Флот альтернативного ссср 1935-1945

Алан-э-Дейл       22.05.2023 г.

Оглавление

Боевой приказ Советского флота 1983 г.

Штат  : 460 000 человек, в том числе 345 000 звонков.

Боевой флот  :

  • 67 ПЛАРБ ( класс отеля , Yankee класса , Дельта класс , Typhoon класс );
  • 15 подводных лодок с пусковыми установками обычных маршевых двигателей ( гольф-класс )
  • 48 ПЛАРК ( Echo класс , папа класс , Чарли класс , Оскар класс );
  • 17 подводных лодки с обычным для приведения в движении крылатых ракет (SSG) ( виски класса , Кило класс );
  • 70 подводных лодки с ядерными энергетическими установками атаки (СНС) ( класс ноября , Виктор класс , Альфа — класс , Майк класс , Сьерра — класс , Akoula класс );
  • 159 подводных лодок классический ( виски класса , класса Зулу , класс Фокстрот , Ромео класса , танго класса , Кило класс );
  • 3 авианосца ( класса «Киев» );
  • 2 вертолетоносец крейсер ( Москва класс );
  • 2 атомных крейсера типа » Киров» ;
  • 30 крейсеров, пусковые установки, ракетная установка ( класс «Кында» , » Креста» , » Кара» , » Слава» )
  • 11 легких и командных крейсеров ;
  • 105 разрушителей всех типов ( в том числе Oudaloï класса и класса Современного )
  • 99 фрегатов (в том числе 37 противолодочных кораблей класса «Рига» );
  • 61 световое здание;
  • 131 противолодочный корвет ;
  • 27 ракетных корветов ( класса «Нанучка» );
  • 100 ракетных патрульных катеров ;
  • 62 судна на подводных крыльях  ;
  • 194 быстроходных патрульных катера или береговой службы наблюдения;
  • 355 заградителей и минный охотник .

Десантный флот  :

  • 30 больших десантных кораблей
  • 1 LST ( класс Ивана Рогова );
  • 50 средних десантных катеров.

Новоземельский в Ледовитом океане является одной из областей , были направлены в нижней ядерных отходов от советской эпохи: 1: Два ядерных реакторов 2: Два ядерных реакторов и 60% Атомный ледокол топливных контейнеров 3: Шестнадцать ядерных реакторов и 11000 контейнеров с радиоактивными отходами 4: Подводная лодка К-27 с двумя реакторами 5: Шесть ядерных реакторов

Морская  авиация: 1400 самолетов, в том числе:

  • патрульные морские самолеты  : 87 Ту-16 Барсук , 45 Ту-95 Медведь , 6 Ту-22 Блиндер
  • бомбардировщики  : 85 Ту-22М Backfire , 270 Ту-16 Badger , 40 Ту-22 Blinder
  • штурмовики: 55 Як-38 кузнецов , 40 Су-17 слесарь
  • противолодочная  : 50 Ту-95 Медведь , 90 Почта Бе-12 , 50 Ил-38 Май
  • противолодочные вертолеты: 250 Ка-25 Гормон , Ка-27 Haze и Helix

Корветы 20380 и 20385

Корабли проектов 20380 и 20385 являются многоцелевыми корветами ближней морской зоны. Их разработка велась в конце 1990-х и начале 2000-х годов Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» в Санкт-Петербурге.

Эти корветы предназначены для обнаружения и уничтожения кораблей и подлодок противника в ближней морской зоне, обеспечения высадки морского десанта и патрулирования прибрежных вод.

Длина кораблей обоих проектов составляет 104,5 м, ширина — 13 м, осадке — 7,95 м. Полное водоизмещение 2,2 тыс. т.

  • Многоцелевой сторожевой корабль. Проект 20380

Главная двухвальная дизельная энергетическая установка корабля состоит из двух агрегатов ДДА12000 мощностью по 12 тыс. лошадиных сил. Она обеспечивает корветам скорость полного хода до 27 узлов (до 50 км/ч)

При конструировании этих кораблей особое внимание было уделено снижению уровня шума механизмов энергетической установки, что позволило снизить заметность корабля в гидроакустическом диапазоне

Дальность плавания корветов составляет до 3,5 тыс. морских миль (около 6,4 тыс. км) при автономности плавания в 15 суток. Экипаж кораблей — 99 человек.

Также по теме

«Аналогов нет»: как российский атомный крейсер «Адмирал Нахимов» станет самым мощным кораблём в мире

Российский тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 1144.2 после модернизации станет самым мощным надводным кораблём…

Корветы проекта 20380 вооружены двумя пусковыми установками противокорабельного комплекса «Уран» с боекомплектом по восемь ракет и переносными ЗРК «Игла». Противовоздушную оборону обеспечивают комплексы «Кортик-М» и шестиствольные автоматические корабельные артиллерийские установки АК-630М калибра 30 мм.На передней части палубы установлена артиллерийская установка А-190 калибра 100 мм.

Кроме того, впервые в мире корабли проекта 20380 были оснащены противоторпедным вооружением — антиторпеды, установленные на корвете, способны перехватывать вражеское вооружение на расстоянии 1,4 тыс. м. Головным кораблём проекта 20380 является корвет «Стерегущий».

Корабли проекта 20385 по своим основным характеристикам схожи с 20380, их главное отличие заключается в расширенной номенклатуре ударного вооружения. Так, на корветах 20385 комплекс «Уран» заменён на комплекс крылатых ракет «Калибр-НК», а также был увеличен боезапас ЗРК «Редут». Также эти корабли могут вооружаться ракетами «Оникс». Головным кораблём этой серии стал корвет «Гремящий».

В кормовой части корветов проектов 20380 и 20385 установлен ангар, в котором размещается корабельный противолодочный вертолёт Ка-27.

В беседе с RT доктор военных наук, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков высоко оценил характеристики этих кораблей.

«Корветы проекта 20380 и 20385 предназначены для действий в ближней морской зоне и по своим ударным возможностям близки к любому иностранному фрегату. После того как эти корабли получат на вооружение гиперзвуковые противокорабельные крылатые ракеты «Циркон», они будут представлять серьёзную угрозу для авианосных сил потенциального противника. Эти корабли на ближайшие 30—40 лет станут основой ВМФ России в ближней морской зоне», — отметил военный эксперт.

Цели и задачи

Подводный флот как род сил обладает большей скрытностью, чем надводные корабли, наземные или воздушные силы. За счет этого он позволяет внезапно атаковать цели противника, при этом ему присуща высокая маневренность, ударная мощь и расширенный размах действия.

С учетом перечисленных характеристик к основным задачам подводных сил относят:

  • поражение подводных лодок противолодочным вооружением;
  • атака надводных судов торпедами или ракетами;
  • уничтожение наземных объектов ракетами;
  • разведывательная работа, высадка диверсионных групп;
  • транспортировка ценных грузов и пр.

В зависимости от поставленной задачи к ее выполнению привлекают отдельные лодки либо целые соединения. Так выглядит ситуация сегодня, хотя о потенциале применения подводных кораблей задумались куда раньше.

Общая характеристика и виды судов 3 ранга

Корабли 3 ранга представляют собой малые судна. Они предназначены для поражения любой боевой морской техники противника в акватории закрытых морей и транспортировки личного состава и военной техники. Главное вооружение судов – ЗРК и ударный ракетный комплекс.

Виды кораблей 3 ранга:

  • Малый ракетный корабль.
  • Малый артиллерийский корабль с артиллерийским вооружением 100-мм калибра.
  • Малый противолодочный корабль.
  • Малый десантный корабль.
  • Тральщик.

Артиллерийские суда обеспечивают огневую поддержку морского десанта, а противолодочные корабли находят, выслеживают и уничтожают подводные лодки противника. Десантные корабли осуществляют высадку морской пехоты на необорудованный берег в местах акваторий с небольшой глубиной.

Тральщики как надводные суда особого назначения обнаруживают и осуществляют траление донных и морских якорных мин. В задачи тральщика также входит проведение остальных кораблей через заминированные участки.

Объединения

Командующие

Возглавлял ВМФ ВС СССР главнокомандующий (командующий, начальник Морских сил Республики, народный комиссар, министр), являвшийся заместителем Министра обороны СССР. Ему подчинялись Главный штаб и управления ВМФ.

  • Дыбенко, Павел Ефимович (1917—1918)
  • Иванов, Модест Васильевич (1918)
  • Альтфатер, Василий Михайлович (1918—1919)
  • Беренс, Евгений Андреевич (1919—1920)
  • Нёмитц, Александр Васильевич (1920—1921)
  • Панцержанский, Эдуард Самуилович (1921—1924)
  • Зоф, Вячеслав Иванович (1924—1926)
  • Муклевич, Ромуальд Адамович (1926—1931)
  • Орлов, Владимир Митрофанович (1931—1937)
  • Викторов, Михаил Владимирович (1937—1938)
  • Смирнов, Пётр Александрович (1938)
  • Смирнов-Светловский, Пётр Иванович (1938, и. о.)
  • Фриновский, Михаил Петрович (1938—1939)
  • Кузнецов, Николай Герасимович (1939—1947, 1951—1956)
  • Юмашев, Иван Степанович (1947—1951)
  • Горшков, Сергей Георгиевич (1956—1985)
  • Чернавин, Владимир Николаевич (1985—1992)

Начальники Главного штаба ВМФ

  • Галлер, Лев Михайлович (1938—1940)
  • Исаков, Иван Степанович (1940—1942, 1946—1947)
  • Алафузов, Владимир Антонович (1942—1943 — и. о., 1944—1945)
  • Степанов, Георгий Андреевич (1943—1944 — и. о.)
  • Кучеров, Степан Григорьевич (1945—1946)
  • Головко, Арсений Григорьевич (1947—1952)
  • Фокин, Виталий Алексеевич (1952—1958)
  • Зозуля, Фёдор Владимирович (1958—1964)
  • Сергеев, Николай Дмитриевич (1964—1977)
  • Егоров, Георгий Михайлович (1977—1981)
  • Чернавин, Владимир Николаевич (1981—1985)
  • Макаров, Константин Валентинович (1985—1992)

День моряка-подводника в России

День подводного флота каждый год отмечают в России 19 марта. Это праздник не только профессиональных военных, но и гражданского персонала, имеющего отношение к этим силам.

Дату выбрали с привязкой к тому дню, когда в 1906 году Николай II включил подлодки в состав флота России. По старому стилю это произошло 6 марта.

После Октябрьской революции праздник подводников перестали отмечать. И так продолжалось в течение всех лет существования Советского Союза. Только в 1996 году День подводника возродили. 15 июля соответствующий указ подписал адмирал Феликс Громов.

Сегодня по традиции в этот день главнокомандующий ВМФ посылает официальные поздравления действующим подразделениям и ветеранам. Отличившихся награждают орденами и медалями, подарками, грамотами. В гарнизонах и причастных городах проходят торжественные встречи, митинги, эстрадные концерты. Обязательно возлагаются венки к памятникам и мемориалам подводникам.

Описание гвардейского варианта

Начало ВОВ принесло существенные изменения в жизнь не только миллионов человек, но и в государственный устрой. В 1941 году создали одни из первых гвардейских соединений. Год спустя такое звание получили корабли ВМФ СССР.

Для таких кораблей был утвержден Гвардейский ВМФ. Знамя имело единственное отличие от варианта 1935 года. В нижней части белого полотна, между красными символами Советского Союза и голубой лентой, была помещена Гвардейская лента. Она была завязана на бант, ее концы расходились волнообразно в обе стороны вдоль голубой ленты. Гвардейская лента была оранжевого цвета с тремя черными продольными полосами.

В 1950 году из-за изменений во флаге ВМФ был преобразован и Гвардейский ВМФ. Гвардейской ленты перемены не коснулись, но был утвержден ее размер. Длина составляла одиннадцать к двенадцати от длины знамени, а ширина – один к двадцати ширины всего полотна.

Флаг просуществовал до 1992 года, пока ему на смену не пришел вариант Российской Федерации.

Утилизация атомных судов

Советский Союз обладал мировой гегемонией по количеству построенных атомных кораблей , а именно около 250 подводных лодок, пяти надводных кораблей , включая несколько ракетных крейсеров и восемь ледоколов, или около 900 ядерных реакторов .

Однако не было создано никакой инфраструктуры для демонтажа этих судов, вышедших из срока службы, ни даже для мест хранения и переработки отработавшего ядерного топлива и других радиоактивных отходов, как жидких, так и твердых.

Вот почему Россия столкнулась с огромной проблемой очистки своих территориальных вод и своей почвы от этого «  непродаваемого радиоактивного богатства  », которое также известно как «  плавучие Чернобыли ».

В 2002 году во время 28- го  саммита G8 было решено выделить до двадцати миллиардов долларов США на «уничтожение химического оружия, демонтаж списанных атомных подводных лодок, утилизацию расщепляющихся материалов и набор бывших исследователей в сектор вооружений » , большая часть которого решает эту проблему.

На начало 2007 года общий вес подлежащих переработке радиоактивных материалов превысил 150 000 тонн. Атомные подводные аппараты, ожидающие обвалки, представляют собой металл массой в полтора миллиона тонн.

На эти работы потребуется четыре миллиарда долларов , к которым необходимо добавить работы по реабилитации загрязненных территорий.

Российские власти тратят 70 миллионов долларов, а международное сообщество ежегодно выделяет на эту работу чуть больше этой суммы. Среди прочего, Германия строит центр хранения демонтированных реакторов в заливе Сайда, а Италия предоставляет судно для перевозки радиоактивных отходов.

Предполагается, что к году утилизировать атомные подводные лодки практически не удастся, необходимо будет решить проблему вывоза отработавшего ядерного топлива с береговых баз, реабилитации загрязненных территорий и т. Д. На что все равно уйдет много времени.

Определение

Современный ВМФ РФ является преемником военно-морского флота СССР и Российской Империи. Эти войска защищают суверенитет страны, который распространяется за пределы её сухопутной территории, а также создают и поддерживают условия для обеспечения спокойной морехозяйственной деятельности в Мировом океане. Также российский флот участвует в военных, гуманитарных и прочих акциях, которые отвечают интересам нашей страны. И, помимо перечисленного, ВМФ обеспечивает военно-морское присутствие российской державы в Мировом океане.

Задач немало. Все они разноплановые и имеют свои особенности. И не удивительно, что в нашем флоте числится самая разная техника и суда. Потому и существует классификация кораблей. Суда делятся на классы (в зависимости от того, каково их предназначение). А они, в свою очередь, — на подклассы. Все зависит от специализации, типа энергетической установки и водоизмещения.

Также важно знать, что все суда делятся ещё и на ранги. Распределение по ним зависит от тактико-технических элементов и непосредственного предназначения

И для начала хотелось бы сказать, что в России установлено четыре ранга, и высшим считается первый.

Самый большой торговый флот

Активно развивается и торговля в океане, растет число судов с большим водоизмещением: контейнеровозы, танкеры и другие. При юридической регистрации нового корабля важен порт приписки. Моряки хорошо знают, что строгие условия регистрации и налогообложения на родине отнимают массу сил, времени и средств. Поэтому получилось так, что самый большой торговый флот в мире принадлежит Панаме.

Панама

Маленькое государство в Америке владеет Панамским каналом и не строит крупные суда. При этом Панама является владелицей огромного флота. Все дело в «удобном флаге». При регистрации судна в Панаме владелец платит небольшой налог и может набрать команду за небольшие деньги. Часто регистрация оформляется онлайн. Изначально флаг Панамы выбирали американские суда, желавшие продавать пассажирам алкоголь во время сухого закона. Если в 2005 г. число кораблей Панамы достигло 4688, то сегодня цифра превысила 9000.

Флаг Панамы оказался самым удобным для торговых и пассажирских судов всего мира

Либерия

Либерия воспользовалась примером Панамы и начала предоставлять упрощенную регистрацию. О том, что число торговой флотилии будет расти, говорили давно

Либерия — одно из беднейших государств мира, важной статей ее дохода является использование «удобного флага»

В мире все чаще происходят инциденты с участием судов под флагом Либерии

Китай

Китай укрепляет свои позиции на море. Число торговых операций в Тихом и Индийском океанах растет. Сектор судостроения контролируется государством. Рост отрасли отметился в 1999 г. Сегодня общий тоннаж Китая превышает 170 брутто-тонн.

Китаю принадлежит крупнейший в мире танкер-рудовоз

Япония

После 2010 г. отмечен рост грузоперевозок Японии. Количество кораблей под флагом страны возросло с 673 до 2070 единиц. Основной маршрут пролегает в Тихом океане.

Большое количество заказов на постройку судов выполняет Mitsubishi Heavy Industries

Сингапур

Пятое место списка занимает экономический лидер Юго-Восточной Азии, Сингапур. Ежегодно увеличивается число сухогрузов, танкеров, контейнеровозов, рефрижераторов. Причина регистрации в Сингапуре — удобство флага. Примечательно, что даже не имеющие выход к морю Монголия, Боливия и Молдавия предоставляют морскую регистрацию и имеют флот.

Порт Сингапура

«Марат»

Эти линкоры СССР защищали подступы к Ленинграду, ведя 8 дней защиту города. Во время одной из вражеских атак в корабль попали сразу две бомбы, которые разрушили носовую часть судна и привели к детонации снарядных погребов. В результате этого трагического события погибли 326 человек – членов экипажа. Спустя полгода кораблю была возвращена частичная плавучесть, кормовая часть, которая затонула, всплыла. Немцы долгое время пытались уничтожить поврежденный линкор, который использовался нашими военными как форт.

Однако спустя некоторое время линкор был отремонтирован и частично восстановлен, но даже это позволило ему сопротивляться артиллерийскому огню противника: после восстановления кораблем были уничтожены самолеты, батареи и личный состав противника. В 1943 году этот линкор СССР был переименован в «Петропавловск», а еще спустя 7 лет и вовсе снят с вооружения и переведен в учебный центр.

Ходовые качества

Главная энергетическая установкаТирпица» включает три турбозубчатых агрегата — и, соответственно, три вала. Энергию она получает от 12 паровых котлов Вагнера с высокими параметрами пара — давление достигает 100 атмосфер, а температура перегретого пара — 480 градусов! Это позволяет уменьшить вес и габариты котлов, но и снижает их надёжность. Мощность силовой установки достигает 103 мегаватт, что позволяет линкору развивать скорость в 30 узлов. Дальность плавания экономичным 19-узловым ходом превышает 8800 морских миль. Мореходность немецкого линкора оценивается как хорошая — хотя проблемы с заливаемостью носовой части были хроническими для немецких тяжёлых кораблей всю войну.

Американский линкор имеет четырёхвальную установку мощностью 90 мегаватт. На каждый из четырёх турбозубчатых агрегатов работают два паровых котла(итого восемь). С повышенными параметрами пара американцы предпочитали не возиться, обходясь давлением в 40 атмосфер. Полный ход, достигнутый на испытаниях, составлял 28 узлов, дальность плавания экономичным 15-узловым ходом превышала 17 тысяч миль — 3/4 окружности земного шара по экватору! Такие требования были вполне резонны с учётом необозримых просторов Тихого океана, где предстояло действовать ВМС США.

Норт Кэролайн»(фото: World of Warships)

МореходностьНорт Кэролайн» иВашингтона» оценивается как достаточно посредственная. Этот недостаток сохранился и у их преемников — кораблей типаСаут Дакота», и привёл к резкому росту размеров линкоров типаАйова» — одной из целей которого было улучшение мореходности за счёт удлинения носовой части корабля.

Немецкий линкор несколько быстрее и мореходнее американского коллеги, но последний имеет бОльшую дальность плавания. В реальных же боевых условиях превосходство на два узла полного ходя для этих кораблей можно признать несущественным — диктовать дистанцию бояТирпиц» всё равно бы не смог: для уверенного поражения цели бронебойными снарядами ему пришлось бы сближаться.

Рейтинг:Тирпиц» — 4Норт Кэролайн» — 3,5

Требования к морякам-подводникам и особенности службы

Служба на подводной лодке считается элитной. Чтобы на нее попасть, нужно обладать богатырским здоровьем и безупречными характеристиками. В России туда не берут срочников, служат только кадровые офицеры и контрактники.

С советских времен подходящих кандидатов выбирали по среднему росту. Людей составляли в группы, измеряли рост каждого, а потом зачисляли только тех, кто был ниже среднего значения. Дело в том, что высоким людям на лодке попросту тесно. Внутри узкие проходы, низкие потолки и вообще мало пространства.

Тем, у кого клаустрофобия, тоже закрыт путь на подводный флот. Моряки неделями, а то и месяцами в походе находятся в замкнутом пространстве. Поэтому у них должна быть моральная готовность и психическая стойкость, чтобы выдержать эти стесненные условия.

Помимо физических качеств, при приеме у людей тщательно проверяют психологические характеристики. И даже при столь тщательном подборе самые стойкие подводники иногда не выдерживают — говорят, что в долгих походах на борту возникают конфликты.

Подлодка / Фото: wikimedia.org

Великая Отечественная война 1941-1945 года

В годы первых пятилеток усилиями советской промышленности было создано и передано ВМФ РККА 200 подводных кораблей различных серий и модификаций. Учитывая уже стоявшие на боевом дежурстве и вновь прибывшие субмарины, в начале войны ВМФ СССР располагал 218 боевыми подводными кораблями. От огромных крейсерских серии К, до подлодок серии М — маленьких и маневренных.
Подводные лодки тип «К»

Все подлодки были распределены по флотам: Северному, Балтийскому, Черноморскому и Тихоокеанскому, причем в 1942 году, ввиду не вступления в войну Японии, 4 субмарины новейшей на то время серии «С» совершили беспримерный переход из Владивостока на Тихом океане в Мурманск на Северный флот, где субмарин катастрофически не хватало.

Классификация судов ВМФ России

Все корабельные суда Военно-Морского Флота России делятся по своему назначению, арсеналу и по спектру своих возможностей.

Надводные

Основной задачей кораблей, обладающих данным статусом, являются:

Защита морских субъектов, имеющих особую важность для государства;
Перевозка десантных войск к месту дислокации;
Борьба с минными заграждениями или их установка;
Некоторые суда способны перевозить на своем борту подводные суда меньшего размера, например, подводные лодки особого назначения, которые не имеют большого запаса собственного хода.

Рис. 5. Большие противолодочные корабли проекта 1155.1

Подводные

К такому типу техники относятся исключительно подводные лодки. Сейчас на вооружении Российской Федерации находится несколько единиц таких образцов. Главной их задачей является нанесение внезапного удара по точкам дислокации врага из морских глубин.

Морская авиация

Делится на:

  • Береговую
  • Палубную

Они имеют одинаковые цели и предназначаются для того, чтобы наносить моментальные удары по вражеским кораблям:

Располагаясь на палубе авианосцев, они способны в самые короткие сроки добраться до морской цели и уничтожить ее;
Не менее важной задачей морской авиации является отражение воздушных вражеских налетов и уничтожение летящих ракет при помощи корабельного вооружения;
Третья задача — это нанесение воздушного удара по местам дислокации противника на суше;
Четвертая задача — это разведка для целеуказания ракетам на корабле.

Рис. 6. Фрегаты проекта 11540 «Ястреб»

Береговые войска

Включают в себя:

  • Морскую пехоту
  • Подразделения береговой охраны

Первые — выполняют роль боевого подразделения, которое ведет военные действия на суше при непосредственной высадке с кораблей.Вторые — занимаются охраной прибрежных территорий, следят за сохранностью границ. В частности, это охрана особо важных стратегических объектов, таких как порты, военные базы морского флота. Также принимают непосредственное участие в операциях в составе как морских, так и воздушных десантников.

Части и суда специального предназначения

Такие суда предназначены для выполнения боевых задач, носящих секретный или особо важный характер. Как правило, бойцы таких подразделений имеют самую лучшую военную подготовку. Эти подразделения носят название “отрядов СПЕЦНАЗ по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами”.В составе российской армии их 14. Расположены они в: Севастополе, Новороссийске, два — в Петропавловске-Камчатском, и остальные — в Махачкале, Разбойнике, Балтийске, Кронштадте, Полярном, Видяево, Мурманске, Гаджиево и Гремиха.

Корабли, предназначенные для гидрографической деятельности

В основном они ведут деятельность в сфере навигации и исследования океанических глубин на такие предметы, как глубинные бомбы. Подчиняются такие корабли исключительному верховному командованию Министерства Обороны России.
Рис. 7. Фрегаты проекта 22350 типа «Адмирал Горшков»

Краснознаменный Балтийский флот

К началу войны Краснознаменный Балтийский флот (далее — КБФ) был самым мощным флотским объединением Страны Советов (командующий вице-адмирал В. Ф. Трибуц).

Адмирал В. Ф. Трибуц, командующий Балтийским флотом. К. В. Аккуратов. 1946. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

После вхождения в состав СССР в 1940 г. Литвы, Латвии и Эстонии и получения в аренду полуострова Ханко у Финляндии (по результатам войны 1939-1940 гг.) КБФ впервые со времен Первой мировой теоретически имел своей оперативной зоной всю Балтику. Считалось, что главным противником нашего самого мощного флота выступит Швеция и Польша, но на помощь им, как в 1919 г., придет английская эскадра, а потому мины и авиация в сочетании с действиями легких сил (торпедных катеров, эсминцев, подлодок) должны быть главным элементом противодействия врагу.

Таллинский переход

Реальность оказалась совершенно иной. Быстрое наступление вермахта в Прибалтике заставило в срочном порядке перебазировать корабли КБФ из Таллина в Кронштадт и Ленинград. К тому времени пала Либава: 6 дней героической обороны и 10 потерянных кораблей — эсминец «Ленин» и 9 подлодок пришлось взорвать, были захвачены иные прибалтийские города и оба берега Финского залива оказались в руках фашистов. Потому первая стратегическая операция КБФ — знаменитый Таллинский переход 28-30 августа 1941 г. — оказалась весьма трагичной. Флот от действий вражеских береговых батарей, торпедных катеров, авиации, а главное, мин потерял 14 боевых кораблей, включая 5 эсминцев (в том числе и знаменитый «Новик», вернее тогда «Яков Свердлов»), 6 боевых катеров и 34 судна. Пункта назначения достигли 104 боевых корабля и 23 транспорта.

Переход кораблей Краснознаменного Балтийского флота из Таллина в Кронштадт, август 1941 г. А. А. Блинков. 1946. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Оборона Ленинграда

Далее — героическая оборона Ленинграда. Неприступной стеной стали на его защиту корабли КБФ. Именно их артиллерия нарушила все планы врага по захвату колыбели революции. Только за сентябрь — декабрь 1941 г. боевые корабли и береговая артиллерия КБФ выпустили по наступавшим немецким и финским войскам 70 000 снарядов калибром от 100 до 406 мм. Преодолеть такую стену огня противник не смог и тогда вздумал уничтожить корабли КБФ с воздуха. Начиная с августа и вплоть до конца битвы за Ленинград бомбардировщики люфтваффе чуть ли не ежедневно наносили удары по городу на Неве и Кронштадту. Самые мощные пришлись на 21-24 сентября. Тогда были уничтожены линкор «Марат», лидер «Минск», эсминец «Стерегущий», повреждены линкор «Октябрьская революция», крейсер «Киров» и 3 эсминца. Немедленный анализ этой трагедии вскрыл в противовоздушной обороне Ленинградской военно-морской базы ряд упущений, которые быстро устранили. Больше советская ПВО и КБФ не дали люфтваффе повторить успех.

Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12 во внешней экспозиции Музея железных дорог России. Это 305-мм артиллерийское орудие образца 1938 г., принимавшее активное участие в обороне Ленинграда, представляет собой сверхтяжелую артиллерийскую систему с орудиями от затонувшего линкора «Императрица Мария»

Корабли КБФ, запечатанные немецкими активными минными постановками и постоянными налетами авиации в Ленинграде и Кронштадте, смогли выйти на оперативный простор лишь весной 1944 г. Тогда они выявились весьма полезными, поддержав наступающую на приморском направлении Красную армию. Председатель Государственного Комитета Обороны Иосиф Виссарионович Сталин, понимая прежде всего политическое значение флота, разрешил поддерживать войска лишь малым кораблям, а активно выступать против немецкого и финского судоходства — торпедным катерам и подводным лодкам. И хотя последние активно действовали в 1941-1943 гг. и понесли в этих операциях колоссальные потери — 33 субмарины, их главный успех пришелся на самое начало 1945 г.

Первые эксперименты

Еще при Петре I идея создания «потаенного судна» возникла в голове плотника по имени Ефим Никонов. По задумке корабль должен неожиданно атаковать вражеские посудины. События происходили в 1718 году, оригинала судна нет. Но музейный макет этой конструкции имеется. Царь оценил предложение, позвал мастерового в столицу и начал строительство на верфи. Но из-за смерти Петра все закончилось.

Впервые подводную лодку применили в 1776 году в Войне за независимость США. В реке Гудзон солдат Эзра Ли вышел для атаки противника на лодке, созданной инженером Бушнеллом. После этого лодка и сама вышла из строя.

Потом в течение почти 200 лет подводные лодки никто не рассматривал в качестве боевого оружия. Да и технологии не позволяли делать полноценные корабли — кроме паровых машин, ничего еще не было, а им нужен атмосферный кислород.

Что касается вооружения, здесь тоже были сложности. Никто не мог изобрести ничего лучше, чем таран для атаки борта корабля из-под воды. Но со временем мечты заполучить оружие, наносящее удары из глубины, стали воплощаться в реальность.

Первое боевое применение субмарины, на которой, помимо таранов, была еще и шестовая мина, состоялось снова в США, когда там с 1861 по 1865 год шла Гражданская война. Теперь было доказано, что подлодки можно применять в боях. Морские державы запустили исследования по созданию подлодок и силовых установок для них.

Потаенное судно Никонова / Фото: wikimedia.org

Описание флага 1935 года

Просуществовало знамя 1923 года двенадцать лет. Мысли о его смене начали возникать у руководства страны еще в 1932 году. В это время были созданы Морские войска Дальнего Востока. Спустя три года из них создали Тихоокеанский флот.

Существовавший Военно-морской флаг сильно напоминал символ островного государства, из-за чего могли возникнуть проблемы. Поэтому в 1935 году утвердили новый флаг ВМФ СССР, который просуществовал пятнадцать лет.

Описание:

  • полотно белого цвета;
  • голубая полоса, расположенная вдоль нижней части полотнища;
  • пятиконечная звезда окрашена в красный цвет, она помещена в середине левой половины полотна, направлена одним из концов вверх, диаметр фигуры приравнен к двум третям ширины всего знамени;
  • красный серп с молотом перекрещены между собой, размещены в центре правой половины полотна, самый большой диаметр символа равен двум третям ширины белой части полотнища.

Соотношение белого и голубого цвета равно пяти к одному. Размеры полотна составляют три к двум.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.