Год русских ракет: новое оружие россии превратило оборону запада в сущий ад

Алан-э-Дейл       25.06.2022 г.

General info

The SRAAM is a highly manoeuvrable infrared homing air-to-air missile. The missile’s use of thrust vectoring, and an IR seeker with very wide gimbal limits, means that it can track targets incredibly well compared to other air-to-air missiles. The missile has an uncaged seeker with a very wide gimbal limits, which makes maintaining locks on targets prior to launch much easier. The uncaged seeker also means that once the missile has been locked you can turn the plane and «lead» the missiles, as if you would an aircraft’s guns, making them much more likely to hit.

Thrust vectoring also allows the missiles to start manoeuvring immediately after launch, unlike more traditional missiles which need to gain speed before their fins become fully effective; making the SRAAM much better suited for short range combat.

The SRAAMs are carried in launch tubes, mounted in pairs under the wings.

Effective damage

The SRAAM has a relatively small warhead consisting of 4 kg of TNT with a 5 m proximity fuse. Most of the time this is adequate to outright destroy an enemy aircraft, however depending on the location of the missile when it explodes it is possible the target will only receive a varying amount of damage. While it is not uncommon for the enemy aircraft to eventually crash due to the damage they receive, some can make it back to the airfield or even continue fighting.

Comparison with analogues

The main standout feature of the SRAAM, which sets it apart from all other infrared homing missiles (carried by fixed-wing aircraft at least) is its astonishingly good manoeuvrability. Though the SRAAM can only pull a maximum overload of 20 G, it is capable of out-manoeuvring more traditionally manoeuvrable missiles such as the AIM-9L and R-60, owing to its thrust vectoring system. The SRAAM also powers up its IR seeker faster than other missiles (taking 3 seconds while most others take closer to 5), and can keep its seeker active for longer at 20 seconds (Sidewinders can do it for 10 seconds, and most Russian missiles 15 seconds).

The drawback of the SRAAM, however, is its short range, it is largely ineffective at ranges greater than 1 km; by comparison, other missiles such as the AIM-9E can hit targets from well over 2 km in a good situation. The SRAAM also has lower explosive mass than other missiles, at 4 kg of TNT. By comparison, the AIM-9B, D and E have 4.5 kg, the R-13M has 5.5 kg, and the R-3S has 11 kg.

Четвертое поколение

Так как истребители непрерывно развивались, улучшались их боевые и защитные характеристики, а также возрастала скорость, ракеты «воздух-воздух» должны были им соответствовать. Пришествие на вооружение новых самонаводящихся ракет вновь было связано с созданием нового поколения истребителей. В 1981 году истребительная авиация ПВО приняла на вооружение самолет МиГ-31, вооруженный ракетами Р-33. Ракета «воздух-воздух» большой дальности могла запускаться в переднюю полусферу цели с расстояния до 120 км. Новая модификация самолета, получившая название МиГ-31М, вооружалась обновленной ракетой, на которой полуактивную РК головку самонаведения заменили на полуактивно-активную. При этом благодаря повышенной энерговооруженности ракеты дальность пуска стала достигать 200 км.

Этапными истребителями для СССР стали МиГ-29 и Су-27, которые поступили на вооружение в середине 1990 годов. В разных версиях они по сей день служат основой российской истребительной авиации и активно продаются в другие страны. Изначально истребители вооружались ракетами Р-27. Затем они получили ракету Р-27Э, обладающую повышенной энерговооруженностью. Эти ракеты класса «воздух-воздух» отличались комбинированными головками самонаведения. В последних воплощались различные методы наведения: инерциально-корректируемое, самонаведение с использованием полуактивной РК головки и самонаведение на ИК излучение цели. С внедрением комбинированных головок появилась возможность эффективной атаки цели вне зависимости от ракурса.

Дизайн

Ракеты класса «воздух-воздух» обычно представляют собой длинные и тонкие цилиндры, чтобы уменьшить их поперечное сечение и, таким образом, минимизировать сопротивление на высоких скоростях, с которыми они летят. Ракеты разделены на пять основных систем (движущихся вперед на корму): ГСН, наведения, боеголовка, ракетный двигатель и система управления.

Спереди находится искатель, либо радиолокационная система, либо радиолокационный датчик, либо инфракрасный детектор. За этим скрывается авионика, управляющая ракетой. Обычно после этого в центре ракеты находится боеголовка, обычно несколько килограммов взрывчатого вещества, окруженная металлом, который фрагментируется при взрыве (или, в некоторых случаях, предварительно осколками металла).

В задней части ракеты находится двигательная установка, обычно это ракета какого-либо типа, и система управления приводом или CAS. Твердотопливные ракеты двойной тяги являются обычным явлением, но в некоторых ракетах большой дальности используются двигатели на жидком топливе, которые могут «дросселировать», чтобы увеличить дальность полета и сохранить топливо для энергоемкого финального маневрирования. Некоторые твердотопливные ракеты имитируют эту технику со вторым ракетным двигателем, который сгорает во время конечной фазы самонаведения. В разработке находятся ракеты, такие как MBDA Meteor, которые «дышат» воздухом (используя прямоточный воздушно-реактивный двигатель , похожий на реактивный двигатель), чтобы увеличить свою дальность действия.

В современных ракетах используются двигатели с малым задымлением — ранние ракеты оставляли толстые дымовые следы, которые легко видел экипаж самолета-цели, предупреждая их об атаке и помогая им определить, как от нее уклониться.

CAS обычно представляет собой электромеханическую исполнительную систему с сервоуправлением, которая принимает входные данные от системы наведения и манипулирует аэродинамическими профилями или стабилизаторами в задней части ракеты, которые направляют или направляют оружие к цели.

КС-172 / РВВ-Л / AAM-L

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)КС-172 / «изделие 172» / РРВ-Л / AAM-LКС-172С-1 / AAM-L

Ракета «воздух-воздух» сверхбольшой дальности. Разработка ракеты с использованием наработок по ракете 3М83 комплекса ПВО С-300В начата ОКБ «Новатор» (г.Свердловск, ныне — Екатеринбург) в 1991 г. (в 1984 г. по данным Карпенко). Макет ракеты под названием AAM-L  (Air-Air-Missile — Long range) впервые продемонстрирован в 1993 г. на выставке вооружений и военной техники в Абу-Даби и на авиасалоне МАКС-1993. По имеющейся информации, в 1993 г.  проводились наземные испытания ракеты — вероятно, бросковые пуски. По данным на 2001 г. программа создания КС-172 не является приоритетной для ВВС России, а в декабре 2003 г. на авиашоу в Дубае впервые представлена экспортная модификация ракеты — КС-172С-1 — с измененной конструкцией.Во второй половине 2000-х годов Министерство обороны России проводило конкурс по ракете «воздух-воздух» большой дальности. В конкурсе участвовало ОКБ «Новатор» с ракетой КС-172С-1 и ГосМКБ «Вымпел» с ракетой К-37. Конкурсной комиссией Министерства обороны России отказано ОКБ «Новатор» в допуске к участию в закрытом конкурсе «Создание управляемой ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности (ОКР «Графоман» — ист. — Годовой отчет)» по формальным причинам (ист. — Карпенко).

Конструкция

Зенитная управляемая ракета, применяемая в ПЗРК «Стингер», имеет аэродинамическую схему «утка» – горизонтальное оперение находится впереди основных плоскостей. В носу ракеты расположены 2 руля и 2 неподвижные аэродинамические поверхности. Ракета стабилизируется за счёт вращения – в полёте его помогают сохранять установленные под углом хвостовые стабилизаторы. Приобрести вращение ракете помогает стартовый ускоритель, сопла которого расположено наклонно.

Боевая часть – осколочно-пучковая, содержит 3 кг взрывчатого вещества. Взрыватель, однако, контактный, требующий прямого попадания в цель. При промахе ракеты срабатывает механизм самоликвидации. Головка самонаведения у ракет ПЗРК первой модификации FIM-92A – всеракурсная инфракрасная.

Ракета хранится в транспортно-пусковом контейнере в виде герметичной трубы из пластика. Изнутри контейнер-труба заполняется инертным газом, и ракета в нём может находиться, не требуя обслуживания, до 10 лет.

Перед использованием к контейнеру присоединяется механизм запуска. В него вставляется блок, включающий в себя электрическую батарею и ёмкость, содержащую жидкий аргон. Также к пусковому механизму крепится антенна системы «свой-чужой». Обнаружив цель, ракетчик наводит на неё ПЗРК, используя оптический прицел, и нажимает на спуск. После этого батарея подаёт электроэнергию в бортовую сеть ракеты, а аргон охлаждает головку самонаведения.

О захвате цели ракетчика оповещают звуковой сигнал и вибрация встроенного в прицел устройства. После этого следует снова нажать на спуск – включается бортовая батарея ракеты, патрон со сжатым воздухом отсоединяет блок питания, а пиропатрон запускает стартовый ускоритель. Пусковая труба «Стингера» является одноразовой, и «перезарядить» её новой ракетой невозможно.

Оснащённый электронно-оптическим преобразователем третьего поколения, он позволяет опознавать цели на дистанции в 7 км и имеет увеличение в 2.26 крат. В Турции в настоящее время производится тепловизионный прицел, предназначенный для использования со «Стингером».

Интересные факты о самолёте МиГ 35

Эксплуатация одного лётного часа нового перехватчика обходится в 2,5 раза дешевле, чем у МиГ-29 – этому фактору придаётся в нынешнее время особое значение.

Установленный срок службы новой машины – 40 лет, налёт не менее 6 тыс. часов.

Для полётов над морем и в тропических условиях самолёт и его системы обработаны по специальной технологии защиты от коррозии.

Спецслужбы США давно охотились за данными на РЛС, установленную на индийском Су-30МКИ российского производства, и появление МиГ-35 с более совершенной радиолокационной станцией, стало для американцев большим сюрпризом.

Если учитывать, как изменились в последнее время  геополитические тенденции, российский МиГ-35 стал более надёжным и простым в эксплуатации самолётом, нежели западные аналоги.

РВВ-АЕ

В середине 2000-х годов появилась модель ракеты «воздух-воздух» (Россия), объединяющая в себе все описанные выше характеристики. В настоящее время она продолжает совершенствоваться. Экспортная версия ракеты «воздух-воздух» нового поколения не единожды демонстрировалась публике на авиационных салонах и международных выставках вооружения под именем РВВ-АЕ. В 2003 г. появилась доработанная версия под названием РВВ-СД. Многих интересует, какая скорость ракеты «воздух-воздух» РВВ-СД? Так вот, данная ракета способна развить скорость до 4500 км/ч.

Новая ракета получила двухдиапазонную линию радиокоррекции с повышенным быстродействием, а также высокоточную систему управления. Новый двухимпульсный твердотопливный мотор с управляемой паузой и увеличенной массой топлива может работать до 100 секунд, обеспечивая тем самым повышенную энерговооруженность ракеты. Благодаря адаптивному боевому снаряжению с возможностью управления полем поражения ракета может эффективно попадать в цель даже при повышенной возможности промаха.

История создания истребителя Миг 35

Впервые новый истребитель продемонстрировали в 2005 году на авиасалоне МАКС-2005 под названием МиГ-29М ОВТ, до этого прототипом являлась машина МиГ-29М1/М2. Но это был самолёт исключительно для показательных полётов. В последующие годы шли дальнейшие лётные испытания и обкатка новых двигателей, новейшего оборудования и вооружения. Были разработаны две версии машины – одноместный МиГ-35 и двухместный МиГ-35Д.

Самолёт МиГ 35Д

В 2007 году самолёт представлен главкому ВВС и министру обороны уже как МиГ-35. До 2010 года решалась дальнейшая судьба нового перехватчика и только в 2014 году было принято решение о формировании двух эскадрилий МиГ-35. Машина включена в государственную программу вооружения ВВС до 2020 года.

История технологии / История эксплуатации

Первый сбит

Первая ракета класса «воздух-воздух» была запущена в бою и зафиксирована сбитой во время Второго кризиса в Тайваньском проливе 24 сентября 1958 года в Тайваньском проливе в районе Цзиньмэнь-Мацу , с Китайской Народной Республикой ( ВВС Народно-освободительной армии ). Говорят, что он связан с Тайванем ( ВВС Китайской Республики ). В этом бою тайваньские ВВС вступили в бой с НОАК МиГ-17Ф (или J-5 ) с помощью истребителя F-86F , оснащенного предоставленным Соединенными Штатами самолетом AIM-9B sidewinder , и сбили 11 самолетов.

Приобретение способности всенаправленного взаимодействия

Поскольку ракеты, оснащенные системой наведения IRH или ранее , могли обнаруживать только ближний/коротковолновый инфракрасный (N/SWIR) диапазон, в принципе, они захватывают только сзади, где прямо видно выпускное отверстие реактивной струи цели. Я не мог. Однако система наведения IRH , в которой используется инфракрасный датчик, изготовленный из нового материала, может обнаруживать средневолновой инфракрасный диапазон (MWIR), поэтому реактивный выхлоп (шлейф) выбрасывается в сторону задней части самолета. Появилась возможность захвата даже сбоку, реализована возможность всенаправленного поражения (ALASCA). Британская ракета Red Top , начавшая эксплуатироваться в 1964 году, также имела ограниченную боевую способность всенаправленного действия, но предшественницей полномасштабных всенаправленных боеспособных ракет класса «воздух-воздух» была американская AIM , производство которой было начато в 1978 году . Также в Советском Союзе Р-60М , начавшая эксплуатацию в 1982 году, приобрела всенаправленную боевую способность.

AIM-9L был установлен на Sea Harrier FRS.1 ВВС Британского военно-морского флота и участвовал в Фолклендской войне . В это время аргентинская армия не обладала всенаправленной боевой способностью, поскольку использовала R.550 Magic с системой наведения IRH По этой причине у Королевского флота есть преимущество по дальности поражения, а у AIM-9L чрезвычайно высокий показатель попадания — 86%. Британцы завоевали превосходство в воздухе на протяжении всей войны, и всенаправленные боевые возможности AIM-9L в значительной степени способствовали этому.

Приобретение умения стрелять из прицела

В прошлом ракеты с IRH в основном использовали метод (LOBL), при котором захват цели производился до пуска, но в данном случае только «диапазон 15 градусов влево и вправо от осевой линии фронта», т.е. поле зрения инфракрасной
ГСН

Однако в Советском Союзе , совмещая систему наведения ИРХ с промежуточным командным наведением, путем захвата цели после пуска (LOAL), » IRST — это выхлоп двигателя самолета противника на 60 градусов влево и вправо от осевой линии фронта что IRST может стремиться. отслеживать инфракрасный, вне прицеливания ракеты, замок противника машина после запуска сообщить координаты (LOAL) был попасть в «на ракету инфракрасного изображения была уволена без блокировки R-73 1985, уже разработан к тому времени он был установлен на МиГ-29 и Су-27 . Сайдвиндер AIM-9L западного истребителя может стрелять только «по противнику в радиусе 15 градусов влево и вправо от осевой линии фронта», тогда как Р-73 МиГ-29 и Су-27 с восточной стороны » 60 градусов влево и вправо от центральной линии фронта». Вы не смогли бы победить в воздушном бою, если бы могли стрелять «врага на расстоянии», то есть врага рядом с вами .

Даже на западе Израиль с самого начала подчеркивал возможности стрельбы вне ствола , а в начале 1990 -х это было в развертывании , который имеет те же возможности вне ствола, что и R-73, но также рухнула, из-за этого задержался ответ в странах Организации Североатлантического договора , и ASRAAM в Великобритании был поставлен в 1998 г., AIM в США в 2000 г., AAM-5 в Японии в 2004 г., и IRIS-T вроде Германия в 2005. Стало. Однако IRST и стрельба из прицела с командным наведением не может быть достигнута без изменения авионики в целом, поэтому во многих западных странах инфракрасные ГСН ставились на подвесы и качались головками, чтобы расширить угол, под которым они могли быть зафиксированы перед запуском. Разрабатывался сайт инфракрасной ракеты.

Ракета с ядерной боеголовкой

Не сложно догадаться, что самой страшной ракетой является именно та, которая способна нести ядерный заряд. Именно она может стать главным оружием в ядерной войне. Вот, что будет после ядерной войны. Тем не менее, многие ракеты оснащены возможность несения ядерного заряда в виде опции. В конфликтах, где применение ядерного оружия нецелесообразно, они используются для доставки неядерного боевого заряда. Именно такие боеголовки в простонародье, как правило, и называются обычными.

Более подробно останавливаться на этом пункте не стоит, так как все отличия видны из названия. Тем не менее, ядерное оружие является большой и интересной темой, о которой мы еще поговорим в ближайшее время.

Р-60 / Р-60М — AA-8 APHID

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
Ракета К-60 / Р-60 / изделие 62 — AA-8A APHID-A
Ракета Р-60К — экспортный вариантРакета К-60М / Р-60М / изделие 62М — AA-8B APHID-BРакета Р-60МК — экспортный вариант — AA-8C APHID-C   Ракета малой дальности. Разработана ОКБ-4 М.Р.Бисновата (ныне — НПО «Молния»). Изучение концепции ракеты ближнего боя начато в конце 1960-х годов НИИ-2 Минавиапрома СССР (ГосНИИАС) под руководством Р.Д.Кузьминского и В.Ф.Левитина. Предложено создание ракеты К-60 на базе ЗУР 9М31 комплекса ПВО «Стрела-1″разработки КБТМ главного конструктора А.Э.Нудельмана — в той же размерности, с такой же, относительно легкой, боевой частью. Разработка новой ракеты начата ОКБ-4  в 1968 г., руководили разработкой главный конструктор М.Р.Бисноват и его первый заместитель В.И.Елагин, ведущие конструкторы — А.Л.Кегелес, Г.Н.Смольский и И.Н.Карабанов. Официально разработка ракеты поручена ОКБ-4 Постановлением Совмина СССР от 21 января 1970 г.В 1969 г. подготовлена техническая документация по ракете К-60 и начато изготовление первой экспериментальной партии отсеков ракеты (28 шт). В 1971 г. начата отработка ГСН на самолете-летающей лаборатории. В том же 1971 г.начаты пуски ракет — на первом этапе пуски осуществлялись с наземной ПУ по трассерам на полигонной вышке (дальность от 500 до 1500 м, 6 пусков), затем велись испытания с самолета-летающей лаборатории МиГ-21СМТ борт №117 (4 автономных пуска и два пуска телеметрических ракет по парашютным мишеням). так же в 1971 г. к испытаниям подключили два МиГ-23М (борты №№602 и 605), а с 1972 г. добавили еще два МиГ-23М (борты №№ 1701 и 1801). Этап испытаний главного конструктора завершился в августе 1972 г. Всего в ходе 17 пусков, выполненных в 1971 г. и 43 пусков 1972 года было сбито 7 мишеней МиГ-17 и Ла-17. В 1973 г. в ходе Государственных испытаний выполнено более 50 пусков ракет. Пуски осуществлялись с самолетов МиГ-21СМТ и МиГ-23 (№№ 2503, 1201, 1901, 1231).18 декабря 1973 г. ракета под наименованием Р-60 была принята на вооружение. Серийное производство ракеты велось с 1974 г. по 1991 г. на Тбилисском авиационном заводе. Всего заводом произведено более 30000 ракет, в некоторые годы темпы производства доходили до 6000 шт в год. Так же до 1991 г. производство ракеты велось Ижевским механическим заводом (г.Ижевск) и московским заводом «Коммунар» (ныне — «Дукс»)..Первое упоминание в западной специализированной прессе — 1976 г. — западными наблюдателями впервые ракета замечена на подвеске МиГ-23. По умолчанию данные ракеты Р-60.

Какое топливо используется в ракете

При выборе типа ракетного топлива больше всего всего внимания уделяется особенностям использования ракеты и тому, каким двигателем ее планируется оснастить. Грубо можно сказать, что все типы топлива делятся в основном по форме выпуска, удельной температуре сгорания и КПД. Среди основных типов двигателей выделяется твердотопливные, жидкостные, комбинированные и прямоточные воздушно-реактивные.

В качестве самого простого твердого топлива можно привести в пример порох, которым заправляются фейерверки. При сгорании он выделяет не очень большое количество энергии, но его достаточно для вывода на высоту нескольких десятков метров красочного заряда. В начале статьи я говорил о китайских стрелах XI века. Они являются еще одним примером твердотопливных ракет.

В некотором роде порох тоже можно назвать топливом твердотопливной ракеты.

Для боевых ракет твердое топливо производится по иной технологии. Обычно им является алюминиевый порошок. Главным плюсом таких ракет является легкость их хранения и возможность работы с ними, когда они заправлены. Кроме этого, такое топливо стоит относительно недорого.

Минусом твердотопливных двигателей является слабый потенциал отклонения вектора тяги. Поэтому для управления в таких ракетах часто используются дополнительные небольшие двигатели на жидком углеводородном топливе. Такая гибридная связка позволяет более полно использовать потенциал каждого источника энергии.

Использование именно комбинированных систем хорошо тем, что позволяет уйти от сложной системы заправки ракеты непосредственно перед запуском и необходимости откачки большого количества топлива в случае его отмены.

Отдельно стоит отметить даже не криогенный двигатель (заправляется сжиженными газами при очень низкой температуре) и не атомный, про который много говорят в последнее время, а прямоточный воздушно-реактивный. Такая система работает за счет создания давления воздуха в двигателе при движении ракеты на большой скорости. В самом двигателе производится впрыск топлива в камеру сгорания и смесь поджигается, создавая давление больше, чем на входе. Такие ракеты способны летать со скоростью, которая в несколько раз превышает скорость звука, но для запуска двигателя нужно давление, которое создается на скорости чуть выше одной скорости звука. Именно поэтому для запуска должны быть использованы вспомогательные средства.

Что такое баллистическая ракета

Много вопросов возникает в отношении отличий баллистических и крылатых ракет. Отвечая на эти вопросы, можно сказать, что отличия сводятся к траектории полета.

Как это часто бывает, особенности кроются в названии. Так и название крылатой ракеты говорит само за себя. Большую часть пути крылатая ракета держится в воздухе за счет крыльев, представляя из себя по сути самолет. Наличие крыльев обеспечивает ей очень высокую маневренность, позволяющую не только менять траекторию движения, отклоняясь от средств ПВО, но даже лететь на высоте нескольких метров от земли, огибая рельеф. Так ракета и вовсе сможет остаться незамеченной для ПВО.

Это не самолет, а крылатая ракета.

Этот тип ракет имеет меньшую, в сравнении с баллистических, скорость, которая обусловлена, в том числе, более высоким лобовым сопротивлением. Тем не менее, они подразделяются на дозвуковые, сверхзвуковые и гиперзвуковые.

Первые развивают скорость, близкую к скорости звука, но не превышают ее. Примером таких ракет может быть знаменитая американская крылатая ракета ”Томагавк”. Сверхзвуковые ракеты могут развивать скорость до 2,5-3 скоростей звука, а гиперзвуковые, над которыми сейчас работает очень много стран, должны набирать 5-6 скоростей звука.

Еще один пример крылатой ракеты.

Баллистические ракеты летают немного иначе. Они имеют баллистическую траекторию и большую часть своего пути находятся в неуправляемом полете. Грубо говоря, это похоже на то, что ракету просто бросили в противника, как камень. Конечно, есть точный расчет и системы наведения, но именно такой относительно простой способ позволяет нести очень большой заряд, размер и вес которого существенно превышают то, что возьмет ”на борт” крылатая ракета.

Первые научные труды и теоретические работы, связанные с баллистическими ракетами, описаны еще в 1896 году К.Э. Циолковским. Он описал такой тип летательных аппаратов и вывел зависимость между многими компонентами ракеты и ее полета. Формула Циолковского до сих пор составляет важную часть математического аппарата, используемого при проектировании ракет.

Во многом именно этому человеку мы обязаны не только военными, но и мирными ракетами. К.Э. Циолковский.

К-33 / Р-33 — AA-9 AMOS

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Ракета К-33 / Р-33 / «изделие 410» — AA-9 AMOSРакета К-33С / Р-33СРакета Р-33Э

Ракета класса «воздух-воздух» большой дальности. До весны 1968 г. велись предварительные проработки проекта комплекса перехвата с перехватчиком Ту-148 с РЛС «Заслон» (дальность обнаружения целей — 110-115 км, дальность пуска ракет — 80-90 км). После гибели Главкома авиации ПВО А.Кадомцева весной 1968 г., руководство ПВО сделало выбор в пользу проекта системы перехвата с самолетом Е-155МП. Постановлением Совмина СССР от 24 мая 1968 г. предусматривалась разработка модернизированного МиГ-25 — перехватчика Е-155МП. Комплекс перехвата включал в себя РЛС «Заслон» и ракеты с дальностью пуска 120 км. Разработка ракет К-33 поручалась ГосМКБ «Вымпел» под руководством заместителя главного конструктора КБ В.В.Журавлева и ведущего конструктора, а позже заместителя главного конструктора КБ и руководителя разработки ракет большой дальности в 1977-2007 г.г. Ю.К.Захарова. Конкурирующим с К-33 проектом был проект ракеты ОКБ М.Р.Бисновата — К-50. Предполагалась разработка пяти вариантов ракет — с радиолокационной ГСН, с тепловой ГСН, с комбинированной радиолокационно-тепловой ГСН, с активной радиолокационной ГСН и вариант ракеты со сменными БЧ. По каждому варианту ракет были подготовлены эскизные проекты (ист. — Захаров Ю.).Модели вариантов первых двух компоновок ракеты К-33 изготовлены уже в 1968 г. — первоначально ракета имела аэродинамическую схему «утка» и предполагалась её подвеска под крылом по типу ракет Р-40. Позже и аэродинамическая схема и способ подвески были изменены. Эскизный проект ракеты К-33 в современном виде выпущен в 1970 г. В 1972 г. выпущена вторая редакция эскизного проекта — с многофункциональной ГСН МФБУ-410, утолщенным корпусом с крыльями с большой хордой и малым размахом, с размещением ракет в полуутопленном положении под фюзеляжем самолета.Постановлением Совмина СССР от 12 мая 1974 г. задавалась разработка комплекса перехвата с самолетом-перехватчиком Е-155МП и ракетой К-33 с квазинепрерывной полуактивной радиолокационной ГСН и с единственной осколочно-фугасной БЧ (ист. — Захаров Ю.).Для проведения испытаний компонентов комплекса перехвата были созданы самолеты-лаборатории — для испытаний ГСН ракет К-33 — ЛЛ-21 на базе МиГ-21 (зав.№76211524), для испытания РЛС «Заслон» и ракет — самолет-лаборатория ЛЛ-2 / ЛЛ-104-518 на базе Ту-104 (зав. №42324). Переоборудование Ту-104 осуществлялось НТК «Взлет» начиная с 1970 г.  На Ту-104 начиная с 1972 г. отрабатывалась работа РЛС «Заслон» и ГСН МФБУ-410, установленных в массо-габаритные макеты ракет ГВМ-410. Для проведения испытаний в течение 1972 г. изготовлены 8 пусковых экземпляров ракет (для неуправляемых пусков), 1 бросковую ракету и 5 программных ракет (без ГСН, но с автопилотом).

Ракета Р-33 самолета МиГ-31ДЗ. Фото сделано во время внезапной проверки боеготовности ВВС на полигоне Пембой под Воркутой, май 2013 г. (фото — Алексей Резниченко, http://lelik1970.livejournal.com/).

По схеме «утка»

Напомним, в конце августа во время презентации усовершенствованного «Вихря-1» на форуме «Армия-2020» генеральный директор концерна «Калашников» Дмитрий Тарасов заявил, что планируется увеличить дальность использования новой ракеты до 10 км. Других подробностей он не привёл.

«Вихрь-1» был разработан в Тульском конструкторском бюро приборостроения в 1980-е годы. В 1992 году по результатам испытаний боеприпас был принят на вооружение российской армии. В этом же году его впервые публично продемонстрировали на международном авиасалоне в британском Фарнборо.

«Вихрь-1» создавался для вооружения штурмовика Су-25Т и ударного вертолёта Ка-50 «Чёрная акула», который позже переродился в Ка-52 «Аллигатор». Самолётная пусковая установка «Вихрь-1» вмещает восемь ракет, вертолётная — шесть. Пуск осуществляется из транспортно-пускового контейнера.

  • Пусковая установка на вертолёте с ракетами «Вихрь-1»

Снаряд выполнен по аэродинамической схеме «утка», то есть его горизонтальное оперение расположено впереди основного крыла. Масса немодернизированного «Вихря-1» составляет 40 кг, вес боевой части — 12 кг, калибр — 125 мм, длина — чуть более 2 м.

Боеприпас способен поражать бронетехнику и летательные аппараты, двигающиеся на скорости до 800 км/ч. В течение девяти секунд ракета может развивать скорость до 2196 км/ч. 

В настоящее время, помимо Ка-52, боеприпасом «Вихрь-1» и его модернизированной версией оснащаются экспортные модели транспортно-боевого вертолёта Ми-24П «Крокодил» (Ми-35П «Феникс»). Об этом свидетельствуют данные «Ростеха».

В 2013 году «Калашников» получил от Минобороны РФ 13-миллиардный контракт на выпуск «Вихря-1». В процессе налаживания производства концерн столкнулся с рядом трудностей, связанных в том числе с необходимостью замены импортных элементов. Однако все возникшие проблемы в итоге были решены.

Крылья и оперение

Крыло треугольной формы со стреловидность в 75°, по передней кромке имеет сверхзвуковой симметричный профиль, относительная толщина которого составляет 2 %. Достаточный уровень прочности и жесткости крыла, при его малой строительной высоте (у корня всего 9 см), обеспечивается за счет использования многолонжеронной конструкции и толстостенной обшивки. Площадь каждой из консолей составляет 2,24 м3.

Цельноповоротные консоли оперения имеют относительную толщину 4,5 % и отвечают за управление ракетой по курсу, крену и тангажу. Под фюзеляжем имеется также нижний киль, устанавливаемый для повышения путевой устойчивости ракеты Х-22. В нем размещаются некоторые антенны оборудования. Изначально, нижний киль делали съемным и крепили к ракете после ее подвешивания на самолет-носитель. Позже, для удобства транспортировки его оснастили шарнирным креплением, благодаря которому вовремя полета киль складывается в правую сторону. Это позволило уменьшить транспортировочную высоту ракеты до 1,8 м.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.