Оглавление
Характеристики
Для «Синей птицы» был выбран восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-130. Все комплектующие подбирались методом выборки из самых лучших заготовок. Многие детали были выпущены в единственном экземпляре. Коробка-автомат, которая использовалась ранее на ПЭУ, была заменена на упрощённую, механическую 5-ступенчатую коробку. Правое и левое колесо имело возможность вращения с разной скоростью, что было необходимо на труднопроходимой местности. Раздаточная коробка приводила винты, что обеспечивало лёгкое движение транспорта по воде. После винты заменили водомёты.
Три оси оснащались торсионной подвеской, тормозные механизмы стали дисковыми. Управляемые передние и задние колёса обеспечивают лучшую маневренность. Основу вездеходов «Синяя птица» составляет рама из алюминия, на которую крепится корпус из стеклопластика. На твердой поверхности поворот транспорта осуществляется с помощью колёс, а на водной – колёсами и водяными рулями.
В таблице представлены все основные технические характеристики
рабочий объём, cм³
Размеры вездехода способны поразить даже самого искушённого зрителя, ведь чего стоит длина данного транспорта – 9 220 мм. Высота «космической машины» составляет почти 3000 мм, а ширина вместе с поплавками 3 900 мм. Грузовой отсек в длину составляет 4900 мм, а клиренс – 590 мм. Используемые шины — 16.00-20 мод. И-159.
Если говорить о грузовых характеристиках, то они также поражают своим величием. Грузоподъёмность машины составляет 3 535 кг, а вес при полной загруженности – 11 810 кг. Снаряжённая масса – 8 650 кг.
По осям масса распределяется следующим образом:
- передняя ось – 3 850 кг;
- средняя ось – 3850 кг;
- задняя ось – 5 010 кг
Управление «Синей птицей» осуществляется без особых сложностей: машина с весом более девяти тонн с лёгкостью набирает скорость от 75 до 80 км/ч по прямой дороге, хорошо реагирует на педаль газа и тормоза, отлично слушается руля. Обзор осуществляется через передние и боковые стёкла, а также в зеркала.
В начале 90-х годов ранее засекреченное производство специальных вездеходов было преобразовано в ОАО «Вездеход ГВА». С тех пор наиболее интересными выпускаемыми машинами ОАО «Вездеход ГВА» являются аварийно-спасательные амфибии «Синяя птица». Они предлагались в грузовом и грузопассажирском исполнении ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 (6×6) с бензиновыми или дизельными двигателями. Первый прототип автомобиля построен в 1971 году. Выпускался с 1975 года, в ноябре 1991 года производствo свернули. Ремейк машины (полностью повторяющий концепцию ЗИЛа — колесная формула 6х6, амфибия с двумя водяными движителями, силовая установка между кабиной и грузовой/пассажирской платформой) — итальянская Iveco Magirus Marconi Duffy, созданная около 2007 года ,
Двигатель, л.с. — 136
185
Трансмиссия — 10-ступенчатая
Подвеска — независимая, торсионная
Тормоза — дисковые
Кузов — стеклопластик
Дополнительное снаряжение — радионавигационные приборы, средства спасения
- Полная масса, т — 9,6
11,8
- Скорость движения, км/ч:
- по шоссе — 75
80 на плаву — 8
9
- минимальная устойчивая — 0,9
- Габариты, мм:
- длина — 9250
- ширина — 2480
- высота — 2944
В начале 90-х годов ранее засекреченное производство специальных вездеходов было преобразовано в ОАО «Вездеход ГВА». С тех пор наиболее интересными выпускаемыми машинами ОАО «Вездеход ГВА» являются аварийно-спасательные амфибии «Синяя птица». Они предлагались в грузовом и грузопассажирском исполнении ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 (6×6) с бензиновыми или дизельными двигателями. Первый прототип автомобиля построен в 1971 году. Выпускался с 1975 года, в ноябре 1991 года производствo свернули. Ремейк машины (полностью повторяющий концепцию ЗИЛа — колесная формула 6х6, амфибия с двумя водяными движителями, силовая установка между кабиной и грузовой/пассажирской платформой) — итальянская Iveco Magirus Marconi Duffy, созданная около 2007 года ,
Двигатель, л.с. — 136
185
Трансмиссия — 10-ступенчатая
Подвеска — независимая, торсионная
Тормоза — дисковые
Кузов — стеклопластик
Дополнительное снаряжение — радионавигационные приборы, средства спасения
- Полная масса, т — 9,6
11,8
- Скорость движения, км/ч:
- по шоссе — 75
80 на плаву — 8
9
- минимальная устойчивая — 0,9
- Габариты, мм:
- длина — 9250
- ширина — 2480
- высота — 2944
Об истории модели
К началу разработки поисково-спасательного комплекса ЗИЛ-4906/49061 «Синяя птица» (1970) у коллектива Специального конструкторского бюро Завода имени Лихачёва уже был накоплен солидный опыт создания универсальных вездеходных автомобилей. ПЭУ-1, ПЭУ-2, ПЭУ-3, ЗИЛ-4909, ЗИЛ-49092, ЗИЛ-5901 – эти модели зарекомендовали себя как лучшие поисково-спасательные машины в мире.
На основе опыта их использования, было принято решение: поисково-спасательный комплекс должен состоять из двух отдельных автомобилей – грузового и пассажирского. Также решено было применить маленький шнекороторный вездеход для «крайних случаев», который мог бы перевозиться грузовым модулем (ЗИЛом-4906).
Комплекс «Синяя птица» стал последней разработкой, выполненной при жизни выдающегося автоконструктора ЗИЛовского СКБ Виталия Андреевича Грачёва.
Первый прототип данного автомобиля был построен на ЗИЛе в 1971 году. В серийном производстве «Синие птицы» находились с 1975-го по 1991-й гг. Официально поисково-спасательные комплексы «Синяя птица» поступили на службу в ПСС ВВС СССР в 1981 году годов, заменив собой семейство ПЭУ-1.
В состав данного комплекса вошли: грузовой автомобиль (с крановой установкой) ЗИЛ-4906; грузопассажирский ЗИЛ-49061 и «запасной» малогабаритный шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061, оборудованный двигателем от легкового автомобиля. В общей сложности, за годы выпуска было сделано 12 грузовых, 14 пассажирских и 5 шнекороторных машин.
Кроме работ по эвакуации космонавтов и спускаемых аппаратов, «Синие птицы» привлекались к спасательным операциям в местах крушения авиационной техники и при других чрезвычайных ситуациях.
Уже в процессе эксплуатации серийной техники, в 1983 году, исходный проект ЗИЛ-4906/49061 подвергся модернизации, с заменой части оборудования. В частности, был создан новый транспортёр ЗИЛ-49062 – с усиленной рамой и доработанной рулевой системой. Улучшили систему охлаждения двигателя, разработали новый гребной винт. Одна из машин получила, в порядке эксперимента, новый двигатель ЗИЛ-550 с турбонаддувом.
На ней же установили подъёмный кран-манипулятор с одной стрелой, который по своим характеристикам не уступал серийному. Опорно-поворотное устройство этого крана разместили в корме корпуса. В 1985 году машина ЗИЛ-49061 получила более современную навигационную аппаратуру и системы связи. А пассажирскую кабину оборудовали более эффективным климатическим оборудованием. Данный вариант вездехода был назван ЗИЛ-49065.
После распада Советского Союза эти вездеходы не ушли на покой, а остались на службе в ВВС России. Одиннадцать «Синих птиц» (5 — ЗИЛ-4906 и 6 — ЗИЛ-49061) и сейчас в строю. Они поддерживаются в хорошем техническом состоянии и, как и прежде, в готовности вылететь на военно-транспортном самолёте к месту работы.
Один из серийных ЗИЛ-49061 стал экспонатом Государственного военно-технического музея и был выставлен в селе Ивановское Московской области. Он окрашен в «фирменные» цвета МЧС России – белый с трёхцветными полосами. Нет уже ни Завода имени Лихачёва, ни страны, а эти вездеходы продолжают оставаться на ходу. Что наглядно демонстрирует, какой внушительный запас прочности заложен в данные машины.
Замены данной технике в контексте специальных поисково-спасательных операций для эвакуации космонавтов и спускаемых аппаратов разработано не было и по сей день.
Медкабинет с низким потолком
По документам ЗИЛ-49061 как раз автобус. Пассажирский отсек вмещает до шести человек, совмещая рабочие посты трех врачей и «больничную палату» на троих. Напомним, ровно столько мест в космическом спускаемом аппарате. Кузов рассчитан на погрузку носилок через люки в корме или со стороны силового отделения (на случай, если «Синяя птица» подбирает людей на плаву). И в лежачем положении ехать в салоне, пожалуй, комфортнее. Машина идет плавно, но раскачивает в этом модуле сильнее. Если сидишь, головой то о крышу стукнешься, то подвесные капельницы заденешь. Увы, низкий потолок стал следствием требований транспортной авиации.
Прочитав анонс этого тест-драйва в инстаграме «Авто Mail.Ru», один из читателей сравнил пассажирский отсек ЗИЛ-49061 с плацкартом. Сходство есть, только не забываем, что этот «вагон» ходит не по рельсам, а ползает по непроходимой тайге или безлюдной степи, где даже землянка сойдет за пятизвездочный отель. А на момент создания «Синей птицы» оснащение модуля считалось передовым: горноспасательные аппараты ГСА-8М, спасжилеты АСЖ-58, лодка, автономная «печка» вдобавок к основной, кондиционер, медицинское оборудование, мочеприемник, запас провианта, примус… Зиловское СКБ сделало все, чтобы история, как с Леоновым и Беляевым, не повторилась. Понятно, техника шагнула далеко вперед, космические корабли сажают с миллиметровой точностью, но «Синие птицы» списывать не спешат — мало ли что.
Поэтому с ЗИЛ-49061 прощаться не станем. Постараемся встретиться с ним, когда сойдет лед, и можно будет спустить амфибию на воду. Если уж не взлетим на «Синей птице», так хоть поплаваем.
Стая из трёх синих птиц
Поисково-эвакуационный комплекс ПЭК-490 для наземных космических спасательных служб ВВС СССР – одна из последних разработок СКБ специальных автомобилей ЗИЛа. Работа над ним началась в 1972 году. В окончательном виде поисково-спасательный комплекс «Синяя птица» поступил на снабжение наземных космических поисково-спасательных служб ВВС СССР лишь в 1980 году.
В комплекс «Синяя птица» входят три транспортных средства, кратко наречённые своими создателями «шнек», «кран» и «салон». Для преодоления топких болот, снежной целины и лесных завалов, по замыслу конструкторов, должен быть использован шнекоход ЗИЛ-2906. Радиус его автономного действия – до 100 км. В транспортном положении шнекоход перевозится на трёхосном ЗИЛ-4906 (см. врез) с бортовой платформой и КМУ, по прозвищу «кран». Эта машина должна в определённой ситуации перевозить и спускаемый аппарат. И третий автомобиль – предмет нашего теста ЗИЛ-49061 с пассажирским салоном, который, при необходимости, мгновенно становится пунктом медицинской помощи.
Ранее этот «салон» 1985 года выпуска трудился на Байконуре, затем, лишившись части засекреченного спецоборудования, из которого кое-что ВКС и Роскосмос используют и поныне, очутился в частной коллекции.
Всего с момента принятия на вооружение транспортных средств второго поколения проекта ПЭУ, к которому и относится наша сегодняшняя машина, с 1975-го по 1991-й годы, по разным данным, было построено чуть более трёх десятков: 14 – «салоны» ЗИЛ-49061, 12 грузовых ЗИЛ-4906, 20 (по другим данным – 5) «шнеков» ЗИЛ-29061 (ПЭМ-1М) с двумя моторами ВАЗ-2103.
Техническая характеристика ЗИЛ-49061 «Синяя птица»
Колёсная формула | 6х6 |
Полная масса, кг | 12 500 |
Снаряжённая масса, кг | 9000 |
Число мест в кабине | 4 |
Число мест в салоне | 4 + 3 на носилках |
Двигатель:
|
ЗИЛ-508, V-8, карбюраторный 5969 150 при 3200 мин-1 401,8 при при 1800–2100 мин-1 |
Коробка передач: | ЗИЛ-131, механическая 2 х 5/ 1 |
Подвеска | Рычажно-торсионная |
Рабочая тормозная система | Гидравлическая |
Вместимость топливных баков, л | 2 х 250 |
Максимальная скорость на суше, км/ч | 80 |
Максимальная/ устойчивая скорость на плаву, км/ч (узлов) | 8 (4,3)/ 1,5 (0,8) |
Расход топлива контрольный, л/100 км | 50 |
Шины | И-159, 16.00-20” |
Авиатранспортабельность | Ми-26, Ан-12, Ил-76 |
Часть 1 Часть 2
Конструкция автомобиля
Одновременно развивалась тема вездехода на колёсах, как универсального средства передвижения.
Проект ЗИЛ-49061 было принято решение покрасить в ярко-синий цвет – так их можно было с лёгкостью заметить на снегу в поле.
Вездеходам ЗИЛ-49061 «Синяя птица» необходимо было иметь многообразную структуру: они должны были стать не только проходящими везде машинами, но еще и плавающими, одновременно вместительными и лёгкими. Большие колёса были оснащены системой централизованной подкачки, способствующей положительной плавучести. Так как машину приходилось постоянно перевозить воздушным способом, габариты должны были позволять транспортному средству помещаться отсеки самолетов Ил-76 и Ан-12. Именно поэтому верхнюю часть грузовика решено было сделать съёмной.
Оснащение корпуса комплекса ЗИЛ-49061 многое позаимствовало от предыдущих «космических вездеходов» СССР. В передней части машины находился отсек для экипажа и приборный отсек, который был изготовлен из стеклопластика. За ним располагалось силовое отделение. Почти целый корпус (середина и кормовая часть) был отведён под оборудование машины.
В кабине было четыре пассажирских места, а также три пары носилок, потому что экипажи космических кораблей состояли из трёх человек. Внутри кабины было необходимое медицинское оборудование, запасы продовольствия, а также климатические установки. Всё это могло обеспечить самостоятельное пребывание людей в течение пары тройки суток. Для удобной транспортировки внутрь кабины в крыше были установлены два люка.
Сидение водителя было оснащено системой регулирования роста, имело полужёсткую анатомическую конструкцию. Сидение для космонавтов имело возможность откидывания вперёд. Внутренняя часть спинки кресла удобно трансформировалась в раскладной столик. Сзади был салон, рассчитанный на трёх пассажиров и трёх медицинских работников. Для связи с кормой в салоне для пассажиров было установлено радиопереговорное устройство (РПУ). ЗИЛ-49061 оснащён средствами связи, которые по своим функциям были ничем не хуже авиационных средств навигации, а с конца 80-х годов вездеходы модернизировались.
С этим читают
Двигатель
Как грузовой ЗИЛ-4906, так и грузопассажирский ЗИЛ-49061, оснащён базовым двигателем ЗИЛ-130. Не совсем серийным, конечно: он немного отличается по конструкции от двигателя обыкновенного массового грузовика, из-за его амфибийных характеристик.
Собирали двигатели для «Синих птиц» не на конвейере. Некоторые детали для данных моторов изготавливали поштучно и вручную. В процессе сборки конвейерных моторов картер сцепления и блок цилиндров обрабатывают отдельно, а для моторов этой спецтехники была добавлена ещё одна операция – совместная обработка картера сцепления и блока, с одновременной проверкой их на соосность. И ещё – сам «колокол» тут не от ЗИЛ-130, а от ЗИЛ-137.
Ещё одно отличие состоит в приводе спидометра. Здесь имеется выход для датчика тахометра, которого нет на ЗИЛ-130. Это всё то немногое, что отличает мотор «Синей птицы» от серийного силового агрегата.
В целом, это практически обычный восьмицилиндровый V-образный бензиновый двигатель ЗИЛ-130 максимальной мощностью 150 л.с. (110,3 кВт), при 3200 об/мин.
- Рабочий объём – 6 литров (5969 см куб).
- Диаметр цилиндра – 100 мм; ход поршня – 95 мм.
- Количество клапанов – 16 (по 2 на каждый цилиндр).
- Степень сжатия – 6,5…6,7.
- Газораспределительный механизм – OHV
- Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8.
- Максимальный крутящий момент – 401,8 Н•м, при 1800…2000 об/мин.
- Сухая масса двигателя – 440 килограммов.
- Ёмкость системы охлаждения – 28 литров.
- Ёмкость топливных баков – 2 по 250 литров.
Двигатель «Синей птицы» размещён за водительской кабиной. Доступ к нему организован очень удобный.
На шасси ЗИЛ-5301
Ранний опытный зиловский образец с оригинальной облицовкой радиатора, накладными расширительными арками проёмов над колёсами передней оси, блок-фарами в бампере, низкой надстройкой, с распашными «буфетными» дверьми отсеков в выставках не участвовал. Использовали в качестве машины сопровождения при поездках в Бронницы на испытания. Оригинальная облицовка радиатора появилась в 2004 г. с началом серийного производства пожарных машин экологического класса Euro 2. Дополнительный радиатор системы наддува не помещался в старой облицовке. Предложение конструкторов в УКЭР не поддержали, а решили проблему удалением на внутренней стороне облицовки усилителей.
Современная пресса о «Синих птицах»
В ноябре 2019 года в российских СМИ прошла информация о том, что в 2020 году остающиеся на службе автомобили ЗИЛ-4906/ ЗИЛ-49061 пройдут модернизацию. В поисково-спасательной и парашютно-десантной службе 14-й армии ВВС и ПВО, базирующейся в Сибири, пояснили, что в процессе модернизации будет в очередной раз частично обновлено оборудование радиосвязи и навигации, а также системы кондиционирования и отопления. Будет проведена проверка и, при необходимости, ремонт корпусов машин. Вот и всё: сами автомобили как-либо переделывать не будут.
Трансмиссия
От автоматической коробки переключения передач, которая применялась на экспериментальных спасательных вездеходах ЗИЛ предыдущих поколений, несмотря на её прогрессивность, решили всё же отказаться, в пользу более привычной и простой в обслуживании пятиступенчатой МКПП.
Поэтому не только двигатель, но и коробка передач тут стоит практически такая же, как и у обыкновенного народного грузовика ЗИЛ-130. Отличия состоят в удлинённом вале под двухдисковое сцепление (как у автопоезда ЗИЛ-137).
Однако всё, что идёт после коробки передач, здесь уникальное, выполненное специально для поисково-спасательных машин. Тут имеется бортовой блокированный привод всех колёс. Таким образом, все три колеса одного борта всегда вращаются вместе, приводимые в движение карданами.
Соответственно, блокировка в данном случае может быть только одна – блокировка межбортового дифференциала. Единственный планетарный дифференциал в раздаточной коробке используется для блокировки, обеспечивающей одинаковую скорость вращения всех шести колёс при работе в сложных дорожных условиях. Разумеется, присутствуют у ЗИЛ-49061 и колёсные редукторы.
С коробки переключения передач крутящий момент поступает на раздаточную коробку, при помощи которой реализуется так называемое бортовое распределение мощности. Межбортовой дифференциал раздаточной коробки распределяет крутящий момент на колёса правого и левого бортов. При помощи системы карданных валов и бортовых передач обеспечивается привод всех шести колёс машины. Также от раздаточной коробки отходят специальные валы для кормовых гребных винтов.
Общие сведения
Многофункциональный вездеход ЗИЛ-49061 представляет собой одну из последних разработок, проведенных СКБ завода под руководством В. Грачева. Машина стала результатом многолетних исследование и испытаний. Основное предназначение транспортного средства — спасение экипажей космических кораблей и проведение поисковых операций в сложных климатических условиях.
Аварийно-спасательную амфибию создавали не на пустом месте. За плечами конструкторов было существенное накопление опыта по разработке и эксплуатации аналогов типа ПЭУ и ЗИЛ-4909/49092, а также плавающих моделей под индексом 135. С учетом всех негативных и позитивных результатов, разработчики приняли основной вариант, который начали выпускать мелкими сериями. Главным конструктором выступил Ю. Балашов, ведущим испытателем — В. Воронин.
Из истории разработки
Инженерно-конструкторские изыскания в области создания
технического квартета с повышенной проходимостью начались ещё в 1969 году.
Буквально за три года «Синяя птица» в меньшем составе воплотилась из чертежей в
металл.
Позднее отдельные товарищи успели пережить и вторичное
перерождение. Тогда-то и появился третий вездеход на колёсах, в котором вместо
ложемента под СА и крановой установки, установили кузов-салон для пассажиров.
Фото: Cardesign.ru
Кстати, снегоболотоход ЗИЛ-29061, именуемый согласно паспорту, шнекоход ПЭМ-3 планомерно выпускали с 1980 по 1991 год.
Он стал детищем главного конструктора В. А. Грачева, который инициировал замену колёсного и гусеничного движителя на роторно-шнековую систему: алюминиевый стержень с навитым на него спиральным ребром, внешне напоминающим винт мясорубки.
К сожалению, модифицированная «пэмка» самостоятельно
не могла курсировать по асфальту, но зато проходимость машины была почти
идеальной в труднодоступных районах.
Кабина
Поскольку за основу для данного грузовика был взят автомобиль ЗИЛ-4331, заменивший знаменитый ЗИЛ-130, трехосная модель имеет довольно много общего со своим предшественником.
В первую очередь следует отметить внешний вид кабины, а также и ее варианты исполнения. В зависимости от модификации грузовик может быть укомплектован либо однорядной, либо двухрядной кабиной.
Стандартная кабина представляет собой двухдверную трехместную цельнометаллическую кабину. Водительское сидение отдельное подрессоренное, имеющее регулировку жесткости. Помимо этого оно обладает несколькими регулировками положения, среди которых угол наклона спинки, наклон подушки, а также продольное расположение. Для пассажиров установлен двухместный диван, жестко зафиксированный к полу кабины.
Грузовик оснащался предпусковым подогревателем, позволяющим обогревать кабину даже при неработающем двигателе. Вместе с этим устанавливалось и электрофакельное устройство. В пассажирском отсеке модификаций с двухрядной кабиной устанавливался отдельный отопитель и небольшая плита, предназначенная для подогрева пищи.
Необходимо отметить, что во всех модификациях передний бампер снабжался лебедкой, приводимой в действие посредством карданного вала от коробки отбора мощности.
По матрёшкам!
Приготовления не заняли много времени. Пять минут, и мы уже разбились на две команды: первая в Амфибии, вторая – в просто амфибии, возрастом и росточком поменьше.
На выезде со двора Амфибия в разворотах поиграла колёсами словно мускулами и мягко вдавила в грунт бревно, не вовремя попавшееся под плечо ската. Привыкая к своим габаритам машина готова была примять к грядкам заборы окрестных дач. Успевай только сдерживать удаль!
Короткий осторожный проезд по переулку меж стальных заборов, где звонкое эхо возвращает в кабину рёв мотора, и вот она – свобода! Утробный гул сменился на привычный зиловский зудёж. Резкий поворот на асфальт, затем резвый манёвр на шоссе и Амфибия напористо разошлась до 80 км/ч! Где там нас заждались космонавты?
Кабина и кузов
Пассажирская модификация «ЗИЛ-49061» вмещала 4 человек в кабине, имела 4 сиденья и 3 пары носилок в салоне, ведь именно 3 человека было в экипажах кораблей «Восток» и «Союз». Отсек был оснащен медицинским оборудованием, отсеками для провианта, модернизированной климатической установкой и мог обеспечить полностью автономное пребывание людей в течение 3 суток.
Рабочие места водителя и трех членов экипажа располагались во встроенной в корпус рубке (кабине) экипажа, в которой также находились контрольно-измерительные приборы, радиокомпас и навигационная аппаратура. Сверху рубка закрывалась съемным колпаком. Для посадки и высадки экипажа в крыше колпака были предусмотрены два люка с крышками. Ветровые стекла колпака оснащались трехщеточным пневматическим стеклоочистителем и электрическим омывателем стекол с ручным включением.
Сиденье водителя — полужесткого типа, анатомического профиля, регулировалось по росту водителя и углу наклона спинки. Для облегчения посадки и высадки экипажа через люки колпака кабины спинку сиденья водителя и правую спинку сиденья экипажа выполнили откидными. Сиденье членов экипажа могло откидываться вперед. Двухместная спинка также откидывалась вперед, открывая доступ в багажник.
Внутренняя полость спинки в откинутом положении могла служить в качестве стола. Рабочие места водителя и членов экипажа были оборудованы ремнями безопасности «Норма». В пассажирском варианте в задней части водоизмещающего корпуса был встроен салон, предназначенный для размещения и обслуживания трех пассажиров и трех врачей.
Для сообщения с рубкой в пассажирском салоне имелось радиопереговорное устройство (РПУ). Пол кабины был покрыт шерстяным или резиновым ковром. Посадка в салон производилась через дверь в задней стенке. На плаву для входа в пассажирский салон использовался передний люк-лаз. Для погрузки носилок в задней стенке салона выполнили специальный люк-лаз.
Остекление салона состояло из десяти глухих безопасных закаленных стекол. В темное время суток салон освещался двенадцатью плафонами. В пассажирском салоне, кроме зависимой системы отопления, состоящей из двух воздушно-жидкостных отопителей, использующих тепло системы охлаждения двигателя, был установлен независимый воздушный отопитель и кондиционер.
Техническое задание предписывало возможность переброски машин на самолетах Ил-76 и Ан-12 и вертолетах Ми-6 и Ми-26. В угоду этому конструкторы не только «вписали» вездеход в максимально компактные габариты (9250х2480х2537 мм), но и сделали съемным остекленный колпак кабины. А вот задний свес по сравнению с прототипом вырос — это позволило увеличить пассажирский отсек у ЗИЛ-49061 и нормально разместить двухбалочную стрелу манипулятора на грузовой площадке ЗИЛ-4906.
«Синяя птица»
Отличился ЗиЛ и выпуском весьма необычной спецтехники, а именно — разработкой и производством знаменитого поисково-спасательного комплекса «Синяя птица», используемого при поиске приземлившихся космических аппаратов. Это именно комплекс, так как в состав «Синей птицы» входят три уникальных вездехода: ЗиЛ-4906, 49061 и 29061.
Последний является шнекороторным вездеходом, который отыщет космонавтов где угодно, в любой местности: там, где не пройдут его старшие собратья, которые не только отличаются выдающейся проходимостью, но и умеют плавать.
Шнекороторному вездеходу по силам передвигаться по рекам, озерам и болотам за счет полых шнекороторов и по любому бездорожью, однако по твердой поверхности он передвигаться не может, поэтому перевозится в кузове ЗиЛ-49061.
В мире ничего подобного комплексу «Синяя птица» нет, и, несмотря на то, что комплекс начал эксплуатироваться в восьмидесятых годах прошлого века, заменить его пока нечем. Да и незачем, так как уникальные возможности позволят ему находиться в строю и через двадцать лет. Перед разработчиками «Синей птицы» остается только снять шляпу — они создали настоящий поисково-спасательный шедевр.
Подвеска и ходовая часть
Автомобили ЗИЛ-4906/49061 характеризуются трёхосной ходовой частью с полным приводом на все оси и колёсами большого диаметра. Колёса всех трех осей, в отличие от экспериментальных моделей оснастили независимой торсионной подвеской.
Колёса первой и третьей осей – управляемые, контруемые при помощи гидравлического усилителя. Для оптимизации маневренности рулевая система поворачивала задние колёса с небольшим опозданием, относительно колёс первой оси.
Колёса с шинами большого диаметра были связаны с централизованной системой регулировки давления. Все колёса снабжены дисковыми тормозами, размещёнными внутри корпуса машины. Для передвижения по воде вездеход оборудован парой гребных винтов, которые помещены под кормой корпуса. Позади каждого из винтов размещается собственный подвижный руль, который обеспечивает маневрирование. Они тоже контролировались с рабочего места водителя.
ЗиС-155
После войны практически всем советским городам требовалось кардинальное обновление автобусного парка, и уже к 1949 году на ЗиСе был разработан и запущен в серию самый массовый автобус пятидесятых годов — ЗиС-155. Скорости его создания, как и в случае с БТР-152, опять способствовала широкая унификация с грузовиком.
На этот раз с двухосным ЗиС-150, разумеется, с внесением ряда изменений, дабы 50 пассажиров чувствовали себя более менее комфортно. Планировалось, что ЗиС-155 станет переходной моделью и долго на конвейере не задержится, однако он выпускался до 1957 года, а в эксплуатации в некоторых городах находился до начала семидесятых годов.
Несмотря на слабый 90-сильный двигатель, салон с высокими ступеньками и ряд других недочетов, автобус продолжал исправно служить десятилетиями. А самое главное — позволил насытить автобусные парки достаточно современной для своих лет машиной.
Всего было выпущено около 22 тысяч ЗиС-155, многие их которых отправились работать в страны народной демократии. В 1956 году вместе со всей остальной продукцией ЗиСа автобус пережил ребрендинг и стал называться ЗиЛ-155.
ЗИЛ-49061 «Синяя птица»
Масштабная модель ЗИЛ-49061 «Синяя птица» от DIP-models
Максим Шелепенков, фотографии Михаила Тормакова Появление в 43-м масштабе ЗИЛ-49061, прозванного «Синей птицей» из-за синей окраски и своего назначения вовремя приходить на помощь людям, – явление уникальное. Мало кто из производителей берётся за копирование столь сложной специальной техники, да ещё таких впечатляющих размеров.
Уникальность, незаурядная проходимость «Синей птицы» и её внешняя эффектность впечатлили руководство DiP Models, и оно решило создать модель этого автомобиля. С самого начала ставилась задача сделать модель как можно более точной, в полном соответствии масштабу. Причём уровень деталировки предполагался просто фантастический, так как модель должна была копировать ЗИЛ-49061 не только внешне, но внутренне, с полной проработкой интерьеров кабины и салона. Но для этого требовалась достоверная информация о самой машине.
Пришлось за информацией обращаться непосредственно к разработчику, в Отдел главного конструктора по спецтехнике ЗИЛа (ОГК СТ АМО ЗИЛ, бывший СКБ ЗИЛ) и в поисково-спасательную службу Военно-воздушных сил Министерства обороны, где эти машины эксплуатируются. Тут выяснилось, что все изготовленные машины (в 1975–1991 гг. собрано всего 14 штук) имеют массу отличий между собой. В результате, для модели был выбран единственный прототип: «Синяя птица» с красивым бортовым номером «100», которая в настоящее время несёт службу в поисково-спасательном отряде. Модель полностью повторяет её по состоянию на весну 2011 года, вплоть до незначительных мелочей.
Это касается не только окраски и комплектации модели, но даже размещения количества и порядка наклеек на борту в честь спасательных экспедиций, в которых пришлось участвовать «сотке». Очень аккуратно воспроизведены на модели все поручни и антенны, которых даже с излишком – машина оборудована различными системами радиосвязи, навигационной и пеленгационной аппаратурой.
Отдельных слов похвалы заслуживают вентиляционные решетки двигателя, выполненные методом фототравления. Через них при желании можно разглядеть макет силовой установки машины. Не останутся без внимания коллекционеров такие заметные детали на модели, как гребные винты (как и положено, правый от левого отличается направлением лопастей), швартовые кольца, даже огнетушитель и лопата!
Всех нюансов модели в одной небольшой статье не перечислишь, да этого и не стоит делать. «Синюю птицу» надо разглядывать «вживую», чтобы понять, что это маленькое произведение модельного искусства. Правда, и стоимость у этой модели соответствующая – в районе 5000 рублей.
Компания DiP Models уже пообещала, что вслед за ЗИЛ-49061 появится и грузовой вариант «Синей птицы» – ЗИЛ-4906 с макетом спускаемого космического аппарата. А дополнит спасательный комплекс шнекоход ЗИЛ-29061. В более отдалённых планах DiP Models и другие уникальные машины В.А. Грачёва, созданные в СКБ ЗИЛ.
Источник https://www.gruzovikpress.ru/
Практика эксплуатации
В процессе эксплуатации машины превзошли все ожидания. Они демонстрировали потрясающие технические характеристики даже в суровом климате, превосходя по многим показателям гусеничную технику. Поэтому было принято решение о запуске модели в серийное производство, а также озвучены планы о готовности выпускать в год не менее 2 тыс. экземпляров.
Грузовики сходили с конвейера Правдинского завода радиорелейной аппаратуры, потому что производственные мощности ЗИЛ были перегружены. Для реализации планов весной 1992 года даже создали Акционерное Общество «Вездеход ГВА», которое должно было отвечать за разработку новых модификаций модели, а также за их согласование с заказчиками, за поставку на завод-изготовитель конструкторской документации и продажу готовых машин клиентам.
Далеко идущим планам не суждено было воплотиться в реальность. За всю историю ЗИЛ-4972 удалось собрать не более 40 машин, которые использовались аварийно-спасательными службами на бездорожье. Позже им на смену пришли «Уралы» и «КамАЗы», которые были хоть и не такими проходимыми, но полностью соответствовали заявленным требованиям.
Сейчас редкие экземпляры внедорожных грузовиков ЗИЛ можно увидеть разве что в частных коллекциях, хотя они все еще находятся на балансе целого ряда российских ведомств. Купить ЗИЛ-4972 сегодня не представляется возможным.

Эта тема закрыта для публикации ответов.