Оглавление
- Основные параметры при эксплуатации
- Салон
- ЗИЛ-41047
- Технические характеристики бортового ЗИЛ-433430,ЗИЛ-433420*
- ЗиС-101
- Первый прототип
- БТР-152
- Салон
- Модификации ЗиЛа-130
- Обзор ЗИЛовских машин
- Технические характеристики
- Как рождалась легенда
- «Машина Сталина»
- Технические характеристики военного грузовика
- Технические характеристики
- Кабина
- Достоинства и недостатки
- Кабина Зил 131
- Примечания[ | ]
- Урал-4320
Основные параметры при эксплуатации
ЗИЛ-554-ММЗ считается сельскохозяйственным самосвалом. Используется он для перевозки зерна, удобрений и других видов продукции. Повысить количество перевозимых грузов помогут надставные борта, которые идут в комплектации. Для защиты груза используется брезентовый тент.
Перевозят с помощью данного авто и строительные материалы. Но при этом следует учитывать, что их вес при одинаковом объеме будет больше, чем у сельскохозяйственной продукции.
Особенность автомобиля – возможность открывания бортов с трех сторон. Для открывания борта, расположенного сзади кузова, имеются шарниры (верхние и нижние). В случае надобности его можно закрепить в горизонтальном положении с помощью цепей. Он также полностью снимается. Боковые борта открываются, передний закреплен жестко.
Самосвал может разгружаться назад и по обе стороны. Для этого установлен гидравлический механизм с телескопической трубой.
Грузовые автомобили ЗИЛ-554-ММЗ — неплохой вариант, качество и надежность которого проверены не одним поколением пользователей.
Салон
У ЗИЛ кабина – это трехместный салон, который располагается сразу за двигателем. Сиденье можно отрегулировать по высоте, по длине, а также по наклону спинки. Среди присутствующих основных опций салона можно выделить:
- Стеклоочиститель;
- Отопитель;
- Специальное устройство для промывки стекол;
- Крыша салона оснащена двумя вентиляционными люками.
Кабина выполнена из цельного металла, а сиденья выполнены из мягких материалов. Все в ней продумано до мелочей, что делает салон максимально комфортным для водителей и для пассажиров. Здесь эргономично расположены основные приборы и механика управления.
Транспортное средство оснащено гидравлическим усилителем руля, благодаря чему значительно увеличилась общая простота управления автомобилем и его безопасность. При случайном разрыве переднего колеса, грузовику легко будет удержаться на дорожном участке.
ЗИЛ-41047
Завод выпускал новые правительственные лимузины практически для каждого нового генсека Политбюро. Последним и самым совершенным автомобилем «старой школы» для первых лиц государства стал выпущенный в 1985 году специально для Михаила Горбачева ЗИЛ-41047. Конструктивно это был уже далеко не самый свежий автомобиль с рамным кузовом, зависимой задней рессорной подвеской и огромным прожорливым V8, ведущим свою родословную от двигателя грузовика. Тем не менее, этот «корабль» выглядел просто роскошно, был защищен от любого оружия вплоть до противотанковой мины и буквально «плыл» над дорогой. Под капотом стоял 7,6 литровый мотор, выдававший 315 «лошадок», передававшихся на задние колеса через тоже не самый быстрый 3-ступенчатый «автомат». Тем не менее, этот 3,5-тонный лимузин длиной около 6,3 метра мог выжать на шоссе до 190 км/ч и ускоряться с места до сотни за 12 секунд. Отдельно стоит сказать про исключительное качество сборки, при котором даже детали кузова формовались и подгонялись вручную. Зазоры каждого автомобиля были уникальны, а для их выравнивания использовали наплавку олова. Это значило, что крыло с одного лимузина с вероятностью в 90% не подходило на аналогичный другой автомобиль.
Технические характеристики бортового ЗИЛ-433430,ЗИЛ-433420*
Колесная формула | 6х6 | |
Масса перевозимого груза, кг | 3750 | |
Масса снаряженного автомобиля, кг | 7120 | |
Распределение нагрузки на дорогу от снаряженной массы через шины, Н (кгс) | передних колес | 37400 (3740) |
задней тележки | 33800 (3380) | |
Допустимая полная масса автомобиля, кг | 11170 | |
Распределение нагрузки на дорогу от полной массы через шины, Н (кгс) | передних колес | 40400 (4040) |
задней тележки | 71300 (7130) | |
Допустимая полная масса буксируемого прицепа, кг | 4200 | |
Полная масса автопоезда, кг | 15370 | |
Внутренние размеры платформы, мм | длина | 3600 |
ширина | 2322 | |
высота бортов | 346 | |
Радиус поворота, м | 10,2 | |
Максимальная скорость, км/ч | 85 | |
Контрольный расход топлива при V=60 км/ч,л/100 км | 24 | |
Вместимость топливных баков, л | 2 x 170 |
* ЗИЛ 433420 — модификация для министерства обороны.
ЗиС-101
Прошло всего 14 лет после окончания Гражданской войны, а из ворот завода имени Сталина выехал автомобиль высшего класса — ЗиС-101. Таким образом СССР вступил в закрытый клуб держав, выпускающих машины подобного уровня.
В этот раз также не обошлось без американской помощи: кузовное ателье Budd спроектировало кузов и изготовило штампы, а техническую часть советские инженеры подсмотрели частично у Buick, частично у Packard. Разумеется, о тотальном копировании речь не шла, и машина получила ряд самобытных технических решений: например, усиленную раму и ходовую часть.
ЗиС-101 поступал даже в таксомоторные парки (такое могло быть только в СССР), демонстрируя заботу партии о трудящихся. Этот автомобиль позволил советским инженерам обзавестись необходимыми компетенциями для последующей работы над более сложными и современными автомобилями: впервые в СССР был освоен выпуск восьмицилиндрового мотора, впервые был изготовлен бронированный кузов и впервые был выпущен спорткар ЗиС-101А «Спорт».
Первый прототип
Первая опытная версия автомобиля ЗиЛ-130 была готова к 1956 г. Грузовик представлял собой значительно модернизированный ЗиС-125. Значительно отличалась внешность, а также отсутствовала большая часть недостатков и недоработок прошлых моделей. И можно смело говорить, что это был уже настоящий прототип грузовика ЗиЛ-130, который чуть позже станет настоящей легендой советского грузового автопрома застойных времен. В 1959 году уже закончились испытания первого опытного прототипа. Все остались довольны результатами, а затем решено было, что нужно поскорей начать производить эти машины.
Существовало предположение, что Московский автозавод возьмет производство на себя в период с 1961 по 1962 г. Но этого не случилось. 1961 г. значится для предприятия, как год реконструкций, которые заняли около трех лет. Партию из нескольких десятков автомобилей выпустили с 1962 по 1963 г. Это позволило отработать процессы изготовления и сборки и сформировать окончательный стиль этого автомобиля. В 1963 году автомобиль удостоился золотой медали на выставке-ярмарке в Лейпциге. Инженеры были награждены памятными дипломами и премиями.
Выпуск этих грузовиков на промышленном уровне начался лишь в конце 1964 года. Это случилось после того, как мероприятия по реконструкции на заводе подошли к концу. Этот же год стал и рождением настоящей легенды, и последним для автомобиля ЗиЛ-164А. Затем 130-я модель очень долго производилась по программе на заводе им. Лихачева. Первые автомобили получили автопарки Москвы, Тулы, Ярославля, Душанбе и многих других городов и стран.
БТР-152
Опыт Второй мировой войны показал, что без бронетранспортеров ни одна армия мира не может считаться современной. Сразу же после окончания войны инженеры ЗиСа взялись за разработку бронетранспортера БТР-152.
Так как в основе конструкции лежала агрегатная база трехосного полноприводного грузовика ЗиС-151, то уже в 1950 году бронетранспортер БТР-152 поступил на вооружение Советской Армии. Эта машина стала активным участником едва ли не всех послевоенных конфликтов, да и сейчас она воюет в некоторых горячих точках.
И это несмотря на ряд врожденных недостатков, вызванных использованием автомобиля-донора ЗиС-151. 110-сильный бензиновый двигатель явно был слабоват для 9-тонной машины, особенно когда она перевозила 19 человек десанта с полным вооружением, а открытое десантное отделение не позволяло использовать БТР-152 на поле боя.
Однако машина широко экспортировалась, а в Китае выпускалась по лицензии. Стоит отметить, что хотя производство БТР-152 прекратилось в 1962 году, официально с вооружения Российской армии эти машины были сняты только в 1993 году. Но в почти двадцати странах они остаются в строю до сих пор.
Салон
1 – рычаг стояночного тормоза; 2 – ручка управления жалюзи радиатора; 3 – рычаг переключения передач; 4 – переключатель указателей поворота; 5 – форсунка обмыва ветрового стекла; 6 – щиток приборов; 7 – педаль обмыва ветрового стекла; 8 – педаль сцепления; 9 – ножной переключатель света фар; 10 – педаль тормоза; 11 – педаль управления дроссельной заслонкой.
Рулевой механизм ЗИЛа-130 представлял собой винт со специальной гайкой шарообразной формы плюс поршень-рейку. Гидроусилитель был встроенным. Трехместная кабина располагается сразу за двигателем. Сиденье при этом регулируется по длине, по высоте и наклону спинки. Из основных опций в кабине присутствовал отопитель, стеклоочиститель с двумя щетками, устройство для обмыва стекла. Для 60-х годов эргономика кабины на высшем уровне. Приборная панель и функциональные приборы расположены очень удобно в отношении водителя. В крыше кабины конструкторы предусмотрели два вентиляционных люка. Решетка радиатора стала запоминающимся элементом. Кабина выполнялась из цельного метала и рассчитывалась на три посадочных места. Инженерный состав потрудился на славу, ведь автомобиль был комфортабельным и сильно рознился от многих советских грузовых машин. Водители получали улучшенные условия для выполнения своего труда.
Сидеть внутри было намного удобнее, ведь изменения коснулись и ширину – она была увеличена на 1.2 метра, если сравнивать с моделью ЗиЛ-164. В просторной кабине были оптимально расположены приборы и органы управления. К тому же появились мягкие сидения – для водителя и для пассажиров (сдвоенное). Сидение шофера теперь могло регулироваться в горизонтальном и вертикальном направлениях. Еще можно было менять угол наклона спинки кресла и подушки. Именно на ЗиЛ-130 дебютировал гидравлический усилитель рулевого колеса. Благодаря этому повысилась не только простота управления грузовым автомобилем, а и его безопасность – если переднее колесо разрывалось, грузовик было легче удержать на дорожном участке.
Модификации ЗиЛа-130
Шасси этого грузовика использовалось в качестве базы для множества других машин, особенно для узкоспециализированной техники. На этой базе ездило множество автомобилей для пожарной охраны, коммунальных грузовиков и другой техники. ЗиЛ-130 до сих пор применяется в обороне. Особо популярными были самосвалы на этом шасси.
Этот автомобиль славится своей простотой и надежностью. Поэтому машину продавали в различные зарубежные страны. Сегодня можно видеть многочисленные фото: ЗиЛ-130 на Кубе и во многих других странах.
Хоть машина получилась достаточно удачной, все же в конце 70-х гг. было принято решение модернизировать автомобиль. В 80-х годах он стал нерентабельным, и конструкторам не оставалось ничего другого, как перевести машину на другой тип топлива. Дальше, двигатель стал работать на дизеле, но это так и осталось лишь на прототипах.
Обзор ЗИЛовских машин
ЗИЛовские самосвалы, борта и разнообразные «Бычки» находят себе применение в городском и сельском хозяйстве по всей России. Семейство «трехтонок» ЗИЛ-5301 «Бычок» является наиболее популярным. Автомобиль хорошо приспособлен к эксплуатации в городских условиях.
Экономичный дизель Д-245 Минского моторного завода мощностью 105 л. с. разгоняет автомобиль с полной нагрузкой до 95 км/ч. Низко расположенная относительно дорожного покрытия бортовая платформа, либо другой тип кузова, облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ. Просторная трехместная кабина оборудована эффективными системами отопления и вентиляции. АМО ЗИЛ на базе ЗИЛ-5301 создал целое семейство машин.
Помимо автомобилей, оснащенных бортовой платформой, самосвальной установкой, фургоном общего назначения и термокузовом, изготавливаются машины с двухрядной кабиной и кабиной со спальными местами, эвакуатор и пожарная цистерна, передвижная автолавка и рефрижератор, грузовики, оборудованные телескопическим подъемником и краном-манипулятором.
С 1998 года столичное предприятие приступило к серийному изготовлению панельного фургона ЗИЛ-5301 СС. В этой модели для проведения погрузочно-разгрузочных работ предусмотрены две задние распашные двери, которые могут открываться на 270°. Продолжается выпуск и традиционных для АМО ЗИЛ среднетоннажных автомобилей грузоподъемностью 6-8 т.
Машины представлены двумя основными семействами: ЗИЛ-433360, ЗИЛ-4331. Многочисленные модификации семейства ЗИЛ-4331 (4х2) нашли применение в коммунальном и муниципальном хозяйствах, в энергетике и строительстве, в противопожарной охране и аварийно-ремонтных службах.
Колесная база (от 3800 до 6000 мм) позволяет монтировать разнообразные надстройки. Автомобили семейства ЗИЛ-4331 комплектуются дизельными двигателями ЗИЛ-645 мощностью 185 л. с. и 9-ступенчатой коробкой передач. Помимо шасси с полезной нагрузкой 6, 95 т. и 6-тонного бортового автомобиля, выпускаются также самосвальные шасси с короткой колесной базой и седельные тягачи, способные работать в составе автопоездов полной массой до 23, 6 т.
В результате модернизации моделей ЗИЛ-4331 за счет установки усиленной подвески, рамы и нового заднего моста грузоподъемность одиночных машин удалось повысить до 8 т., а полную массу автопоездов до 25-26 т. в зависимости от вида прицепной техники. Бортовой ЗИЛ-534330 полной массой 14,5 т. 11-литровый дизель ЯМЗ-236А разгоняет до скорости 95 км/ч.
Двухосные машины семейства ЗИЛ-4333 ведут свою родословную от легендарного ЗИЛ-130. Отличия заключаются в том, что на хорошо проверенное за годы долгого производства и эксплуатации шасси «стотридцатки» монтируют кабины от ЗИЛ-4331. Грузоподъемность бортового грузовика составляет 6 т., полная масса автопоезда достигает 19 т.
Семейство автомобилей ЗИЛ-133 с повышенной грузоподъемностью также отличается разнообразием моделей. Наибольшее распространение получили 6-10 тонные самосвалы ЗИЛ-4508 и ЗИЛ-4520, бортовой автомобиль ЗИЛ-131Г40, а также седельный тягач ЗИЛ-13305А, предназначенный для работы в составе автопоезда полной массой 25-30 т.
Длиннобазные большегрузные шасси хорошо подходят для монтажа крупногабаритных установок, строительно-дорожного оборудования и устройств коммунального назначения.
Хорошую репутацию заслужил трехосный ЗИЛ-131 грузоподъемностью 3,5 т. Возможности машины расширяют 150-сильный бензиновый мотор ЗИЛ-508, а также дизели Д-245 (105 л.с.) и ЗИЛ-550 (132 л.с.). На шасси ЗИЛ-131 монтируется седельное устройство, вахтовый автобус, краново-бурильная установка, телескопический подъемник.
Наследниками полноприводного трехосного ЗИЛ-131 являются ЗИЛ-433420 (бортовой грузовик) и ЗИЛ-433422 (шасси под установку кузовов и специального оборудования). Машины оснащены 170-сильным дизелем ЗИЛ-6451. По бездорожью автомобили могут транспортировать 3,75-4,45 т. груза.
Технические характеристики
Двигатель
Гамма устанавливаемых силовых агрегатов состоит из трех основных вариантов, заимствованных у модели ЗИЛ-4331:
ЗИЛ-645. Является стандартным решением для грузовика ЗИЛ 4333. Это V-образная восьмицилиндровая силовая установка, работающая на дизельном топливе.
Характеристики ЗИЛ-645:
- Рабочий объем – 8.76 л;
- Максимальная мощность – 185 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 100 мм;
- Ход поршня – 115 мм;
- Степень сжатия в камере сгорания – 18.5;
- Наибольший крутящий момент – 510 Нм (при 1400-1600 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
ЗИЛ-508.10. Представляет собой восьмицилиндровую бензиновую силовую установку с V-образной компоновкой цилиндров. Такой двигатель имеет жидкостное охлаждение и карбюраторную топливную систему.
Характеристики ЗИЛ-508.10:
- Рабочий объем – 5.97 л;
- Максимальная мощность – 150 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 100 мм;
- Ход поршня – 95 мм;
- Степень сжатия в камере сгорания – 7.1;
- Наибольший крутящий момент – 402 Нм (при 1800-2000 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
ЗИЛ-508.300. Является восьмицилиндровым V-образным двигателем, работающем на бензине. По аналогии с предыдущим агрегатом ЗИЛ-508.300 обладает системой жидкостного охлаждения и карбюраторной топливной системой.
Характеристики ЗИЛ-508.300:
- Рабочий объем – 5.97 л;
- Максимальная мощность – 134 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 100 мм;
- Ход поршня – 95 мм;
- Степень сжатия в камере сгорания – 7.1;
- Наибольший крутящий момент – 377 Нм (при 1800-2000 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
ЗИЛ 4333 имеет средний расход в пределах от 30 до 35 литров топлива на 100 километров пробега.
Как рождалась легенда
Легенда советского автомобилестроения ЗиЛ-130 рождалась следующим образом. В 1953 г. инженерный и конструкторский состав завода начал трудиться над проектом кардинально нового грузовика, слишком современного даже для своего времени. Задача, которую ставили для этого автомобиля, — это скорейшая замена недоработанных моделей ЗиЛ-150 и -164. Руководство по проекту взял на себя начальник конструкторского бюро завода А. М. Кригер, а ведущим инженером проекта назначили Феста. Новый грузовик получил название ЗиС-125, а вскоре название сменили на ЗиЛ-130. Нужно сказать, что процесс создания машины проходил на двух предприятиях сразу. Это ЗиС и Днепропетровский автозавод. Но так как в скором времени профиль последнего завода поменялся и там стали выпускать ракетную технику, то весь проект остался в Москве на заводе им. Лихачева.
«Машина Сталина»
Элегантный лимузин ЗиС-101, выпускавший в 1936—1941 годах
для советской элиты, был практически точной копией американского автомобиля
Buick-32-90. В 1941 году пошла в серию рестайлинговая модель ЗиС-101А, отличавшаяся
оформлением передней части и двигателем с алюминиевыми поршнями и новым
карбюратором, форсированным с 90 до 116 лошадиных сил. Такой автомобиль
развивал и большую максимальную скорость, 125 км/ч.
Иосиф Сталин вплоть до своих последних дней передвигался на
бронированной версии лимузина — ЗиС-115. Этот автомобиль массой 4,3 тонны мог
развивать до 120 км/ч благодаря двигателю мощностью в 162 лошадиные силы.
Технические характеристики военного грузовика
Длительную эксплуатацию ЗИЛ 131 и возможность разработки большого количества модификаций позволили следующие технические параметры автомашины:
1. Двигатель ЗИЛ 131;
- тип – четырехтактный бензиновый,
- количество цилиндров – 8 шт., с V-образным расположением под углом 90 градусов,
- вариант охлаждения – жидкостный,
- объем – 6,0 л,
- мощность – 150,0 л. с.
2. Привод – полный (6х6).
3. Грузоподъемность;
- по дорогам с твердым покрытием – 5,0 т,
- по грунту и пересеченной местности – 3,5 т,
- буксируемого прицепа – 4,0 т.
4. Размеры бортового грузовика;
- колесная база – 3,35 м,
- длина – 7,04 м,
- ширина – 2,50 м,
- высота – 2,48 м,
- клиренс – 0,33 м.
5. Габариты платформы;
- длина – 3,60 м.
- ширина – 2,32 м.
- высота – 0,57 м.
6. Радиус поворота – 10,2 м.
7. Расход топлива – 40 л/100 км.
8. Тип топлива бензин – А76
9. Запас хода – 850,0 км.
10. Размер топливного бака – 170,0 л (2 шт.).
11. Наибольшая скорость – 80 км/ч.
12. Трансмиссия;
- сцепление – однодисковое сухое,
- МКПП – пятиступенчатая,
- ведущий привод для среднего и заднего моста – прямой проходной,
- раздаточная коробка – двухступенчатая,
- типоразмер автошин – 12,00-20″.
13. Проходимость;
- брод – до 1,4 м,
- подъем – 30 градусов.
Технические характеристики
Двигатель | ЗИЛ-5081 |
Количество цилиндров | 8 |
Расположение цилиндров | V-образное под углом 90о |
Количество тактов | 4 |
Диаметр цилиндра | 100 мм |
Ход поршня | 95 мм |
Объем двигателя | 5,97 л |
Степень сжатия | 6,5 |
Мощность в киловаттах | 110,3 |
Мощность двигателя в лошадиных силах | 150 |
Максимальный крутящий момент | 410 Ньютон метров |
Максимальная скорость | 85 км/ч |
Максимальная скорость в составе автопоезда | 75 км/ч |
Тип охлаждения | Жидкостное |
Тип топлива | Бензин А-76* |
Расход топлива для автомобиля# | 35 литров на 100 км |
Расход топлива в составе автопоезда# | 47 литров на 100 км |
*Также подходят и большие октановые числа.
#Представленные числа являются среднестатистическими.
Двигатель
Так как, в первую очередь, машина создавалась с целью покорять бездорожье, силовой агрегат должен был быть достаточно мощным. Карбюраторный ЗИЛ-5081 отлично для этого подошел, учитывая, что специально для данной машины и разрабатывался.
Трансмиссия
Тип сцепления | 24 |
Тип коробки переключения передач | 182ЭМ/6СТ-132ЭМ |
Количество ступеней | |
Синхронизаторы | |
Тип раздаточной коробки | |
Передаточное число раздаточной коробки | |
Первая ступень | 2,08:1 |
Вторая ступень | 1:1 |
Тип главной передачи | Двойная |
Передаточное число главной передачи | 7,339:1 |
Привод задних мостов | Последовательный проходной |
Диск сцепления снабжался демпферными пружинами для смягчения перехода ступеней КПП. Главным отличием от ЗИЛ-157 был доступ только к двум задним мостам, передний включался автоматически специальным электропневматическим приводом.
Габариты
Размеры автомобиля | |
Длина | 7 040 мм |
Ширина | 2 500 мм |
Высота | 2 480 мм |
Размеры платформы | |
Длинна | 3 600 мм |
Ширина | 2 322 мм |
Высота | 346 мм |
Высота с учетом тента | 569 мм |
Погрузочная высота | 1 430 мм |
Колесная база | 3 350 мм |
Дорожный просвет | 330 мм |
Передняя колея | 1 820 мм |
Колея задних колес обоих мостов | 1 820 мм |
Колесная база | 6х6 |
Наружный радиус поворота | 10,2 м |
Размер шин | 12,00-12 |
Преодолеваемый брод | 1,4 м |
Преодолеваемый подъем | 30о |
Длинна лебедки | 50 м |
Грузоподъемность | |
По шоссе | 5 000 кг |
По грунту | 3 500 кг |
Вес буксируемого прицепа | 4 000 кг |
Вес в полном снаряжении | 10 425 кг |
- 4×2
- 4×4
- 6х2
- 6×4
- 6×6
- 8х2
- 8х4
- 8х6
- 8х8
Подвеска
Подвеска спереди зависимая, работающая на двух рессорах со скользящими задними концами. Также использованы амортизаторы. Что касается задней подвески, то здесь балансирная, на двух рессорах с шестью штангами. Тормоза представлены системой на основе барабанных механизмов и пневматического, а также механического привода.
Электросистема
Значительной особенностью стала проработка герметизация и изоляция. В базовых версиях вся система экранизирована и бесконтактно-транзисторная, что обеспечивает хорошую работу, даже, в самых сложным климатических условиях.
Соответственно, экраны сводили к минимуму наличие помех при зажигании, а герметизация обеспечивала стойкость контактов от замыканий во время преодоления брода. Приборы работали от аккумулятора общей мощностью 12В и специального генератора.
Кабина
Кабина автомобилей ЗИЛ-433360 — цельнометаллическая, трёхместная, с целым панорамным неоткрывающимся стеклом ветрового окна типа «Триплекс».
Двери кабины имеют спускающиеся стекла и поворотные стекла форточки. Подъем стекол дверей и надежная их фиксация в поднятом положении осуществляются однорычажными стеклоподъемниками.
Двери кабины, левая и правая, имеют замки, открывающиеся снаружи ключом, а изнутри ручкой. Стопор замка в нижнем положении блокирует открытие дверей снаружи.
Для открытия поворотной форточки двери необходимо повернуть ручку-запор, нажав предварительно на ее кнопку. Стеклоочиститель ветрового окна кабины с электроприводом. Сиденье водителя снабжено механизмом подрессоривания с регулировкой жесткости в зависимости от веса водитель перед посадкой на сиденье необходимо вращением ручки 2 установить указатель 3 против цифры на шкале, соответствующей весу водителя. Подвеска может быть заблокирована, при этом сиденье фиксируется в единственном (по высоте) положении.
Регулировкой предусмотрено несколько фиксированных положений спинки и подушки сиденья. Отопитель кабины предназначен для подачи тёплого воздуха в Кабину и обогрева стекла ветрового окна в случае его замерзания. Оперение автомобиля — интегрального типа, откидывается в перед.
Достоинства и недостатки
ЗИЛ 131 выпускался с 1966 по 1994 года на автозаводе имени Лихачева. За этот период создано практически один миллион экземпляров, что говорит о достаточно больших достоинствах этого грузового автомобиля. На основании многочисленных отзывов водителей, а затем и владельцев этой модели можно выделить следующие преимущества:
- высокую проходимость;
- многофункциональность;
- общую надежность;
- ремонтопригодность за счет широкой унификации и простой конструкции, позволяющая, например, выполнять ремонт двигателя ЗИЛ 131 по схемам и даже по фото;
- возможность изменения давления в колесах;
- устойчивость на любых дорогах;
- качественное рулевое управление;
- надежную ходовую часть;
- эффективные тормоза.
Кроме того, необходимо отметить, что в довольно большом количестве отзывов отмечается качественная сборка автомашины на заводе, что не совсем характерно для отечественного автопрома и, наверное, такой факт связан с военным назначением грузовика.
На основании рассмотрения уже указанных отзывов следует отразить основные недостатки ЗИЛ 131.
- Главным является неимоверный, по нынешнем временам, расход топлива. На перевозку 6,0 т груза он составляет 40 л/100 км. Это данные при движении по трассам с твердым покрытием, на грунтовых дорогах расход увеличивается практически до 50 л.
- Некачественная шумоизоляция и недостаточная виброзащита кабины усложняют управление автомобилем, прежде всего при работе силового агрегата в условиях максимальной мощности и высокой скорости движения ЗИЛ 131.
- Слабая противокоррозионная защита кабины, явно несоответствующая требования автомобиля, эксплуатирующего в тяжелых дорожных условиях.
- Сложный запуск двигателя в холодный период времени, связанный с использованием низкооктанового топлива А76.
- Недостаточное качество резинотехнических сальников в мостах, приводящее к утечке трансмиссионной жидкости из картеров.
Несмотря на указанные недостатки, и в первую очередь малую экономичность перевозок, автомобили ЗИЛ 131 и сейчас эксплуатируются в районах, где главным фактором для грузовика является его уверенная проходимость.
Кабина Зил 131
Этот грузовой автомобиль для военного использования имеет капотную компоновку. Кабина выполнена полностью из металла. Она способна вместить в себя двух пассажиров кроме водителя. Конструкцию кабины разработчики скопировали со 130-й модели. Однако, военные, для которых, собственно, и создавалась машина остались недовольны конструкцией крыльев, а также решеткой радиатора.
Конструкторы пошли на установку более простой кабины от опытной модели ЗИЛ 165. В те года дизайн этой кабины считался практически революционным. Кстати, дизайн кабины практически не менялся. По внешнему виду машина и сейчас выглядит вполне внушительно. Особенно, если сравнивать ее с ЗИЛ 157. 131 отличается более высокой комфортностью. Также создатели добавили в конструкцию панорамное стекло. Оно состояло из двух частей и значительно улучшало обзор дорожной ситуации.
Кабина ЗИЛ 131 — фото
Фото спидометра ЗИЛ 131
Примечания[ | ]
- Энциклопедия Забайкалья
- Виноградов Александр . ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика(неопр.) .За рулём . Дата обращения 26 июля 2020.
- Годы и факты // «За рулём», № 11, ноябрь 1967. Стр. 19
- Двухмиллионный ЗИЛ-130 // журнал «Автомобильный транспорт», № 7, 1982. (3-я страница обложки)
- На конвейере — 30 лет // журнал «Автомобильная промышленность», № 11, 1994. Стр. 33-34
- ЗИЛ с читинского конвейера // «За рулём», № 7, 1975. Стр. 7
- Л. М. Шугуров. 3 // Автомобили России. — Москва: ИЛБИ, 1998. — С. 167. — 240 с. — (Клуб фанатов техники). — 3000 экз. — ISBN 5-87483-052-9.
- В. Васильев «Стотридцатому» 50 лет. ЗИЛ-130 – полвека в истории.(неопр.) . Грузовик Пресс (декабрь 2006). Дата обращения 27 июля 2017.
- ЗИЛ В-1 «Витязь»
Урал-4320
Еще один легендарный советский грузовик повышенной проходимости, производство которого было начато в 1977 на Уральском автозаводе в Миассе. Производство Урал-4320 осуществляется по настоящее время. Грузовик имеет колесную формулу 6х6 и тяговитый дизельный двигатель ЯМЗ 230 мощностью 312 л.с. Грузоподъемность автомобиля составляет 6855 кг. Полная масса буксируемого прицепа составляет 11 500 кг.
В 1996 году был начат выпуск облегченного двухосного (4х4) 4,2-тонного грузовика Урал-43206, конструктивно полностью идентичного трехосному Урал-4320. Кроме того, на совместном производстве СП «УралАЗ-ИВЕКО» на модель 4320 мелкосерийно устанавливают бескапотную кабину типа Iveco «P».
К основным модификациям автомобиля Урал-4320 относятся: длиннобазный вариант, вариант с усиленной передней подвеской, трубоплетевозный тягач, седельный тягач, с колесной формулой 4х4. Эти модификации могут быть выполнены с различными вариантами кабины и оперения. Кроме того, на базе шасси Урал-4320 изготавливают несколько видов бронированных автомобилей многоцелевого назначения. Среди них можно назвать — Урал-4320-09-31, Casspir Mk6, Урал-4320ВВ.

Эта тема закрыта для публикации ответов.