Оглавление
Примечания[ | ]
- Севмаш передал АПК «Александр Невский» ВМФ России (неопр.) . Пресс-служба ОАО «ПО Севмаш» (23 декабря 2013). Проверено 14 июля 2014.
- Старожилов, Михаил «Мономах» продолжает серию(неопр.) (23 марта 2006). Проверено 22 февраля 2010. Архивировано 26 августа 2011 года.
- Пиликина, Екатерина «Владимиру Мономаху» – счастливой судьбы(неопр.) . Севмаш (30 декабря 2012). Проверено 23 июля 2014.
- В Северодвинске начались испытания «Владимира Мономаха» (неопр.) . lenta.ru (18 января 2013). Проверено 19 января 2013. Архивировано 20 января 2013 года.
- Первые испытания «Владимира Мономаха» (неопр.) . Пресс-служба ОАО «ПО Севмаш» (8 октября 2013). Проверено 14 июля 2014.
- «Владимир Мономах» полностью завершил заводские испытания (неопр.) . Севмаш (9 июля 2014). Проверено 14 июля 2014.
- Завершились заводские ходовых испытания стратегической АПЛ «Владимир Мономах» в Белом море (неопр.) . ИТАР-ТАСС (9 июля 2014). Проверено 17 июля 2014.
- Атомный ракетоносец «Владимир Мономах» вышел на госиспытания (неопр.) . ИТАР-ТАСС (16 июля 2014). Проверено 26 июля 2014.
- АПЛ «Владимир Мономах» вернулась с госиспытаний (неопр.) . Севмаш (25 июля 2014). Проверено 26 июля 2014.
- Подводный ракетоносец «Дмитрий Донской» вернулся на Беломорскую базу (рус.) ?. Центральный Военно-Морской Портал (21 июля 2014). Проверено 23 июля 2014.
- «Владимир Мономах» запустил «Булаву» (рус.) ?. Lenta.ru (10 сентября 2014). Проверено 28 сентября 2014.
- Пиликина, Екатерина С борта АПЛ «Владимир Мономах» успешно произведен пуск «Булавы» (рус.) ?. Севмаш (11 сентября 2014). Проверено 28 сентября 2014.
- Подписан акт приема-передачи подводного ракетоносца «Владимир Мономах» (неопр.) . flot.com (10 декабря 2014). Проверено 27 июня 2020.
- «Владимир Мономах» поднял Андреевский флаг (рус.) ?. flot.com (19 декабря 2014). Проверено 27 июня 2020.
- Главком ВМФ: атомная подлодка «Владимир Мономах» перейдет на Тихоокеанский флот в 2020 году (рус.) ?. ИТАР-ТАСС (30 сентября 2015). Проверено 27 июня 2020.
- С подлодки «Владимир Мономах» успешно запустили две «Булавы» (рус.) ?. flot.com (14 ноября 2014). Проверено 27 июня 2020.
- Подводный крейсер СФ «Владимир Мономах» вернулся в Гаджиево после выполнения учебных задач в море (рус.) ?. интернет-портал Минобороны России (16 марта 2016). Проверено 27 июня 2020.
- На Камчатке встретили «Владимира Мономаха» (рус.) ?. «Камчатка-Информ» (26 сентября 2016). Проверено 26 сентября 2016.
- Стратегический ракетоносец «Владимир Мономах» прибыл на Тихий океан
- Подлодка «Владимир Мономах» после успешных стрельб «Булавой» вернулась в Северодвинск (неопр.) . ИТАР-ТАСС (11 сентября 2014). Проверено 28 сентября 2014.
Смерть
Умер знаменитый правитель 19 мая 1125 года. Его с почестями похоронили в Киеве. Могила правителя расположена в соборе Святой Софии. Итогом правления Владимира Мономаха стало сильное государство с развитой экономикой и культурой. О роли Владимира Мономаха в истории Руси говорит его популярность на протяжении последующих веков.
Саркофаг Владимира Мономаха в соборе Святой Софии
В XXI веке в память о князе были созданы документальные фильмы из серии «Полководцы России» и «История государства Российского». В них был дан исторический портрет личности и представлены важные факты биографии правителя.
Инструкция
Инструкция черно-белая на 4 страницах формата А4. Есть вопросы к цветам:
- Транспортно-пусковой контейнер от ракет надо красить не в черный цвет, а в темно-серый.
- внутренности ракетной шахты надо красить не в черный, а в белый цвет
- межкорпусное пространство в районе шахт и внутренние части крышек шахт надо красить не в черный, а в салатово-желтый цвет.
- детали С5 и С6 надо красить не в белый цвет, а в стальной
- носовую часть не надо красить в кирпичный цвет. Так окрашивался только Юрий Долгорукий на момент спуска на воду. Мономах спускался на воду в чисто черном виде.
Также для упрощения сборки лучше отказаться от пункта 4-С и детали А1 и В14, а также А2 и В13 надо собирать между собой до склейки половин корпуса. А пункты 2-А и 3-А (сборка импеллера) выполнить после пункта 6 и окраски всей лодки в целом. Возможно, что где то были опечатки с номерами деталей, но я уже не помню.
Система госгарантий упростила работу с контрагентами
По словам Вильнита, система предоставления государственных гарантий предприятиям оборонно-промышленного комплекса (ОПК) значительно упростила возможности привлечения внебюджетных источников финансирования.
В 2012 и 2013 годах были изданы распоряжения председателя правительства РФ Дмитрия Медведева о предоставлении ЦКБ «Рубин» государственных гарантий по кредитам, привлекаемым предприятием на срок до пяти лет. «При действующей системе кредитования «Рубину», как и другим головным исполнителям, стало проще работать с контрагентами. Теперь мы не зависим от того, когда нам Минобороны перечислит деньги, мы просто по мере необходимости, когда возникает потребность оплатить работу контрагентов, берем в банке средства в том лимите, который нам утвержден», — отметил Вильнит.
По его словам, отпала необходимость дожидаться целевого выделения из бюджета. Такая работа очень удобна для головного исполнителя, добавил он. «Отмечу, что финансовое положение «Рубина» устойчиво, у нашего предприятия хорошая кредитная история. Уполномоченные государством банки, как мы увидели, готовы с нами сотрудничать и предлагали процент ниже, чем многим другим предприятиям ОСК», — сказал Вильнит.
Однако не у всех предприятий ОСК положение столь же стабильно, и без механизма госгарантий они вообще не могли бы привлекать средства в банках, не говоря уже о том, что госгарантии обеспечивают снижение процентной ставки, добавил он.
Первая боевая подлодка
Но прошло полтора столетия, полных неудач (несостоявшийся проект Никонова в 1720) и трагедий (утонувшая с изобретателем субмарина англичанина Дэя в 1770), прежде чем очередная война вновь подтолкнула человеческую мысль к созданию подводных лодок.
1776 год: американец Дэвид Бушнелл изобрел свою знаменитую подлодку «Черепаха», а его компаньон Эзра Ли предпринял первую в мире попытку подводной минной атаки на вражеский (английский) флот в гавани Нью-Йорка. С боевой задачей субмарине справиться не удалось, но именно в «Черепахе» оказались заложены основные технологические заделы, которые развивались в конструкциях будущего:
- боевая рубка;
- цистерна с балластом;
- винтовой двигатель на корме;
- манометр для определения глубины погружения субмарины.
Кроме изобретения субмарины, Бушнелл сделал и другое открытие: доказал, что порох способен взрываться даже под водой. Из-за слабости порохового заряда ─ для настоящих мин требовалась взрывчатка мощнее, ─ первая «минная война» закончилась поражением подлодок.
После потери первой субмарины, подводные атаки людей упрямца Бушнелла (сам конструктор не рисковал) продолжались до 1778 года. Мины с первой подлодки ничего не могли сделать с медной обшивкой деревянных судов, плохо было и с точностью. В итоге «Черепахе» удалось случайно (вместо фрегата) потопить баржу.
Впервые предусматривалось наличие на борту запаса воздуха. Современниками конструкция была оценена как «слишком сложная» (хотя винты вращались мускульной силой экипажа) и проект не состоялся.
Далее развитие боевых подводных лодок (подстегиваемое непрерывными войнами XIX века) пошло лавинообразно:
- 1800 ─ Фултон создает цельнометаллический (с медным корпусом) «Наутилус»;
- 1810 ─ субмарина на мышечной тяге от братьев Кёссан;
- 1834 ─ конструкция подлодки генерала Шильдера, вооружённая мортирой (сведений не сохранилось);
- 1860-ые ─ проекты Александрова, Спиридонова, тип движения ─ «реактивный», за счет выбрасывания сжатого воздуха из размещенных на борту газгольдеров;
- 1861 ─ американский француз Вильруа строит подводное «судно-сигару» «Аллигатор» в Филадельфии. Проект послужил прототипом для субмарины конфедерата ХорусаХанли, добавившего к конструкции балластные цистерны как в проекте Бушнелла;
- 1864 ─ первое успешное боевое применение подлодки: лейтенант конфедератов Диксон, используя мину, прикрепленную на шесте к носу субмарины конструкции «Ханли-Вильруа» топит флагман блокирующей Чарльстон эскадры янки. Подлодка гибнет вместе с экипажем;
- 1879 ─ первый в мире проект подводного судна на электрическом ходу проекта С. Джавецкого с аккумуляторными батареями.
Хронологически, первая боевая подлодка ─ «Черепаха», а по реальному результату ─ «Аллигатор» лейтенанта конфедератов Диксона конструкции Х. Ханли.
С началом первой Мировой субмарины становятся грозным оружием воюющих сторон. Особо бурное развитие подводный флот получил во время II Мировой и в разгар Холодной.
При появлении атомных реакторов автономность подводных лодок возрастает многократно. В одной из песен В. Высоцкого есть слова: «мы можем по году плевать на погоду». В том смысле, что субмарина может год не всплывать на поверхность. Возрастает и мощность вооружения, превращая подлодки в могучий инструмент ядерного апокалипсиса.
Основные характеристики атомной подводной лодки
По состоянию на май 2011 г. известно, что начиная с 4-го корпуса пр.955 (условно пр.09554) будет изменена форма корпуса лодки – она будет ближе к начальному облику пр.955. Вероятно, лодки будет строиться без использования задела из ПЛА пр.971. В носовых отсеках ПЛАРБ планируется отказ от двухкорпусности с размещением в носу антенных устройста ГАК “Иртыш-Амфора”. Так же будут использованы протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты будут перемещены ближе к центру корпуса и станут бортовыми, передние рули глубины будут перемещены на рубку. В районе шахт БРПЛ планируется уменьшение размеров проницаемой надстройки. Количество шахт планируется довести до 20. Энергетическая установка вероятно так же будет модернизирована в сторону унификации с другими ПЛА 4-го поколения – планируется использование новой паропроизводящей установки. По сути речь идет о новом проекте ПЛАРБ.
Разработка корпуса осуществлялась с учетом гидро-динамической эффективности. Конструкция ПЛ – двухкорпусная. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм, обработка на прессах FUJICAR). Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на аммортизаторах и в аммортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной аммортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими аммортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус ПЛА покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Субмарина оснащена насосным водометным движителем, обеспечивающим бесшумное движение. подлодки «Юрий Долгорукий» – это первая подлодка, использующая такой тип движителя.
Двигательная установка:
- ЯЭУ с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичном с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650В мощностью 190 МВт – аналогичной установленной на ПЛА пр.971. Система управления и защиты ППУ (СУЗ) – “Алиот”. На ПЛАРБ пр.955У по неподтвержденным данным будет установлена ЯЭУ нового поколения с ППУ КТП-6-85 с паро-турбинной установкой, которая, по неподтвержденным данным, носит название “Азурит-90”.
- 1 х паровая блочная одновальная паротурбинная установка (ПТУ) с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной аммортизацией мощностью около 50000 л.с.
- 2 х подруливающих погружных 2-х скоростных гребных электродвигателя мощностью ПГ-160 (?) по 410 л.с (370 л.с. по др.данным). Расположены в выдвигаемых колонках в кормовой части ПЛ.
ПЛ пр.955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛА пр.971 и пр.949А (заявление генерального директора ЦКБ “Рубин” А.А.Дьячкова, 21.12.2010 г.).
Механика – один вал, один гидрореактивный движительный комплекс ГРДК-3.5М – водометный движительный комплекс (ВДК) с высокими пропульсивными характеристиками, аналогичный предположительно используемому на ПЛАРК пр.885. Два откидывающихся подруливающих устройства. Носовые горизонтальные рули с закрылками, выдвижные, аналогичны ПЛА пр.971 (по крайней мере на первой лодке пр.955).
Энергетика – вероятно, два турбогенератора переменного тока ОК-2 мощностью по 3200 кВт, два обратимых преобразователя постоянного тока. Резервное электропитание – вероятно, две группы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, 1-2 х дизель-генератора с обратимым преобразователем, запас топлива – 10 суток. Cистема управления электро-энергетической системой “Луга-Б” / “Луга-Борей”. Система централизованного электропитания “Косинус-Б” / “Косинус-Борей”.
Система спасения – всплывающая спасательная камера (ВСК), рассчитанная на весь экипаж ПЛ, расположена в корпусе ПЛ в хвост от пусковых установок БРПЛ. ВСК находится за ракетным отсеком. Спасательные плоты класса КСУ-600Н-4 (5 шт).
Длина «Юрия Долгорукого» – 170м, ширина -13,5м и средняя осадка-10м. Надводное и подводное водоизмещение составляет 14720 т и 24000 т соответственно. Субмарина может перевозить экипаж количеством до 130 человек.
ТТХ подводной лодки “Юрий Долгорукий”:
- Экипаж – 130 чел (в т.ч. 55 офицеров)
- Длина -170 м
- Ширина – 13,5 м
- Осадка средняя: 10 м
- Водоизмещение надводное – 14720 т
- Водоизмещение подводное – 24000 т
- Скорость надводного хода – 15 уз
- Скорость подводного хода – 29 уз
- Скорость подводного хода на подруливающих электродвигателях – 5 уз
- Глубина погружения предельная – 450-480 м (по разным данным)
- Глубина погружения рабочая – 380-400 м (по разным данным)
- Автономность – 90 суток (по запасам)
Примечания[править | править код]
- Севмаш передал АПК «Александр Невский» ВМФ России (неопр.) . Пресс-служба ОАО «ПО Севмаш» (23 декабря 2013). Дата обращения 14 июля 2014.
- Старожилов, Михаил «Мономах» продолжает серию(неопр.) (23 марта 2006). Дата обращения 22 февраля 2010.
- Пиликина, Екатерина «Владимиру Мономаху» – счастливой судьбы(неопр.) . Севмаш (30 декабря 2012). Дата обращения 23 июля 2014.
- В Северодвинске начались испытания «Владимира Мономаха» (неопр.) . lenta.ru (18 января 2013). Дата обращения 19 января 2013.
- Первые испытания «Владимира Мономаха» (неопр.) . Пресс-служба ОАО «ПО Севмаш» (8 октября 2013). Дата обращения 14 июля 2014.
- «Владимир Мономах» полностью завершил заводские испытания (неопр.) . Севмаш (9 июля 2014). Дата обращения 14 июля 2014.
- Завершились заводские ходовых испытания стратегической АПЛ «Владимир Мономах» в Белом море (неопр.) . ИТАР-ТАСС (9 июля 2014). Дата обращения 17 июля 2014.
- Атомный ракетоносец «Владимир Мономах» вышел на госиспытания (неопр.) . ИТАР-ТАСС (16 июля 2014). Дата обращения 26 июля 2014.
- АПЛ «Владимир Мономах» вернулась с госиспытаний (неопр.) . Севмаш (25 июля 2014). Дата обращения 26 июля 2014.
- Подводный ракетоносец «Дмитрий Донской» вернулся на Беломорскую базу (рус.) (неопр.) . Центральный Военно-Морской Портал (21 июля 2014). Дата обращения 23 июля 2014.
- «Владимир Мономах» запустил «Булаву» (рус.) (неопр.) . Lenta.ru (10 сентября 2014). Дата обращения 28 сентября 2014.
- Пиликина, Екатерина С борта АПЛ «Владимир Мономах» успешно произведен пуск «Булавы» (рус.)(неопр.) . Севмаш (11 сентября 2014). Дата обращения 28 сентября 2014.
- Подписан акт приема-передачи подводного ракетоносца «Владимир Мономах» (неопр.) . flot.com (10 декабря 2014). Дата обращения 27 июня 2020.
- «Владимир Мономах» поднял Андреевский флаг (рус.) (неопр.) . flot.com (19 декабря 2014). Дата обращения 27 июня 2020.
- Главком ВМФ: атомная подлодка «Владимир Мономах» перейдет на Тихоокеанский флот в 2020 году (рус.) (неопр.) . ИТАР-ТАСС (30 сентября 2015). Дата обращения 27 июня 2020.
- С подлодки «Владимир Мономах» успешно запустили две «Булавы» (рус.) (неопр.) . flot.com (14 ноября 2014). Дата обращения 27 июня 2020.
- Подводный крейсер СФ «Владимир Мономах» вернулся в Гаджиево после выполнения учебных задач в море (рус.) (неопр.) . интернет-портал Минобороны России (16 марта 2016). Дата обращения 27 июня 2020.
- На Камчатке встретили «Владимира Мономаха» (рус.) (неопр.) . «Камчатка-Информ» (26 сентября 2016). Дата обращения 26 сентября 2020.
- Стратегический ракетоносец «Владимир Мономах» прибыл на Тихий океан
- Подлодка «Владимир Мономах» после успешных стрельб «Булавой» вернулась в Северодвинск (неопр.) . ИТАР-ТАСС (11 сентября 2014). Дата обращения 28 сентября 2014.
Основные конструктивные особенности современной подводной лодки
Со времен Фултона корпуса подлодок строят цельнометаллическими. Сегодня субмарины проектируются обычно с двойным корпусом. Интересный факт: самые современные американские однокорпусные подлодки «X-Craft» эксплуатируют конструкторские идеи еще С. Джевецкого. Но большинство субмарин имеет два корпуса:
- «прочный» корпус, способный выдерживать огромное забортное давление;
- «легкий» водопроницаемый корпус, формирующий оптимальные «аэродинамические» качества подводного судна (у подводников принят термин «обтекаемость»).
На изготовление прочного корпуса во всех странах идёт легированная сталь. В Советском Союзе эти корпуса делались из титана. Этот металл, помимо повышенной (по сравнению со сталью) прочностью, обладал большей магнитной проницаемостью. Титановые субмарины сложней обнаружить одним из основных видов поиска: магнитометрическим. Титановые АПЛ ставили рекорды по глубине погружения.
К сожалению, выяснилось, что титан теряет прочность при горячей сварке. На время проект титановых корпусов для АПЛ был отложен.
При Ельцине петербургский ВНИИЭСО (под минимальным руководством киевского Института Сварки Паттона) закончил работу своими силами в лаборатории С. Картавого и Д. Кулагина, исключительно на голом энтузиазме (в 1992-1997 годах ВНИИЭСО выживал без финансирования) создал прибор для холодной сварки титановых плит.
К несчастью, по моде времени, изобретение было выкуплено торговой фирмой-спонсором, не дававшей учёным умереть от голода. Судьба прибора сегодня авторам статьи неизвестна, хотя лаборатория С. Картавого продолжает работы.
В двухкорпусных АПЛ часть цистерн с балластом ранее размещалась между прочным и лёгким корпусами, но из-за ряда катастроф ЦГБ (цистерны главного балласта) теперь полностью защищены твердым корпусом.
Существуют многокорпусные типы ПЛ: голландский «Дольфейн» имеет три, а советско-российский «проект 941» ─ два прочных корпуса.
Кроме титана и легированной стали, перспективными материалами корпусов ─ особенно для малых подлодок ─ являются композитные материалы:
- стеклопластик;
- углепластик.
Сверхмалые подводные суда с современными двигателями, корпусами из композитов являются stealth-субмаринами, так как обнаружение их акустическим или магнитометрическим способом сильно затруднено.
Великое княжение
После кончины Святополка в 1113 году Владимир Мономах принял бразды правления Киевской Русью и стал великим князем. Это был сложный период для Киева, потому что в это время началось народное восстание против ростовщиков. Новый властитель встал на сторону народа и предпринял меры по ограничению взимания процентов.
Князь Владимир Мономах
Мономах оказался эффективным реформатором в сфере законодательства. Он дополнил свод законов «Русская правда», написанный еще дедом Ярославом Мудрым. Месть за убийство была запрещена и заменена денежным штрафом. А еще он запретил обращать холопа в рабство за непогашенные долги. Да и само положение простого народа облегчил. Такова была внутренняя политика Владимира Мономаха.
Положение великого Киевского князя упрочилось настолько, что никто не посмел оспаривать его старшинство. Мономах контролировал три четверти территории государства. При князе отстроились крепость в Суздале и укрепления во Владимире-на-Клязьме. Там же появились Спасская церковь и Успенский собор, которые вошли в число памятников архитектуры. Храмы возводились также в Смоленске, Ростове и других городах, где правил князь.
Владимир Мономах
Внешняя политика Владимира Мономаха тоже оказалась успешной. Набеги волжских болгар, половцев и монголо-татар больше не беспокоили государство. А племена берендеев и торков были навсегда вытеснены за пределы Руси. В «Слове о погибели Русской земли» это время называют самым счастливым и безмятежным. Современниками Владимира Мономаха в Европе стали Филипп I и Людовик VI – короли Франции, Генрих I Боклерк английский и император Византии Иоанн II Комнин.
Концентрация власти в одних руках и прекращение междоусобных войн укрепили государство. Начался период культурного развития. Мудрый князь сумел оставить свой след в литературе. К сожалению, до наших дней дошло только 4 его произведения: письмо к Олегу Святославичу, летопись автобиографического характера о военных походах, «Устав Владимира Всеволодовича» (или «Устав Владимира Мономаха»), а также прославленная книга «Поучение Владимира Мономаха», которая еще известна под названиями «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям» или «Поучение детям».
Владимир Мономах
Эти литературные труды – ценнейший кладезь житейского опыта, переданный княжеским отпрыскам и всем последующим поколениям, а еще – дельные советы по управлению государством. Многие высказывания Владимира Мономаха стали афоризмами и цитатами.
Перспективы развития проекта
Подводные лодки типа «Борей» относятся к четвертому поколению и призваны сменить на посту устаревшие советские образцы. Связано это с тем, что субмарины прошлого отнимают большое количество средств на эксплуатацию. Развитие подводного российского флота в последнее время идет семимильными шагами, так два последних корабля типа «Борей» были спущены на воду уже через 6 лет после начала строительства.
Все упомянутые раннее корабли проекта 955. Но им одним не дышит программа «Борей» и следующей вехой станут субмарины 955А. Это уже 5 кораблей, спущенных на воду, а именно:
- «Князь Владимир»;
- «Князь Олег»;
- «Генералиссимус Суворов»;
- «Император Александр III»;
- «Князь Пожарский».
Помимо них к 2027 году Россия планирует спустить на воду ещё 6 подлодок по проекту 955А.
Служба[ | код]
Прибытие РПКСН «Владимир Мономах» в Вилючинск
Запланированный на 2015 год межфлотский переход на Тихий океан в пункт базирования Вилючинск был перенесён на 2016 год.
14 ноября 2015 с «Владимира Мономаха» произвели успешную залповую стрельбу из подводного положения двумя межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава» из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке.
16 марта 2016 года подводный крейсер завершил выполнение плановых задач в Баренцевом море и прибыл в главную базу подводных сил Северного флота — Гаджиево.
26 сентября 2016 года крейсер прибыл к месту постоянной службы на Тихоокеанский флот в Вилючинск.
12 декабря 2020 года К-551 «Владимир Мономах» успешно выполнил залповую стрельбу из подводного положения четырьмя межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава» из акватории Охотского моря по полигону Чижа в Архангельской области. Это был первый пуск ракет после перехода крейсера на Тихий океан.
Принятие на вооружение и служба
В состав ВМФ РФ приняты 3 корабля проекта 955 — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах».
Приёмка головного корабля состоялась 10 января 2013 года. Подводный крейсер «Юрий Долгорукий» зачислен в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота, базируется в Гаджиево.
Приёмка второго корабля (первого серийного) состоялась 23 декабря 2013 года. Подводный крейсер «Александр Невский» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, базируется в Вилючинске.
Приёмка третьего корабля (второго серийного) состоялась 10 декабря 2014 года. Подводный крейсер «Владимир Мономах» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, базируется в Вилючинске.
Согласно планам модернизации Российского подводного флота, РПКСН 955 «Борей» станут одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение. Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт, и эта унификация призвана упростить обслуживание и содержание кораблей. 14 запланированных к постройке атомоходов планируется распределить по 7 кораблей на Северный и Тихоокеанский флот. «Бореи» призваны стать единственным типом стратегических подводных ракетоносцев на вооружении ВМФ России по меньшей мере до середины XXI века.

Эта тема закрыта для публикации ответов.