госпрограммы вооружений до 2027 года (ГПВ-27).
Вместо них в ГПВ-27 включён комплекс шахтного базирования с советской ракетой УР-100Н УТТХ (по классификации США — SS-19 «Стилет») и боевым оснащением «Авангард», как имеющий «более важное значение» (!) для обороноспособности страны. Причиной исключения названа невозможность одновременного финансирования вышеназванных программ!. Ракета УР-100Н УТТХ — глубокая модификация созданного ОКБ-52 Владимира Челомея в 1960-х годах (!) ракетного комплекса УР-100
Принята на вооружение в 1980 году
Ракета УР-100Н УТТХ — глубокая модификация созданного ОКБ-52 Владимира Челомея в 1960-х годах (!) ракетного комплекса УР-100. Принята на вооружение в 1980 году.
Эти 30 ракет были поставлены в Россию в начале 2000-х годов с Украины за «газовые долги». УР-100Н УТТХ, после распада СССР, хранились на складах в незаправленном состоянии. То есть (по мнению ряда военных экспертов) они «практически новые!» и способны стоять на боевом дежурстве несколько десятков лет.
Стартовая масса — около 100 тонн, забрасываемая — около 4,5 тонн. С принятием на вооружение тяжелой ракеты РС-28 «Сармат» блоки «Авангард» будут устанавливаться и на нее.
Особенности политической обстановки начала 60-х
В этой связи у руководства Советского Союза сформировались две задачи: скорейшим образом нарастить общее число МБР и создать тяжелую ракету, соответствующую новым требованиям. Ракета должна была нести значительно более мощный ядерный заряд, преодолевать систему противоракетной обороны (ПРО), длительное время храниться в заправленном состоянии при максимальной боеготовности. Для гарантированного ответного удара при ядерном конфликте необходимо было существенно укрепить ШПУ, рассредоточить их (одиночные шахтные старты), автоматизировать предстартовые работы и ввести дистанционное управление пусками ракет. Старт ракеты Р-36П
Увеличить численность боевых ракет в НИИ-88 (головной научно-исследовательской организации отрасли) предложили за счет ракет легкого класса. ОКБ-586 М. К. Янгеля в инициативном порядке разработало два проекта малогабаритной жидкостной ракеты Р-37 с одной и двумя ступенями.
В начале 1961 г. ОКБ-52 В. Н. Челомея, пользуясь поддержкой Н. С. Хрущева, тоже начинает разработку боевых ракет. Он предлагает варианты универсальной ракеты (УР) разных модификаций — УР-100, УР-200, УР-500. Проект ракеты УР-100 — по существу аналог ракеты Р-37 ОКБ М. К. Янгеля.
Для продвижения своего проекта ракеты Р-37 М. К. Янгель написал обращение к Н. С. Хрущеву. М. К. Янгеля поддержали руководители отрасли, главком РВСН маршал С.С. Бирюзов, Председатель ГКОТ1 Л. В. Смирнов, представители НИИ-88. Вопрос решался на самом высоком уровне. Для рассмотрения проектов ракет собралось руководство во главе с Н. С. Хрущевым. На совещании было принято компромиссное решение — делать обе ракеты. Постановление по поводу ракеты УР-100 вскоре вышло в свет, а разработка ракеты Р-37 была остановлена. ОКБ-52 В. Н. Челомея начало разрабатывать межконтинентальную баллистическую ракету с моноблочной головной частью. В 1967 г. ракета легкого класса была принята на вооружение. КБ «Южное» впоследствии все же разработало ракету легкого класса. Но это уже было третье поколение боевых ракет, и об этом расскажем позже.
Помимо легких ракет, в основных ракетных ОКБ Советского Союза в тот период начинается разработка тяжелых боевых ракет. Перед разработчиками были поставлены новые задачи. Необходимо было создать ракету, способную нести самый мощный из всех существующих ядерный заряд, увеличить время нахождения в заправленном состоянии до пяти лет (при действующих на тот момент одном-двух месяцах), обеспечивать способность преодолевать американскую систему ПРО.
В ОКБ-1 С. П. Королева начались работы по созданию глобальной ракеты ГР-1. Она должна была выводить на околоземную орбиту специальную ступень, которая, по сути, могла осуществлять последующий выход на цель практически с любого направления. Это значительно затрудняло бы работу ПРО противника.
ОКБ-586 М. К. Янгеля выступило с проектом тяжелой МБР Р-36 со стартовой массой порядка 180 тонн в двух вариантах: баллистическом и орбитальном. ОКБ-52 В. Н. Челомея, в свою очередь, предложило МБР УР-200, проект которой во многом был аналогом Р-36.
Правительством было дано разрешение на разработку всех предлагавшихся ракетных комплексов, чтобы впоследствии иметь возможность выбора наилучших образцов для принятия на вооружение. Основные ракетные КБ страны вступили в открытое соревнование за разработку лучшей МБР.
Письмо М. К. Янгеля Н. С. Хрущеву
Тактико-технические характеристики
Р-36М «Сатана» имеет следующие ТТХ:
- Количество ступеней — 2+блок разведения
- Топливо — хранимое жидкое
- Тип пусковой установки — шахтная с минометным стартом
- Мощность и количество боевых блоков — РГЧ ИН 8×900 KT, два моноблочных варианта; РГЧ ИН 8×550-750 кт
- Масса головной части — 8800 кг
- Максимальная дальность при легкой ГЧ — 16000 км
- Максимальная дальность при тяжелой ГЧ — 11200 км
- Максимальная дальность при РГЧ ИН — 10200 км
- Система управления – инерциальная автономная
- Точность — 1000 м
- Длина — 36.6 м
- Максимальный диаметр — 3 м
- Стартовая масса — 209.6 т
- Масса топлива — 188 т
- Окислитель — азотный тетраоксид
- Горючее — НДМГ (гептил)
Особенности конструкции
- Р-36М — двухступенчатая ракета, применяющая последовательное разделение ступеней. Баки горючего и окислителя разделены совмещенным промежуточным днищем. Вдоль корпуса проходит бортовая кабельная сеть и трубопроводы пневмогидравлической системы, которые закрыты кожухом. Двигатель 1-ой ступени имеет 4 автономных однокамерных ЖРД, которые имеют турбонасосную подачу топлива по замкнутой схеме, они шарнирно закреплены в хвостовой части ступени на раме. Отклонение двигателей по команде системы управления позволяет управлять полетом ракеты. Двигатель 2-ой ступени включает однокамерный маршевый и четырехкамерный рулевой ЖРД.
- Все двигатели работают на азотном тетраксиде и НДМГ. В Р-36М реализовано много оригинальных технических решений, к примеру, химический наддув баков, торможение отделившейся ступени при помощи истечения газов наддува и тому подобное. На Р-36М монтирована инерциальная система управления, работающая благодаря бортовому цифровому вычислительному комплексу. Его использование позволяет обеспечить высокую точность стрельбы.
- Конструкторы предусмотрели возможность совершить пуск Р-36М2 даже после ядерного удара противника по району расположения ракет. «Сатана» имеет темное теплозащитное покрытие, которое облегчает прохождение через радиационное пылевое облако, появившееся после ядерного взрыва. Специальные датчики, которые измеряют гамма- и нейтронное излучение на время прохождения ядерного «гриба» регистрируют его и выключают систему управления, но двигатели при этом продолжают работать. После выхода из опасной зоны автоматика включает систему управления и корректирует траекторию полета. МБР данного типа имели особо мощное боевое оснащение. Было два варианта ГЧ: РГЧ ИН с восемью ББ (по 900кт.) и моноблочная термоядерная (24Мт.). Имелся и комплекс преодоления систем ПРО.
Два эшелона защиты
Совершенствование ядерных сил США, появление баллистических ракет с многозарядными боевыми частями потребовали создания многоканальной ПРО с более эффективной противоракетой. Элементы такой системы были созданы в 1972 году. Собственно говоря, именно успехи СССР в освоении противоракетных технологий и заставили руководство США пойти на заключение Договора по ограничению ПРО, который был подписан в 1972 году. Каждой из сторон разрешалось иметь только по одному району, защищённому противоракетами. Американцы решили прикрыть базу стратегических ракет Гранд-Форкс на севере страны, СССР — столицу государства. При этом средства противоракетной обороны продолжали развиваться.
Забегая вперёд, отметим, что в настоящее время эксплуатацию системы ПРО РТЦ-181 (А-135) обеспечивает 9-я дивизия противоракетной обороны, входящая в состав войск ПВО-ПРО Воздушно-космических войск России, а командно-измерительный пункт системы ПРО, совмещённый с РЛС Дон-2Н, расположен в городе Софрино Московской области.
mil.ru
Командно-измерительный пункт системы ПРО, совмещённый с РЛС Дон-2Н, расположен в городе Софрино Московской области.
Как действует система ПРО? В мирное время с помощью многофункциональной станции она «прослушивает» и «просматривает» космическое пространство и способна самостоятельно или с помощью Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) установить факт агрессии и перейти на автоматическое сопровождение баллистических целей. При этом электронный мозг системы отселектирует ядерные боеголовки от имитаторов и укажет наиболее опасные. Параллельно ЭВМ в автоматическом режиме приведёт в готовность противоракеты, произведёт распределение их по целям, вычислит прогнозируемые точки поражения и в наиболее благоприятный момент даст команду на старт. Сначала стартуют противоракеты первого космического перехвата, а уже по непоражённым боеголовкам ударят перехватчики второго эшелона.
Устройство и ТТХ характеристики
Ракета «Сармат» применяет двигатель, который был создан на базе надежного двигателя НПО «Энергомаш» РД-264. По заявлению генерал-полковника С. Каракаева, главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения, ракета использует шахтную систему базирования и может находиться в готовых шахтных пусковых установках. Комплекс осуществляет минометный пуск, пороховой аккумулятор давление в результате чего выбрасывает ракету из шахты на высоте 20-30 м, после чего автоматически задействует двигатель ракеты.
По первым эскизам ракеты большинство экспертов считало ее двухступенчатой. После размещения официального фото ракеты некоторые источники предположили, что ракета может быть и трехступенчатой, как классические ракеты-носители, которые выносят спутники на орбиту.
Жидкостные ракетные двигатели ступеней были «утоплены» в бак с горючим, тогда как топливные баки – несущие с совмещенными разделительными днищами. В ракете будут применяться надежные и проверенные двигатели от Р-36М, такие как РД-264 в их усовершенствованной модификации РС-99, испытание которых эффективно завершено.
Эксперт Командного военного института ракетных войск КНР Чу Фухай, считает, что будет создано две модификации ракет с различным запасом топлива для поражения целей в Западной Европе и США. Изначальный вес ракеты с целью в США – 150-200 т, дальность полета – 16 000 км, полезная нагрузка составляет 5 т. Дальность ракеты, направленной на западноевропейские страны – 9000 – 10 000 км, стартовый вес – 100 – 120 т, максимально забрасываемый вес – 10 т.
Одна ракета, по мнению экспертов, несет от 10 до 15 боеголовок (все зависит от их мощности). При доставке 10 боеголовок, мощность их составляет 750 Кт каждая. Также некоторые эксперты считают, что используются обычные боеголовки, если будут применяться маневрирующие гиперзвуковые боеголовки Ю-71, то их будет три штуки, и каждая будет весить около 1 т.
Ракета «Сармат» — не первая ракета, у которой столь разняться показатели дальности и загрузки в различных вариантах, поскольку такие показатели – связанные. Сделанные практически по одной технологии Р-36 и Р-36 орб с одним весом 180 т имеют дальности в зависимости от массы загружаемых боеголовок 10 000 км, 15 000 км и вариант «орбитальной бомбардировки».
Кроме того стоит учитывать, что помимо боеголовок, по утверждению конструкторов, существенный лимит массы будет отведен для традиционных комплексов преодоления ПРО, таких, как ложные цели. В том случае, если классические ложные цели такие как надувные имитаторы боеголовок, уголковые, пружинистые и дополнительные отражатели – имеют большой вес, то при вхождении в атмосферу имитирующие боеголовки – это квазитяжелые ложные цели, и хотя они легче боеголовок, все равно их вес довольно существенный, поскольку представляют ракету с теплозащитой, плазмогенератором, доразгонным двигателем и модулем РЭБ для свечения, имитации траектории и ЭПР боеголовки.
Устройство и тактико-технические характеристики боевого блока
По информации издания «Известия», этот боевой блок может иметь такие тактико-технические характеристики:
- максимальная скорость полета в атмосфере – 15М (при показателе средней скорости – в интервале – 5-7 километров в секунду);
- изделия работает на высоте около 100 км (это верхняя граница атмосферы планеты Земля);
- боевой блок производит маневры в атмосфере при снижении для преодоления ПРО.
Особенности устройства
На этапе разработок КБ «Энергомаш» подготовил новую модель силового агрегата РД-264, состоящую из 4 однокамерных ракетных установок РД-263. Размещался он на первой ступени ракеты. На второй был установлен однокамерный маршевый мотор РД-0228 от специалистов КБ «Химическая автоматика». В качестве рулевого применялся четырёхкамерный.
Уникальный для того времени компьютер отвечал за точность поражения цели. Теплозащитное покрытие позволяло системе функционировать даже в том случае, если район расположения шахт будет подвержен ядерной бомбардировке. В этом случае силовая установка отключается гамма-нейтронными датчиками, но двигатели останутся в рабочем состоянии. Это позволит «Сатане» продолжить полёт и поразить ранее намеченный объект, вне зависимости от преград, в том числе ядерного потенциала и средств противоракетной обороны противника.
Космический бильярд
Давний соблазн сравнить американскую и российскую ПРО был реализован в 1994 году, когда в рамках программы «Одеракс» попытались определить возможности радиолокационных средств России и США выявлять и классифицировать так называемый космический мусор.
Кстати, Россия держит первенство и в борьбе с ракетами средней дальности. Во второй половине 2020 года на вооружение Войск ПВО-ПРО ВКС России начала поступать зенитная ракетная система 5-го поколения способная перехватывать ракеты с дальностью пуска до 3.500 километров, а на конечном участке траектории, если такая необходимость возникнет, и межконтинентальные боевые ракеты. Кроме «Прометея», сегодня в единую комплексную систему ПВО-ПРО страны интегрированы С-350 «Витязь», и С-300ВМ4 «Антей-2500». Более серьёзной защиты своего воздушно-космического пространства нет ни у кого.
Российская ракета «Сатана»
РС-28 «Сармат» (по классификации НАТО Satan-2) — перспективный российский стратегический ракетный комплекс шахтного базирования пятого поколения с тяжёлой многоступенчатой жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой (МБР).
Концепцией комплекса «Сармат» является не просто акцент на максимальный вес забрасываемых боеголовок, как в Р-36М, которые могут быть уничтожены средствами ПРО, а доставка пусть меньшего числа боеголовок, но по траекториям и способами, существенно затрудняющими их уничтожение даже перспективными комплексами ПРО.
Заложенная в ракете технология «орбитальной бомбардировки» позволяет нанесение удара по территории США по суборбитальной траектории через Южный полюс Земли в обход развёрнутых средств ПРО, а также позволяет осуществлять запуски гражданских космических аппаратов.
Также управляемые боевые блоки «Авангард» позволят впервые применять российские и советские МБР в локальных войнах по стратегии «глобального удара», с поражением стратегических объектов кинетической энергией боевого блока, без использования ядерного взрыва. Ракета использует модернизированную версию двигателя РД-264, уже применяемого в советской МБР Р-36М2.
Серийное производство МБР «Сармат» планируется начать на Красноярском машиностроительном заводе только в 2021 году (!); первый полк, оснащённый такими ракетами, встанет на боевое дежурство к тому же сроку.
Однако не все эксперты превозносят до небес МБР «Сармат». Так, в частности, кадемик Соломонов не раз подвергал серьёзной критике тяжёлые ракеты на жидкостном топливе, такие как Р-36М, ввиду того, что большая забрасываемая масса жидкостных МБР скрывала за собой то, что Р-36 является «довольно лёгкой жертвой» для ПРО по сравнению с твердотопливными ракетами, которые легче, а потому возможны для пуска даже с мобильных установок, имеют более короткий разгонный участок.
Более короткий разгонный участок имеет существенное значение для устойчивости против ПРО, так как после окончания разгона возможно уже разделение боеголовок и выброс ложных баллистических мишеней, поэтому возможно поражение ракетой ПРО только одной боеголовки и с небольшой вероятностью. При поражении ракеты на разгонном участке возможно уничтожение всего комплекта боеголовок и крупная МБР — намного «более простая» цель.
Сторонники же жидкостных ракет из ГРЦ им. Макеева указывают на больший забрасываемый вес и большую дальность своих ракет, в том числе способность нести более крупный комплект ложных целей и поэтому жидкостная ракета имеет преимущество перед твердотопливной по защищённости от ПРО на баллистическом и, главное, на завершающем участках за счёт большего комплекта квазитяжёлых ложных целей.
Новая «Сатана»
К исходу второго десятилетия 21 века баллистическая ракета «Сармат» заменит «Воеводу» — «Сатану», которая выполняет задачу гаранта возмездия. В соответствие времена количество РС-20В превышало 3 сотни, сейчас их 52. На всех из них установлено 10 боевых частей, итого 520 боеголовок (по 750 килотонн тротилового эквивалента) – это почти третья часть всего морского и наземного стратегического оборонного потенциала.
Вес «Воеводы» — больше 200 тонн. Ядерный потенциал РФ обновляется, в 2020 году РВСН получат 500 новых комплектов других видов, но им придется производит другие задачи. Как правило, это мобильные установки, которые дежурят в оперативных районах.
«Сатана» страшна 2 своими важными возможностями: огромной разрушительной силой и способностью быстрого прохождения рубежей ПРО. Каждый такой носитель может превратить целый мегаполис с окрестностями и промышленный район в реактивную пустыню. Предполагается, что ракета «Сармат» заменит мощный в мире носитель приблизительно в момент его достижения 30-ти летнего возраста, что для МБР весьма почетно.

Эта тема закрыта для публикации ответов.