«курск» был все-таки потоплен «мемфисом»

Алан-э-Дейл       02.09.2022 г.

Арктические охотники проектов 945 «Барракуда»

Последние цельнотитановые «убийцы авианосцев» советской разработки, переквалифицировавшиеся со временем в многоцелевые АПЛ, активно эксплуатирующиеся сегодня в Арктике.

Обладает поразительной прочностью корпуса, рассчитанную на всплытие в арктических водах из-под льда — фактически, «Барракуды» и её «дети» стали подводными атомными ледоколами.

Лодка этого типа К-276 «Краб» 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес», после чего американскую лодку пришлось списать. А «Краб» продолжил службу.

О лодке известно чрезвычайно мало — специфика отрасли. Атомный реактор аналогичен используемому на «Акулах» и «Антеях», характеристики сходны, а шумность как на ультрасовременных лодках с водометами. И все.

Катастрофа и спасательные работы

Учения, проходящие на Баренцевом море в августе 2000 года – считались крупнейшими с момента распада Советского союза. Разумеется, важнейшую роль в сценарии играла лучшая подводная лодка России – АПЛ «Курск».

Субмарина должна была в ходе испытаний скрываться от вероятного обнаружения, а в намеченное время произвести учебное торпедирование корабля условного противника. Но планам не суждено было сбыться.

В 11-28 по местному времени раздался взрыв, мощностью по разным данным от 1.5 до 4 баллов по шкале Рихтера. Известно, что он был зафиксирован многими сейсмическими станциями и датчиками. Сообщалось, что его уловили даже на Аляске. Через 135 секунд случился второй взрыв, гораздо более мощный, чем первый.

Уже в 13-50 раздаются первые «звоночки» о случившемся несчастье. Экипаж подводной лодки не выходит на связь в намеченное время. Командующий Северным флотом сразу же вылетает на базу, в Североморск. Пока никаких официальных объявлений не следует, но становится понятно, что произошло непоправимое.

В середине ночи, 13 августа, проясняется примерный район поиска, но лишь к 16-20 удается обнаружить АПЛ «Курск». С ней устанавливается технический контакт, но очевидно, что подводная лодка лежит на грунте, то есть потерпела аварию.

Можно сказать, что уже с этого момента начинаются действия руководства, которые вызывают как минимум шок. Спасательная операция долго не объявляется – только 14 августа в 7 утра первые спасатели приступают к робким попыткам спуститься на глубину. Большие чины выглядят так, будто сами не понимают происходящего и не знают, как действовать в сложившейся ситуации.

Это вызывает шквал негативных эмоций от всех россиян, но прежде всего от родственников терпящих бедствие моряков. Мир облетают кадры с отдыхающим в Сочи президентом страны. После, многие становятся свидетелями не менее душераздирающих видеозаписей, когда Владимир Путин встречается с родственниками подводников. Без преувеличения, за судьбой атомохода следит весь мир.

Практически сразу свою помощь предлагает Норвегия, обладающая хорошо обученным поисковым флотом. Ее батискафы, способны вести поисково-спасательные работы на большой глубине. Но руководство России долго отказывается от любого вида помощи, а когда соглашается, становится понятно, что бесценное время потеряно безвозвратно.

По итогам расследования командование Северным флотом объявило, что причиной гибели подводной лодки «Курск» стала взорвавшаяся учебная торпеда. После этого субмарина ударилась носовой частью о грунт, что привело к детонации остального боезаряда. Экипаж практически полностью погиб, а тем, кому удалось чудом остаться в живых, отмеряно было не более 6 часов.

Особенности

Подводные лодки проекта 941 «Акула» оснащались энергоустановкой, состоящей из двух модулей, разнесенных в разных, надежно укрепленных корпусах. Состояние реакторов отслеживалось импульсной аппаратурой, системой автоматического реагирования при малейшей потере электроснабжения.

При выдаче задания на проектирование одним из обязательных условий было обеспечение безопасности лодки и экипажа, так называемый безопасный радиус, для чего были рассчитаны методом динамической прочности и проверены экспериментальным путем узлы корпуса (два всплывающих модуля, крепление контейнеров, сопряжение корпусов и т. д.).

Подводная лодка класса «Акула» строилась на заводе «Севмаш», где специально для нее был спроектирован и создан самый большой в мире крытый эллинг, или цех № 55. Корабли проекта 941 характеризуются повышенной плавучестью – более 40 %. Чтобы лодка полностью погрузилась, ее балласт должен составлять половину ее водоизмещения, отчего появилось второе название – «водовоз». Решение о подобной конструкции было принято с дальновидным прицелом – проводить ремонт, профилактику будет необходимо на существующих пирсах и ремонтных заводах.

Этот же запас плавучести обеспечивает выживаемость корабля в северных широтах, там, где требуется взламывать толстое ледяное покрытие. Подводные лодки типа «Акула» проекта 941 справлялись с жесткими условиями северного полюса, где толщина льда достигает 2,5 метра с сопутствующими ледяными торосами и наплывами. способность вскрывать ледяную толщу неоднократно демонстрировалась на деле.

Боевая часть-4

Капитан 3 ранга Рудаков Андрей Анатольевич — командир БЧ-4, 1968 г.р., ТОВВМУ

Рудаков Андрей Анатольевич

Капитан-лейтенант Фитерер Сергей Геннадьевич — командир ГКС, 1976 г.р., КВВМУ

Фитерер Сергей Геннадьевич

Капитан-лейтенант Насиковский Олег Иосифович — командир ГЗАС, 1971 г.р., КВВМУ

Насиковский Олег Иосифович

Старший мичман Чернышев Сергей Серафимович — техник ГКС, 1968 г.р., г. Севастополь

Чернышев Сергей Серафимович

Старший мичман Калинин Сергей Алексеевич — техник ГЗАС, 1970 г.р., Киевская обл., с. Лиляки

Калинин Сергей Алексеевич

Старший мичман Свечкарев Владимир Владимирович -техник ГЗАС, 1973 г.р., г. Нижний Новгород

Свечкарев Владимир Владимирович

рейтинг

Тактическая оценка и воздействие

оценка

Проект 705 был классом подводных лодок с хорошими характеристиками; Помимо уникальной максимальной скорости, лодки также обладали хорошей маневренностью, что позволяло им, например, разворачиваться на 180 ° со скоростью 40 узлов всего за 42 секунды.

У этого класса был один серьезный недостаток: подводные лодки были чрезвычайно быстрыми, но они производили огромный шум при полной нагрузке и, соответственно, их было легко обнаружить. Большая глубина могла быть значительным преимуществом при использовании гидролокатора, поскольку проект 705 мог использовать больше тепловых слоев, чем потенциальные противники. Однако это преимущество проявлялось только на малых скоростях.

Эффекты

В американских спецслужбах узнали о строительстве нового класса подводных лодок и использовании титана в их конструкциях через спутниковый мониторинг верфей.

Реакторы

В частности, реактор, охлаждаемый жидким сплавом, изначально считался элегантным решением нескольких слабых мест, которые могли возникнуть в легководных реакторах, использовавшихся в Советском Союзе .

  • Высокая температура кипения теплоносителя в сочетании с низким давлением в первом контуре охлаждения вызвала взрывы с последующим выбросом радиоактивности, что могло произойти при испарении обычной охлаждающей воды, что крайне маловероятно.
  • Затвердевание охлаждающей жидкости при температуре ниже 125 ° C привело к тому, что возможная утечка в охлаждающем контуре закрылась сама собой, как только охлаждающая жидкость вступила в контакт с холодным окружающим воздухом. Таким образом, можно почти исключить потерю всей охлаждающей жидкости из-за утечки.
  • Отсутствие выделения изотопов 210 Po через выходящий пар.
  • Отсутствие выделения значительных количеств нестабильных изотопов йода .

утилизация

Поскольку проект 705 был единственным классом кораблей в Советском Союзе с реакторами LMC (Liquid Metal Coolant), было очень мало установок для выгрузки топлива из реакторов и еще меньше для обработки «замороженных» реакторов затвердевшей охлаждающей жидкостью. Распад Советского Союза в 1991 году ухудшил ситуацию, так что два реактора с затвердевшим теплоносителем , в частности , не может быть уничтожен , так как необходимые системы были либо отсутствуют , либо больше не работает.

Во-первых, в 90-х годах прошлого века американцы инициировали различные тайные операции по обезвреживанию высокообогащенного урана (в том числе для реакторов типа ОК-550 и БМ-40А) из месторождений на территории бывшего Советского Союза, которые не принадлежали России , и Дуба. Ридж, чтобы предотвратить распространение террористических групп и третьих стран, которые могли использовать их для производства ядерного оружия.

Из-за наличия высокообогащенного урана в реакторах трех подводных лодок проекта 705, наконец, были инициированы международные программы помощи для завершения работ. Поскольку последняя разгрузка реактора с катера проекта 705 произошла в 1992 году, потребовалась финансовая поддержка со стороны международных партнеров и обширная работа по планированию, прежде чем тепловыделяющие элементы были удалены из последних трех реакторов проекта 705 в Гремиче в период с 2005 по 2007 год и введены в эксплуатацию. хранилище может быть передано.

Дизель-электрический

Русско-японская война

  • Дельфин
  • Подводная лодка класса Касатка
  • Подводная лодка класса сом
  • Отдельный блок Форел / разовый блок (собственный класс)
  • Подводная лодка класса » Осетр»

Эпоха Первой мировой войны

  • Почтовый
  • Минога
  • Акула
  • Подводная лодка класса Карп
  • Подводная лодка класса » Кайман»
  • Подводная лодка класса Морж
  • Подводная лодка класса Нарвал
  • Краб
  • Amerikansky Golland ( тип Holland 602GF / 602L )
  • Подводная лодка класса Барс

Эпоха Второй мировой войны

Проект Серии Изображение Построено Назначение
Подводная лодка класса Декабрист Серия I 6 большая позиционная подводная лодка
Подводная лодка класса Ленинец Серия II, XI, XIII, XIII-1938 г. 25 Заградители
Подводная лодка класса » Щука» Серии III, V, V-бис, V-бис-2, X, X-1938 86 Средние патрульные подводные лодки.
Подводная лодка класса » Правда» Серия IV 3 Эскадрилья подводных лодок.
Подводная лодка класса » Малютка» Серии VI, VI-бис, XII, XV 110 Малые подводные лодки для прибрежного патрулирования.
Подводная лодка S-класса Серия IX, IX-бис 41 год Средние подводные лодки, построенные по немецкому проекту (ранний вариант Type IX ).
Подводная лодка класса К Серия XIV 11 Крейсерские подводные лодки общевойскового состава.
Подводная лодка класса TS 3 Бывшие подводные лодки Королевского флота Румынии: ( TS-1 ), Marsuinul ( TS-2 ) и Delfinul ( TS-3 )

Ударные подводные лодки

Проект Подотчетное название НАТО Силуэт / Изображение Построено Назначение
Зулусский класс 26 Большие океанические подводные лодки
Класс виски 215 Средние многоцелевые подводные лодки
Квебек класс 30 Малые подводные лодки с полностью дизельной энергетической установкой
Кит класс 1 Экспериментальные подводные лодки с двигателем Walter, работающим на перекиси с высоким содержанием перекиси водорода (HTP).
Ромео класс 20 Средние подводные лодки
Фокстрот класс 75 Большие океанические подводные лодки
641Б Cом ( Сом , сом ) Танго класс 18 Большие океанические подводные лодки
690 Кефаль ( Kefal , кефаль ) Браво класс 4 Подводная лодка-мишень для торпедных учений
877, 877Э, 877ЭКМ, 877В, 877ЛПМБ, 877ЭК Палтус ( тюрбо ) Кило-класс 24 Большие подводные лодки
636, 636М ( Варшавянка , по Варшавскому договору ) Улучшенный класс Кило 31 год Большие подводные лодки
677 Лада ( Лада , богиня любви ) 1 Большие подводные лодки
1650 Амур (река Амур ) Модификация класса Lada на экспорт
865 Пиранья ( Piran’ya , пираньи ) Лосос класс (Лосось) 2 Сверхмалые подводные лодки

Ракетные подводные лодки

Проект Подотчетное название НАТО Силуэт / Изображение Построено Назначение
P613 Одноцилиндровый виски 1 × крылатая ракета СС-Н-3
Двойной цилиндр для виски 2 × крылатые ракеты СС-Н-3
Лонг Бин для виски 4 × крылатые ракеты СС-Н-3
Джульетт 16 Четыре SS-N-3 Shaddock (P-5 или P-6) или SS-N-12 Sandbox (P-500 4K-80 Basalt)

Подводные лодки с баллистическими ракетами

Проект Подотчетное название НАТО Силуэт / Изображение Построено Назначение
V611, 611AV Зулусский 6
629, 609, 601, 605, 619 Гольф 24 3 × лодки проекта 629 Пусковая система Д-1 с ракетами Р-11ФМ

Вспомогательные подводные лодки

Проект Подотчетное название НАТО Силуэт / Изображение Построено Назначение
940 Ленок Индия 2 2 × DSRV класса Poseidon
1710 Макрель Белуга 1 Это было экспериментальное судно, которое использовалось для испытаний силовых установок, форм корпуса и методов контроля пограничного слоя.
1840 г. Лима 1 Большой спец. Он использовался для опробования новых технологий, исследований или поддержки специальных миссий.

Проблемы и ограничения эксплуатации дизельных субмарин

Внешний вид и разрез современной дизель-электрической ПЛ проекта 677 «Лада»

Такая конструкция ограничивает возможности дизельных лодок: снижает скорость, время автономной работы. Кроме того, корпус дизельных лодок не позволяет достигать скоростей свыше 50 км/ч.

Аналогично, принципиальная конструкция ограничивает рост габаритов лодки и её грузоподъемность, защиту. А косвенно — и глубину погружения.

Сегодня дизельные субмарины работают только в прибрежной зоне с малым удалением от берега, хотя ещё во времена Второй Мировой войны он бороздили океаны.

Атомный реактор принципиально изменил эксплуатацию подводных судов из-за огромной мощности и буквально неограниченного запаса энергоносителя, что привело к гонке подводного вооружения и появлению двух школ кораблестроения.

«Курск»: трагедия девятого отсека

Россия, 2000 год

Убийца авианосцев», атомный ракетоносецКурск» с крылатыми ракетамиГранит» на борту участвовал в учениях в Баренцевом море. Взрыв торпеды в носовом отсеке привёл к пожару, частичному затоплению и потере управления кораблём, который лёг на грунт на глубине 108 метров. Попытки спасти оставшихся в незатопленном девятом отсеке 23 моряков оказались безуспешными — как стало известно позже, все они умерли в течение восьми часов, отравившись угарным газом. Корпус подлодки был поднят и тщательно изучен, но выводы комиссии о взрыве торпеды убедили не всех. Как и в случаях К-129 илиСкорпиона», трагедияКурска» обросла конспирологическими версиями: от столкновения с американской субмаринойТоледо» и торпедирования российского корабля американской же АПЛМемфис» — до случайного попадания в подлодку одного изГранитов» сПетра Великого». КатастрофаКурска» унесла жизни 118 российских моряков.

Память

23 августа 2000 года — день траура общенационального масштаба. В честь годовщины подъема на 4 линии Васильевского острова (г. Санкт-Петербург) открыта интерактивная выставка. Особняк Боссе, предоставленный А. Розенбаумом, оформлен в виде бортов лодки, на экранах показывали кадры подводной съемки, экспонатами были реальные вещи с судна.

Фрагмент рубки установлен у Мурманске в 2009 году на площадке храма Спаса на Воде. Там же открыт памятник морякам, погибшим в мирное время. И в других городах чтят память о «Курске»:

  • ЗАТО Видяево (порт-приписка АПРК) — ежегодные памятные мероприятия;
  • г. Сестрорецк — в память о моряках построена часовня Николая Чудотворца;
  • с. Лоскутово Кировского р-на г. Томска — мемориальная доска А. Неустроева (служил на подлодке по личной инициативе);
  • г. Емва Республики Коми — памятная табличка А. Ларионова (жил в доме на ул. Первомайской, 26);
  • г. Нижний Новгород — памятник установлен на кладбище Марьина Роща (похоронено трое подводников);
  • дер. Герасимово Суворовского р-на Тульской обл. — часовня с траурной мемориальной доской, на которой — фото 118-ти человек. 12 августа 2003 года открыт памятник с якорем, присланным ВМФ;
  • г. Волгоград — в честь бывшего ученика Г. Лячина названа ОШ № 85 и открыт музей;
  • г. Марганец, Днепропетровская обл., Украина — на СШ № 11 находится мемориальная доска в честь бывшего ученика В. Белогуня;
  • г. Энергодар, Запорожская обл., Украина — памятник С. Логинову рядом с гимназией «Гармония», где он учился.

Кусок металла с обшивки служит мемориалом и одновременно экспонатом «Музея катастроф на воде» в церкви-маяке в с. Малореченское (Крым).

Основные цели АПЛ проекта 945

Появившаяся в ВМФ США многоцелевая атомная подлодка класса «Лос-Анджелес» позволила американцам на короткое время завоевать господство на океанских просторах. Бывшие до этого основным типом вооружения подлодки 2-го поколения, значительно уступали по многих технических параметрам новым американских кораблям. СССР в какой-то период оказался беззащитным перед угрозой прорыва морских рубежей страны подводными силами вероятного противника. Только своевременные адекватные меры со стороны советского ВПК могли повернуть ситуацию в прежнее русло. Подводный корабль проекта 945, получивший по западной классификации название «Sierra I», создавался с одной единственной целью – своевременно обнаружить подводные лодки вероятного противника и быть готовым к их уничтожению.

Изначально в техническом задании на новый корабль были озвучены обязательные условия, которыми должна обладать новая подводная лодка. Корпус должен быть двойным с максимально эффективными, с точки зрения гидродинамики, обводами. Энергетическая установка должна иметь один атомный реактор уменьшенных размеров, который будет обеспечивать кораблю высокие скоростные характеристики.

Помимо высоких технических характеристик новых кораблей, перед создателями  проекта ставилось обязательное условие. Все корабли новой серии должны иметь водоизмещение и размеры, вписывающиеся в параметры мощностей судоремонтной и судостроительной промышленности СССР. Поставленная перед советскими конструкторами в 1972 году задача, предусматривала постройку в ближайшие 3-5 лет новой подводной лодки 3-го поколения. Для этой цели техническое задание предусматривало разработку в ЦКБ «Лазурит», расположенном в Горьком, проекта для последующего строительства атомных субмарин. Техническое задание предполагало строительство субмарин на конкурентной основе. Параллельно с разработкой проекта 945 шла интенсивная работа над другим проектом. На основе того же самого технического задания и эскизных данных СКБ «Малахит» занималось проектированием своего корабля, многоцелевой подлодки типа «Щука» — проект 971.

Когда появились подводные лодки

Первые подводные лодки появились еще в позапрошлом веке, но толку от них было не так много, и по сути они были нужны только для демонстрации технологий. Уже позже они стали настоящей боевой единицей. Сначала дизельные, потом атомные, но все равно очень опасные. Были даже случаи, когда они применялись не только в военных целях. Например, в первой половине прошлого века они применялись германской армией для того, чтобы топить мирные британские суда. Нельзя не отметить, что целью были именно суда, а не люди, которым давали покинуть корабль, но факт остается фактом.

Первым идею подводных лодок предложил Леонардо да Винчи, но позже он уничтожил свои чертежи, опасаясь ”подводной войны”. Тем не менее, уже в 1578 году англичанин Уильям Боурн описал гренландскую подводную лодку из тюленьих шкур со шноркелем (вытяжная труба), воевавшую в Черном море.

Первые подводные лодки были примерно такими.

В России первые подводные лодки разрабатывались еще при Петре Великом, но их конструкции тоже были далеки от совершенства. А в первый раз в бою подводная лодка применялась в войне за независимость США (1775-1783 гг.) и называлась ”Черепаха”. Правда, она так и не смогла причинить вреда атакуемому судну. Она должна была закрепить мину на днище, но была обнаружена и пришлось взорвать ее просто так, чтобы скрыться.

Вплоть до 1944 года подводные лодки были в основном надводными кораблями. Из-за несовершенства конструкции они не могли надолго уходить под воду и использовали погружение только для того, чтобы пройти опасный участок или подготовить нападение. Уже позже они постепенно начали переходить на более долгое нахождение под водой, а сейчас это вообще не является проблемой, так как запас провизии на борту большой, системы жизнеобеспечения (кислород, переработка и так далее) хорошие, а запаса ядерного топлива хватает на месяцы автономного плавания.

Рискнули бы погрузиться под воду в такой «кастрюле»?

Спущенные на воду подлодки и их современное состояние

Советское правительство проектировало «Акулу» в разгар Холодной войны. Закладка первой лодки в 1976 году происходило наравне с американцами, которые начинали строительство «Огайо».

Схематичное изображение отсеков подлодки

Из 10 планируемых подлодок данного типа было построено лишь 6, поскольку к тому времени сложилось множество экономических и политических препятствий. Рассмотрим все 6 представителей проекта и узнаем, что с ними стало теперь.

  1. Тяжелый крейсер «Дмитрий Донской» — самая большая подводная лодка в мире и первая из проекта 941. Порт приписки — Западная Лица, где базируется Северный флот РФ, ранее постоянно базировалась в городе Северодвинск. К 1989 году ракетное оборудование и сама лодка требовали модернизации. Работы приходилось осуществлять в тяжелый для страны период, они завершились лишь в 2002 году по проекту 941У. Субмарина «Дмитрий Донской» была оснащена новейшими ракетами «Булава».
  2. Второе судно серии было менее удачным, оно именовалось как ТК-202 и было спущено на воду в сентябре 1982 г. В середине 80-х субмарина столкнулась с рыболовецким судном, после чего ей требовался ремонт. После развала СССР подлодку вывели из состава флота и разрезали на металл в эллингах Северодвинска. Сделано это было за счет средств, предоставленных США.
  3. Третий тяжелый крейсер стратегического назначения получил имя ТК-12, позже — «Симбирск» (название было предложено экипажем, но его так и не утвердили официально). В 1986 г. лодка получила незначительные повреждения при столкновении с британской субмариной, после чего была отремонтирована и отправлена в поход на Северный полюс. Утилизирована.
  4. Четвертый корабль серии также принадлежал классу ТАПКР. Проходил службу на флоте в течение 14 лет и являлся первым крейсером, произведшим залповую стрельбу ракетами, срок годности которых истек. Поскольку нового боезапаса не было, подлодка была выведена в резерв, позже — утилизирована.
  5. ТК-17, пятая подлодка серии «Акула», сооруженная на «Северном машиностроительном предприятии», служила Северному флоту 27 лет, и лишь в 2013 году была выведена из состава. Во время плановых учений 2004 г. на борту крейсера присутствовал президент России, Владимир Путин. Ввиду отсутствия боекомплекта подводная лодка выведена в резерв и ожидает утилизации.
  6. Подлодка ТК-20 завершила серию «Акула» и сегодня она также ожидает утилизации. Ей было присвоено имя «Архангельск». Боекомплекта к ней нет и уже никогда не будет. Переоборудовать субмарину под новые ракеты считается крайне дорогим мероприятием.

Таким образом, в настоящее время из шести самых больших подводных лодок в России и в мире в строю осталась лишь одна, модернизированная и оснащенная по последнему слову техники. В свое время все ракетные крейсеры данного типа входили в 18-ю дивизию, которая была сокращена до минимума.

Кит-рекордсмен

В нашей стране задачу применения жидкометаллических ЯЭУ на атомных подводных лодках взялись решать почти одновременно с США. Это предусматривалось принятым в 1955 году постановлением Совмина СССР. Работа над проектом 645 началась вскоре после того, как в Северодвинске была заложена первая советская атомная субмарина К-3 проекта 627 «Кит» (с ВВР). Закладка там же К-27 по проекту 645 состоялась летом 1958-го, когда К-3 проходила ходовые испытания в Белом море. Через пять лет К-27 была принята в состав ВМФ СССР. Главными конструкторами проекта 645 были Владимир Перегудов и с 1956 года Александр Назаров (СКБ-143, ныне СПМБМ «Малахит»).

Сама по себе К-27 являлась «энергетической» модификацией первых советских АПЛ проектов 627 и 627А. Внешне от них и не отличалась. Главное новшество 645-го проекта заключалось в том, что вместо ВВР ВМ-А у «Китов» на экспериментальной по сути К-27 установили два реактора ВТ-1 с жидкометаллическим теплоносителем, в качестве которого использовался сплав свинца и висмута. Ядерная паропроизводящая установка (ЯППУ) с ВТ-1 была разработана конструкторским коллективом КБ-10 (будущее ОКБ «Гидропресс») под научным руководством академика Александра Лейпунского. Изготовили ЯППУ на Подольском машиностроительном заводе.

Официально отнесенная к опытным кораблям К-27 была полноценной боевой атомариной. В апреле 1964-го она отправилась с Кольского полуострова в атлантический поход к экватору всю дорогу в подводном положении, что для нашего подплава было впервые. За 1240 часов хода К-27 оставила за кормой 12 400 миль. Рекорд! Командир К-27 капитан 1-го ранга Иван Гуляев за успехи в освоении новой техники был удостоен звания Героя Советского Союза.

Как и американцы, советские моряки сразу столкнулись со сложностями эксплуатации. Это и необходимость постоянного (то есть и у причала, и при нахождении в доке) поддержания температуры первого контура свыше 125 градусов, и его загрязнение радиоактивным полонием-210 (продуктом бомбардировки висмута нейтронами), и потребность в наличии на базе спецоборудования для приготовления свежего сплава свинец-висмут и приема с борта лодки такого отработанного «коктейля», причем фонящего. Кроме того, К-27 оказалась весьма шумной и потому более заметной, нежели атомарины вероятного противника. Это огорчало адмиралов больше всего.

В мае 1968 года К-27, только-только прошедшая плановый ремонт, отправилась отрабатывать курсовые задачи боевой подготовки, а заодно и проверить работоспособность энергоустановки. Увы, «детские болезни» проекта дали о себе знать и тот поход для К-27 оказался не «крайним», а последним. Как только лодка дала полный ход, тепловыделяющие элементы в реакторе левого борта перегрелись, часть их разрушилась. Лодка всплыла и на правом реакторе вернулась в базу. К несчастью, авария имела тяжкие последствия: продукты деления проникли в обитаемые отсеки. Переоблучился весь экипаж, восемь моряков умерли в госпиталях, еще один задохнулся на борту в противогазе. Специалисты пришли к выводу, что наиболее вероятной причиной аварии стало «отравление» активной зоны реактора шлаком и окислами свинца и висмута. Это было учтено при создании новых лодочных реакторов с жидкометаллическим теплоносителем. Саму К-27 восстанавливать не стали, отправили на прикол. В 1982-м ее затопили северо-восточнее Новой Земли в Карском море.

Основные задачи

Подводные силы — род сил Военно-морского флота, включающий атомные ракетные подводные лодки стратегического назначения, атомные многоцелевые подводные лодки и дизель-электрические (неатомные) подводные лодки.

Основными задачами подводных сил являются: поражение важных наземных объектов противника; поиск и уничтожение подводных лодок, авианосцев и других надводных кораблей противника, его десантных отрядов, конвоев, одиночных транспортов (судов) в море; разведка, обеспечение наведения своих ударных сил и выдачи им целеуказания; уничтожение морских нефтегазовых комплексов, высадка разведывательных групп (отрядов) специального назначения на побережье противника; постановка мин и другие. Организационно подводные силы состоят из отдельных соединений, которые подчинены командующим (командирам) объединениями подводных лодок и командующим объединениями разнородных сил флотов.

В отличие от других родов сил ВМФ подводные силы как ударная сила флота обладают рядом свойств, определяющих их преимущество в вооруженной борьбе на море: скрытность действий, способность вести боевые действия в любых районах Мирового океана, способность наносить мощные ракетно-ядерные удары по важным в военном отношении объектам противника и наиболее эффективно вести боевые действия против боевых надводных кораблей, подводных лодок, транспортов и судов противника.

Также подводные силы как составная часть ВМФ выполняют ряд важных задач по обеспечению национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане: сохранение суверенитета во внутренних морских водах, территориальном море, на дне и в недрах; реализация юрисдикции и защита суверенных прав в исключительной экономической зоне на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах; защита суверенных прав на континентальном шельфе Российской Федерации по разведке и разработке его ресурсов; защита свободы открытого моря, включающей свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований; защита территории Российской Федерации с морских направлений, защита и охрана государственной границы Российской Федерации на море.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.