Врагу не сдается наш гордый «варяг»: судьба корабля-героя в бою при чемульпо

Алан-э-Дейл       10.11.2022 г.

На земле, в небесах и на море

В маневрах, которые продлятся еще неделю, задействованы все компоненты — наземные, воздушные и морские. Одна из целей тренировок — их интеграция в единый боевой контур, сообщили источники «Известий».

Если говорить о морской составляющей, то на старте учений прошло крупнейшее в новейшей истории развертывание надводных сил ТОФ. Так, 26 марта в проливе Лаперуза японцы засекли сразу 18 боевых кораблей и вспомогательных судов, включая крейсер «Варяг», эсминец «Быстрый», по два больших и малых противолодочных корабля, шесть ракетных катеров, а также корабль управления «Маршал Крылов», госпитальное судно «Енисей» и другие вспомогательные суда.

флот


Гвардейский ракетный крейсер «Варяг» в бухте Золотой Рог Владивостока

Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

1 апреля уже в Цусимском проливе были замечены корветы «Громкий» и «Совершенный», двигавшиеся на юг. В обратном направлении шел возвращавшийся на базу большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов». На Камчатке в море вышли 10 боевых кораблей, включая недавно модернизированный МРК «Смерч». Ряд кораблей и судов решал специфические задачи: так, спасатель «Игорь Белоусов» отрабатывал помощь аварийной подводной лодке.

фло


Пуск крылатой ракеты Х-35 «Уран» с малого ракетного корабля «Смерч» в акватории Японского моря

Фото: РИА Новости/Министерство Обороны РФ

По сути вышел в море весь надводный «ходовой» состав ТОФ.

Участие в маневрах госпитального судна «Енисей» никак не связано с нынешней ситуацией мировой борьбы с пандемией. Оно присутствует на флотских учениях постоянно. Так, пару лет назад плавучий госпиталь принимал участие в десантной операции ТОФ у берегов Чукотки. К сожалению, «Енисей» — единственное ходовое госпитальное судно во всем ВМФ. Два других стоят у причалов Североморска и Мурманска.

флот


Госпитальное судно «Енисей»

Фото: РИА Новости/Василий Батанов

Силы флота провели развертывание, построили тактические группы, отработали ракетные и артиллерийские стрельбы, противолодочные и противоминные операции в водах Японского, Охотского морей и вблизи Камчатки.

Активное участие в маневрах принимали и воздушные силы. Самолеты противолодочной авиации Ту-142М3 и Ил-38 совершили ряд полетов. Пара Ил-38 даже была перехвачена американскими самолетами F-22 в Беринговом море. Активно летали и флотские истребители Миг-31.

фло

Ил-38

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

Вообще совместная отработка действий боевых и воздушных кораблей — одна из фирменных фишек Тихоокеанского флота. По авиационной классификации истребитель Миг-31 является именно воздушным кораблем.

В учениях также принимали участие и самолеты-ракетоносцы Ту-22М3 из состава 326-й дивизии ВКС России.

Интересно, что действия подводных сил ТОФ никак не комментировались и не освещались, что, однако, не исключает их участия в маневрах. Сложно проводить поиск и обнаружение подводных лодок без них самих.

фло


Артиллерийское орудие корвета «Громкий» на международном военно-техническом форуме «Армия-2019» во Владивостоке

Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

Кроме того, не сообщалось, куда именно на юг двинулась группа из двух новейших корветов «Громкий» и «Совершенный». Эти корабли уже достаточно активно осваивали отечественные воды вплоть до Камчатки, но дальних зарубежных походов еще не осуществляли. Между тем их балтийские собратья добирались даже до Красного моря. Можно предположить, что командование ВМФ России хочет проверить корветы в южных морях Тихого и Индийского океанов, морские и климатические условия которых сильно отличаются от российских вод. Заодно есть возможность показать эти корабли возможным зарубежным покупателям российской военно-морской техники.

Минобороны показало видео пуска ракеты «Ураган» с корвета «Громкий»

Покрепче, парень, вяжи узлы…

Не морские, а те, что связывают с Родиной.

В 1916 году Япония (теперь союзник по Антанте) вместе еще с двумя кораблями вернула крейсер России. Примечательно, что России пришлось еще и заплатить за «Варяг» – официально он был продан.

Он не остался на Тихом океане, а, пройдя частичную модернизацию во Владивостоке, своим ходом перешел Северным морским путем в Романов-на-Мурмане (Мурманск).

Корабль нуждался в ремонте, и с этой целью в начале 1917 года был отправлен в Англию. Там его застало известие о революции, и «союзники» реквизировали его, сделав из него «учебку». В 1919 году «Варяг» продали на лом, но до места он не дошел, сев на рифы. В 1925 году корабль был окончательно уничтожен.

Но это не конец истории. В 1979 году в серии «Советская Украина» заложили ракетный крейсер. Сегодня «Варяг» снова гроза Дальнего Востока, флагман российского Тихоокеанского флота.

Еще один корабль с таким названием строился в Николаеве. После распада СССР авианосец «Варяг» достался Украине, но она не могла и не хотела достраивать его. В 1998 году авианесущий крейсер «Варяг» был продан Китаю.

Там помнят, что в 1905 году японские захватчики рубили головы китайцам, считая жертвы на тысячи. Под названием «Ляонин» ТАВКР «Варяг» патрулирует моря под красным флагом. Он слабее, чем предусматривалось проектом, но захватчикам все же лучше не попадать под его раздачу.

Подвиг крейсера «Варяг» обросла легендами, имеющими мало общего с реальной судьбой корабля и его экипажа. Правда проста: русские моряки умели выполнять приказы и соблюдать правила чести.

Мы пред врагом не спустили славный Андреевский стяг…

«Варяг» покидает Чемульпо

Капитан Всеволод Руднев, поняв, что ждать помощи от иностранцев или собственного начальства бессмысленно, принял решение прорываться из бухты и принять бой. Никакой речи о капитуляции идти просто не могло. В 10 часов утра капитан прибыл на крейсер и сообщил офицерам о своем решении. Общее мнение было единодушным – попытаться прорваться, а если попытка провалится, то затопить корабли.

Первыми к бою начали готовиться медики. Врачи, санитарки и фельдшеры оборудовали перевязочные пункты. На следующие несколько дней они забыли о том, что такое сон, – у них было слишком много работы. В 11 часов Руднев выступил с речью уже перед всей командой. Моряки поддержали капитана громогласным «Ура!». Никого не пугала гибель крейсера «Варяг», никто не хотел сдаваться, заранее сложив руки. Схожей была реакция на «Корейце». Даже кок, который был вольнонаемным рабочим, отказался покидать судно и укрыться в консульстве. Когда «Варяг» покидал порт, иностранные экипажи выстроились на палубах своих судов. Так французы, итальянцы и англичане отдавали дань мужеству экипажа, у которого впереди был неравный бой. В ответ на «Варяге» играли национальные гимны этих стран.

Ракетный крейсер Варяг — видео

https://youtube.com/watch?v=TpXChLPhOEs

В этот период успешно проводились стрельбы ПКРК «Вулкан» и ЗРК «Форт» (при стрельбе последним, например, одновременно тремя ЗУР были сбиты три низколетящие цели). В 1993-1994 гг. из-за отсутствия финансирования корабль в море не выходил. В 1995 г. «Варяг» возобновил боевую подготовку. С 3-го по 19.02.1997 г. крейсер предпринял поход к берегам Кореи и с дружественным визитом посетил порт Инчхон (б. Чемульпо, Южная Корея), с 29.09 по 6.10.1999 г. совместно с ЭМ Бурный (пр. 956) -порт Шанхай (КНР), с 1-го по 24.10.2002 г. — порт Йокосука (Япония), а с 10-го по 15.02.2004 г. совместно с ВПК Адмирал Трибун(пр. 1155) и МПК Кореец (пр. 1124М) -порт Инчхон. В 2005 г. на СРЗ «Дальзавод» (Владивосток) корабль был поставлен в средний ремонт и модернизацию, связанную с заменой ЗРК «Форт» комплексом «Форт-М» и штатной СУО на РЛК «Форум», вместо ЗРК «Оса-МА» должны установить ЗРК «Гюрза», а вместо 30-мм АУ АК-630М — три боевых модуля ЗРАК «Кортик».

Рапорт капитана Руднева

Представляется, что интересным будет ознакомиться с содержанием отрывков из рапорта Руднева, смысл которых сводится к следующему:

  • Первый выстрел был сделан с крейсера «Асама» из 8-дюймового орудия. За ним последовал огонь всей эскадры.
  • После того как была произведена пристрелка, открыли огонь по «Асаме» с расстояния, равного 45 кабельтовым. Один из первых японских снарядов разрушил верхний мостик и произвел пожар в рубке штурмана. При этом дальномерный офицер граф Нирод – мичман, а также остальные дальномерщики 1-й станции были убиты. После боя нашли руку графа, которая держала дальномер.
  • После осмотра крейсера «Варяг», убедившись, что в бой вступить невозможно, на собрании офицеров решили потопить его. Оставшуюся команду и раненых свезли на иностранные суда, которые выразили полное согласие в ответ на просьбу об этом.
  • Японцами были понесены большие людские потери, имелись аварии на судах. Особенно сильно был поврежден «Асама», ушедший в док. Крейсер «Такачихо» также пострадал, получив пробоину. Он взял на борт 200 раненых, но по дороге в Сасебо у него лопнул пластыри, сломались переборки, и он затонул в море, тогда как миноносец – в бою.

В заключение капитан посчитал своим долгом доложить о том, что суда морского отряда, который был ему вверен, исчерпали все возможные средства для прорыва, воспрепятствовали японцам в одержании ими победы, нанесли неприятелю много убытков, поддержав с достоинством честь Российского флага. Поэтому он ходатайствовал о награждении команды за доблестное исполнение долга и проявленную при этом беззаветную храбрость.

История корабля

Бронепалубный крейсер I ранга «Варяг» не одерживал громких побед и не имел почётных наград. Ему не довелось стать участником крупных морских сражений. В самом начале Русско-Японской войны он был застигнут врасплох эскадрой из 15 кораблей неприятеля, и судьба корабля была предрешена. Однако русские моряки не собирались сдаваться, и крейсер вступил в неравный бой, ставший для него первым и последним. Это решение командира корабля В. Ф. Руднева увековечило имя «Варяга» в истории, и долгие годы крейсер является символом мужества и отваги русских моряков.

Весть о героической гибели «Варяга» быстро разлетелась по миру. На протяжении последующих десятилетий в его подвиге находили вдохновение многие деятели искусств как в Российской Империи и СССР, так и за их пределами. Даже противники прониклись уважением к русским морякам: в 1907 году командир корабля Руднев был награждён японским орденом.

Судьба крейсера «Варяг» в первые годы

Судьба крейсера «Варяг» началась в доках северо-американского порта Филадельфия. Корабль строила американская фирма по заказу российского правительства с апреля 1898 по сентябрь 1900 гг. Сразу после спуска на воду крейсер включили в состав Военно-морского флота Российской Империи. В марте 1901-го судно отбыло через Атлантический океан в Кронштадт. 5 августа 1901-го крейсер покинул Кронштадтский порт и конвоировал яхту императора Николая II до города Шербур на севере Франции. Далее крейсер отправился на Дальний Восток через Средиземное море, Суэцкий канал и Индийский океан. 25 февраля 1902 года «Варяг» прибыл в Порт-Артур. Этот незамерзающий зимой порт в 1898 году русское правительство арендовало у Китая. Крейсер оставили в военном резерве и эксплуатировали вплоть до начала Русско-японской войны.

Бронепалубный четырехтрубный крейсер 1-го ранга «Варяг» стоял на вооружении Военно-морского флота Российской Империи с 1901 по 1904-й годы. Судно входило в состав 1-й Тихоокеанской эскадры и базировалось на рейде Порт-Артура в Желтом море.

Развитие событий

Изучая историю крейсера «Варяг», дадим развернутую картину событий 9 февраля по часам:

  • 7.30. Как уже было упомянуто выше, командующий эскадрой японцев Уриу отправляет телеграмму стоящим в бухте судам о состоянии войны между русскими и японцами, где было указано, что нейтральная бухта будет им вынужденно атакована в 16 часов, если русские к 12 часам не появятся в открытом море.
  • 9.30. О телеграмме становится известно Рудневу, который находился на борту корабля англичан «Талбот». Здесь происходит короткое совещание и принимается решение о том, чтобы, покинув бухту, дать бой японцам.
  • 11.20. «Кореец» и «Варяг» выходят в море. При этом на судах иностранных держав, соблюдавших нейтралитет, были выстроены их команды, которые приветствовали русских, идущих на верную смерть криками «Ура!».
  • 11.30. Крейсера японцев находились у острова Ричи в боевом строю, прикрывая выходы в море, за ними располагались миноносцы. «Чиода» и «Асама» положили начало движению навстречу русским, за ними шли «Ниитака» и «Нанива». Уриу предложилрусским сдаться и получил отказ.
  • 11.47. Вследствие точных ударов японцев на «Варяге» горит палуба, но ее удается потушить. Повреждена часть орудий, есть раненые и убитые. Руднева контузило и тяжело ранило в спину. В строю остается рулевой Снигирев.
  • 12.05. На «Варяге» повреждены рулевые механизмы. Принимается решение, сдать полный назад, не прекращая при этом огонь по кораблям противника. У «Асамы» была выведена из строя кормовая башня и мостик, начались ремонтные работы. Еще на двух крейсерах повреждены орудия, затоплен 1 миноносец. У японцев было убито 30 человек.
  • 12.20. У «Варяга» две пробоины. Принимается решение о возвращении в бухту Чемульпо, исправлении повреждений и продолжении боя.
  • 12.45. Надежды на исправление большей части корабельных орудий не оправдываются.
  • 18.05. По решению команды и капитана русский крейсер «Варяг» затоплен. Канонерская лодка, будучи повреждена взрывами, была также затоплена.

«Варяг»

Главная / Россия / Состав ВМФ / Надводные корабли / «Варяг»

«Варяг». Topwar.ru

«Варяг» — ракетный крейсер проекта 1164 «Слава».

Имя, постройка

Крейсер заложен 31 июля 1979 года на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве под наименованием «Червона Украина», спущен на воду 28 августа 1983 года, вошел в состав флота 28 февраля 1990 года. В 1996 году получил наименование «Варяг».

Вехи

Первоначально входил в состав Краснознаменного Черноморского флота, после раздела которого переведен на Тихоокеанский флот. В 1996 году шефство над крейсером взяли Тульская область и Русская Православная Церковь.

В 1997 году крейсер принял участие в учебном походе в Корею и Японию, в ходе которого впервые на ВМФ среди членов экипажа «Варяга» находился священнослужитель Епископ Владивостокский и Приморский Вениамин.

В мае 2001 года на «Варяге» побывал с визитом Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В 2002 году «Варяг» стал флагманским кораблем Тихоокеанского флота взамен тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Лазарев».

В 2005 году крейсер в составе отряда боевых кораблей посетил порты Малайзии, Индонезии, Брунея и Китая.

С 2006 по 2008 гг. проходил ремонт с заменой ГЭУ на «ДальВаряг», среднего морского танкера «Иркут» и морского буксира МБ-61 с 20 сентября по 2 декабря выполнял задачи дальнего похода, в ходе которого корабли побывали в портах Майдзуру, Гуам, Ванкувер, приняли участие трех военно-морских учениях, два из которых были международными (с Силами самообороны Японии и ВМС США), прошли в общей сложности более 18000 миль.

В 2012 году находился на плановом ремонте на «ДальДальВаряг» возвратился на базу.

23 октября 2014 года в составе отряда кораблей Тихоокеанского флота вышел на боевую службу в южные районы Тихого океана. В середине декабря отряд вернулся во Владивосток.

В апреле 2020 года корабль прошел доковый ремонт на «Дальзаводе».

2 сентября принял участие в военно-морском параде, посвященном 70-летию окончания Второй мировой войны.

3 ноября отправился в Индию на совместные российско-индийские учения.

В начале 2020 года сменил у берегов Сирии однотипный крейсер «Москва».

18 июля 2020 года вернулся из похода во Владивосток.

С 1 апреля 2020 года выполняет задачи дальнего похода. Посетил южнокорейский Пусан, филиппинскую Манилу и Таиланд.

15 мая 2020 года принял участие в параде по случаю 50-летия ВМС Сингапура.

14 июня 2020 года вернулся из дальнего похода во Владивосток.

В декабре 2020 года корабль вернулся во Владивосток из трехмесячного дальнего похода.

Вооружение

16 пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса «Базальт» (боекомплект 16 ПКР П-500), 2 торпедных аппарата, реактивные бомбовые установки РБУ-6000, 2 130 мм артустановки АК-130, 1 30 мм артустановка АК-630, 2 установки зенитно-ракетного комплекса «Оса-МА», 8 установок зенитно-ракетного комплекса С-300Ф «Риф». На борту располагается противолодочный вертолет Ка-25/Ка-27.

На защите морских рубежей страны.

Новые земли, открытые русскими мореплавателями на побережье Тихого океана,  требовали защиты и 21 мая 1731г.  был подписан императорский указ о создании  подразделения российского военно-морского флота на Дальнем Востоке — Охотской Военной флотилии с базой в Охотске. Эта дата считается днем рождения Тихоокеанского флота,  который сегодня охраняет морские рубежи Дальнего Востока России.

Так начиналась история Краснознаменного Тихоокеанского флота. Военные моряки не только обходили дозором новые земли, они занимались перевозкой людей и грузов, проводили экспедиции по изучению и освоению всего побережья от Беренгова пролива до Южно-Курильских островов, секретные экспедиции на Аляску и Алеутские острова, устанавливали дипломатические отношения с Японией.

С 1849 г. Охотская флотилия базируется в Петропавловске-Камчатском, где она вместе с гарнизоном Петропавловского порта участвует в героической обороне города,  принимая  неравный бой с  кораблями анго-французского флота и одерживает блестящую победу под руководством Камчатского военного губернатора Василия Завойко, будущего адмирала, которому принадлежит идея основания главного дальневосточного порта на юге Приморья, его считают «крестным отцом» Владивостока.

В 1856г. Охотская флотилия  стала называться Сибирской флотилией, сначала ее переводят в Николаевск-на Амуре, а в 1871 г. во Владивосток, успев зв это время отличится у берегов Америки, защищая американцев от угрозы нападения англичан на Сан-Франциско.

К началу 20 века главная угроза для России в этом регионе исходит от Японии, основная база российских военно-морских сил располагается в Порт-Артуре, во Владивостоке остается только несколько крейсеров.

В результате русско-японской войны, несмотря на мужество и героизм русских моряков и солдат,  Порт-Артур был сдан, потеря крепости и основной базы военно-морской флотилии решила исход войны.

Русско-японская, первая мировая, гражданская войны — все это привело к тому, что военный флот  на Дальнем Востоке  после революции пришлось создавать  почти заново.

В 1935г. военно-морские силы Дальнего Востока стали называться Тихоокеанский флот (ТОФ).

Во время второй мировой войны  моряки-тихоокеанцы, морская пехота, летчики  проявляли чудеса мужества  сражаясь на всех фронтах — под Москвой и Ленинградом, защищали Севастополь и Северный Кавказ,   корабли ТОФ  участвовали в боях в составе Черноморского и Северного флотов, а подводные лодки совершили уникальный по сложности, героический переход из Владивостока в Заполярье  для участия в боях с фашистами.

Но угроза нападения Японии и постоянные провокации  с ее стороны заставляли удерживать значительные силы Тихоокеанского флота на Дальнем Востоке, которые  обновились за годы войны почти полностью, являясь источником пополнения действующей армии на фронтах с фашистами.

Героизм и боевое мужество они проявили и на заключительном этапе второй мировой войны при разгроме союзника Германии — Японии, в период советско-японской войны.

С честью выдержав все испытания, Тихоокеанский флот был награжден к 20-летию победы орденом Красного Знамени.

Сегодня он достойно представляет Военно-Морской флот России на Дальнем Востоке и надежно стоит на защите безопасности нашей страны, оснащенный современным оружием, атомными субмаринами, десантными и противолодочными кораблями, ракетными крейсерами, а также в состав ТОФ входит морская авиация, морская пехота, береговые войска.

Из коллекции программы «Приморье with love. Панфилов story»

http://vk.com/video_ext.php

.

Фото с сайта vl.ru

«Варяг» на Дальнем Востоке

Осенью 1901 года крейсер отправился в дальнее плавание по маршруту Петербург – Шербур – Кадис – Алжир – Палермо – Крит – Суэцкий канал – Аден – Персидский залив – Карачи – Коломбо – Сингапур – Нагасаки – Порт-Артур. На переходе стали сказываться технические несовершенства конструкции крейсера. Котлы, вокруг установки которых было столько споров, позволяли кораблю идти с малой скоростью. Лишь короткое время «Варяг» мог идти 20-узловым ходом (последующие попытки, уже на Дальнем Востоке, исправить положение привели к дальнейшему снижению скорости. На момент боя в Чемульпо, корабль не мог двигаться быстрее 16 узлов).

Совершив значительное количество заходов в иностранные порты, обогнув Европу и Азию, 25 февраля 1902 года «Варяг» прибыл на рейд Порт-Артура. Здесь крейсер был осмотрен начальником Эскадры Тихого океана вице-адмиралом Н.И Скрыдловым и командующим морскими силами Тихого океана адмиралом Е.И Алексеевым. Корабль вошел в состав эскадры Тихого океана и приступил к напряженной боевой учебе.

За один лишь первый год службы на Тихом океане крейсер прошел почти 8000 морских миль, проведя около 30 учебных артиллерийских стрельб, 48 торпедных стрельб, а также множество учений по постановке мин и сетевых заграждений.

Однако все это было не «благодаря», а «вопреки». Комиссия, оценившая техническое состояние корабля, поставила ему тяжелый диагноз: «Крейсер не сможет выходить на скорость выше 20 узлов без риска получить тяжелые повреждения котлов и машин».

Вице-адмирал Н.И. Скрыдлов так охарактеризовал техническое состояние корабля и усилия его экипажа: «Стоическое поведение экипажа похвально. Но молодёжи не пришлось бы мобилизовывать все силы для преодоления простой учебной программы, если бы проклятая судьба в лице одного американца не поставила их в такие условия своей некомпетентностью в вопросах инженерного дела».

1 марта 1903 года в командование крейсером вступил капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев. В отличие от своего предшественника, он обладал гуманными взглядами на работу с экипажем. Своим человечным отношением к матросам он скоро снискал уважение экипажа, однако столкнулся с непониманием со стороны командования.

Капитан В.Ф. Руднев. Фото: Портал «Старый Владивосток»

Под руководством талантливого командира крейсер продолжил участие в деятельности флота. При проведении артиллерийских стрельб В.Ф. Руднев обнаружил, что почти четверть снарядов крупного калибра не взрывается. Он доложил об этом командованию, и добился полной замены боезапаса. Но результаты стрельб остались прежними.

Крейсер продолжал исправно нести службу в составе Эскадры Тихого океана. Частые аварии машин «Варяга», а также его низкая скорость заставили направить крейсер в корейский порт Чемульпо в качестве стационера. Чтобы лишний раз не нагружать машины крейсера, в качестве курьера ему была придана канонерская лодка «Кореец».

Канонерская лодка «Кореец». Фото: Портал «Старый Владивосток»

Кроме «Варяга» в Чемульпо стояли корабли и других стран: Англии, США, Франции, Италии и Японии. Последняя, практически не таясь, вела подготовку к войне. Ее корабли были перекрашены в маскировочный белый цвет, а береговые гарнизоны значительно усилены. Порт Чемульпо был наводнен множеством плавательных средств, приготовленных для десантирования, а по улицам города ходили тысячи японцев, маскирующихся под местное население. Капитан 1 ранга В.Ф. Руднев докладывал о приближении начала боевых действий, но в ответ получал заверения, что все это лишь демонстрация японцами своей силы. Понимая, что война неизбежна, он проводил с экипажем напряженные тренировки. Когда японский крейсер «Чиода» покинул порт Чемульпо, капитану 1 ранга В.Ф. Рудневу стало очевидно, что начало боевых действий является вопросом считанных дней, если не часов.

Последний бой «Варяга» и «Корейца»

Утром 9 февраля 1904 года Япония официально вступила в войну с Россией. Командующий японской эскадрой контр-адмирал Сотокити Уриу получил разрешение своего правительства при необходимости атаковать русские корабли даже на нейтральной территории — в корейском порту. О чем он и сообщил всем капитанам иностранных судов, стоящих на якоре в Чемульпо, и, несмотря на их протесты, остался тверд в своем решении.

Капитан крейсера «Варяг», напротив, был потрясен сложившейся ситуацией, что вероятно и повлияло на все его последующие решения. Получив от контр-адмирала Уриу ультиматум, предписывающий покинуть порт, либо подвергнутся нападению прямо на якорной стоянке в нейтральных водах Чемульпо, Руднев принял решение прорываться в Порт-Артур.

Ближе к обеду крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» в полной боеготовности вышли в открытое море. Японская эскадра стояла на якоре и не была готова к такому повороту событий — контр-адмирал Уриу был уверен, что русские не покинут порт. Тем не менее, японцы спешно отклепали якорные цепи, и пошли на перехват.

Примерно через час в воздухе засвистели первые снаряды, противник открыл артиллерийский огонь, русские корабли ответили ему тем же. Японцы сосредоточили практически весь огонь на «Варяге», поскольку тихоходная канонерская лодка «Кореец» представляла меньшую опасность из-за устаревших орудий.

Вскоре неприятель пробил на «Варяге» расположенный на корме мостик, что вызвало пожар. Затем один из вражеских снарядов уничтожил дальномерную станцию в носовой части корабля. Через полчаса после начала боя «Варяг», описав широкую дугу, лег на обратный курс и стал возвращаться в Чемульпо. Во время маневра крейсер получил наибольшее количество попаданий. Тем не менее, оба русских корабля все же вернулись в порт.

Японские корабли, преследующие беглецов, прекратили огонь, дабы не повредить нейтральные суда. Вернувшись в порт, капитан Руднев принял решение уничтожить все российские суда, дабы не отдавать их неприятелю. С поврежденного крейсера «Варяг» на корабли нейтральных держав эвакуировали всех оставшихся в живых матросов и офицеров. Затем открыли кингстоны, крейсер завалился на бок и затонул.

Где деньги, Зин?

Как сказано в одном стихотворении, в капле воды отражается мир. В проектировании, постройке и службе крейсераВаряг», как в этой самой капле, отразилась судьба Российского Императорского флота. Со всем его внешним блеском и лоском и куда менее заметными, но серьёзными внутренними проблемами. Некоторые из них, кстати, благополучно пережили и Цусиму, и сам РИФ, и даже пришедший ему на смену советский флот.

Одной из таких проблем было наличие нескольких потенциальных театров военных действий. Маневрировать между ними было весьма затруднительно, а то и вовсе невозможно. Например, из Чёрного моря боевые корабли могли выходить лишь по особому фирману турецкого султана. Переброска же кораблей с Балтики на Дальний Восток хоть и была менее сложна дипломатически, фактически требовала массу времени и усилий. Особенно если избегать Суэцкого канала, контролируемогоангличанкой, которая гадит».

БроненосецМикаса», один из самыхпродвинутых» боевых кораблей на тот момент, японцы заказали у англичан – а что, вполне могли себе позволить(фото: Wikiwand)

В этих условиях известие о том, что после победы в японо-китайской войне Япония получила от Китая громадную контрибуцию и приступила к созданию мощного флота, российские адмиралы встретили, мягко говоря, без восторга. Принятую в 1895 году программу строительства флота пришлось срочно пересматривать, добавив Дальнему Востоку кораблей за счет Балтфлота. Затем всё для того же Дальнего Востока дополнительно выделили ещё 90 миллионов полновесных золотых рублей на кораблестроение.

Увы, тут же сработал неписаный закон: всё делается медленней, чем запланировано, и стоит дороже. Вскоре выяснилось, что выделенные миллионы почему-то кончились быстрее, чем ожидалось, и нужно ещё миллионов эдак 100. Столько денег, да ещё и одним куском, в казне не нашлось. Дали только 40, и те по частям до 1905 года. Естественно, на сроках постройки новых кораблей это сказалось не лучшим образом.

Особую пикантность картине добавлял тот факт, что Япония строила свои корабли быстрее в каком-то смысле на русские же деньги. Именно Россия предоставила Китаю крупный заём для выплаты контрибуции победителям.

Тактико-технические характеристики ракетного крейсера Варяг

Водоизмещение……………………11 490 т

Габаритные размеры крейсера Варяг

Длина……………………186,4 мШирина……………………20,8 мВысота……………………42,5 м (по миделю)Осадка……………………8,4 м

Двигатели крейсера Варяг

Мощность……………………4 × 22 500 л. с.Скорость хода……………………32 узла, экономная 16 узловДальность плавания……………………7500 морских мильАвтономность плавания……………………30 сутокЭкипаж……………………480 человек

Вооружение крейсера Варяг

Артиллерия……………………1 × 2 АК-130Зенитная артиллерия……………………6 ЗУ АК-630Ракетное вооружение……………………16 ПУ ПКРК (П-1000 «Вулкан»), 64 ПУ ЗРК С-300Ф «Риф», 2 × 2 ЗРК «Оса-МА»Противолодочное вооружение……………………2 РБУ-6000Минно-торпедное вооружение……………………2 пятитрубных 533-мм торпедных аппаратаАвиационная группа……………………1 вертолёт Ка-27

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.