Русская дуэль

Алан-э-Дейл       10.05.2023 г.

Первая политическая демонстрация

Так получилось, что поручик Чернов был участником декабристскогоСеверного тайного общества» и даже вызов на дуэль передавал через Рылеева — одного из лидеров заговорщиков. Поэтому декабристы решили использовать его смерть для первой в России политической демонстрации, которой власть никаким способом не могла воспрепятствовать, — траурной процессии за гробом. Всего собралось более четырёх сотен человек, что произвело на столичное общество огромное впечатление.

Ещё один декабрист — Вильгельм Кюхельбекер — написал к похоронам высокопарные стихи, разошедшиеся в рукописях.

На наших дев, на наших жён \ Дерзнёшь ли вновь, любимец счастья, \ Взор бросить, полный сладострастья, \ Падёшь, перуном поражён», — угрожал прислужникам самодержавия поэт, совершенно несправедливо обвиняя Новосильцева в стремлении ксладострастью».

Для наших современников особенно интересно отметить, что брак Новосильцева и Черновой не выглядел таким уж мезальянсом. Отец Черновой был генерал-майором, служил в столице, сама семья ни в чём не нуждалась, у них было имение. Да и защитник чести сестры служил не в захудалом гарнизоне, а в лейб-гвардии Семёновском полку — одной из самых привилегированных частей гвардии. Но разрыв между наследником состояния графа Орлова и дочерью генерала был столь большим, а тщеславие матери столь велико, что этот социальный конфликт привёл к двум смертям, взбудоражившим общественное мнение всей России.

Средневековье

Рыцарские турниры также мοжнο назвать прарοдителями дуэлей, хοтя несли οни в себе исключительно сοревнοвательные функции. Рыцари демοнстрирοвали свοю силу, лοвкοсть. При этοм стремились не убить сοперника, а сбить егο с лοшади. В рыцарской среде былο οчень сильнο развитο пοнятие чести. Именнο эти мοральные устанοвки и перешли позже к аристократам пятнадцатого столетия.

Дворяне уже не изнуряли себя физическими упражнениями с раннего вοзраста, дабы научиться ловко и резво сражаться в тяжёлых дοспехах. Появились мοщные арбалеты, а затем и мушкеты. Нο пοнятия чести и дοстοинства οстались. Пοэтοму гοспοда, разодетые в пух и прах, встречаясь на узких гοрοдских улицах, не желали уступать друг другу дοрοгу. Пοдοбные кοнфликты решались, как правило, при пοмοщи шпаг. Дерущихся иногда успевала разнять гοрοдская стража. Но чаще сοлдатам не удавалось подоспеть вовремя.

Дуэль в России

Дуэль появилась в России гораздо позже, чем в остальной Европе. Традиции подобных поединков на Руси не существовало вовсе. И в этом нет ничего удивительного, так как до петровских реформ в стране отсутствовало дворянство европейского типа – главный носитель идеи личной чести. Российские дворяне, офицерство и бояре допетровской эпохи не видели ничего зазорного в том, чтобы в ответ на оскорбление подавать жалобы царю или искать справедливости в судах.

В то время, когда в Италии и Франции уже вовсю лютовала «дуэльная лихорадка», в России в отношении поединков все было тихо и спокойно, несмотря на довольно тесные связи с Европой, которые установились уже в правление Алексея Михайловича. Первая задокументированная дуэль в России произошла в 1666 году, ее участниками были два офицера-иностранца, служивших в полку «иноземного» строя. Итоги этого поединка неизвестны.

Однако по-настоящему массовым явлением дуэльные поединки стали в России лишь в период царствования Екатерины II. В 1787 году императрица издала указ, в котором регламентировались наказания участникам дуэлей и их организаторам. Если поединок прошел бескровно, то его участники – включая и секундантов – могли отделаться только крупными денежными штрафами, но зачинщика дуэли ждала Сибирь. За нанесенные увечья или смерть предписывалось такое же наказание, как и за обычные уголовные преступления.

Несмотря на строгость этих мер, они мало останавливали отечественных дуэлянтов, ибо крайне редко выполнялись. Дела по дуэлям редко доходили до суда, а если так и случалось, то виновные, как правило, получали гораздо более мягкие наказания. Как и в Европе, общественное мнение было полностью на стороне дуэлянтов.

В России своеобразный расцвет дуэльной традиции пришелся на конец XVIII – первую половину XIX века. Ситуацию можно назвать несколько парадоксальной: в то время, когда «дуэльная лихорадка» в Европе уже практически сошла на нет, количество дуэлей в России значительно выросло, а их жестокость заметно возросла. Некоторые западные авторы, отмечая особую жестокость русской дуэли, называли ее «узаконенным убийством».

Например, обычно стрельба проводилась с дистанции 15-20 шагов, с которой промазать было крайне трудно (европейцы стрелялись с 25-30 шагов). Существовала практика, согласно которой противник, стреляющий вторым, мог потребовать у своего оппонента подойти вплотную к барьеру. В этом случае он получал возможность расстрелять безоружного человека с минимального расстояния. В России были весьма популярны такие способы дуэлей, при которых поединок неминуемо заканчивался смертью одного из противников («через платок», «дуло в дуло», «американская дуэль»). В Европе того времени промах обеих противников обычно заканчивал дело, считалось, что в этом случае честь участников восстановлена. В России же нередко стрелялись «до результата», то есть до смерти одного из дуэлянтов.

Российские дуэли первой половины XIX века оставили заметный след в отечественной истории. Самыми известными из них, конечно же, являются поединки Пушкина с Дантесом (1837 год) и Лермонтова с Мартыновым (1841 год), в которых были убиты два величайших русских поэта. При этом их убийцы не стали объектами общественного порицания, высший свет встал на их сторону. Весьма мягким было и официальное наказание: Дантеса просто выслали из России, а Мартынов отделался тремя месяцами гауптвахты и церковным покаянием. Эта ситуация очень наглядно показывает отношение российского общества того времени к дуэльным поединкам.

Поединки продолжались вплоть до начала Первой мировой войны, но с началом боевых действий они были официально запрещены. Одной из самых известных дуэлей XX века стал поединок между Гумилевым и Волошиным, который состоялся в 1909 году. Причиной дуэли стала поэтесса Елизавета Дмитриева. Место для схватки было выбрано весьма символичное – неподалеку от Черной речки в Петербурге. Секундантом литераторов стал Алексей Толстой.

К счастью, дуэль закончилась бескровно. Гумилев промахнулся, а пистолет Волошина два раза дал осечку.

Дуэльная лихорадка

Эпоха Александра I справедливо считается золотым веком русского дворянства — и одновременно пиком поединков. Общество охватила настоящаядуэльная лихорадка», и вызовы бросались порой по самым ничтожным поводам.

Ситуацию после поражения Наполеона I подогревало нахождение во Франции значительных оккупационных сил русских, австрийцев, пруссаков и англичан. Все они вместе с французами — как роялистами, так и бонапартистами, — увлечённо фехтовали и стрелялись, споря о политике, искусстве и женщинах.

Что касается Николая I, то его восшествие на трон оказалось связано с печальными событиями подавления заговора декабристов, среди которых оказалось немало дуэлянтов. Новый император считал дуэли варварством, но они продолжались уже в негласном порядке.

За дуэль наказывали, могли отправить служить на Кавказ, где постоянно шла война, или выслать из страны, как иностранца Дантеса, застрелившего Пушкина.

Но обычно свидетели — представители благородного общества — давали согласованные между собой показания онесчастном случае», и поединок оставался без последствий.

Пушкин вэнциклопедии русской жизни» —Евгении Онегине», оставил поэтическое описание дуэли:

Вот пистолеты уж блеснули, Гремит о шомпол молоток. В гранёный ствол уходят пули, И щёлкнул в первый раз курок.

На протяжении середины XIX века гуманизация нравов привела к постепенному уменьшению числа дуэлей. Которые с новой силой заявили о себе после того, как в 1894 году их разрешили официально и провозгласили самым эффективным способом защиты чести.

Тогда же обычай нашёл множество критиков, обвинявших дуэлянтов в кровожадности. Самым ярким отражением такого мнения стала повесть КупринаПоединок». В ней положительный герой поручик Ромашов гибнет от совершенно ничтожной интриги, чтобы старший по чину карьерист Николаев смог без ненужных слухов поступить в академию Генерального штаба.

Повесть встретила самую широкую поддержку среди российских либералов, но многие военные сочли её клеветой на армию. Впрочем, начавшаяся Первая мировая война, а затем революция стали причиной исчезновения обычая поединков. Так дуэли окончательно ушли в прошлое.

Дуэль Новосильцева и Чернова

На ту же тему
Большой» военный заговор: загадки и мифы восстания декабристов

Ещё один поединок, вызвавший немало толков в обществе, оказался связан с проблемой социального неравенства. Эта история началась с того, что представитель самой верхушки столичного света, бывший гвардейский гусар и адъютант императора Новосильцев полюбил провинциалку Екатерину Чернову и сделал ей предложение. Чернова предложение приняла.

Свадьба уже была назначена, но после того как жених уехал устраивать свои дела, его властная мать, урождённая графиня Орлова, настояла на отмене брака. Её сын не ровнякакой-то там Черновой».

Брат Екатерины — поручик лейб-гвардии Чернов — вступился за честь сестры и вызвал Новосильцева на дуэль. Тут происходит крайне некрасивая по представлениям того времени ситуация: мать Новосильцева, безумно любящая своего сына, попыталась спасти его от дуэли, подключив к проблеме московского генерал-губернатора князя Голицына. Чернов и Новосильцев встретились, жених заверил, что не отказывается от свадьбы(что, вероятно, было правдой, потому что Екатерину Чернову он действительно любил), и разошлись миром.

Владимир Новосильцев и его мать Екатерина Новосильцева

Вскоре выяснилось, что конфликт не исчерпан. Чернов среди гвардейцев похвалялся, что заставил жениха сдержать слово, что несказанно обидело Новосильцева. Новое объяснение между сторонами опять привело к примирению, однако сроки свадьбы затягивались и становилось ясно, что мать Новосильцева всеми средствами препятствует браку. Тогда Чернов послал Новосильцеву очередной вызов — который и закончился дуэлью. Смертельные раны получили оба участника, Чернов умер на месте, а Новосильцев прожил ещё несколько дней, успев увидеть свою мать, спешно прибывшую из Москвы.

Происхождение одиночных поединков

Древняя традиция одиночного поединка предполагала, что каждая враждующая сторона выставляла своего «чемпиона» в качестве представителя своей армии, и двое выбранных мужчин сражались до смерти. Это состязание либо помогало урегулировать проблему, либо служило прелюдией к последующему многолюдному сражению. Некоторые выдающиеся одиночные поединки сохранились в истории и легендах. Например, битва между Давидом и Голиафом в долине Эла или сражение Ахиллеса с Гектором в «Илиаде» Гомера. По мере того как приемы ведения войны развивались, одиночный поединок становился менее востребованным, но его дух вдохновил джентльменов на проведение дуэлей.

Зарождение дуэльной культуры

Родина поединков между аристократами – Италия. Первые дуэли состоялись в кοнце XIV века. Именнο в этοй сοлнечнοй стране у мοлοдых двοрян вοшлο в οбычай разрешать кοнфликтные ситуации при пοмοщи хοлοднοгο οружия. Οни ухοдили в укрοмнοе местο и там дрались дο первοй крοви или дο смерти οднοгο из прοтивникοв.

Что такое дуэль? Это часть дворянской культуры. Зародившись в Италии, поединки быстро приобрели популярность. Подобные мероприятия в скором времени получили широкое распространение и вο Франции. А вοт в Англии пοединки практикοвались значительно реже. Тο же самοе мοжнο сказать и ο Германии.

Вызов

Бросить вызов мог любой дворянин, если действия или слова, сказанные ему, могли нанести урон его чести или чести семьи. Таким образом, оскорблением могло стать все что угодно: от случайно брошенного слова до открытого неуважения к статусу и положению личности в обществе.

Если возникали финансовые конфликты, их не считали причиной вызова на дуэль. Тяжбы материального характера решали через судебное разбирательство.

Причиной же вызова на дуэль могли стать смерть близкого человека от рук убийцы, небрежно высказанная острота в сторону дамы сердца или семьи оскорбленного.

Для того что сделать вызов, дуэлянты должен были стоять на одной ступени в иерархической лестнице, не уступать титулом друг другу и положением в обществе. Те, кто получал такой вызов от низшего по статусу, могли легко от него отказаться, так как такой вызов уже можно было считать оскорблением.

Женские дуэли

Удивительно, но среди дуэлянтов были и женщины, которые сражались еще суровее и изощреннее мужчин: женские поединки гораздо чаще заканчивались смертью. Зачастую они перерастали в настоящую бойню с участием секунданток и подруг-зрителей. Если дрались на шпагах, то кончик оружия частенько смачивали ядом, если же стрелялись, то до тяжелого ранения или чьей-нибудь кончины.

Фото из открытых источников

Известная оперная певица Жюли д’Обиньи много раз сражалась на дуэлях с дамами и даже мужчинами. Однажды на балу она выступала против троих соперников и сумела их ранить. Чтобы избежать казни, Жюли пришлось провести несколько лет за пределами Франции.

Истории известны и довольно забавные женские дуэли. К примеру, та, что произошла из-за композитора Ференца Листа между его возлюбленной Мари д’Агу и любвеобильной французской писательницей Жорж Санд. В качестве оружия эти решительно настроенные дамы выбрали… свои длинные ногти. Поединок происходил в доме Листа, причем сам композитор в это время отсиживался у себя в кабинете. «Дуэль на ногтях» закончилась вничью; поорав и изрядно исцарапав друг друга, дамы разошлись. После этого Жорж Санд уже не добивалась расположения Листа.

Фото из открытых источников

А как вам такой факт: упомянутая нами императрица Екатерина Вторая, запрещавшая дуэли в России, в молодости (до восшествия на престол) участвовала в вооруженном поединке и не раз исполняла обязанности секунданта у прочих дам.

В чисто «поле»

Одно из первых упоминаний о русских дуэлях датировано X веком. Описывая Русь, арабский историк и путешественник аль-Мукаддаси написал: «Когда царь решит спор между двумя тяжущимися, и они решением его останутся недовольны, тогда он говорит им: разбирайтесь мечами своими — чей острее, того и победа». Русичи такие поединки называли «поле». Конечно же, князья пытались искоренить эту традицию, заменив её официальной судебной практикой. Например, Ярослав Мудрый в своей Русской Правде, предлагал вместо смертоубийства назначать денежные штрафы. Но большинство русских всё равно предпочитали любые конфликты решать «полем». Во-первых, за разбирательство в суде взималась пошлина, во-вторых, дуэль уравнивала людей, ведь сражаться между собой могли люди разных сословий, а в-третьих, поединок считался «судом божьим» — то есть правосудие тут вершили не люди, а высшие силы. Правители Руси поняли, что бороться с «полем» бесполезно, а потому решили это дело просто узаконить.

Дуэли в Европе

Дуэль зародилась в древней Европе как «испытание боем» или способ «восстановления справедливости» между двумя участниками некого диспута. Проигравший дуэлянт считался виновным. В средние века эти споры уже не относились к сфере юрисдикции, а стали зрелищным видом спорта. Вспомните хотя бы напыщенные рыцарские турниры.

Но преобладающей тенденцией проведение дуэлей стало благодаря столкновению двух монархов. Когда распался Мадридский договор между Францией и Испанией в 1526 году, Франциск I вызвал Карла V на дуэль. После длительных споров по вопросу организации поединка их решительность поубавилась. Но благодаря королям дуэли стали очень популярны по всей Европе, особенно во Франции. Предположительно не менее 10 000 французов погибло на дуэлях во время правления Генриха IV. Король издал указ, запрещающий дуэли, и попросил вельмож представлять свои претензии в суде. Но дуэли все равно продолжались, и еще около 4000 дворян расстались с жизнью в поединках во время правления Людовика XIV.

Упадок дуэлей в XVII веке

На ту же тему Фунт правосудия: долгая дорога на казнь в эпоху Шекспира

В XVI столетии отношение к судебным поединкам стало меняться. Они постепенно исчезали, сменяясь привычным судебным процессом. В результате европейская дуэль сталачастным делом» — тем случаем, когда люди не считают необходимым обращаться в суд и предпочитают решить неудобные вопросы с помощью шпаг. Поэтому поединки совершенно исчезли в среде купцов и горожан, но зато культивировались дворянством как особый и очень важный обычай сохранения чести благородного сословия.

При этом абсолютистское государство стремилось запретить дуэли, так как считало, что дворянин должен проливать кровь за короля, а не за собственные убеждения. Драконовские меры не помогали — дуэли сохранились, хотя и происходили тайно.

В России получилось так, что Соборное уложение 1649 года, по которому Русское государство жило аж до Николая I, устанавливал:А будет кого обесчестит словом, а не ударит, его за бесчинство посадить в тюрьму на месяц». Удивительное равенство для всех сословий. И возможность отделаться коротким заключением, в отличие от европейцев, рисковавших своей жизнью.

Причины конфликта

В декабре 1828 года 29-летний Александр Пушкин познакомился с 16-летней Натальей Гончаровой. Юная красавица пленила сердце поэта. Через полгода после знакомства Пушкин просил руки Натальи у ее родителей, но получил отказ. Наталья Гончарова-старшая считала, что ее дочь слишком юна для брака.

Александр Сергеевич в расстроенных чувствах уехал на Кавказ, а через год вновь посватался к Гончаровой. В этот раз мать невесты дала согласие на брак. В феврале 1931 года Александр и Наталья венчались.

Молодая, красивая и утонченная супруга Пушкина вызывала интерес у многих мужчин. В число ее ухажеров попал и Жорж Шарль Дантес (Геккерн). Француз обладал красивыми чертами лица и был прекрасно сложен, поэтому пользовался популярностью у женщин высшего света.

Дантес, познакомившись с семьей Пушкиных, стал настойчиво ухаживать за Натальей Николаевной. Поэт не ревновал жену, потому что безгранично ей доверял. Однако положение Пушкина в обществе становилось все сложнее. Поползли злонамеренные слухи о связи Гончаровой и Дантеса.

В ноябре 1836 года Пушкин и несколько его друзей (Карамзины, Вяземские и другие) получили анонимные письма на французском языке. В них великий поэт назывался «магистром ордена рогоносцев». Александр Сергеевич решил, что этот пасквиль написал Дантес, и в тот же день вызвал его на дуэль.

Через неделю француз сделал предложение Екатерине, старшей сестре Натальи Гончаровой. В связи с этими обстоятельствами Пушкин отозвал свой вызов. В дальнейшем он отказывался общаться с Дантесом и его отчимом Луи Геккерном, что усугубляло конфликт.

Через несколько месяцев Дантес своими высказываниями задел Наталью. На следующий день, 24 января 1837 года, Пушкин послал резкое письмо Луи Геккерну. Поздним вечером поэт получил вызов на дуэль от Дантеса.

Узаконенное убийство

В то время, когда в Европе дуэльная лихорадка пошла на спад, в России она все больше входила в моду. Вспомните произведения литераторов XIX века: «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Война и мир» Толстого, «Отцы и дети» Тургенева — там обязательно встречалась сцена дерущихся на дуэли дворян. Причём правила русских были во много раз жёстче европейских. Профессиональные дуэлянты (бретёры) из России в открытую посмеивались над западными коллегами, называя их поединки «опереточными». В Европе было принято стреляться с расстояния 25-35 шагов, отчего стычки чаще всего оканчивались бескровно или лёгкими ранениями. Русские же сходились в 15-20 шагах (около 10 метров). С такого расстояния сложно промахнуться даже неопытному стрелку. В России также существовало шокирующее иностранцев правило: если дуэлянт, выстреливший первым, промахивался, второй имел право призвать его «к барьеру» — тот обязан был приблизиться на минимальное расстояние, позволив противнику стрелять практически в упор. Нередко случались поединки «до решительного результата»: если оба дуэлянта промахнулись, пистолеты перезаряжались, и всё начиналось сначала, и так до тех пор, пока кто-нибудь не попадёт. Существовали варианты дуэлей «дуло в дуло», «через платок», «пистолет ко лбу», когда смерть одного из участников была просто неизбежной. Глядя на все это, европейцы назвали русские поединки «узаконенным убийством». Дуэли в России случались так часто, особенно среди офицеров, что к концу XIX столетия их вообще решили легализовать. В 1894 году в армии были введены «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде», согласно которым дуэль в войсках не просто разрешалась, а даже могла быть в обязательном порядке назначена военным судом. По сохранившимся данным статистики, только с 1894 по 1910 год в российской армии официально зарегистрировано 322 поединка. 256 из которых состоялись по постановлению офицерского суда чести, 19 произошли без таких постановлений, а остальные — с разрешения начальника. О том, что даже в начале XX века дуэли в России были обычным явлением, говорит тот факт, что в 1912 году вышел специальный «Дуэльный кодекс», в котором его автор Василий Дурасов изложил правила для проведения русских дуэлей. То есть фактически Россия вернулась к истокам — к «полю». Так что, не произойди в 1917 году революция, возможно, и сейчас любой из нас мог бы вызвать своего обидчика «к барьеру!».

Метки: Екатерина II, эпоха Романовых, Россия, Тайны 20 века, смерть, дуэль, правило, Пётр Первый, поединок, честь, жестокость, этикет

Уровень подготовки дуэлянтов

Александр Сергеевич слыл хорошим стрелком и, по легендам, с 10 шагов мог попасть из пистолета в карточного туза. «Мишеней не сохранилось, но есть воспоминания современников, — рассказывает Вербовский. — В кишиневской ссылке поэт, едва встав с постели, не одевшись, стрелял в стену из пистолета по много раз. Есть воспоминания его крепостного, что во время ссылки в Михайловском, Пушкин каждое утро всаживал по сотне пуль в стену амбара. Вообще у него репутация была хорошего стрелка, с ним опасались стреляться».

Даже тот факт, что, будучи тяжело раненым, Пушкин нашел силы не просто сделать ответный выстрел, но поразить противника, многое говорит и о его мастерстве, и о характере. Поэт стрелял полулежа, опираясь на левую руку.Картина Адриана Волкова «Последний выстрел А. С. Пушкина»

Дантес, профессиональный военный, тоже должен был иметь хорошую стрелковую подготовку, кроме того, как напоминает Вербовский, учась в офицерской школе во Франции, он завоевывал чемпионский титул в стрельбе по голубям. Это предтеча современной стендовой стрельбы или спортинга (стрельба из дробовика по летящим глиняным тарелочкам).

Пушкина иногда называют опытным дуэлянтом, едва ли не бретером, приписывая ему десятки дуэлей. На самом деле у поэта было около 30 дуэльных историй — так называют ситуации с вызовом на дуэль, но большинство закончились примирением. До поединка с Дантесом поэт выходил к барьеру четыре раза, и только один раз стрелял в противника, но промахнулся. О дуэльном опыте Геккерена-Дантеса точных сведений нет.

Пятая Дуэль«Дуэль миньонов» — самая глупая и жестокая резня

Но, конечно, апофеозом глупости является тройная дуэль, произошедшая в период царствования Генриха III, более известная как «дуэль миньонов», и увековеченная с искажениями в произведении А.Дюма «Графиня де Монсоро». Миньоны — это фавориты Генриха, с которыми он проводил большое количество времени, поэтому в народе их и прозвали «милашки» Его Величества, а по-французски — миньоны.

Так случилось, что один из них, граф де Келюс застал свою возлюбленную с бароном д’Антрагом, по прозвищу «Антрагет». Разумеется, все не могло окончиться ничем, кроме как дракой. Каждый привел с собой двоих секундантов. Килюс — Можирона и Ливаро, таких же миньонов. А Антрагет — Шомберга и Рибейрака.

И вот, по давней традиции секундантов, Рибейрак обращается к Можирону с предложением помирить дуэлянтов. На что тот отвечает: «Бог с вами, Рибейрак! Я сюда пришел не серенады петь, а драться, и именно этим я и собираюсь заняться!» Удивленный Рибейрак недоумевает:«Можирон, да с кем вы тут собираетесь драться? Лично вы не замешаны в ссоре, да и здесь нет никого, кто был бы о вас дурного мнения!». На это он получает ответ: «А вот с вами, любезный, и буду драться!». Тут уже не выдерживает миролюбие Рибейрака, и он, вознеся молитву, вступает в поединок, причем тут же закалывает Можирона, попутно натыкаясь на его шпагу и погибая.

В это время оказывается, что Келюс взял на дуэль только шпагу, хотя оговоренное оружие — шпага и кинжал. Но Антрагет отказывается выбросить свой кинжал, и, получив преимущество, закалывает Келюса.

Наблюдая за этим всем, Шомберг обращается к Ливаро: «Дерутся уже четверо, что же нам делать?», — подразумевая, что по этикету они, как секунданты, должны разнять дерущихся. Ответ разгоряченного кровью Ливаро его ошарашивает: «Значит, и мы должны драться, во имя нашей чести!». Начинается еще одна дуэль, в которой Шомберг, начисто срезав щеку противнику, погибает от удара в грудь.

Итог: из-за глупой ссоры и такого же идиотского поведения погибает четыре человека, трое из которых вообще не причастны к изначальному конфликту. Ливаро остается обезображен и, лишившись милости короля, погибает в другой дуэли. А Антрагет убегает из страны, понимая, что, попадись он мстительному Генриху, тот укоротит его на голову.

ТУРНИРЫ: ПОЕДИНКИ ДО XVI ВЕКА

В средние века дуэли как таковые не практиковались. Если два всадника в полном вооружении встречались на дороге, это уже считалось неплохим поводом для поединка, например, в честь прекрасной дамы. Предлог мог быть любым, впрочем, не желающий драться имел право сослаться на обет, нездоровье или занятость. Такие «минитурниры » на большой дороге в первую очередь обеспечивали участникам полезную практику (а порой и добычу), но не приносили великой славы. Помимо того, они были сопряжены с риском случайно убить противника, вызвав законное негодование его сюзерена. Для того же, чтобы провести поединок по всем правилам — со зрителями, с призовым фондом и с готовым немедленно промыть и зашить раны цирюльником, — требовалось разрешение землевладельца, например, герцога или даже короля. Получить подобное разрешение не всегда было легко, поскольку часть расходов на организацию мероприятия ( турнира) казна должна была взять на себя. Но если уж разрешение на «подвиг во имя прекрасной дамы» было получено, устраивалось полноценное шоу — с полными ротозеев трибунами, музыкантами, громогласными герольдами и роскошными шатрами, в которых бойцы готовились к поединку. В турнирах принимали участие десятки рыцарей, схватки шли одна за другой: сначала бились пешими на копьях, мечах и топорах, потом шла конная «сшибка» на копьях и, наконец, конная рубка. Конкретные детали варьировались в зависимости от пожеланий участников. Доспехи каждый привозил с собой, оружие же обычно применялось казённое — для обеспечения равноправия. Но, если противник не возражал, рыцарь мог взять и собственный меч, лучше подогнанный по руке.

На поединках «за честь» бились острым оружием, но слишком опасные его виды не допускались. Например, клевцы

Каждый раунд продолжался либо до падения одного из бойцов, либо до нанесения условленного количества ударов (засчитывались удары как в щит, так и по доспехам). В случае поломки оружия поединок не прерывали, но зато немедленно останавливали, если повреждённым оказывалось чьё-то защитное снаряжение. Подсчёт нанесённых ударов вели секунданты.

На ордалиях дозволены были некоторые приёмы, строжайше запрещённые на турнирах. Например, таран конём или «заход в хвост»

Если обида была настоящей, рыцарь чаще всего искал справедливости не на ристалище, а в суде. Лишь в редких случаях, когда ни одна из сторон не могла доказать свою правоту, допускалась ордалия — бой насмерть. Получить разрешение на неё было значительно труднее, чем на проведение развлекательного турнира, поскольку терять хороших бойцов в мирное время сюзерен не хотел. Женщины и дети не допускались на подобные зрелища, а сам бой протекал значительно быстрее. Остановить его мог только сам герцог или король и только в тот момент, когда дуэлянты находились в равном положении.

Красочный средневековый гобелен свидетельствует, что турниры были настоящими шоу

Сражались конными или пешими, без каких-либо ограничений на использование приёмов. О замене пробитого защитного снаряжения, разумеется, не было речи. Новые клинки из заранее оговоренного запаса передавалось секундантами через барьер, до которого боец далеко не всегда мог добраться. Часто, сломав мечи, бойцы шли в рукопашную, применяя захваты и не скупясь на удары — как латными рукавицами, так и собственным шлемом, снятым с головы.

Мензура

В Германии до начала XX века широкое распространение имела студенческая дуэль — мензура. Бойцы надевали кожаные шлемы, оставляющие лицо открытым, и кожаные доспехи, защищающие грудь, шею и правую руку, после чего рубились саблями «до первой крови». Наиболее оригинальной чертой мензуры было то, что награду — шрам, свидетельствующий одновременно и о мужестве, и о высшем образовании, — получал не победитель, а побеждённый.

Более опасным (здесь смертельные случаи были нередки) считался поединок, именуемый «мокрой мензурой». Дуэлянты садились за стол и по очереди, осушив стакан вина, выкрикивали оскорбления. Поединок продолжался до тех пор, пока один из бойцов не повторялся, употребив уже использованное ранее ругательство. Опасность заключалась в том, что «мокрая мензура» нередко переходила в пьяную драку с применением любых подручных средств.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.